text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе

  • 11 ноября 2017
  • 12915
Формирование картотеки КГН в старшей группе с целями по ФГОС способствует ведению результативной воспитательно-образовательной работы в старшей группе, позволяет сформировать у детей круг положительных привычек и укрепить их здоровье.

Скачать картотеку культурно-гигиенических навыков в старшей группе по месяцам
Скачать в .docx

Привитие культурно-гигиенических навыков (далее — КГН) дошкольникам является обязательной составляющей современного воспитательного процесса. Формирование картотеки КГН в старшей группе с целями по ФГОС позволяет воспитателю решить ряд приоритетных задач:

  • обеспечить последовательную, систематическую деятельность, направленную на приобщение малышей к обязательному выполнению гигиенических норм и правил поведения в обществе;
  • составить поэтапный план формирования у детей полезных привычек на основе навыков;
  • реализовывать различные педагогические методы и приемы с целью достижения поставленных результатов, фиксируя наиболее действенные для составления личной методической копилки.
Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Привитие КГН в старшей группе: составление картотеки с целями по ФГОС

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС

Процесс культурно-гигиенического воспитания для дошкольников является привычной практикой, которая реализуется во время тематических занятий и режимных моментов.

ЗОЖ

Разработка программы формирования экологической культуры и ЗОЖ

 

Отвечает Сергей Курганский, директор департамента образовательных программ Международной академии качества и маркетинга, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Российской Федерации

В этом возрасте воспитанники уже хорошо освоили базовые умения, необходимые для защиты здоровья и успешной социальной адаптации. Поэтому педагогам дошкольного образования бывает сложно определить границы содержания педработы по привитию КГН в старшей группе детского сада, и составление картотеки с целями в соответствии с ФГОС способствует повышению эффективности процесса воспитания малышей в средней, старшей и подготовительных группах ДОУ.

Объем КГН для старшей группы по ФГОС определяется следующими требованиями к детям:

  1. Самостоятельно и при содействии взрослых поддерживать личную гигиену, опрятность одежды и прически.
  2. Закрепить умение переодеваться, застилать постель и убирать игрушки, складывать личные вещи.
  3. Уверенно пользоваться столовыми приборами, соблюдать нормы поведения во время принятия пищи.
  4. Соблюдать правила игры в детском коллективе, не только в ДОУ, но и за его пределами.
  5. Уметь идентифицировать хорошее (одобряемое социумом) и плохое поведение, высоко оценивать нравственно-волевые качества, соблюдать общепринятые правила поведения на улице, в общественных местах, транспорте.
  6. Освоить понятие дружбы, взаимопомощи и взаимоподдержки.
  7. Проявлять уважение к старшим по возрасту.
  8. Продолжать осваивать нормы культурного общения и применять полученные навыки.
  9. Проявлять социально активную жизненную позицию, учиться высказывать свое мнение и аргументировано отстаивать его, уважительно воспринимать мнение других детей и взрослых.

Скачать картотеку культурно-гигиенических навыков в старшей группе по месяцам
Скачать в .docx

Режимные моменты и тематические занятия Порядок формирования культурно-гигиенических навыков в старшей группе Методические и дидактические приемы
сентябрь-ноябрь декабрь-февраль март-май июнь-август
Принятие пищи. Закреплять умение правильно держать вилку во время приема  пищи разной плотности и консистенции(без  перекладывания прибора из правой руки в левую и обратно), сформировать навыки владения столовым  ножом (отрезание кусочков пищи, намазывание масла на кусочек хлеба). Формировать умение правильно кушать вторые блюда (с использованием  вилки и ножа), пользоваться салфетками. Продолжать работу над формированием умений воспитанников корректно использовать столовые приборы во время принятия твердой пищи, жевать тщательно, не спеша и не разговаривая, с закрытым ртом. Формировать привычку использовать столовые приборы по назначению,  удерживать их над тарелкой во время еды и класть на тарелку после окончания  приема пищи, использовать салфетки по мере необходимости. Беседы «Вспомним правила владения ножом и вилкой»,  «Едим вторые блюда по правилам», «Культура поведения за обеденным столом», чтение тематической  литературы (сказок «Спор вилки и ложки», притчи  Л. Толстого «Дурак и нож», стихотворения О. Григорьева «Варенье»), упражнения «Как вести себя за столом», «Кушаем культурно», сюжетно-ролевые игры  «Я в кафе», «Меня пригласили на праздник».
Одевание и раздевание. Сформировать привычку раздеваться в озвученной воспитателем последовательности, аккуратно размещать вещи в шкафу или тумбочке,  актуализировать навык завязывания шнурков на обуви. Развить умение бережного использования разного вида фурнитуры. Мотивировать детей совершенствовать умение развешивать предметы гардероба на стуле, определяться в определенности, без помощи родителей и воспитателя поддерживать порядок в своем шкафчике. Продолжать воспитательно-образовательную работу над закреплением  навыков самообслуживания. Учить детей выворачивать снятую одежду налицо и  расправлять рукава, развешивать предметы гардероба перед тем, как лечь спать,  аккуратно ставить обувь, бережно обращаться с различными элементами  фурнитуры. Закреплять навыки оказания взаимопомощи в группе при  одевании (расправить воротник, помочь надеть капюшон), поддержания чистоты в личном шкафчике. Развивать у воспитанников снимать и одевать одежду  быстро. Беседы «Как навести порядок в шкафчике», упражнения «Кто быстрее сложит одежду правильно», «Плановая уборка в шкафчике», подготовка  инсценировки «Маша-растеряша», чтение тематической литературы (рассказы И.  Бурсова «Галоши», С. Михалкова «Все сам», Я. Акима «Неумейка», М. Зощенко «Глупая  история»), коллективные игры-соревнования «У кого в шкафу порядок», «Кто  самый аккуратный», «Кто оденется быстрее всех».
Умывание лица, поддержание опрятности. Актуализировать навыки умывания (ополоснуть лицо,  намылить руки до образования пены и аккуратно провести ими по лицу, смыть мыло, насухо вытереться личным полотенцем). Закрепить умение следить за состоянием прически, своевременно использовать салфетки для очищения носа. Продолжить работу над закреплением навыков умывания, учить воспитанников вытираться насухо, разворачивая полотенце в  ладошках на достаточную длину. Закреплять привычку умывать лицо быстро и аккуратно, соблюдать порядок в ванной комнате, мыть руки с мылом после посещения  туалета. Формировать у детей устойчивую привычку следить за  чистотой тела и опрятностью внешнего вида, мыть руки с мылом после каждого  посещения туалетной комнаты. Беседы «Почему микробы опасны для нас», «Как нужно  правильно умываться», «Чистые руки — залог здоровья», чтение тематической  литературы (отрывки из «Мойдодыра» К. Чуковского, сказки «Про Витю-грязнулю»,  стихотворения А. Барто и П. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Да  здравствует мыло душистое...»), дидактическое упражнение «У того полотенце  чистое, кто умывается правильно», «Моем руки старательно».
Содержание в порядке кровати, одежды и обуви. Закрепить умение аккуратно застилать кровать (расправлять простыню, разравнивать одеяло, застилать покрывало). Формировать навыки по уходу за одеждой и обувью в случае их загрязнения. Продолжать учить воспитанников следить за состоянием своей одежды, своевременно протирать обувь. Формирование у малышей умение пришивать к одежде пуговицы. Приобщение к процедуре смены постельного  белья.
 
Закреплять привычку следить за своим внешним видом и видом товарищей по группе во время подготовки к прогулке (при необходимости тактично напоминать о  неопрятности), формировать навыки смены постельного белья (самостоятельно застилать  простынь, менять наволочку, с помощью взрослого — менять пододеяльник). Совершенствовать умения чистить и сушить одежду, обувь, поддерживать внешний вид в порядке, в том числе после активных игр  и сна, самостоятельно застилать постель после тихого часа. Учить детей  пришивать петли. Беседы «Вспомним, как правильно застилать кровать»,  «Учимся заботиться об одежде и обуви», «От чистоты зависит наше здоровье», чтение  тематической литературы, упражнения «Помоги другу», «Самый опрятный», продуктивная деятельность (оказание помощи младшему воспитателю при плановой смене постельного белья, шитье одежды для кукол).

Условия воспитания культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе: умывание

Формирование способностей ребенка к самообслуживанию и следованию культурным нормам общества закладывается задолго до поступления в детский сад, еще в раннем возрасте. Система воспитания культурно-гигиенических навыков в старшей группе является лишь частью образовательного комплекса, который реализуется во время общения малыша с родителями и членами семьи, пребывания в общественных местах. С первых дней взросления ребенок наблюдает стереотипы поведения (потребление пищи с помощью столовых приборов, соблюдение гигиенических норм), которые позже становятся основой для формирования сознательных навыков привычного поведения.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО

  • продолжительность – 72 часа (срок обучения 2 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Педагогам дошкольного образования важно понимать, что целью работы над закреплением культурно-гигиенических навыков в старшей группе является формирование правильных привычек — «ритуалов», которые ребенок выполняет практически бессознательно, в обязательном порядке, без дополнительных напоминаний. Благодаря воздействию со стороны мам и пап, воспитателей на момент достижения пятилетнего возраста малыши научились мыть руки и умываться, следить за своей одеждой, следовать правилам поведения за столом, но эти умения являются неустойчивыми. Нередки ситуации, когда дошколята забывают или ленятся мыть руки перед принятием пищи, наводить порядок в своем шкафчике, заправлять постель. Систематическое закрепление ранее разученных навыков позволяет сформировать у детей положительный опыт решения бытовых задач и выработать стойкие привычки, которые, в свою очередь, станут базой для повышения культурного и эстетического уровня в будущем.

Для формирования культурно-гигиенических навыков в старшей группе необходимо создать условия, отвечающие требованиям ФГОС:

  1. Создание правильных примеров. Воспитатели и младший педагогический персонал обязаны выполнять правила, озвучиваемые детям и ежедневно демонстрировать положительный пример. Для достижения результата необходимо проводить личные консультации, беседы с представителями семей для согласования единой воспитательной тактики. Педагоги ДОУ должны донести до родителей, что перевоспитать в ребенке привычки гораздо сложнее, чем привить новые.
  2. Обеспечение комфортных условий для выполнения культурно-гигиенических требований. Оснащение умывальных и туалетных комнат, размер мебели практически во всех детских садах соответствует возрасту воспитанников, но об отдельных моментах, необходимых для привития КГН, нужно позаботиться воспитателю. Обеспечение бумажными салфетками или носовыми платками, наличие столовых ножей для намазывания масла на хлеб — эти и многие другие нюансы следует продумать заранее, а также проинформировать родителей о важности обеспечения свободного доступа малыша к безопасным средствам личной гигиены.
  3. Привлечение внимания воспитанников к оснащению, необходимому для формирования КГН, через декорирование мебели и отдельных предметов в группе. Яркие цветовые решения, наклейки, игрушки помогают актуализировать внимание детей старшей группы на отдельных предметах интерьера и создать своеобразные «якоря» — напоминалки, помогающие формировать правильные привычки. Благодаря наклейкам малыши безошибочно находят свои шкафчики и индивидуальные полотенца, а тематическая картинка возле умывальника служит подсказкой при мытье рук или умывании лица.
  4. Строгое соблюдение режима дня в ДОУ.
  5. Закрепление культурно-гигиенических привычек систематически, независимо от места пребывания дошколят.
  6. Учет индивидуальных особенностей, оказание помощи воспитанникам, которые в силу разных причин не могут освоить отдельные нормы поведения и навыки самообслуживания.

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе: одевание

Составление картотеки культурно-гигиенических навыков в старшей группе

Составление личного методического пособия для воспитателя в вопросах культурно-гигиенического воспитания старших дошкольников предусматривает проведение обширной работы, результаты которой станут опорой при определении педагогической тактики и использоваться на протяжении из года в год. Формирование картотеки культурно-гигиенических навыков в старшей группе — документа с указанием целей и задач, практическими рекомендациями — выполняется согласно  утвержденному алгоритму:

  1. Проработать рабочую программу на предмет указания культурно-гигиенических навыков, которыми необходимо овладеть  воспитанникам старшей группы.
  2. Запланировать педагогическую работу по  закреплению КГН понедельно.
  3. Выбрать методические приемы (беседы, упражнения, игры), направленные на закрепление правильных привычек у малышей.
  4. Указать цели дидактической и игровой деятельности, необходимый для их проведения инвентарь.
  5. После проведения запланированных видов активности зафиксировать результаты, при необходимости — внести изменения в картотеку.

Составление картотеки культурно-гигиенических навыков будет способствовать ведению результативной воспитательно-образовательной  работы в старшей группе, позволит сформировать у детей круг положительных привычек и укрепить их здоровье, сделать ощутимый вклад в воспитание самостоятельных, социально активных личностей.

Читать еще по теме:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.