Сценарий установочного педсовета в ДОУ в нетрадиционной форме

510

В начале нового учебного года во всех дошкольных образовательных организациях традиционно проводятся собрания педагогов. С целью повышения внимания сотрудников детского сада к данному мероприятию рекомендуется организовать установочный педсовет в ДОУ в нетрадиционной форме, который позволит решить ряд важных задач:

  • ознакомить педработников с итогами деятельности организации за летний период;
  • выявить актуальный уровень профессиональной подготовленности воспитателей по приоритетным образовательным областям;
  • утвердить план деятельности детского сада на календарный год;
  • обеспечить практическую поддержку педагогов дошкольного образования по интересующим их вопросам, создать условия для взаимопомощи и взаимоподдержки.

Установочный педсовет в ДОУ в нетрадиционной форме: варианты сценариев

Низкая мотивация детей и их родителей к участию в массовых мероприятиях — проблема, хорошо знакомая многим воспитателям. Но с подобным отношением часто сталкиваются и старшие педагогические работники, методисты, заместители заведующих детских садов при организации установочных и итоговых педсоветов, ход ведения которых часто не меняется годами. Проведение по заранее разработанному сценарию установочного педсовета в ДОУ в нетрадиционной форме — интересной формы коллективной педагогической работы, позволяющей актуализировать знания и поделиться опытом практической педагогической деятельности — поможет повысить заинтересованность педагогов и наметить пути решения актуальных проблем.

Установочный педсовет «Новый учебный год на пороге ДОУ»

Скачать сценарий установочного педсовета «Новый учебный год на пороге ДОУ»
Скачать в .docx


Выделяют три формы установочного педсовета в дошкольном учреждении:

  1. Традиционная, основанная на использовании официального плана и шаблонных формулировок. Большинство воспитателей, имеющие большой опыт педпрактики, признаются в опросах, что подобные виды коллективной активности редко приносят практическую пользу, а потому расцениваются ими как трата времени.
  2. Стандартная с включением новаторских решений, предусматривающая дополнение типового сценария педсовета разными видами активности для педработников: деловыми играми, конкурсами.
  3. Нетрадиционная, при реализации которой сохраняют только базовые элементы традиционного педсовета: постановку проблемы и совместный поиск ее решения.

Популярные нетрадиционные формы установочного педсовета в ДОУ

Скачать таблицу популярных нетрадиционных форм установочного педсовета в ДОУ
Скачать в .docx

Название Особенности проведения
Деловая игра

Деловые игры для воспитателей требуют подготовки. Для начала выбирается актуальная тема (например, подведение итогов летней оздоровительной деятельности, анализ готовности детского сада к новому учебному году в рамках запуска новой экспериментальной площадки), участники разделяются на группы, каждая из которых готовит тезисы или иллюстрации по отдельному аспекту рассматриваемого вопроса. Так, в рамках анализа работы ДОУ в летний период можно рассмотреть проведенную деятельность по разным направлениям: физкультурно-оздоровительному развитию, нравственному и патриотическому воспитанию.

Во время педсовета в нетрадиционной форме каждая группа представляет заданную тематику, а другие участники оценивают тезисы, указывают на сильные и слабые стороны активности по данному направлению, предлагают улучшения, которые необходимо внедрить для получения оптимальных результатов.

Создание ситуативных эскизов

В соответствии с данной формой активности перед воспитателями на протяжении нетрадиционного установочного мероприятия ставятся различные практические задачи, требующие решения (разработка плана воспитательной работы на учебный год, выбор оптимальных методов обучения и воспитания). Для вовлечения в консультативную деятельность всех членов педагогического коллектива, а не только активистов, можно предложить следующие задания:

  • предложить выход из ситуации, представленной на иллюстрации (воспитателям на рассмотрение поочередно выдаются картинки, на которых изображены различные эпизоды педпрактики);
  • выполнить упражнения в составе рабочих групп (наметить приоритетные направления работы по образовательному направлению, составить предварительный план деятельности по нравственному или патриотическому воспитанию на месяц);
  • оценить утвержденные планы (например, годовой план работы ДОУ) и дать свою оценку.
Дискуссия Ведение дискуссии помогает принять во внимание мнение всех членов педагогического коллектива при разработке важных документов: учебного плана, плана кружковой активности. При спонтанном обсуждении далеко не все педработники спешат высказать свое мнение, но если дискуссия является подготовленной, то обмен мнениями будет иметь продуктивный характер.
Научно-практическая конференция Для проведения собрания в нетрадиционной также требуется тщательная подготовка. В качестве основы педсовета выбирается проблемная тема (например, меры по внедрению ФГОС в новом учебном году), по которой формируется ряд тезисов. Ведущий во время сбора озвучивает тезисы, каждый из которых педработники иллюстрируют заранее подготовленными примерами из своего опыта. Это позволяет определить оптимальный вариант действий в той или иной образовательной ситуации, перенять педагогический опыт коллег.
Творческий отчет Право подготовки и представления творческого отчета обычно передается одному или нескольким воспитателям, имеющим значительный опыт педпрактики или интересные наработки по конкретному вопросу. На установочном нетрадиционном педсовете можно представить итоги летнего оздоровления (перечислить меры, реализованные с целью сохранения и укрепления здоровья дошколят, особенности формирования предметно-развивающей среды в летнее время, методы взаимодействия с семьями по вопросам оздоровления малышей).
Аукцион Лотами на таком импровизированном аукционе выступают методические разработки по отдельной тематике (летняя оздоровительная работа в группах), которые подготавливает один или несколько педагогов. В течение мероприятия каждая методгруппа представляет свой проект (лот). В финале проводится открытое или анонимное голосование, в ходе которого определяется победитель или победители.
Консилиум Педсовет в такой форме разыгрывается по сценарию, аналогичному тому, когда профессора и опытные врачи собираются для определения оптимальной тактики лечения для тяжелобольного. В данном случае роль пациента выполняет педагогическая или организационная дилемма, для решения которой все члены педагогического коллектива высказывают тезисы и предложения. Педагогам стоит подготовиться, чтобы все высказывания носили практический характер.

Почему установочный педсовет лучше провести в нетрадиционной форме

Понятие «педсовет» подразумевает возможность свободного обмена мнениями в доверительной и комфортной обстановке. На деле мероприятия, проводимые во многих ДОУ, далеки от значения «советоваться, держать совет» из-за официальной, протокольной формы.

Критерии нетрадиционного установочного педсовета в ДОУ

Установочный педсовет — главное организационное событие нового учебного года, которое по сути определяет темп и характер педагогической работы на долгое время. Многие руководители ДОУ стремятся отойти от практики однообразности в проведении коллективных встреч с воспитателями и заместителями, но на деле переломить практику, утверждавшуюся годами, бывает сложно. Начало нового учебного года — отличный повод установить свободные правила общения в рабочем коллективе, сделать решающий шаг, благодаря которому удастся наладить взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество.

Педагогический совет должен стать не просто оплотом для формирования коллективного мнения, навязываемого администрацией подчиненным, а коллегиальным советом, которому присуща полифункциональность. Все стандартные функции педсовета могут и должны быть учтены при подготовке установочного мероприятия в нетрадиционной форме:

  • планово-прогностическая — заключается в корректировке и утверждении планов по ведению воспитательной работы по приоритетным образовательным областям на текущий год;
  • мотивационно-целевая, реализуемая через озвучивание установок для педагогического состава;
  • информационно-аналитическая — базируется на оценке проведенной оздоровительной и сопутствующей деятельности за летний период;
  • диагностическая: определение возможных рисков при внедрении образовательных новаций и коллективная разработка мер, способствующих предупреждению и минимизации нежелательных эпизодов;
  • коммуникационная, которая заключается в налаживании доверительного контакта между членами педколлектива;
  • методическая — обеспечивается через ознакомление коллектива с наработками коллег, новыми методиками организации воспитательного процесса.

Установочный педсовет в ДОУ по ФГОС: модель «Продуктивная игра»

Нетрадиционная модель совета педагогов дошкольного образования, разработанная Бедерхановой В.П., актуальна для использования при необходимости обсуждения проблемной практической задачи и необходимости коллективной корректировки действий, связанных с возникновением данной проблемы. При условии запуска с началом нового календарного года важных событий — старта реализации измененного плана развития детского сада, апробации обучения и воспитания на базе инновационной образовательной площадки — установочный педсовет в ДОУ, соответствующий требованиям ФГОС, идеально впишется в сценарий «продуктивной игры».

Скачать сценарий установочного педсовета в ДОУ по ФГОС: модель «Продуктивная игра»
Скачать в .docx

Этап игры Механизм проведения
Выступление ведущего, в роли которого выступает представитель административного состава. Ведущий уточняет тему, цели и задачи, объясняет правила продуктивной игры и порядок действий участников.
Групповая работа по направлению «негатив». Участники разделяются на ролевые микрогруппы (представители администрации ДОУ, педагогического состава, защитники интересов дошкольников и родителей). Каждый представитель группы или несколько участников отвечают на единый вопрос: «Что вас не устраивает в … (например, плане годовой работы, деятельности инновационной площадки и т.д.)?». Протоколист фиксирует все озвученные идеи.
Групповая экспертная деятельность. Эксперты из числа каждой группы коллективно классифицируют все перечисленные негативные моменты, разделяя их на блоки — это предварительная работа упрощает процесс определения мер по устранению проблем. Также экспертный этап может быть доверен отдельной группе участников, которая выбирается из числа наиболее опытных педработников в начале игры.
Групповая работа над преодолением негатива. На основе озвученных проблем участники продуктивной игры с помощью ведущего вырабатывают установке по обучению и воспитанию на новый учебный год — установки, которые максимально отражают интересы всех сторон образовательных отношений.
Подведение итогов Разработанные рекомендации определяют объем корректив, которые следует внести в локальные акты, установки представителям экспертной группы.

Проведение нетрадиционного собрания в форме продуктивной игры несет не только потенциальную практическую пользу, но и позволяет внести положительные изменения в профессиональное создание специалистов детского сада, выработать положительное отношение к нововведениям и развить практику свободного обмена мыслями в коллективе.

Модель установочного педсовета «Методика анализа ключевых событий»

На пороге нового календарного года очень важно подвести итоги летнего оздоровления, понять, как они сказались на общем процессе воспитания детей, рабочем коллективе, группах и ДОУ в целом. Установочный педсовет может быть подчинен в первую очередь самостоятельной аналитической работе, на основании которой можно сделать выводы на перспективу.

Модель такого мероприятия базируется на необходимости сбора мнения воспитателей о самых важных и ярких событиях, которые имели место в педагогической практике в летний период. Педработникам на педсовете (или в преддверии мероприятия) предлагается заполнить карточки, которые могут зачитываться ведущим и обсуждаться коллективно для формирования общего мнения о качестве проведенного оздоровления.

Карточка для участников педсовета «Самое значимое событие»

Скачать карточку для участников педсовета «Самое значимое событие»
Скачать в .docx

Характеристики события Особенности заполнения карты
Дата
Описание Рекомендуется указать порядок действий в строгой последовательности, которые привели к данному событию.
Предпосылки Перечислить причины, которые привели к развитию события. Указать, возможно ли повторение такого опыта в будущем.
Мысли Следует попросить педагогов раскрыть мысли, которые возникли в момент значимого эпизода и после его окончания, а также на данный момент. Изменилось ли мнение о событии под влиянием временного фактора или осталось прежним?
Чувства, эмоции Важно зафиксировать не только эмоции, которые обуревали участника события не только в момент его развития, но и позднее.
Влияние извне Повлиял ли кто-то на восприятие описанного эпизода? Если да, то кто и почему?
Последствия Вызвал ли значимый эпизод другие события?
Заключение Перечислить выводы, к которым удалось прийти после детального анализа ситуации.

На педсовете в начале года не рекомендуется анализировать негативные события, тем более, что обычно летний оздоровительный период традиционно связан с положительными эмоциями. Но если в коллективе случилось что-то волнующее, вызывающие многочисленные домыслы, лучше детально проанализировать имевший место эпизод и избавиться от негативных переживаний, чтобы начать новый календарный год с хорошим настроем.

Установочный педсовет: «Новый учебный год на пороге ДОУ»

Скачать сценарий установочного педсовета «Новый учебный год на пороге ДОУ»
Скачать в .docx

Педсовет в начале учебного года в нетрадиционной форме устного журнала

Данная форма установочного собрания интересна возможностью привлечь к работе всех участников при сохранении традиционных элементов: поочередному выступлению представителей административного коллектива и педактива. При условии проведения такого педсовета в нетрадиционной форме в начале года по сценарию (смотреть в приложении) руководителю ДОУ будет легко мотивировать педагогический коллектив к достижению высоких результатов профдеятельности в ближайшие месяцы и создать в рабочем коллективе спокойные, доверительные отношения.

Элементы педагогического собрания, проводимого в форме устного журнала

Скачать таблицу элементов педагогического собрания, проводимого в форме устного журнала
Скачать в .docx

Выступающий Содержание выступления
Руководитель ДОУ Вступительное слово, поздравление присутствующих с началом нового учебного года.
Педагог-психолог Проведение практических упражнений, способствующих созданию эмоционального комфортного микроклимата, актуализации внимания педработников на профессиональных задачах. Хорошо, если проводимые упражнения будут эмоционально яркими, запоминающимися, связанными с необходимостью поиска контакта (например, найти сотрудника, соответствующего заданной характеристике, взять кого-то за руку и держать в течение в течение некоторого времени для выполнения поставленной задачи).
Старший воспитатель, старшая медицинская сестра Аналитическая часть педсовета: итоги работы детского сада в летнее время, анализ реализованных оздоровительных мероприятий.
Старший воспитатель Информационный блок: ознакомление педколлектива с годовым планом, приоритетными целями и задачами учебно-воспитательной деятельности.
Коллективно Обсуждение содержания информационного блока, внесение корректив в представленный годовой план деятельности ДОУ.
Руководитель ДОУ Мотивационный блок: зачитывание элементов выступлений специалистов по возрастному развитию, цитат известных педагогов, проведение деловых игр.
Педагог-психолог Рефлексия, подведение итогов.

Темы первого (установочного) педсовета в ДОУ

Определяющей характеристикой протекания совета воспитателей служит информационный повод, ставший причиной коллективного сбора. Тему установочного педсовета в ДОУ (как и итогового) стоит тщательно продумать, поскольку собрание педработников в начале года (как и в конце) является традиционным, обязательным, а в большинстве случаев — и вялотекущим, инертным. Даже уникальная, нетрадиционная форма мероприятия не поможет заинтересовать коллектив, не объединенный общим поиском, идеей, пониманием важности поиска решения.

Установочный педсовет, цель и тематика которого определяется временем проведения, может быть успешно интегрирован с тематическим — эта простая мера гарантирует повышенный интерес со стороны педработников и позволит проработать важные вопросы.

Формы организации установочного педсовета в ДОУ по ФГОС

Рекомендуемая тематика педсоветов, проводимых в начале учебного года:

  1. Требования к современному процессу воспитания дошкольников и пути их реализации.
  2. Отказ от старых традиций организации воспитательного процесса в детском саду: это хорошо или плохо?
  3. Об искусстве понимать дошкольников.
  4. Всегда ли воспитатель — нервная профессия?
  5. Педагогические условия создания ситуаций проблемного обучения в ДОУ.
  6. Трудно ли изменить детский сад?
  7. Изучение личности дошкольника — важное условие оптимизации воспитательного процесса в детском саду.
  8. Организация коллективной деятельности воспитанников.
  9. Умственное воспитание малышей в творческой игре.
  10. Легко ли быть воспитанником нашего детского сада?
  11. Какими качествами должен обладать современный педагог дошкольного образования?

Какая тематика не была бы выбрана в качестве дополнительной, не следует забывать, что первый в году педагогический совет проводится с целью анализа деятельности за летний период, обсуждение и утверждение плана ведения учебно-воспитательной работы на новый учебный год, утверждения годовых задач развития детского сада. Поэтому основная тема мероприятия должна быть не только актуальной, интересной и перспективной, но и не слишком емкой, чтобы в рамках регламента можно было выполнить внедрить все аналитические установки.

Установочный педагогический совет на тему «На пороге нового учебного года»

Скачать сценарий установочного педсовета «На пороге нового учебного года»
Скачать в .docx

Распространенные ошибки при проведении педсовета в ДОУ в начале учебного года

Решение использовать новый подход в проведении педагогических советов еще не является административно инновацией. Путь от идеи до практического воплощения долог, и вряд ли руководитель детского сада вправе ожидать, что педсовет в ДОУ, впервые проведенный в нетрадиционной форме в начале учебного года, будет воспринят с восторгом всеми без исключения членами педколлектива. Знакомство с распространенными ошибками при проведении нетрадиционных педагогических советов позволяет более тщательно подготовиться к экспериментальной форме проведения коллективного сбора и достичь всех поставленных целей.

Чего следует избегать при организации педагогического совета:

  1. Эффекта информационной перегруженности. Установочное собрание проводиться с целью обсуждения приоритетных целевых ориентиров в воспитании, но все озвучиваемые установки должны предварительно тщательно прорабатываться. Независимо от того, в какой форме проводится мероприятие — стандартной или нетрадиционной, — нельзя допускать того, чтобы педагоги бесконечно записывали и пытались запомнить данные обрушившегося на них информационного потока со стороны администрации. Подготовленные наглядные схемы, таблицы, раздаточные пособия помогут акцентировать внимание на ключевой информации и вести плодотворное обсуждение всех волнующих вопросов.
  2. Категорического отказа от традиционных элементов. Открытость всему новому присуща далеко не всем, и данное качество не всегда соотносимо с компетенцией педработника. Чтобы не создавать ситуаций искусственного стресса после летнего расслабленного режима работы, в сценарий нетрадиционного установочного педсовета лучше включить хорошо знакомые опорные элементы: вступительное слово заведующего, коллективное обсуждение наиболее важных организационных моментов, подведение итогов. Такие «маркеры» создают понимание порядка проведения собрания, что способствует плавному переходу от стандартных методик педпрактики с коллективом к более прогрессивным и результативным.
  3. Несогласованность видения реалий работы и перспектив развития детского сада у воспитателей, методистов, представителей административного состава учреждения. Эта проблема скорее является глобальной, но ее элементы могут проявляться на каждом коллективном собрании. Верные признаки — ощущение того, что выступающие на одном педсовете говорят о разных ДОУ, противоречивых фактах, а выступления не соответсвуют программе развития детского сада. Поэтому в структуру нетрадиционного педагогического совета можно и нужно включить заполнение оценочных опросников по обсуждаемой проблеме, а потом сравнить полученные результаты, вывести усредненный балл и корректировать разъяснительную и установочную деятельность в режиме реального времени.

Читать еще по теме:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль