Педсовет в ДОУ по речевому развитию в соответствии с ФГОС

640

С целью усовершенствования организации воспитательного процесса в вопросах улучшения речи дошкольников систематически проводится педсовет по речевому развитию по ФГОС в ДОУ, позволяющий решить ряд актуальных задач:

  • проанализировать условия развития речевых функций малышей в детском саду, наметить способы их усовершенствования;
  • актуализировать знания педагогического состава об эффективных методах речевого воспитания;
  • мотивировать воспитателей обогащать свои знания в области совершенствования связной речи дошкольников;
  • создать в коллективе атмосферу творческого поиска посредством обсуждения инновационных технологий улучшения речевой грамотности дошколят.

Актуальность проведения педсовета в ДОУ по речевому развитию в соответствии с ФГОС

Актуальность развития речи дошкольников в ДОУ

Многие педагоги дошкольного воспитания, методисты, приглашенные специалисты на педсоветах в ДОУ по речевому развитию в соответствии с ФГОС отмечают, что лишь незначительное количество воспитанников детских садов умеют строить грамматически верные, образные, описательные грамматические конструкции, в полной мере выражающие чувства и переживания. Чаще всего речь малышей старших и подготовительных групп отличается односложностью, однообразностью, отсутствием описательных конструкций, сбивчивостью. Во время различных видов активности — игровой, познавательной, продуктивной — дети не способны наладить сотрудничество из-за неумения сформулировать точные вопросы, краткие или развернутые ответы.

Также к частым проблемам, с которыми сталкиваются педагоги дошкольного воспитания, можно отнести нелогичность построения разговора воспитанниками, нарушение последовательности событий в рассказе, неумение использовать интонации и верно распределять смысловую нагрузку, скорректировать темп и громкость высказываний.

Ввиду активного утверждения стандартов ФГОС ДО, предусматривающих и уверенное овладение детьми дошкольного возраста языком как средством передачи мыслей и эмоций в том числе и посредством ведения логопедической работы, педагогам важно выстроить работу в группе таким образом, чтобы систематически обеспечивать:

  1. Активное обогащение словаря дошколят (через изучение неизвестных слов и понятий, совершенствование навыков составления монологов, поддержание диалога).
  2. Утверждение речевой культуры (проведение упражнений, направленных на улучшение фонематического слуха, овладение интонациями, темпом речи).
  3. Знакомство с различными жанрами детской литературы.
  4. Формирование базы для обучения грамоте (стимулирование звуковой активности).

Актуализация методов развития речи дошкольников по ФГОС на педсоветах в ДОУ

Практика проведения мониторинговой деятельности, направленной на определение эффективности реализуемых воспитателями мер по развитию речи дошколят, широко распространена во многих дошкольных образовательных учреждениях. Результаты такой проверки часто обсуждаются на педсоветах по развитию речи в ДОУ по ФГОС — это дает возможность членам педколлектива выявить наиболее действенные методы просветительской работы с учетом индивидуальных особенностей малышей, их возраста, вовлеченности родителей в процесс воспитания.
Обсуждение методов развития речи на педсоветев ДОУ по ФГОС

Во время педсовета важно проанализировать организацию речевого развития на разных уровнях:

  1. Реализация комплекса мер по совершенствованию связной речи в ДОУ (организация развлекательных и познавательных видов деятельности воспитанников разных возрастов).
  2. Работа в группах (проведение индивидуальных и групповых бесед, работа с иллюстративным материалом, интерактивной стеной, знакомство с художественными произведениями).
  3. Просвещение родителей по вопросам овладения ребенком родным языком (информирование о важности общения с ребенком, необходимости обращения к логопеду для устранения артикуляционных дефектов).
  4. Деятельность воспитателя, направленная на повышение уровня речевой грамотности дошколят (обучение личным примером — речь педагога должна быть выразительной, образной, насыщенной описательными элементами и смысловыми интонациями).

Следует напомнить участникам педсовета, что смена роли педагога дошкольного образования — от субъекта передачи знаний до активного участника образовательного процесса, внедряющего концепцию личностно-ориентированного педагогического подхода, — сказалась и на организации речевого развития детворы. В ходе самостоятельного познания мира, сотрудничества со сверстниками и взрослыми навыки коммуникации приобретают еще большее значение, гарантируют всесторонний рост личности. Для достижения требований ФГОС воспитатели должны усилить подготовку к занятиям, чтобы повысить роль воспитанников и стимулировать их к озвучиванию собственного мнения, а также тщательно продумывать вопросы, чтобы снизить количество однозначных, неполных ответов.

В ходе обмена мнениями участники педсовета могут разработать комплекс мер, способствующий стимуляции навыков овладения родной речью в ДОУ (создание проблемных ситуаций, провокаций (имитация непонимания ребенка), оказание педагогической поддержки, разработка проблемных и поисковых моментов и многое другое).

Обсуждение на педсовете инновационных педагогических технологий по развитию речи дошкольников по ФГОС

В соответствии с традиционными педагогическими практиками рассказ взрослого используется как базовый прием овладением русским языком, к сожалению, обладающий низкой эффективностью. Малыши стараются пересказывать слова воспитателя максимально точно, не включают в свои разговоры новые речевые обороты, часто опускают образные и описательные элементы. Поэтому на педсовете по речевому развитию дошкольников по ФГОС актуально представить инновационные технологии педработы по повышению культуры общения детей.

Инновационные педагогические технологии стали неотъемлемой частью современного воспитательного процесса. При грамотном использовании они помогают значительно повысить эффективность обучения, наметить перспективные пути взаимодействия с детским коллективом. Инновационные решения объединяют традиционные и новаторские педагогические элементы — это позволяет изменять или полностью перестраивать методы обучения детей в группах.

Скачать таблицу инновационных приемов речевого развития
Скачать в .docx

Технологии речевого развития Реализация Особенности
Метод проектов

Виды проектов, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста:

  • монопроекты, затрагивающие одну образовательную область;
  • интегрированные, в рамках которых решаются образовательные задачи разной направленности.

Проектная деятельность должна быть направлена на формирование интереса к художественной литературе, творческому слову, привитию навыков по формированию связных, логических высказываний, совершенствование навыков ведения диалога, освоение принципов культурного ведения спора.

Организация проектной деятельности выполняется с учетом возрастных особенностей:

  • воспитанникам младшей группы будут интересны монопроекты, посвященные отдельным образовательным ситуациям (например, знакомство с домашними животными);
  • дети, посещающие среднюю группу, могут участвовать в простых экспериментах, выполнять задания небольшими группами (темы для проектов: «Зачем нужна посуда?», «Виды транспорта», «Как люди узнают время?»);
  • ребята старшего дошкольного возраста интересуются различными областями знаний, вопросами социальной адаптации. Им наверняка понравятся проекты, затрагивающие вопросы защиты природы, дружбы, взаимопомощи.

Проекты могут быть посвящены празднованию знаменательных дат. Так, в преддверии Дня космонавтики детки в рамках проектной деятельности могут узнать неизвестное о космосе и планетах.

Технология портфолио Оформление личного портфолио основывается на указании индивидуальных достижений ребенка:
  • физических особенностей («Я расту)»;
  • умений («Мои достижения», «Прочитанные книги», «Расскажу я вам стихи»);
  • положительных впечатлений и эмоций («Мои фантазии и мечты»);
  • наград и творческих успехов («Грани таланта», «Умелые ручки»);
  • подготовке к школе («Скоро я пойду в первый класс»);
  • забавных шалостей («Моя семья и я»).
Разделы портфолио заполняются последовательно, расширяются в соответствии со сменой увлечений.
Исследовательская активность Самостоятельная исследовательская деятельность оставляет глубокий след в памяти малыша и способствует активному расширению словарного запаса. Проведение простых опытов (например, топление кусочка льда в стакане с водой, проращивание семян) вызывают значительный эмоциональный отклик, связанный с накоплением личного жизненного опыта и формированием понятийного словаря. При необходимости пересказа акта исследовательской деятельности ребенок снова переживает яркие моменты, вспоминает последовательность событий, а потому формируемое высказывание отличается логичностью, ясностью, высокой образностью, согласованностью.    Ведение исследовательской деятельности невозможно без постановки проблемы и выводов, объяснений своих действий. В ходе ведения исследований дети учатся выстраивать сложные типы высказываний, собственные суждения и логически отстаивать их в споре. Это позволяет дошколятам выйти на более совершенный уровень коммуникации.
Коллекционирование Составление коллекций способствует расширению активного словарного запаса, закрепление в речи пониманий между прошлым, настоящим и будущим (понимание времен глаголов). Работа с коллекциями также может строиться на придумывании «историй» предметов: кто и зачем их создал, как ими пользовались и как оказались в коллекции группы.
Игровые технологии К коммуникативным игровым технологиям относятся:
  • артикуляционные игры;
  • упражнения на улучшение речевого дыхания;
  • решение задач по улучшению фонематического восприятия;
  • подвижные игры с текстом;
  • пальчиковые игры.
Проведение игры со словами позволяет малышам отработать схемы построения различных коммуникативных конструкций, научиться расширять самые простые предложения эпитетами, сравнениями, образными дополнениями, составлять иллюстрации к текстам, чтобы облегчить их пересказ, воплощать фантазии в слова.
Технологии ИКТ Использование персональных компьютеров, графических досок, планшетов и любых других игровых комплексов помогает расширить методы овладения родным языком, создать атмосферу общения «на равных», способствующую коммуникативной свободе. Наряду с компьютерными играми широко практикуется использование в качестве наглядного материала презентаций, воспроизводимых на ПК.
Технология проблемного обучения

Создание воспитателем, который в данном случае выступает организатором образовательных отношений, проблемных ситуаций создает оптимальные условия для активной коммуникации детей. Проблемные образовательные моменты создаются посредством использования вопросительных наречий (почему? зачем?), требующих использования воспитанником уже усвоенных знаний для формирования связного высказывания.

Например, для ответа на вопрос «Что случится, если в сказке появиться новый герой?» ребенку потребуется задействовать не только логику, но и вспомнить опыт прослушивания или прочтения разных сказок для формирования аргументированного высказывания.

Для быстрого включения проблемных ситуаций в воспитательный процесс педработникам рекомендуется создать личную картотеку с заготовками.

Также в ДОУ находят широкое распространение инновационные методы речевого развития, обеспечивающие знакомство с новыми понятиями, явлениями через создание ярких, эмоциональных образов на подсознательном уровне, а также гарантирующие всестороннее развитие дошколят.

  • Аква-гимнастика — усовершенствованный вариант традиционной пальчиковой гимнастики и сенсорной игры. Хорошо известно, что речевые способности детей зависят от сформированности мелкой моторики: выполнение простых упражнений пальчиками развивает навык запоминания, фантазию и творческие способности, создает предпосылки для успешного овладения письмом. Водная гимнастика должна сочетать растяжение, сжатие и расслабление кисти рук — благодаря этому малыши могут постепенно проработать каждый пальчик. Выполнение упражнений обязательно сопровождается проговариванием короткого стиха — это способствует легкому запоминанию стихотворных форм и улучшению образного мышления.
  • Биоэнергопластика — метод, основанный на сочетании движений кистей рук и разработке артикуляционного аппарата. Одновременная стимуляция мозговых центров, отвечающих за мелкую моторику и речевую активность (они находятся в непосредственной близости), позволяет улучшить детскую речь, повысить внимание и способность к быстрому запоминанию, скорректировать звукопроизношение. Согласно принципам биоэнергопластики, упражнения следует выполнять сначала одной рукой, потом — второй, а в конце — обеими, синхронно. При этом важно, чтобы движения были плавными, размеренными и дополнялись разработкой артикуляционного аппарата (открытие и закрытие рта, вытяжение губ трубочкой и т.д.).
  • Выполнение кинезиологических упражнений. Кинезиология, которую часто называют «гимнастикой для мозга», базируется на сочетании различных упражнений — они объединяют разнотипные движения рук, выполняются в высоком темпе, а потому обеспечивают активную стимуляцию мозговой активности. Последовательное включение центров крупной и мелкой моторики, которое обеспечивается во время организации досуга детей по принципам кинезиологии, помогает повысить речевую деятельность, внимательность, понимание причинно-следственных связей, что благотворно сказывается на улучшении логического мышления.

Анализ преимуществ мнемотехники в ДОУ на педсовете по речевому развитию

На педсовете по речевому развитию в ДОУ, которое проводится в соответствии с требованиями ФГОС, воспитатели часто поднимают вопрос о трудностях, возникающих у детей при запоминании различной информации. Поэтому не лишним будет обратить внимание на набирающий популярность метод наглядного моделирования — мнемотехнику, которая по сути является совокупностью правил, упрощающих процесс запоминания информации и способствующих овладению языком.

Использование мнемотехники позволяет решить ряд задач:

  1. Обогатить словарный запас детей.
  2. Привить навыки формирования связных, логических рассказов на заданную тему.
  3. Научить пересказывать произведения художественной литературы близко к тексту.
  4. Улучшить технику загадывания и отгадывания загадок.
  5. Стимулировать логическое и образное мышление — это способствует повышению уровня речевой активности.

Специалисты по дошкольному воспитанию по-разному рассматривают мнемотехнику в своих работах, поэтому воспитатели вправе выбирать наиболее удобный вариант трактовки методики с учетом возраста и индивидуальных особенностей детского контингента, или поочередно использовать разные способы работы с группой.

Скачать таблицу методов мнемотехник с их описания
Скачать в .docx

Варианты названия метода мнемотехники Автор Особенности метода Примеры
Сенсорно-графическая схема В.К. Воробьева Разбору текста предшествует подготовительная работа: воспитатель выбирает из рассказа опорные слова, располагает их в логической последовательности и соединяет между собой графическими знаками. Детям предлагается составить рассказ с опорой на картинно-графический план, что способствует активизации зрительной, ассоциативной и слуховой памяти. При обозначении глагола символом «→», а наречия — символом «∆», элементы картинно-графического плана может выглядеть так:
«Дети → лопаты, лопаты → ∆ снег».
Блок-квадрат В.П. Глухов После прочтения малой формы фольклора на опорном штативе детям предлагается расположить блоки, иллюстрирующие отдельные сцены текста, в логической последовательности. После правильного расположения блоков дети могут пересказывать текст с опорой на наглядный материал.
Предметно-схематическая модель Т.А. Ткаченко В качестве наглядных пособий используются тематические картинки, на которых указаны характеристики отдельных предметов по теме. Так, при составлении рассказа о зиме можно при помощи иллюстративного материала продемонстрировать характеристики погоды, снега и т.д.
Схема составления рассказа Л.Н. Ефименкова В рамках занятия деткам предлагается составить рассказ о предмете с опорой на зрительный образ. Например, огурец — зеленый, колючий, душистый, твердый; дыня — желтая, гладкая, круглая, сладкая.
Коллаж Т.В. Большева На основании коллажей, составленных к сказке, можно учить пересказу, проводить работу со словарем и произношением «сложных» звуков, развивать логическое и образное мышление.

Методы мнемотехники можно использовать с применением различных видов обозначений — предметных, предметно-схематических, графических, — которые выбираются с учетом возраста и уровня развитости малышей. Для создания образных высказываний можно предлагать естественные и искусственные ассоциации, опорные образы, обеспечивая логический, последовательный переход от частей к целому (от описания отдельных характеристик предмета — к полному описанию, отдельных частей предмета — к составлению последовательного, логичного монолога).

Применение мнемотехники позволяет систематизировать детский опыт, обеспечить опоры для дальнейшего совершенствования речевых способностей: мнемотаблицы помогают дошколятам воспринимать и запоминать услышанное, воспроизводить информацию, а позже — и самостоятельно составлять опорные таблицы, что является показателем сформированности процессов познания.

Рассмотрение условий речевого развития дошкольников по ФГОС на педсовете в ДОУ

Базовая функция детских садов — оказание услуг по присмотру и уходу за детьми — традиционно дополняется созданием условий для полноценного и всестороннего возрастного развития, в том числе и речевого. Обязательным тематическим блоком педсовета по речевому развитию в ДОУ в соответствие с ФГОС является анализ мер учебно-воспитательного процесса, способствующих активному обогащению речи дошкольников.

Условия речевого развития дошкольников в ДОУ по ФГОС

К числу условий, стимулирующих речевую активность малышей, относятся:

  1. Речевая предметно-развивающая среда. К предметной среде в группах предъявляется много требований (соответствие возрасту воспитанников, быстрая трансформация), но одно из наиболее важных — создание условий для расширения и уточнения речевых представлений. Воспитателям предстоит обеспечивать не только развивающую, но и развивающуюся функцию речевой среды: систематически пополнять тематические уголки новым лексическим материалом, наглядными пособиями и предметами, работа с которыми позволяет увеличивать активный словарь, работать над артикуляцией и соблюдением грамматических норм.
  2. Речевая мотивация. Активность речи возникает из-за желания высказаться: оформить свои потребности, мысли, желания, чувства в словесную форму, донести их до окружающих. Чем старше становиться ребенок, тем чаще у него возникают поводы для составления высказывания, качество которых, впрочем, зависит от характеристик окружения и наличия информационных поводов. В последнее время привычной становится ситуация, когда общение в привычном кругу для ребенка замещает игра с гаджетами, которая, к сожалению, не способствует совершенствованию словаря. Невнимательность родителей к речевому развитию усугубляется неестественностью общения на занятиях. Как результат — дети имеют низкую мотивацию к составлению высказываний, а когда возникает необходимость словесно выразить свои мысли — говорят краткими, «рваными» фразами, не придерживаются последовательности событий, а то и вовсе используют жестикуляцию для получения желаемого. Создание положительной речевой мотивации через создание естественных условий коммуникации во время режимных и игровых моментов способствует повышению эффективности занятий, активизирует потребность дошколят в общении.
  3.  Научно-методическое обеспечение. С целью повышения компетенции педработников дошкольного образования в сфере обогащения речи малышей немаловажным является обеспечение ДОУ печатными и электронными источниками информации, позволяющими систематически знакомиться с новыми педагогическими методиками, изучать мнения ведущих методистов, логопедов. Проработанную информацию воспитатели должны озвучивать родителям (во время индивидуальных бесед и на собраниях), которые часто руководствуются в вопросах речевого воспитания исключительно рекомендациями, полученными в детском саду. Повышению компетентности педсостава детского сада также способствует обмен опытом, организованный для специалистов одной или нескольких дошкольных образовательных организаций, а также регулярное проведение в ДОУ педсоветов, посвященных речевому развитию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС.
  4. Материально-техническая база, которая представляет наибольшую сложность ввиду низкой финансовой обеспеченности большого числа муниципальных детских садов. Вместе с тем родители охотно принимают участие в создании пособий для группы или их приобретении, поэтому количество пособий для обучения речевой грамоте часто прямо пропорционально активности взаимодействия воспитателя с родительским активом.

Деловая игра для воспитателей на педсовете «Культура речевого развития дошкольников»

Включение игровых моментов в педсовет помогает разнообразить процесс обмена педагогическим опытом, создает доверительные отношения между участниками, активизирует мыслительные процессы. При обсуждении на педсовете вопросов культуры речевого развития дошкольников можно актуализировать знания воспитателей играми, предварительно разделив коллектив на команды путем случайного вытаскивания номерков.

Варианты деловых игр на педсовете по речевому развитию:

«Кто быстрее?»

Правила для педагогов по развитию речи в соответствии с ФГОС

Участникам предлагается первыми ответить на короткие вопросы по теории педагогической науки:

  1. Перечислите задачи развития речевой активности дошколят.
  2. Что мы понимаем под совершенствованием речи детей дошкольного возраста?
  3. Что такое монолог?
  4. Детей какой возрастной группы следует обучать принципам построения диалогической речи?
  5. Что такое диалог?
  6. Детей какой возрастной группы следует обучать принципам построения монологической речи?
  7. Как организовать деятельность, стимулирующую речевую активность дошколят, во второй половине дня?

«Давайте поделимся опытом»

Перед воспитателями озвучивается проблема: низкий интерес воспитанников к видам активности, связанных с совершенствованием речи и артикуляционного аппарата. Педагогам предлагается разработать свод рекомендаций, что следует делать в такой ситуации, и записать их на доске или ватмане в виде памятки. Варианты ответов:

  1. Применять практику речевой мотивации.
  2. Создавать ситуации самостоятельного поиска и открытия знаний.
  3. Обеспечивать атмосферу свободного общения в группе.
  4. Разнообразить интеллектуальную и практическую деятельность новыми темами, видами работ.
  5. Систематически менять форму заданий.
  6. Подбирать новый учебный материал с опорой на имеющийся у дошкольников жизненный опыт, вызывая живой эмоциональный отклик.
  7. Стараться выражать свои мысли эмоционально, образно, прививая интерес к учебным моментам.
  8. Использовать ИК-технологии.

«Поможем родителям!»

В помощь педагогам, стремящимся наладить взаимодействие с родителями воспитанников в области речевого развития, участники педсовета могут разработать рекомендации для мам и пап. Следует дать командам время на составление советов, а потом выбрать наиболее подходящие ответы путем открытого коллективного голосования. Варианты советов для родителей:

  1. Общайтесь с ребенком во время прогулок, поездок, совместного выполнения бытовых задач — как минимум в течение 10-15 минут в день. Обращайте внимание малыша на свойства отдельных предметов, варианты действий с ними, явления окружающего мира.
  2. Во время пребывания на природе рассказывайте о растениях, насекомых, животных, описывайте красоту пейзажей.
  3. При знакомстве ребенка с новыми предметами подробно рассказывайте об их характеристиках, вариантах применения. Не уходите от ответов: если не можете ответить сразу, возьмите паузу и обязательно удовлетворите детский интерес.
  4. Соберите дома небольшую детскую библиотеку — уголок, где можно читать и прививать любовь к книгам, рассматривать иллюстрации и выполнять творческие задания.
  5. Регулярно читайте малышу сказки, потешки, загадывайте загадки, чтобы расширить его активный словарь и привить интерес к художественному слову.
  6. Поддерживайте попытки ребенка пересказывать любые события домочадцам, соседям, знакомым. Исправляйте логические ошибки и нарушения грамматического строя речи, помогая составлять последовательные, выразительные монологи.

«Давайте нарисуем»

В рамках этого игрового момента команды поочередно загадывают друг другу пословицы и стараются передать их смысл иллюстративно. Задание можно усложнить: «рисовать» пословицу может один человек из команды, а все остальные должны отгадать ее по выполненной иллюстрации.

Педсовет по речевому развитию в ДОУ можно завершить презентацией тематических пособий и подведением итогов: по результатам собрания составляется в установленной форме свод решений, обязательных для исполнения всеми членами педколлектива, назначаются ответственные за реализацию и сроки выполнения.

Читать еще по теме:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль