Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Педсовет по речевому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС

1 февраля 2019
7476
Средний балл: 0 из 5

Для усовершенствования и модернизации организации воспитательного процесса в разрезе развития речи воспитанников дошкольного учреждения регулярно планируется и проводится педсовет по речевому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС. Педсовет помогает решить взаимосвязанные задачи, а также актуализировать методы и подходы в отношении речевого развития дошкольников.

Задачи педсовета

Первая задача – это анализ условий ДОУ, способствующих развитию речевых функций. Если условия нуждаются в модернизации, то на педсовете будут рассматриваться пути модернизации (конкретные предложения, пути выполнения, ответственные лица и т.д.)

Среди иных задач:

  • актуализировать знания педработников относительно успешных методов речевого развития;
  • мотивировать педагогов совершенствовать собственные знания в сфере работы над связной речью ребят;
  • содействовать созданию в педколлективе атмосферы творческого педагогического поиска.

Актуальность проблемы не нуждается в доказательстве: большинство экспертов сходится в том, что грамматически правильные, образные, описательные конструкции может составлять небольшая часть дошкольников. Речь ребят из старшей и подготовительной групп, если говорить обобщенно, односложная, однообразная и сбивчивая.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» рекомендации экспертов по организации речевого развития детей :

- Как по-новому диагностировать социально-коммуникативное и речевое развитие детей

 (чек-лист для проверки)

Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности

 (авторская разработка)

О необходимости педсовета

Педсовет в ДОУ «Речевое развитие дошкольников» - это стратегическое мероприятие, позволяющее рассмотреть и решить действительно острые вопросы. Педагоги отмечают нелогично выстроенные диалоги воспитанников, неверное распределение смысловой нагрузки, нарушение темпа и громкости высказываний.

Так как предписания ФГОС дошкольного образования предусматривают, в том числе, уверенное овладение воспитанниками языком (не без участия логопедического компонента), педработники должны выстроить свою деятельность так, чтобы обеспечивать дошкольникам целый перечень компетенций.

В их число входят:

  • активизация словаря дошкольника, обогащение (путем изучения новых слов и понятий, оптимизации навыков монологической речи, умения поддержать беседу);
  • утверждение культуры речи (педагоги проводят упражнения, которые призваны улучшить фонематический слух, овладеть темпом речи и интонациями речи);
  • ознакомление с разножанровой детской литературой;
  • формирование базовых знаний, навыков и умений, которые станут фундаментом для последующего обучения грамоте – речь идет о стимулировании звуковой активности.

Педсовет по развитию речи в ДОУ рассматривает тему в новом свете: в разрезе обновленной методической базы, широких информационных возможностей. Для этого проводится мониторинг, определяющий состоятельность уже используемых мер в работе над речевым развитием.

Анализ организации речевого развития

Это широкое понятие. Без проверки невозможно сказать, как реализуется программа речевого развития, какие изменения внесены в привычную деятельность, какие «пробелы» устранены, а какие моменты нуждаются в коррекции. И результаты этой проверки-анализа специалисты обсуждают на педсоветах. Это помогает выявить действенные методы и методики работы по развитию речи малышей.

По каким направлениям проводится анализ:

  1. Как реализуются мероприятия по совершенствованию связной речи воспитанника. Конкретно – описывается и анализируется организация нескольких видов деятельности ребят (познавательная, развлекательная).
  2. Как проводится работа в группе, проводятся ли индивидуальные и групповые беседы, ведется ли работа с современным иллюстративным материалом, с образцами художественных произведений.
  3. Как ведется просветительская работа в отношении родителей воспитанников касательно вопросов овладения ребенком родной речью. Это значит, что нужно проанализировать, достаточно ли информированы родители о значимости общения с ребенком (как с этой задачей справляется педагог). Рассматривается и вопрос рекомендаций занятий с логопедом – поступили ли эти рекомендации со стороны воспитателя, своевременны ли они и т.д.
  4. Как реализуется деятельность педагога, повышающая грамотность и культуру речи ребят на примере речи самого воспитателя. Обучение собственным примером – это классический метод: речь воспитателя должна быть выразительной, яркой, образной, насыщенной интонациями и  уточняющими, описательными элементами.

Невозможно рассматривать речевое развитие в ДОУ по ФГОС, не затрагивая переформулировки роли педагога в дошкольном обучении. Если ранее педагога можно было приравнять к субъекту передачи знаний, то сегодня воспитатель – это важный участник процесса образования, который внедряет в него личностно-ориентированный педагогический подход

Благодаря обмену мнениями, уместному на педсовете, педагоги разрабатывают меры, которые будут оптимизировать работу ДОУ в отношении развития речи воспитанников.

Инновационные педтехнологии

Без них сложно представить педсовет по проблемам развития речи в ДОУ. Популярные методы, которые широко использовались в прошлом, сегодня теряют свою эффективность, и тому есть научное образование. Современные дошкольники живут в эру информации, добычи материала по одному клику, скорой сменяемости текстов и картинок. В определенном смысле мозг современного дошкольника работает иначе: и задача педагогов – не использовать неактуальные методики, которые нельзя сопоставить со временем, в котором будут взрослеть и жить дети 21 века.

Еще одна причина, почему так важно рассмотрение современных инновационных педагогических технологий – это повышение образованности педагога, развитие его компетенций. Он не мог усвоить эти знания в ВУЗе, потому что на тот момент их просто не было. И чтобы профессионально расти, соответствовать профессиональным запросам времени, хотя бы раз в год воспитатели в педагогическом кругу должны рассматривать именно инновации.

Отдельные инновационные технологии:

  • Коллекционирование. Скорее, уместно говорить о новой жизни старой технологии. Мода на коллекционирование возвращается, и приучать к этой полезной привычке дошкольника можно еще и с пользой для его речевого развития. Это помогает увеличить словарный запас, закрепить понимание пространственно-временных связей. Обычно работа с коллекциями подразумевает «метод историй», когда каждый предмет в коллекции определен собственной историей – откуда он взялся, в чем его тайна и т.д.
  • Исследовательская деятельность. Популярный ныне метод применяется уже в дошкольном образовании. И если малыш приступает к самостоятельным исследованиям (под контролем взрослого, разумеется), то это развивает и его память, и его словарный запас. Так, с ребятами можно проводить несложные опыты. Начинать можете с самого простого – наблюдения за тем, как в стакане с водой тает кусочек льда. Задача воспитателя не просто показать сам процесс, но и работать над тем, чтобы воспитанники смогли о нем рассказать, описать последовательность действий и причину преобразования.
  • Метод проектов. Его тоже нельзя назвать совершенно новыми, но с появлением активного пользования интернет-ресурсов, сам подход к теме меняется. Например, берется узкая тема «Для чего человеку посуда», но изучение ее может быть интегрированным. Охватываются разные стороны вопроса – от исторической до художественной (с ориентиром на возраст, безусловно). Глоссарий по теме должен быть предусмотрен: дети не умеют читать, но много схватывают на лету на слух, потому новые тематические слова повторяются, вспоминаются, интенсивно вводятся в обиход.

Но если эти инновационные методы просто пересматриваются, дополняются актуальной информацией, некоторые могут стать открытием для педагога. Зачастую они требуют обучения воспитателя, а также анализа эффективность вновь введенного метода.

Аква-гимнастика

С этим методом лучше ознакомлены логопеды. В каком-то смысле водная гимнастика может заменить вариант традиционной пальчиковой гимнастики. Это сенсорная игра, помогающая ребятам сформировать мелкую моторику, что, в свою очередь, активно помогает речевому развитию. Простые пальчиковые упражнения помогают развить навык запоминания, а также творческие способности и фантазию. Аквагимнастика создает и предпосылки для успешного овладения письмом.

Водная гимнастика состоит из сжатия, растяжения и расслабления кистей рук. Это помогает воспитанникам проработать каждый пальчик. Упражнение выполняется с проговариванием короткого стишка. Именно сочетание двух форм деятельности помогает легко запоминать стихотворные формы, улучшать образное мышление.

Кинезиологические упражнения

У кинезиологии есть другое название – гимнастика для мозга. Основана область на сочетании ряда упражнений, которые объединены разнотипными движениями рук. Упражнения выполняют в высоком темпе, что и помогает активно стимулировать деятельность мозга.

Благодаря таким упражнениям последовательно включаются центы крупной и мелкой моторики. Это благоприятно сказывается на активизации речевой деятельности, внимательности, осознанности причинно-следственных связей. Логическое мышление активнее развивается, если кинезиологические упражнения делать регулярно и по системе.

Биоэнергопластический метод

Суть метода в сочетании движений кистей рук и разработке артикуляционного аппарата. Параллельно стимулируются мозговые центры, что отвечают за мелкую моторику и активность речи (ведь структурно они соседствуют). Биоэнергопластика улучшает детскую речь, повышает концентрацию ребенка, развивает его склонности к быстрому и точному запоминанию. Биоэнергопластика корректирует произношение звуков.

Сначала упражнения выполняются одной рукой, потом второй, а затем сразу двумя. Движения должны быть плавные, неспешные, нужно дополнять их разработкой артикуляционного аппарата.

Педсовет по речевому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Компетенции воспитателя»

Педсовет по речевому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС Педсовет по речевому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС Педсовет по речевому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС Педсовет по речевому развитию в ДОУ в соответствии с ФГОС

Условия (контекст) речевого развития

Протокол педсовета в ДОУ по речевому развитию фиксирует этапы мероприятия, принятые решения, формы работы, итоги обсуждений. Содержательный этап педсовета – это обсуждение условий, которые помогают успешному речевому развитию дошкольников. На этом этапе анализируются мероприятия учебно-воспитательного процесса, особенности развивающей среды, которые коррелируют с развитием речи дошкольников.

К таким условиям относят:

1. Владение педагогом правильной литературной речью.

2. Приобщение к культуре чтения и работы с книгой.

3. Поощрение детского литературного творчества (словотворчества).

4. Развитие связной речи ребенка с опорой на возрастные особенности.

5. Развитие понимания речи с включением упражнений на выполнение словесной конструкции.

6. Организация развития звуковой речевой культуры.

Речевая предметно-развивающая среда – это те условия, которые помогают ребенку расширить и уточнить речевые представления. Педагог организует не только развивающую функцию речевой среды, но и развивающуюся. Тематические уголки своевременно пополняются обновленным лексическим материалом, наглядными пособиями, которые увеличивают тезаурус ребят, помогают проработать артикуляцию и грамматические нормы.

О речевой мотивации и НМО

Этот вопрос также обсуждается в ДОУ: протокол педсовета речевого развития дошкольников фиксирует и этот момент. В задачах воспитателя создать позитивную речевую мотивацию путем организации естественных условий коммуницирования в ходе игровых режимных моментов.

Научно-методическое обеспечение (НМО) – предмет анализа на педсовете. Изучаются мнения опытных методистов и логопедов, пополняется печатная и электронная методическая база. Проработанная педсоставом информация должна быть донесена до родителей. Работа семьи по развитию речи малыша опирается преимущественно на те рекомендации, что получил родитель в ДОУ.

 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.