Категории детей с овз

213

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуются наличием того или иного психического или физического отклонения. Так, к таким отклонениям относят те, которые обусловливают неправильное общее развитие ребенка, тем самым не давая личности вести проживать полноценную жизнь.

Также таких детей именуют:

  • нетипичными,
  • исключительными,
  • аномальными,
  • детьми со специфическими нуждами,
  • детьми с проблемами.

Разумеется, то, что у ребенка присутствует тот или иной недостаток совсем не означает, что для него предопределено неправильное развитие. Если человек по тем или иным причинам потерял одно ухо или один глаз, это не приведет к отклонению в развитии. Наш мозг устроен так, что, к примеру, в случаи потери одного глаза или уха мы способны воспринимать зрительные и звуковые сигналы теми анализаторами, которые сохранились.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Детей с ОВЗ принято считать тех, у кого присутствует нарушение психофизического развития и которым необходимы специализированные помощь, обучение и воспитание.

Категории детей с ОВЗ таблица

В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым была предложена классификация детей с ОВЗ. Она состоит из ряда категорий, в которые включены наиболее распространенные психофизические дефекты.

Скачать таблицу категорий детей с ОВЗ
Скачать в .docx

  1. Нарушение слуха.

К этой категории относятся глухие дети, а также те, кто слышит плохо (слабослышащие) и позднооглохшие.

  1. Проблемы со зрением.

В этот пункт включены слепые дети и те, которые видят очень плохо (слабовидящие).

  1. Нарушение речи.

Здесь  выделяют такой дефект, как логопатию.

  1. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

  1. Дети с умственной отсталостью.

  1. Малыши с задержкой психического развития.

  1. Нарушение поведения в обществе и общения.

  1. Комплексное нарушение психофизического развития.

К этой категории причисляют слепоглухонемых, а также глухих и слепых умственно отсталых.

Если рассматривать характер нарушения, можно отметить, что одни недостатки полностью устраняются в процессе роста и развития малыша путем его обучения и воспитания, другие могут сгладиться, но никогда не исчезнут совсем, а третьи могут лишь компенсироваться.

Категории детей с ОВЗ по ФГОС

Чтобы определить, присутствует ли какое-то нарушение в развитии ребенка, необходимо обратить внимание на то, как малыш реагирует на формирование у него некоторых знаний, навыков, умений, а также как он относится к разным подходам психологической работы с ним.

Так, если некоторые дети с ОВЗ могут достичь максимума в развитии еще на этапе чтения по слогам и писания простыми предложениями, то другие практически не ограничены в возможностях развития. Ко второй группе относят детей с задержкой психического развития и слабослышащих малышей. Разумеется, уровень развития ребенка решает, кем он сможет стать в будущем.

К примеру, личности из первой группы смогут выполнять лишь низкоквалифицированную работу, где требуется применение минимума умственной деятельности.

Статус такого ребенка в социуме зависит не только от наследственных биологических факторов, но и от среды, в которой ребенок социально воспитывался. В процессе развития индивидуума акцентируется внимание на единстве и взаимодействии системы биологических и социально-культурных нюансов.

Каждая личность обладает собственными уникальными и неповторимыми качествами нервной системы, такими как:

  • сила духа;
  • стойкость, уравновешенность;
  • подвижность нервных процессов;
  • скорость образования;
  • прочность и динамичность условных связей.

В зависимости от наличия названных особенностей высшей нервной деятельности (ВНД) у конкретной личности, можно делать вывод о том, какими способностями к обмену социальным опытом и познанию действительности она обладает.

Другими словами, становится ясным, что именно биологические факторы являются первоначальными предпосылками психического развития человека и его становления как личности. Понятно, что такие дефекты, как слепота и глухота относятся не к социальным факторам, а к биологическим. Трудность заключается в том, что воспитатель ребенка вынужден столкнуться с социальными последствиями имеющихся биологических факторов.

  • Таким образом, нарушение развития ребенка с ОВЗ вызвано не только биологическим фактором (самым дефектом), но и теми психическими нарушениями, которые появляются уде под влиянием того самого первичного дефекта.
  • К примеру, если повреждение уха до того, как ребенок научится говорить, является первичным дефектом, то наступившая вследствие глухоты немота будет уже вторичным дефектом. Разумеется, ребенок от рождения не является немым, но в силу психического влияния первичного дефекта (глухоты) на личность, произошло нарушение психического здоровья ребенка, что проявилось во вторичном дефекте – немоте.

Так, чтобы научить ребенка говорить, с ним нужно заниматься уже по специализированной программе, включающей максимальное применения тех анализаторов, которые у ребенка работают в обычном режиме: зрение, кинестетические ощущения, тактильно-вибрационная чувствительность.

Категория детей с ОВЗ, педагогическая классификация

Интересно то, что в процессе атипичного развития индивидуума можно различить не только негативные, но и позитивные моменты. К примеру, дети, которые плохо видят, очень хорошо ощущают расстояние (шестое чувство), отлично дистантно различают предметы при ходьбе, обладают практически совершенной слуховой памятью и осязанием. Если посмотреть на детей со слуховыми дефектами, можно заметить, что у них очень и очень хорошо развита мимика.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оздоровительная работа»


Данные позитивные стороны нужно уметь не только находить, но и использовать, поскольку это своего рода ключик для грамотной разработки системы специального обучения. Так, можно сделать вывод, что на развитие личности с ОВЗ влияют следующие факторы:

  1. Вид (тип) дефекта.
  2. Степень и качество первичного дефекта.

Стоит отметить, что вторичные недостатки могут быть как ярко, так и слабо выраженными. Это зависит от степен психического расстройства. Степень выраженности дефекта диктует то, как будет атипично развиваться ребенок.

  1. Время, когда возник первичный дефект.

Специалисты утверждают, что чем позже имело место патологическое воздействие и появление первичного дефекта, тем в меньшей мере будут выражены отклонения в психическом и физическом развитии. Так, если ребенок слеп с рождения, он не имеет в памяти никаких зрительных образов и познает мир через сохранные анализаторы и речь. Если же малыш лишился зрения в школьном или старшем возрасте, у него в памяти есть образы, которые в дальнейшем помогут ему познавать мир дальше, тем самым облегчая жизнь человека.

  1. Условия общественной среды: социальные и культурные факторы.

Разумеется, чем раньше обнаружится нарушение в развитии ребенка, тем быстрее можно будет приступить к аномальному обучению и реабилитационной работе и тем более успешным будет результат.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль