Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

94

Развитие сенсорики один из важных этапов жизни ребенка, чем быстрее мы обратим внимание на этот раздел психологии ребенка, тем быстрее и гармонично он будет следовать за ним всю жизнь.

Основными процессами  сенсорного развития дошкольника считаются:

  • восприятие;
  • ощущения;
  • представления.

Сенсорное развитие дошкольника тесно связано с познавательной деятельностью. Он учится узнавать и воспринимать:

  • величину;
  • целостность;
  • структурность;
  • цвет;
  • форму;
  • запах,

каждого предмета, который его окружает.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Управление в ДОУ»


Для того, чтобы все это познать, ребенку нужно предмет потрогать, попробовать на вкус.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

При помощи всех своих рецепторов младший дошкольник сможет определить и запомнить: гладкий, колючий, холодный, мягкий, сладкий.

Для младшего дошкольного возраста свойственны некоторые особенности сенсорного развития. Прежде всего – это процесс познавательный, который влечет за собой различные задачи, цели и способы их осуществления.

Правильным началом в развитии сенсорики станет освоение дошкольником новых по структуре и содержанию действий и свойств предметов, окружающих его. Перед тем, как начать воспринимать что-то новое, ребенку необходимо изучить сенсорные эталоны. Значит научиться воспринимать и понимать некоторые новые свойства:

  • падение;
  • устойчивость;
  • звук;
  • сжатие;
  • возможность предмета возвращать свою форму обратно;
  • предметы, имеющие форму или плоские предметы.

Изучать и познавать что-то новое в младшем дошкольном возрасте – это ведущий процесс восприятия. Мы можем помочь сделать это гораздо красочнее и интереснее:

  • предложить игрушки, которые наполнить горохом или песком (чтобы были разные звуки);
  • крышки от кастрюль, ложки;
  • насыпать крупу в банку и потрясти его;
  • складывать маленькие предметы в большие (или дать попробовать наоборот).

Благодаря таким незамысловатым бытовым предметам, малыш воспринимает и понимает структуру предмета, его свойства и особенности, учится воспринимать форму, и на что влияет размер (что в маленькое, большое не влезет). Учитывая особенность младшего дошкольного возраста, можно говорить о том, что пока происходит действие с предметом, ребенок понимает, что делает предмет, если манипуляции окончены, то и понимание заканчивается. Из этого следует: чем чаще ребенку давать играть с такими предметами, тем быстрее в его сознании зафиксируется такое понимание.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста

В отличие от младших дошкольников, у детей старшего дошкольного возраста уже есть определенные знания и восприятия окружающих их предметов. Это значит, что основываясь на предыдущем опыте, эти дети могут выстраивать более широких спектр познаний о данном предмете. Во время восприятия окружающего, дети подключают все виды:

  • зрительный;
  • слуховой;
  • вкусовой;
  • тактильный;
  • обонятельный.

Для того, чтобы восприятие мира давалось дошкольнику проще, необходимо взаимодействовать с ним через игру. Игра – основной вид познания ребенком мира. Благодаря игре происходит механизм впитывания всей информации об окружающем.

Опираясь на систему эталонов, старший дошкольник самостоятельно может:

  • сравнивать предметы;
  • мысленно прокручивать действия предмета (перевернуть, потрясти, измерять);
  • зрительное восприятие предмета, дает возможность предугадывать дальнейшие действия с ним.

С уверенностью можно говорить о том, что в этом возрасте у ребенка складываются образы в уме и при этом ребенок может думать о:

  • свойствах предмета;
  • знаком предмет или новый;
  • отличия и сходства предметов.

Мышление детей старшего дошкольного возраста направлено на установление причинно-следственных связей, особенностей предметов, функциональность предметов. Беря во внимание восприятие дошкольником окружающего через тактильные ощущения, можно заметить, что дети 5 лет прикасаются к предмету двумя руками, ощупывая его. А детям 6-летнего возраста свойственно ощупывание предмета кончиками пальцев и этого достаточно, чтобы понять какой этот предмет.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оздоровительная работа»


Касательно величины, то дети в этом возрасте зрительно могут ее определять, и понимать подойдет ли она по размеру другому предмету. Но еще трудно определить настоящую величину предмета, если рядом находится предмет больше или меньше этого. Когда все данные виды мышления у ребенка сформированы, можно говорить о том, что он готов к школе.

Сенсорное развитие дошкольников

Чтобы ребенок воспринимал окружающий мир целостно, необходимо развивать в нем:

  • интерес к окружающему;
  • формировать потребности;
  • разнообразить направление восприятия.

Для гармоничного развития ребенка следует учитывать его психологические и физиологические особенности. Любому дошкольному возрасту свойственны свои этапы формирования сенсорики:

Скачать этапы формирования сенсорики
Скачать в .docx

Виды сенсорного восприятия

Особенности развития сенсорики

1. Зрительный

Основой является восприятие величины, формы и объема предметов. Воспринимаются ярко-выраженные особенности предметов. Узнавание предмета по его части. Определение формы предмета.

2. Слуховой

Восприятие звуков через ритм и мелодию. Ребенок через слух учится воспринимать различные звуки свойственные данным предметам, определять расстояние (далеко, близко), звонкость и шум.

3. Тактильный

Через рецепторы кожи ребенок определяет материал предмета, особенности. Познание мира происходит через восприятие предмета на ощупь.

4. Вкусовой

Восприятие вкусом: кислый, сладкий, вкусно, невкусно. Сопоставление вкуса с предметом для следующего опыта.

5. Обонятельный

Зная какой запах имеет тот или иной предмет, у ребенка формируется понимание «приятно-неприятно», «нравится-не нравится».

Через различные виды сенсорики ребенок познает мир:

  • накапливает опыт;
  • обогащается знаниями;
  • приобретает положительные эмоции;
  • пробуждает постоянный интерес к неизвестному.

Работа воспитателя с сенсорным развитием дошкольников

Поставив перед собой правильные задачи по развитию сенсорных способностей у дошкольника, можно говорить о продуктивности. Каждый воспитатель должен знать, на что влияет сенсорное восприятие:

  • эмоциональный фон ребенка;
  • умственное развитие;
  • самостоятельность в действиях;
  • отношение к окружающему.

Проводить работу над развитием сенсорики дошкольника необходимо как родителям, так и воспитателям в детском учреждении. Поскольку игра – это лучший вид подачи информации в дошкольном возрасте, то именно ее необходимо использовать в работе с детьми:

  1. Игра для развития слуха. «Хлопай как я», «Угадай, кто пришел», «Что ты слышишь?».
  2. Игры на тактильное развитие. Определить на ощупь, что лежит в мешке, «Опиши предмет руками», «Определить по запаху предмет», «Определить съедобное-несъедобное».
  3. Игры на развитие зрения. «Назови быстро цвет», «Какой формы предмет?», «Определи, что он делает?»

Такие игры помогут научиться сравнивать предметы, воспринимать их величину и форму, а также способствуют развитию познавательной деятельности и мелкой моторики. Поэтому включая такие игры на занятиях в детском саду, воспитатель способствует умственному развитию ребенка-дошкольника.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль