Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

43

Развитие сенсорики один из важных этапов жизни ребенка, чем быстрее мы обратим внимание на этот раздел психологии ребенка, тем быстрее и гармонично он будет следовать за ним всю жизнь.

Основными процессами  сенсорного развития дошкольника считаются:

  • восприятие;
  • ощущения;
  • представления.

Сенсорное развитие дошкольника тесно связано с познавательной деятельностью. Он учится узнавать и воспринимать:

  • величину;
  • целостность;
  • структурность;
  • цвет;
  • форму;
  • запах,

каждого предмета, который его окружает.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Управление в ДОУ»


Для того, чтобы все это познать, ребенку нужно предмет потрогать, попробовать на вкус.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

При помощи всех своих рецепторов младший дошкольник сможет определить и запомнить: гладкий, колючий, холодный, мягкий, сладкий.

Для младшего дошкольного возраста свойственны некоторые особенности сенсорного развития. Прежде всего – это процесс познавательный, который влечет за собой различные задачи, цели и способы их осуществления.

Правильным началом в развитии сенсорики станет освоение дошкольником новых по структуре и содержанию действий и свойств предметов, окружающих его. Перед тем, как начать воспринимать что-то новое, ребенку необходимо изучить сенсорные эталоны. Значит научиться воспринимать и понимать некоторые новые свойства:

  • падение;
  • устойчивость;
  • звук;
  • сжатие;
  • возможность предмета возвращать свою форму обратно;
  • предметы, имеющие форму или плоские предметы.

Изучать и познавать что-то новое в младшем дошкольном возрасте – это ведущий процесс восприятия. Мы можем помочь сделать это гораздо красочнее и интереснее:

  • предложить игрушки, которые наполнить горохом или песком (чтобы были разные звуки);
  • крышки от кастрюль, ложки;
  • насыпать крупу в банку и потрясти его;
  • складывать маленькие предметы в большие (или дать попробовать наоборот).

Благодаря таким незамысловатым бытовым предметам, малыш воспринимает и понимает структуру предмета, его свойства и особенности, учится воспринимать форму, и на что влияет размер (что в маленькое, большое не влезет). Учитывая особенность младшего дошкольного возраста, можно говорить о том, что пока происходит действие с предметом, ребенок понимает, что делает предмет, если манипуляции окончены, то и понимание заканчивается. Из этого следует: чем чаще ребенку давать играть с такими предметами, тем быстрее в его сознании зафиксируется такое понимание.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста

В отличие от младших дошкольников, у детей старшего дошкольного возраста уже есть определенные знания и восприятия окружающих их предметов. Это значит, что основываясь на предыдущем опыте, эти дети могут выстраивать более широких спектр познаний о данном предмете. Во время восприятия окружающего, дети подключают все виды:

  • зрительный;
  • слуховой;
  • вкусовой;
  • тактильный;
  • обонятельный.

Для того, чтобы восприятие мира давалось дошкольнику проще, необходимо взаимодействовать с ним через игру. Игра – основной вид познания ребенком мира. Благодаря игре происходит механизм впитывания всей информации об окружающем.

Опираясь на систему эталонов, старший дошкольник самостоятельно может:

  • сравнивать предметы;
  • мысленно прокручивать действия предмета (перевернуть, потрясти, измерять);
  • зрительное восприятие предмета, дает возможность предугадывать дальнейшие действия с ним.

С уверенностью можно говорить о том, что в этом возрасте у ребенка складываются образы в уме и при этом ребенок может думать о:

  • свойствах предмета;
  • знаком предмет или новый;
  • отличия и сходства предметов.

Мышление детей старшего дошкольного возраста направлено на установление причинно-следственных связей, особенностей предметов, функциональность предметов. Беря во внимание восприятие дошкольником окружающего через тактильные ощущения, можно заметить, что дети 5 лет прикасаются к предмету двумя руками, ощупывая его. А детям 6-летнего возраста свойственно ощупывание предмета кончиками пальцев и этого достаточно, чтобы понять какой этот предмет.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оздоровительная работа»


Касательно величины, то дети в этом возрасте зрительно могут ее определять, и понимать подойдет ли она по размеру другому предмету. Но еще трудно определить настоящую величину предмета, если рядом находится предмет больше или меньше этого. Когда все данные виды мышления у ребенка сформированы, можно говорить о том, что он готов к школе.

Сенсорное развитие дошкольников

Чтобы ребенок воспринимал окружающий мир целостно, необходимо развивать в нем:

  • интерес к окружающему;
  • формировать потребности;
  • разнообразить направление восприятия.

Для гармоничного развития ребенка следует учитывать его психологические и физиологические особенности. Любому дошкольному возрасту свойственны свои этапы формирования сенсорики:

Скачать этапы формирования сенсорики
Скачать в .docx

Виды сенсорного восприятия

Особенности развития сенсорики

1. Зрительный

Основой является восприятие величины, формы и объема предметов. Воспринимаются ярко-выраженные особенности предметов. Узнавание предмета по его части. Определение формы предмета.

2. Слуховой

Восприятие звуков через ритм и мелодию. Ребенок через слух учится воспринимать различные звуки свойственные данным предметам, определять расстояние (далеко, близко), звонкость и шум.

3. Тактильный

Через рецепторы кожи ребенок определяет материал предмета, особенности. Познание мира происходит через восприятие предмета на ощупь.

4. Вкусовой

Восприятие вкусом: кислый, сладкий, вкусно, невкусно. Сопоставление вкуса с предметом для следующего опыта.

5. Обонятельный

Зная какой запах имеет тот или иной предмет, у ребенка формируется понимание «приятно-неприятно», «нравится-не нравится».

Через различные виды сенсорики ребенок познает мир:

  • накапливает опыт;
  • обогащается знаниями;
  • приобретает положительные эмоции;
  • пробуждает постоянный интерес к неизвестному.

Работа воспитателя с сенсорным развитием дошкольников

Поставив перед собой правильные задачи по развитию сенсорных способностей у дошкольника, можно говорить о продуктивности. Каждый воспитатель должен знать, на что влияет сенсорное восприятие:

  • эмоциональный фон ребенка;
  • умственное развитие;
  • самостоятельность в действиях;
  • отношение к окружающему.

Проводить работу над развитием сенсорики дошкольника необходимо как родителям, так и воспитателям в детском учреждении. Поскольку игра – это лучший вид подачи информации в дошкольном возрасте, то именно ее необходимо использовать в работе с детьми:

  1. Игра для развития слуха. «Хлопай как я», «Угадай, кто пришел», «Что ты слышишь?».
  2. Игры на тактильное развитие. Определить на ощупь, что лежит в мешке, «Опиши предмет руками», «Определить по запаху предмет», «Определить съедобное-несъедобное».
  3. Игры на развитие зрения. «Назови быстро цвет», «Какой формы предмет?», «Определи, что он делает?»

Такие игры помогут научиться сравнивать предметы, воспринимать их величину и форму, а также способствуют развитию познавательной деятельности и мелкой моторики. Поэтому включая такие игры на занятиях в детском саду, воспитатель способствует умственному развитию ребенка-дошкольника.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль