Культурно-гигиенические навыки

193

Основным фактором нормальной жизнедеятельности человека является его здоровье. В это понятие входит не только отсутствие физических и психологических заболеваний, но и соблюдение личной гигиены, которая, в свою очередь, способствует укреплению иммунной системы и помогает уберечь человека от разнообразных вирусов и других заболеваний, передающихся тактильным путем.

Начиная с самого раннего возраста, у ребенка необходимо воспитывать:

  • чувство аккуратности,
  • любовь к чистоте и порядку.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Основные обязанности в воспитании у малыша чистоплотности, естественно, ложатся на родителей. В то же время, когда мальчики и девочки находятся в дошкольных образовательных учреждениях, контроль и обучение гигиеническим нормам выполняют воспитатели.

Культурно-гигиенические навыки в старшей группе должны постоянно контролироваться и корректироваться в правильном направление сотрудниками доу. В их обязанности входит не только заставить малышей выполнять определенные нормы чистоты, но и объяснить им, что от этого зависит их здоровье и окружающих, счастливая и долгая жизнь без лишних заболеваний.

Знания о культуре гигиены, это целый комплекс здоровьесохраняющих навыков, полезных форм поведения в обществе, которые уже давно являются устоявшимися.

Понятие о культурно-гигиенических навыках и их значение в воспитание и развитие детей

В воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе дошкольного образовательного учреждения входит большой спектр процедур и действий, направленных на сохранение здоровья и жизни ребенка, соблюдения им общепринятых правил, которые используются в быту, межличностном общении и других сферах деятельности человека:

  1. Культура чистоты тела. Личная и интимная гигиена.
  2. Культура принятия пищи.
  3. Поддержание порядка в окружающей обстановке детей.
  4. Аккуратное обращение и взаимодействие с окружающей средой.
  5. Культурные взаимоотношения со сверстниками, родителями и воспитателями.

Учащимся дошкольных учреждений необходимо помогать выполнять все необходимые гигиенические процедуры, научить их справляться с этими задачами самостоятельно, легко и непринужденно.

С точки зрения физиологии, культурно-гигиенические навыки – это привитые условно-рефлекторные связи, стереотипы, которые выработаны путем применения и выполнения ежедневного плана.

Как приучить ребенка к выполнению гигиенических процедур

В первую очередь, необходимо понимать, что ребенок будет выполнять самостоятельно только те действия, которые постоянно и ежедневно демонстрируют ему взрослые. Для этого, необходимо выработать основные пункты культурно-гигиенических моментов, выполнять их без исключения, поблажек и пропусков.

Четкое соблюдение режима дня способствует выработки привычки у малышей совершать необходимые действия.

Формирование культурно-гигиенических навыков, это взаимосвязь необходимых процедур с четким и постоянным контролем взрослых. Для этого составим примерный план режима дня ребенка.

Скачать примерный план режима дня ребенка
Скачать в .docx

Действия

Процедуры

После того, как родители привели и передали ребенка под руководство и присмотр воспитателя.

Ребенок заходит в помещение после улицы и направляется в раздевалку, после чего, обязательно, моет руки с мыло и умывается.

Завтрак

Перед приемом пищи дети моют руки, кушают в специально отведенных местах, воспитатели наблюдают за соблюдением чистоты и порядка за столом, устраняются любые игры и баловство. После окончания приема пищи, дети самостоятельно собирают за собой посуду и переносят на специальный стол (для самых маленьких будет достаточно просто положить ложку в тарелку и поставить рядом пустую чашку или стакан).

Занятия в помещении

Любые занятия с детьми, которые связаны с загрязнениями (рисование, лепка, поклейка аппликаций и другое) должно проходить при наличии умывальника и чистых полотенец, чтобы ребенок сам понимал, что после выполнения определенных работ, он может почиститься, умыться и помыть руки.

Прогулки на свежем воздухе

Воспитатели должны следить и объяснять малышам, что находясь на прогулке, они должны соблюдать чистоту тела и одежды, не кидать песком или землей в других воспитанников.

Время после прогулки

Контроль за тем, чтобы дети помыли руки, умылись, при необходимости, аккуратно развесили прогулочную одежду по собственным индивидуальным шкафчикам и переоделись в одежду для помещения.

Тихий час

Перед тем, как ложиться отдыхать, малышей приучают переодеваться в специально отведенную для этого одежду. После того, как тихий час окончен, малыши идут умываться и переодеваться. Такие водные процедуры помогут детям быстрее проснуться, приободрят его, добавят энергии.

Подготовка к походу домой

Малыши переодеваются в уличную одежду, аккуратно складывают остальные вещи, собирают игрушки.

 Воспитатели группы культурно гигиенических навыков обязаны в игровой форме (или другим эффективным методом) научить мальчиков и девочек правильно пользоваться и выполнять различные туалетные процедуры, обязательно мыть после посещения туалета руки и тщательно вытирать их чистыми полотенцами.

Для того, чтобы культурно гигиенические навыки дошкольников могли прививаться правильно, легко и без разных сложностей, необходимо, чтобы в дошкольном образовательном учреждении:

  • находилось стерильное помещение с умывальниками,
  • должны висеть зеркала, чтобы малыши могли видеть, что они чистые, причесанные, аккуратно одеты и полностью соответствуют заданным культурно-гигиеническим нормам.

Порядок и чистота должна присутствовать во всем: сон, игры, прием пищи, занятия, отношения между детьми и взрослыми. Правильное формирование культурно-гигиенических норм и привычек помогает ребенку развиваться, как личность, стремится к опрятности и чистоплотности.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оздоровительная работа»


Некоторые рекомендации

Не стоит заставлять ребенка умываться или складывать свои вещи с помощью угроз или криков. Необходимо в легкой игровой форме продемонстрировать, насколько выполнения гигиенических процедур простое и приятное.

  • Следует четко и неуклонно соблюдать режим дня, предоставлять малышу все необходимые условия для выполнения водных процедур.
  • Родители и воспитатель должны демонстрировать и приучать малыша к порядку в его вещах, игрушках, помещении.
  • Дома или в дошкольном учреждении необходимо проводить специальные занятия, уделять огромное внимание чистоте рук, лица и одежды во время прогулок на улице, занятий с пластилиновой лепкой или любых других мероприятий, которые влекут за собой загрязнения.
  • Со временем, ребенок привыкает, что ему нужно собрать кубики, умыться утром после сна или аккуратно собрать посуду после приема пищи.
  • Все это не только помогает малышу быть чистоплотным, но и воспитывает в нем собранность, самостоятельность и осознанность.
  • Всегда можно проводить различные сюжетные или тематические игры, в которых будет присутствовать задание что-то убрать, рассказать, как правильно мыть руки или зубы.

Культурно-гигиенические навыки прививаются малышу с самого раннего возраста и развиваются в нем до того момента, пока они не станут нормой его поведения, не будут выполняться на уровне рефлексов.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО
      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль