Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Характеристика на воспитателя детского сада

12 июня 2019
12742
Средний балл: 0 из 5
Характеристика на воспитателя — документ, содержащий основные сведения о специалисте, его профессиональных и личных качествах и используемый для аттестации, представления на поощрение или награждение, при присвоении новой квалификационной категории или для иных целей. 
Он необходим для:
  • подтверждения квалификации педагога;
  • описания его профессиональных и личностных качеств;
  • перечисления достижений, заслуживающих поощрения;
  • доказательства повышения уровня профессионального мастерства. 

Характеристика на воспитателя детского сада

Характеристика на воспитателя детского сада: назначение

Личность воспитателя претерпевает изменения в процессе осуществления профессиональной деятельности и должностных обязанностей, в ходе работы над самообразованием и саморазвитием, а потому составление характеристики в завидной регулярностью всецело оправдано необходимостью отражать актуальный уровень компетентности педработника. 

Чтобы педагоги соответствовали должности, необходимо регулярно повышать их квалификацию. Например, в Школе менеджера образования воспитатели могут пройти дистанционное обучение по программе "Компетенции воспитателя". Посмотреть, чему обучают на курсе, можно здесь

Документ, характеризующий профессиональное мастерство воспитателя, составляется заведующей детского сада или родителями воспитанников. Работу младшего воспитателя, как правило, характеризует штатный психолог или работник отдела кадров, а характеристика воспитателя — обязанность руководителя. Однако на деле заведующий может делегировать эту обязанность как штатному методисту, так и другому сотруднику, принимая тот факт, что ему придется ставить подпись под текстом, составленным другим человеком. Образец характеристики на воспитателя имеет свободную форму изложения и общедоступен для скачивания.  

В справочной системе «Образование» собрана полезная о том, какие новые системы поощрения педагогов появились, на какие награды могут рассчитывать воспитатели детского сада

Документ составляется в двух экземплярах, из которых один подшивается в личное дело специалиста, а второй — направляется по месту требования адресату. Текст этого официального документа составляют вдумчиво, избегая банальных фраз, стремясь описать положительные личностные и профессиональные черты специалиста. На законодательном уровне содержание характеристики не регламентировано, однако практика требует раскрытия в документе следующей информации.
Структурный элемент Описание
Вводные данные Название детского сада, группы или иного подразделения, за которым закреплен воспитатель. Стаж работы воспитателя в учреждении.
Общие сведения Биографические и паспортные данные: ФИО педагога, дата рождения, семейное положение, контактная информация, место проживания. Образование по профилю, курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары и вебинары, наличие грамот, дипломов и наград, публикаций в профессиональной периодике, участие в конференциях. Для педагогов с большим стажем указывают, как его опыт наследуется в МБДОУ, печатных изданиях и глобальной сети. 
Профессиональные качества
В этом блоке характеристики на воспитателя приводятся конкретные примеры и подтверждения компетентности специалиста, соответствия его должностной инструкции. 
  • Профессиональные обязанности и эффективность их выполнения. Знание ключевых законодательных актов и действующих локально-нормативных актов, отражающих деятельность учреждения и его работников, детской физиологии и психологии, прав детей. Умение находить общий язык с дошкольниками, поддерживать дисциплину в группе, организовывать их деятельность, предотвращать и успешно разрешать конфликтные ситуации между воспитанниками. Навыки взаимодействия с родителями дошкольников. 
  • Уровень развития гностических навыков воспитателя, которые он использует для диагностики взаимоотношений воспитанников, познания семейной микросреды дошкольников, оценки эффективности используемых педтехнологий, внедрения передовых методик, изучения закономерностей развития детей, психологии дошкольников. Степень развития конструктивной деятельности педработника, что отражается на его умении планировать и проектировать работу, систематизировать и выбирать материал для просветительской и воспитательно-образовательной деятельности. Творческое начало, практика применения конструктивных умений педагога. Организаторская деятельность воспитателя, который координирует деятельность родительского или детского коллективов. 
  • Педагогические методики и приемы, которые воспитатель использует в воспитательно-образовательной работе, практика самообразования и обмена опытом, достигнутые благодаря этому результаты (на примере деятельности детей), прогностические, а также навыки диагностики физического и психологического уровня развития детей, степень их готовности к обучению в школе. Навык работы с методическими материалами, практика интеграции образовательных областей, личностно-ориентированный подход к дошкольникам, создание необходимой предметно-пространственной среды. 
Личностные качества Внимательность к детям, организованность, уравновешенность, терпеливость, тактичность, гуманность, исполнительность, стресоустойчивость, трудолюбие, чистоплотность. Воспитатель должен не только любить детей, но также проявлять к ним искреннюю заботу и уважение, использовать разумную строгость, психологию доверия и справедливости, обладать педагогической этикой и знаниями психологии отношений. 
Дополнения Документ может быть дополнен подписями родителей воспитанников, портфолио и копиями документов, подтверждающих вышеуказанные сведения. 
Анализ Критические замечания, анализ сильных и слабых сторон специалиста (однако зачастую документ составляют в позитивном ключе, отказываясь от негатива и острой критики). 
В соответствии с назначением различают три (иногда четыре) разновидности характеристик.
  • Характеристика на аттестацию. Поскольку воспитатели детского сада, как и другие педработники систематически проходят аттестацию, раз в пятилетие или чаще, если того требуют обстоятельства, им выдается характеристика, отражающая уровень компетентности, профессионального мастерства, умений и знаний согласно должности. Заведующий ДОУ посещает открытые занятия, изучает портфолио, результаты самообразования воспитателя, проводит устное собеседование и консультирование, чтобы установить уровень профессионализма и составить характеристику на воспитателя
  • Характеристика на соответствие должности. Если воспитатель не имеет квалификационной категории, раз в пятилетие он должен подтверждать, насколько его компетенции соответствуют занимаемой должности. В этом случае старшие сотрудники детского сада (старший воспитатель или заведующий) составляют предметную характеристику, в которой детализируют функциональные обязанности и компетенции специалиста. 
  • Характеристика воспитателя на награждение. Внутренняя характеристика составляется для обоснования награждения воспитателя почетной грамотой. В этом случае заведующий, старший воспитатель или иной ответственный специалист использует свободный стиль изложения, в положительном ключе составляя служебную рекомендацию. Этот документ заведующий заверяет печатью и своей подписью, а затем отправляет в районное ведомство, курирующее утверждение кандидатуры на награждение. Характеристика с представлением воспитателя, добросовестно, усердно и ответственно выполняющего свои обязанности, к ведомственной награде может быть составлена родителями воспитанников. Если коллеги выражают согласие, составляется аналогичная характеристика от руководства ДОУ, а на уровне муниципалитета собирается пакет документов для присвоения педработнику грамоты, награды или звания.
  • Характеристика-представление. Этот документ используется для представления заслуг специалиста на региональном и всероссийском уровне масштабного конкурса «Воспитатель года», он также актуален при переводе или повышении (продвижении педагога по карьерной лестнице). В ходе подготовки к нему составляется служебная характеристика на воспитателя, в которой акцентирую внимание на инновациях, разработанных или апробированных педагогами в своей практике, составлении уникальных методик развития и воспитания дошкольников. 

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике руководителя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации по проведению и подготовке к аттестации педагогических работников

- Тест подскажет, что изменить в процедуре аттестации

Характеристика на воспитателя: примерная структура документа 

Структура характеристики на воспитателя ДОУ зависит от назначения документа, поскольку образцы текста для аттестации и для представления на поощрение в значительной мере отличаются. Это официальный документ, который должен соответствовать следующим требованиям:
  • лаконичное и четкое изложение фактов, приведение конкретных примеров, поэтапное изложение информации;
  • соответствие действительности (лучше отказаться от искажения или приукрашения фактов, которые можно легко проверить);
  • следование примерной структуре с обязательным указанием необходимой информации;
  • использование профессиональной лексики, отказ от субъективизма и эмоциональности изложения.
В ходе написания характеристики на воспитателя ДОУ, у которого мало или совсем нет опыта работы, стоит сместить акценты на личностные качества, стремление к повышению профессионального мастерства, умение ладить с родителями и детьми, организовывать работу в группе, на освоение инновационных педагогических технологий и прочие. Характеристика на молодого воспитателя должна подчеркивать положительные черты специалиста, его перспективы и практические навыки, которые позволят достичь успехов на профессиональном поприще. Если педагог не пишет статьи или научные работы, не принимает участие в конкурсах профессионального мастерства, вебинарах и семинарах, лучше не писать об этом, опустив этот пункт в условной структуре документа. 

Эффективный контракт в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше об оформлении трудовых отношений, организации рабочего времени и отдыха, кадрового документооборота, оплате труда и эффективного контракта поможет учебная программа

«Трудовые отношения и кадровый документооборот»

Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ

Структура характеристики на воспитателя детского сада в соответствии с назначением документа и от требований к оформлению, принятых в конкретном детском саду. 

Вид характеристики Структура документа
Для аттестации
  1. ФИО, дата рождения, занимаемая должность.
  2. Трудовой и педагогический стаж, образование. 
  3. Функциональные обязанности и качество их выполнения.
  4. Результат прохождения квалификационных курсов, мастер-классов, вебинаров, семинаров, присвоенные ранее категории. 
  5. Знание действующих нормативов, уровень профессионального мастерства (владение предметом).
  6. Педагогические технологии, успешно апробированные на практике и их результаты на конкретных примерах (в цифрах). 
  7. Характеристика личных качеств.
  8. Отзывы родителей воспитанников, комментарии коллег. 
Если характеристика составляется на воспитателя группы продленного дня, в ней акцент смещается на развитие коммуникабельности детей, творческие и организаторские способности педагога, способность развивать индивидуальные склонности детей. 
На соответствие должности
Характеристика на воспитателя детского сада, которая создается для педагогов без категории, пишется по аналогичной структуре, однако в ней в обязательном порядке указывается уровень квалификации специалиста, основанной на понимании детей.
  • низкий уровень (характерен для молодых или слабо мотивированных воспитателей) — педагог не демонстрирует инициативу во взаимодействии с детьми, не стремится проникнуть в их мотивационную сферу, изучая их характеры и поведение лишь поверхностно, на бытовом уровне, а потому не способен детально описать черты и особенности воспитанников, отмечая только те характеристики, которые отражаются на организации работы с детьми, соблюдении режима; от демонстрирует значительный субъективизм оценок, допуская ошибки при характеристике достижений воспитанников и группы в целом. 
  • средний уровень — педработников этой категории отличает стремление лучше и полнее узнать характеры, черты и внутренний мир воспитанников; они дают более верные оценки развития дошкольников, правильно анализируют систему личностных отношений, однако, проникая в структуру группы, демонстрируют инициативу в изучении микросреды, но оказывают на нее недостаточное влияние.
  • высокий уровень — воспитатель искренне заинтересован в развитии личности ребенка, правильной оценке его способностей и черт, он активно взаимодействует с семьями дошкольников и профильными специалистами, что позволяет ему проникать в мотивационную, волевую и познавательную сферу ребенка, грамотно осуществлять коммуникативную, организаторскую, гностическую и конструктивную функции. 
На поощрение или награждение
Характеристика на воспитателя на поощрение во многом схожа с аналогичным документом для аттестации, однако в ней особый акцент делается на профессионализме и педагогическом мастерстве педагога, его умении работать с детьми, находить общий язык с родителями и коллегами, своевременно диагностировать и устранять затруднения ребенка, осуществлять гностическую деятельность, используя знания по детской психологии и физиологии, практику социометрических и диагностических методов. Дополнением к такому документу могут стать цифровые показатели, полученные путем анонимного соцопроса коллег и родителей, проведения диагностики уровня развития детей. 
В остальном образец характеристики на воспитателя ДОУ выглядит следующим образом:
  1. ФИО, дата рождения, занимаемая должность.
  2. Трудовой и педагогический стаж, образование. 
  3. Отношение к функциональным обязанностям, наличие других наград и грамот.
  4. Квалификационная категория.
  5. Для старшего воспитателя дополнительно указывают, какие передовые образовательные технологии использует, каких качественных и количественных достижений достиг.
  6. Организаторские способности, коммуникабельность, деятельность по созданию оптимальной для развития детей среды. 
Важно, чтобы готовый текст характеристики на «Воспитателя года» или на аттестацию представлял образ профессионала, способного справиться с любой ситуацией, готового к самообразованию и саморазвитию, эффективной работе с воспитанниками и их родителями. Следовательно, проблемные моменты и недостатки опускают, концентрируя внимание на положительных аспектах. Грамотно составленная характеристика поможет пройти любую аттестацию и повысить квалификацию воспитателю детского сада. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.