Тематический контроль в ДОУ

214

Ведение воспитательно-образовательного процесса в детском саду должно соответствовать программному содержанию, показателям возрастного развития, содержанию нормативных документов. Тематический контроль в ДОУ, проведение которого предусматривается в годовом плане работы, обеспечивает:

  • анализ деятельности педагогов дошкольного образования по одному из разделов программы;
  • получение полной информации об особенностях реализации программного материала в конкретных группах детского сада;
  • возможность своевременной корректировки и усовершенствования программного минимума, что способствует созданию оптимальных условий для воспитания малышей.

Организация тематического контроля в ДОУ

Реализация комплекса мер, направленных на оценку системы учебно-воспитательной работы с детьми по конкретному (тематическому) направлению, предусматривает проведение масштабной подготовительной работы.

На этапе годового планирования деятельности всех структур детского сада определяются цели и задачи тематической проверки, которые могут быть связаны со следующими факторами:

  1. Повышением качества предоставления образовательных услуг, утверждением нового эталона ведения педагогической практики в связи с закреплением образовательных стандартов второго поколения.
  2. Стимулированием роста профессионального мастерства воспитателей.
  3. Созданием на базе детского сада условий, способствующих разработке передового педагогического опыта.
  4. Укреплением продуктивного взаимодействия с родительским контингентом.

Тематический контроль в ДОУ

После утверждения целей и задач мониторинга руководитель детского сада издает приказ соответствующего содержания, в котором должны быть указаны направление анализа, даты проведения проверки, конечная дата предоставления разработок по организации планового тематического контроля в ДОУ (обязанность возлагается на старшего воспитателя), дата предоставления отчетных документов. Функции по контролированию исполнения приказа возлагается на руководителя детского сада или его заместителя.

Следующим этапом является составления плана проведения тематического контроля. После утверждения данного документа методическое объединение, старший воспитатель и ответственные педработники осуществляют подготовку к реализации мониторинговых функций. Она может заключаться в разработке оптимальных методов проверки, составлении опросников, диагностических схем и таблиц.

В обязанности старшего воспитателя входит сопоставление актуальных разработок с выводами работы контрольных групп за прошлые годы, что позволяет отказаться от повторного использования неэффективных методик и утвердить оптимальный вариант действий.

В ходе работы по планированию старший воспитатель под руководством ответственного администратора распределяет обязанности между представителями контролирующей группы, которую могут формировать наиболее опытные воспитатели, методисты, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра. После получения на руки всеми участниками мониторинга начинается систематическое выполнение плановых действий по контролю, по результатам чего заполняется справка установленного образца.

План тематического контроля в ДОУ

План, иллюстрирующий последовательность проведения тематического мониторинга, должен отражать специфику дошкольной образовательной организации и результаты работы по выбранному направлению за предыдущие периоды.

В качестве приоритетного направления для мониторинговых исследований может быть избран программный минимум, актуальный для всех возрастных периодов. При разработке направления важно отметить, какие особенности программы изменяются с учетом развития детей, как эти моменты отражены в нормативно-правовой и методической документации и, соответственно, определить требования к воспитателям, ответственных за реализацию учебно-воспитательного комплекса в каждой возрастной группе.

Вне зависимости от содержания план по осуществлению тематического контроля в детском саду должен состоять из пяти блоков:

  1. Определение уровня ЗУН воспитанников.
  2. Анализ уровня профессионального мастерства воспитателя, актуальность и соответствие используемых приемов педагогической работы, форм организации детских групп нормативно-правовым и методическим документам, регламентирующим нормы дошкольного образования. Объектом проверки данного блока является оценка работы внутренней системы профессионального роста воспитателей.
  3. Характер планирования режимных моментов, системность включения элементов программы, в соответствии с которой работает детский сад, в учебно-воспитательную деятельность.
  4. Оценивание предметно-развивающей среды (наличие пособий, наглядного материала, соответствующего реализации заданного программного направления).
  5. Уровень взаимодействия с родителями: проведение консультаций, использование методов педагогического просвещения, родительская оценка результативности работы педагога-воспитателя.

Пример оформления плана тематического контроля в ДОУ

Скачать пример оформления плана тематического контроля в ДОУ
Скачать в .docx

Содержание контроля Методы организации
Оценка планирования работы воспитателя.  Просмотр документов календарного и перспективного планирования.
Создание условий по реализации учебно-воспитательного комплекса:
  • методическое обеспечение;
  • уровень доступной материально-технической базы;
  • наличие тематической литературы, соответствующей возрастным потребностям воспитанников. 
Проверка методобеспечения.
Мониторинг уровня развития детей по заявленному тематическому направлению. Наблюдение за занятиями, проведение бесед, игр, участие в режимных моментах.
Оценка профессионализма педагога. Наблюдение за ходом организации режимных моментов, занятий.
Оценка работы с родительской общественностью. Анализ содержания планов проведения родительских собраний, родительского уголка.

Темы тематического контроля в ДОУ

В качестве приоритетных направлений для мониторинга могут быть использованы любые программные моменты, реализовываемые независимо от возраста и индивидуальных образовательных потребностей дошкольников.

Тематический контроль в ДОУ

К числу наиболее популярных относят такие темы планового тематического контроля в ДОУ:

  1. Организация учебно-воспитательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
  2. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
  3. Состояние работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ.
  4. Социальное развитие детей дошкольного возраста.
  5. Формирование коммуникативной культуры дошкольников.
  6. Организация педагогической работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
  7. Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ.
  8. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду.
  9. Организация игровой деятельности с воспитанниками в ДОУ.
  10. Организация деятельности по здоровьесбережению в детском саду.
  11. Развивающая педагогика оздоровления в практике работы с детьми
  12. Организация комплекса по обучению изобразительной деятельности в детском саду.
  13. Музыкальное воспитание в ДОУ.
  14. Состояние трудового воспитания детей дошкольного возраста.
  15. Выполнение программы по развитию элементарных математических представлений.
  16. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду и роль воспитателя в руководстве этой деятельностью.

Справка тематического контроля в ДОУ

Справка, составляемая по окончанию проведения тематического контроля, является основным отчетным документом, отражающим порядок и результаты мониторинга, перечень выявленных недостатков учебно-воспитательного процесса. От того, насколько точно и подробно будет составлен данный бланк, зависит простота получения информации администрацией детского сада и характер мер, направленных на преодоление выявленных проблем.

Структура справки, составленной по результатам тематического контроля в ДОУ, представлена в таблице.

Скачать структуру справки, по результатам контроля в ДОУ
Скачать в .docx

Ключевые элементы документа Содержание
Титульная страница Полное название дошкольной организации, тема контроля, дата составления документа.
Основная часть В основной части справки важно указать следующие характеристики:
  1. Документальное обоснование проверки.
  2. Цель осуществления тематического контроля.
  3. Период работы мониторинговой группы.
  4. ФИО, должности членов проверяющей группы.
  5. Список воспитателей, педагогическая практика которых стала объектом контроля.
  6. Источники получения данных, на основании которых принималось решения о качестве образовательных услуг.
  7. Аналитика, иллюстрирующая характер выявленных проблем и пути их преодоления с целью улучшения учебно-воспитательного процесса.
Выводы и предложения Данный раздел должен содержать конкретные данные, отображающие реалии детского сада. С целью объективизации материала следует привести количественные показатели, графики и таблицы, провести сравнение результатов проверки по аналогичным направлениям за минувшие периоды.
В выводах важно указать, была ли достигнута цель проверки, привести рекомендации по улучшению работы конкретных воспитателей, указать должностных лиц, ответственных за выполнение улучшений.
Подписи Отчетный документ заверяется членами мониторинговой группы и педработниками, деятельность которых являлась объектом проверки. В случае отказа должностного лица заверять документ подписью составляется акт соответствующего содержания.

При составлении справки следует учитывать, что критика одного из воспитателей может негативно сказаться на процессе переосмысления результатов тематического контроля и сплоченности педагогического коллектива ДОУ в целом. Во избежание возникновения негативных реакций со стороны отдельных сотрудников при формировании отчетного документа и устной презентации его на педсоветах, методических объединениях рекомендуется:

  1. Начинать критику особенностей учебно-воспитательного процесса с признания достоинств воспитателя.
  2. Создавать сотрудникам положительную репутацию, несмотря на допущенные ошибки.
  3. Иллюстрируйте легкие пути преодоления выявленных проблем, стимулируя повышение педагогического мастерства педагогов детского сада.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль