Группы здоровья детей в ДОУ

2

Группа здоровья — комплекс жизненных показателей физико-психологического состояния детей, который используется для оценки здоровья детей с момента рождения и до достижения 17 лет, прогнозирования изменений состояния детского здоровья и исключения факторов риска. Сведения вносятся в медицинскую карту ребенка, чтобы любой медработник без уточнения диагноза имел необходимую информацию.

Родители нередко настороженно относятся к подобной практике, считая распределение одной из форм дискриминации, однако специалисты, зная группу здоровья ребенка, в случае необходимости могут оказать малышу своевременную помощь.

Распределение на группы здоровья детей в ДОУ необходимо, чтобы:

  • детям подобрали оптимальные по уровню физические нагрузки;
  • во время пребывания в детском саду учитывались индивидуальные особенности организма;
  • ребенку был выбран подходящий режим дня и меню.

Группы здоровья в ДОУ

Распределение детей по группам здоровья происходит по итогам обследования, которое проводят узкие специалисты (стоматолог, отоларинголог, невропатолог, кардиолог, офтальмолог и хирург), и комплексного заключения педиатра. Если специалисты считают нужным, проводится дополнительный осмотр, клинические исследования, ребенок сдает анализы.  

Определение группы проводится на основании Правил проведения оценки и Инструкции по комплексной оценке здоровья, которые были утверждены Министерством здравоохранения. Желательно проходить распределение непосредственно после рождения малыша, однако чаще родители узнают категорию здоровья своего малыша при подаче документов в детский сад.

Группа здоровья в ходе взросления малыша может меняться, исключение составляет наличие тяжелых генетических и хронических заболеваний. В остальных случаях, если в младенчестве или младшем дошкольном возрасте ребенку был поставлен тот или иной диагноз, но во время проведения обследования он здоров, его относят к I, реже — ко II категории. Распределение происходит по результатам динамики протекания и тяжести недуга, потому малыши с одинаковым диагнозом могут быть определены в разные группы.

Группы здоровья новорожденных

Попадание в одну из групп — это не приговор, а специальная шкала, возможность помочь тем малышам, которые нуждаются в систематическом контроле. Если распределение не позволяет ребенку поступить в танцевальный кружок или спортивную секцию, стоит проконсультироваться с педиатром, который:

  • рекомендует изменение режима, что поможет скорректировать имеющиеся проблемы;
  • пойдет навстречу желанию малыша и изменит решение в пользу смежной категории;
  • аргументирует безапеляционность принятого решения.  

Предусмотрен ряд критериев, согласно которым анализируют, распределяя малышей:

  • как протекала беременность, проходили роды и первые месяцы жизни малыша;
  • присутствуют ли хронические и генетические болезни, врожденные патологии;
  • насколько физическое и физиологическое развитие соответствует нормам (окружность груди и головы, рост, вес);
  • в какой степени психическое развитие (навыки, речь, моторика) протекает согласно возрасту;
  • как функционируют органы и системы;
  • насколько эффективно организм сопротивляется заболеваниям;
  • как часто болеет малыш.

Выделяют пять групп здоровья дошкольников, которые обозначают римскими цифрами.

Группы здоровья у детей: таблица и характеристики

Хронические недуги Функциональные отклонения органов и систем Реактивность и резистентность Нервно-психическое и физическое развитие
I (относительно здоровы) нет не выявлены в предшествующий период ребенок болел редко, острые заболевания протекали легко согласно возрасту
II (с факторами риска) нет присутствуют острые заболевания протекают тяжело и длительно, период выздоровления затягивается и сопровождается вялостью, нарушениями аппетита и сна, субфебрилитетом малыша физически развит согласно возрасту, допустим незначительный лишний вес; нервно-психическое развитие в норме или сопровождается незначительным отставанием
III (состояние компенсации) присутствуют врожденные дефекты развития систем и органов, диагностированы хронические патологии функциональные отклонения не вызывают клинические проявления хронические болезни сопровождаются редкими и нетяжелыми обострениями, общение состояние здоровья не ухудшается малыш в нервно-психическом и и физическом плане развит в пределах нормы, допустим низкий рост, недостаточный или лишний вес I или II степени
IV (субкомпенсация) диагностированы хронические недуги, врожденные дефекты развития систем и органов заболевания проявляются согласно клинической картине, функция пораженных органов изменена  основное хроническое заболевание нередко обостряется, дошкольник подвержен простудным заболеваниям, сопровождаемым длительным периодом восстановления нервная система и психика малыша развита согласно норме или наблюдается отставание, физическое развитие в пределах нормы, допустим низкий рост, лишний или недостаточный вес I или II степени
V (декомпенсация) обнаружен тяжелый врожденный порок или хроническая патология, которая приводит к инвалидности функции пораженных органов и систем существенно изменены частые острые недуги, основное хроническое заболевание часто обостряется и протекает в тяжелой форме психика и нервная система в норме или наблюдается отставание, физически ребенок развит по возрасту, допустим низкий рост, избыток или дефицит массы тела I или II степени

К несчастью, наблюдается омоложение болезней, потому все меньше детей не болеют или редко болеют, потому I группа — самая немногочисленная, тогда как все внимание медиков обращено на вторую группу, члены которой подвержены возникновению патологий или переходу заболеваний в хронику.

Группы здоровья несовершеннолетних

Группы здоровья несовершеннолетних

Группы здоровья детей по заболеваемости и рекомендации к ним представлены в таблице:

Характеристика Рекомендованные нагрузки
Дети, которые в психическом, физиологическом и физическом плане развиваются согласно возрасту Согласно образовательной программе физические и интеллектуальные нагрузки без ограничений, дети занимаются на общих основаниях. Отдельные врожденные дефекты не нуждаются в коррекции
II
У ребят обнаружены функциональные изменения, не угрожающие здоровью (преимущественно выражены в недостатке/избытке веса или роста). Разделяется на подгруппы:
  • с наследственным фактором;
  • часто болеющие дети (больше 4 раз ежегодно) с высоким риском появления и развития хронических недугов
Самая многочисленная группа, в нее входит почти 50% всех несовершеннолетних.  Чаще всего выражается аномалиями конституции, рахитом, гипотрофией I стадии, низким гемоглобином, недоношенностью.
Согласно образовательной программе физические и интеллектуальные нагрузки без ограничений, дети однако нуждаются в систематических осмотрах у педиатра, прохождении профилактических медосмотров ежегодно. 
III Дошкольники с хроническими недугами на этапе ремиссии, и те, кто перенес операции и сложные травмы, но полностью восстановили функционирование органов и систем после них. Преимущественно выражается: ожирением, плоскостопием, анемией, хроническим бронхитом, хроническим гастритом, пиелонефритом, заиканием. Необходимо особое питание, физические нагрузки стоит ограничить или выполнять специальные физупражнения
IV Немногочисленная группа здоровья дошкольников, куда распределяют малышей со сложными хроническими недугами в стадии субкомпенсации, которые должны быть под постоянным наблюдением узких специалистов. Категорию составляют несовершеннолетние после операций и травм, которые частично потеряли функции определенных систем. Они чаще всего страдают гипертонической болезнью, тиреотоксикозом, эпилепсией, прогрессирующим сколиозом.  Рекомендованы специализированные группы в детских садах или отдельные ОУ, регулярное медицинское наблюдение и систематическое поддерживающая терапия. 
Дети с ОВЗ, онкологией, которым запрещены физические нагрузки и рекомендованы коррекционные группы в ДОУ или специальные коррекционные ОУ.  Преимущественно не посещают ДОУ, находятся на дистанционном или на обучении на дому.

Узнать больше о группах здоровья детей можно в статьях:
1. Группы здоровья дошкольников
2. Индекс здоровья детей в детском саду
3. Влияние образовательного процесса на физическое здоровье дошкольников
4. Распределение детей по группам здоровья в детском саду

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль