Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ

3040

Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО)это отлаженный механизм, реализуемый в контексте осуществления образовательного процесса в детском саду. Важно подчеркнуть, что, согласно ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», каждый детский сад самостоятельно разрабатывает оценочную систему. Единых требований к выбору подхода, графика, метода или формы оценки качества образования нет.

  • контроль или мониторинг не может длиться более 5-10 дней;
  • основанием для оценочных процедур становится заявление педработника для прохождения аттестации, жалобы физических или юрлиц на нарушения в образовательной сфере ДОУ;
  • при проведении плановой оценки сотрудники оповещаются за две и более недель, в случае оперативного контроля предупреждать членов педагогического совета заранее запрещается.

Поскольку закон не дает в этом плане никаких ориентиров, в ходе реализации ВСОКО на практике возникают некоторые сложности.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оценка качества образования»


Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ

Внутренняя система оценки качества дошкольного образования позволяет определить, насколько фактическая реализация образовательных программ отвечает тому уровню, который был установлен требованиями ФГОС. Процедура основывается на аналитической деятельности: качество осуществления процесса образования оценивается, а вместе с тем его результативность, и обеспечение ресурсами. Проверочный механизм опирается на российское законодательство, федеральные и локальные нормативно-правовые акты, касающиеся учебной сферы.

От эффективности проведения ВСОКО зависит развитие всех уровней системы образования, но несмотря на достаточный накопленный опыт, внутренняя система оценки качества образования в ДОУ ложится на плечи администрации детского сада, что не может не вызывать сложности. Заведующая ДОУ должна определить рациональные процедуры самообследования, спланировать, а после внедрить их в вверенном ей учреждении.

Для оценки качества образования в ДОУ используется:

  • проверка качества образования и выполнения условий ООП ДОУ;
  • комплексная система должностного контроля;
  • статистика образования;
  • соцопросы и мониторинг показателей;
  • изучение отчетов старших и младших педработников;
  • посещение мероприятий и заседаний, которые организованы педагогами;
  • общественная экспертиза с привлечением анкетирования родителей.

Данные для оценки черпаются из многочисленных источников, среди которых особое место занимают социологические опросы, статистика образования, мониторинги и различные исследования, отчеты воспитателей и других представителей педагогического коллектива детского сада, протоколы педагогических мероприятий.

Ответственность за реализацию ВСОКО ложится на администрацию ДОУ, однако к числу исполнителей привлекают членов педагогического совета, представителей творческих групп, мониторинговых комиссий, отдельных экспертов.

Внутренняя оценка качества образования в ДОУ по ФГОС

Этапы построения действующей системы внутренней оценки:

  1. Определение целей и задач оценочного механизма.
  2. Выделение содержания ВСОКО.
  3. Выбор методов и форм самообследования.
  4. Определение ответственных лиц, отвечающих за эффективность, прозрачность и точность механизма оценки.
  5. Распределение прав, меры ответственности и полномочий среди ответственных за реализацию ВСОКО.
  6. Определение алгоритма проверки и его реализация.

Права и меры ответственности сотрудников детского сада, проверяемых и осуществляющих внутреннюю проверку

Скачать таблицу прав и мер ответственности сотрудников в детском саду
Скачать в .docx

 Ответственность Права

Приглашенный эксперт или представитель образовательного учреждения, который осуществляет контрольную деятельность или мониторинг несет административную ответственность за достоверность фактов, поданных в отчетной документации  

Члены мониторинговой группы или привлеченные эксперты в ходе проведения контроля вправе проводить анкетирование и исследования любого рода:

  • знакомиться с деятельностью педработников;
  • изучать отчетность и документацию педработников, связанную с их функциональными обязанностями;
  • проводить экспертизу эффективности работы;
  • делать выводы на основании полученной информации;
  • рекомендовать к принятию управленческие решения. 

Заведующий детским садом несет ответственность перед учредителем ДОУ за прозрачность и достоверность поданных ему сведений о контроле качества образования и самоанализе.  

Педагогические работники, которые поддаются проверке вправе:

  • быть проинформированными о сроках и критериях проводимого мониторинга или оценки;
  • быть в курсе того, какие мероприятия, формы и методы контроля запланированы;
  • быть ознакомленным с выводами оценочных процедур и сделанными рекомендациями;
  • в случае несогласия с результатами контроля педработник может обратиться в комиссию по трудовым спорам для разрешения ситуации. 

На государственном уровне внутренняя система оценки качества образования в ДОУ по ФГОС служит следующим целям:

  • разработка единых принципов контроля и диагностики системы образования, что позволит оперативно влиять на негативные изменения, улучшая качество образования;
  • предоставление объективных сведений о состоянии и перспективах развития дошкольного образования, причинах понижения или повышения качества предоставления образовательных услуг;
  • максимальная прозрачность информации и доступ к ней для всех участников учебного процесса;
  • возможность прогнозирования развития системы дошкольного образования;
  • обоснованные управленческие решения по улучшению системы образования на основании ВСОКО принимаются своевременно.

Функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОУ строится на ряде задач:

  1. Создается единый подход и обобщенные критерии оценки качества образования.
  2. Строится комплекс аналитических показателей.
  3. Нормативно-диагностические материалы анализируются, подбираются, систематизируются и адаптируются.
  4. Проводится самоаудит деятельности детского сада (состояния, эффективности и перспектив), собирается и обрабатывается информация.
  5. Собираются ресурсы, необходимые для сбора статистики о степени профессиональной компетенции педработников, мониторинга качества и условий реализации образовательных программ.
  6. Определяется, насколько учебный процесс соответствует требованиям ФГОС, примерной и основной программ.
  7. Качественное образование становится доступным.
  8. Поиск факторов, которые положительно и отрицательно влияют на качество дошкольного образования.
  9. Определения уровня развития дошкольников.
  10. Мониторинг необходимости повышения педагогической квалификации сотрудников ДОУ и содействие в этом.
  11. Разрабатываются индивидуальные психолого-педагогические маршруты сопровождения воспитанников.
  12. Вычисление стимулирующих доплат и рейтинга педагогов.
  13. Привлечение общественности, экспертов и родителей к управлению в ДОУ, задействование их в оценочных процедурах.

Если оценочный механизм позволяет выявить слабые места дошкольного образования, устранить пробелы, принимаются соответствующие управленческие решения.

План внутреннего распорядка оценки качества дошкольного образования 

Несмотря на то, что образовательные учреждения самостоятельно определяют методы и формы оценочной процедуры, система внутренней оценки качества образования в ДОУ по ФГОС базируется на неизменных принципах:

  • Информация о качестве образования подается без утаек, в максимально систематизированной и объективной форме.
  • Процедура проверки предельно прозрачна, а информационное освещение процесса — общедоступно.
  • Педагоги максимально включаются в оценочный механизм работы организации и личный самоанализ, чтобы обеспечить принцип рефлективности.
  • Морально-этические нормы остаются незыблемыми.
  • Между оценочными процедурами устанавливается взаимосвязь, они дополняют друг друга.
  • Оценочный механизм следует принципу преемственности и интеграции во всероссийскую систему оценки качества дошкольного образования.  

Из опыта работы образовательных учреждений, внутренняя система оценки качества образования в ДОУ требует структурированности действий и выработки четкого плана. Сперва специалисты выполняют проблемный анализ образовательной деятельности в учебном учреждении, а после определяют инструменты, методы и формы контроля. Оценочный процесс захватывает как субъективные, так и объективные факторы, в числе которых:

  • степень освоения основной образовательной программы;
  • уровень организации учебного процесса и его соответствие программе;
  • наличие условий для реализации программы.

К счастью для администрации образовательного учреждения система оценки качества образования в ДОУ строго регламентирована требованиями ФГОС, которые и являются критериями самообследования.

План оценки — это десять показателей, которые позволяют делать выводы о качестве обучения в детском саду. ВСОКО анализирует и отвечает на ряд вопросов:

  1. В какой мере реализована основная образовательная программа?
  2. Насколько выполнены задачи, поставленные перед ДОУ на год?
  3. Как в детском саду заботятся о здоровье детей?
  4. Как проходит адаптация новых воспитанников к условиям ДОУ?
  5. Каковы результаты психологической и педагогической диагностики психофизического развития детей?
  6. Насколько воспитанники подготовительной группы готовы к школе?
  7. Как проходит взаимодействие с общественностью и семьями воспитанников?
  8. Насколько родители дошкольников удовлетворены качеством учебного процесса?
  9. Есть ли в ДОУ недостаток педагогических кадров?
  10. Какие медико-социальные и материально-технические условия созданы в детском саду для комфортного пребывания в нем детей?

Чтобы достичь максимальной объективности, внутренняя система оценки качества образования использует следующие формы организации:

  1. Мониторинг — анализ документов, анкетирование, тестирования, сравнения, собеседования, наблюдение.
  2. Контроль и взаимоконтроль — итоговый, фронтальный, тематический и оперативный.

Поэтапная реализация внутреннего самообследования образования требует участия представителей администрации детского сада, педагогов, привлеченных экспертов и родителей воспитанников. Оценочная процедура опирается на сведения из годового плана ДОУ и основную общеобразовательную программу. 

Скачать таблицу с описанием действий ответственных в поэтапной реализации внутреннего самообследования в детском саду
Скачать в .docx

Описание Ответственный
Для получения точной информации о состоянии дел определяются формы, тематика и время проведения внутренней оценки Заведующий ДОУ, старший воспитатель и заместитель заведующего по АХЧ
Минимум за две недели до предполагаемого мониторинга или оценки издается приказ, в котором уточняются тематика и сроки проведения ВСОКО, регламентируются сроки подачи отчетности, назначаются ответственные. Составляется план-задание, с которым следует ознакомить и тех, кто подвергнется проверке, и тех, кто будет ее осуществлять. 
Если предполагается проведение экстренного контроля, запрещено заранее оповещать сотрудников детского сада. Основанием для оперативного контроля может служить нарушения российского законодательства, трудовой дисциплины или прав воспитанников. 
Заведующий ДОУ
Определяется форма отчетности, которую оформляют в течение семи дней после завершения оценки качества. Отчеты или аналитические справки, которые были поданы на восьмой день с момента окончания проверки, не принимаются.   Заведующий ДОУ,  ответственный за реализацию ВСОКО
После завершения проверки или мониторинга издается указ, в котором в сжатой форме указываются результаты самообследования, выводы и предложения, а также решения, которые были или будут приняты на основании результатов ВСОКО. Заведующий ДОУ
По завершению оценочных процедур для озвучивания и обсуждения итогов проводятся административные совещания и заседания педсовета детского сада. Администрация должна уведомить педагогических работников о результатах проверки не позднее, чем через десять дней после окончания контроля Администрация ДОУ, педагогический работники
В конце учебного года на заседаниях педагогических совета на основании отчетности о контрольных мероприятиях, аналитических справок о результатах ВСОКО выделяются проблемы, требующие оперативного решения, намечается план деятельности и приоритетные задачи на будущий учебный год.  Заведующий ДОУ, старший воспитатель

Положение о внутренней системе оценки качества образования 

Заведующий детским садом утверждает локальный нормативный акт — положение о внутренней системе оценки качества образования, принятое на заседании педагогического совета. Документ отражает основные положения, цели и задачи внутреннего контроля, структуру и реализацию, показатели и общественное участие во ВСОКО. Каждый детский сад самостоятельно разрабатывает подобное положение, опираясь на структуру и примерное содержание документа.

Согласно положению, объектами мониторинга становятся качество условий и процессов, обеспечивающих обучающую деятельность, а также качество результатов этой деятельности.

Проверке подвергаются: научно-методическая работа, материально-техническая база, обеспечение кадрами, технологии и методики образования и воспитания, организация питания детей, здоровьесберегающие и охранные технологии, эстетические условия,  в ДОУ. Согласно ФГОС, помимо этих условий обеспечения учебного процесса, контроль может затронуть развивающую среду, документооборот, психологический климат в детском саду и его финансовое обеспечение. Сбор, хранение и анализ полученной информации регламентирован Положением.

Скачать положение о внутренней системе оценки качества образования
Скачать в .docx

Положение о внутренней системе оценки качества образования

Для объективной оценки результатов образования, проверяющие мониторят:

  • динамику изменения состояния здоровья детей;
  • результаты освоения ООП;
  • достижения и успехи детей на олимпиадах, соревнованиях и конкурсах;
  • степень удовлетворенности родителей и опекунов учебными результатами детей.

Собирает и интерпретирует полученную информацию не только администрация детского сада, но также педработники, члены методобъединения педагогов и представители педагогических комиссий и экспертных групп.

Задачи основных исполнителей самообследования в детском саду 

Скачать таблицу задач основных исполнителей самообследования в детском саду
Скачать в .docx

Ответственные Задачи
Администрация детского сада
  • Заведующая составляет и в приказном порядке утверждает локальные акты, регламентирующие оценочные процедуры.
  • Готовит концепт и реализует мероприятия, позволяющие усовершенствовать проведение ВСОКО.
  • Следит и оказывает содействие в проведении мониторинга, статистических и социологических исследований в рамках самообследования. 
  • Отвечает за сбор и анализ информации об уровне качества образования в вверенном образовательном учреждении.
  • Помогает педагогическим работникам и общественным экспертам подготовиться к проверке.
  • На муниципальном уровне освещает результаты проверки, составляет информационно-аналитические документы. 
  • Проанализировав результаты ВСОКО, принимает решение по управлению ДОУ, направленные на совершенствование процесса обучения. 
Педагогический совет детского сада
  • Помогает выбрать стратегию развития системы обучения, организовывать работу и агитировать педработников к повышению квалификации, проявлению творческих инициатив. 
  • Стимулирует педагогов принимать участие в конкурсах педагогического мастерства и программ обучения.
  • Педагоги обсуждают показатели динамики развития образовательной системы, результаты общественной экспертизы, мониторинга и измерения. 
  • На заседаниях озвучивают доклады и отчеты коллег.
Мониторинговая группа
  • Принимает активное участие в разработке методики и системы показателей качества обучения.
  • Помогает в разработке критериев, необходимых для оценки эффективности деятельности педработников.
  • Оказывает содействие в подготовке специалистов к выполнению контрольно-проверочных процедур (экспертов и педработников ДОУ).
  • Оценивает итоги мониторинга степени развития воспитанников детского сада, вырабатывает предложения для улучшения полученных показателей.
  • Выдвигает ряд предложений для управленческий решений, основанных на результатах мониторинга. 

Показатели внутренней системы оценки качества образования

В компетенции администрации образовательного учреждения вынесение показателей ВСОКО в приложение к Положению или формирование отдельного документа. Их перечень и изменения утверждаются на заседании педсовета. Эталонные значения параметров и показателей качества определяются нормативными актами, регулирующими самообследования.

На основании полученных результатов выставляется оценка в баллах. Для этого сравнивают нормативные и полученные значения параметров качества системы образования. На основании этой оценки делают вывод о достигнутом и потенциально возможном уровне качества. Это позволяет стремиться к нормативному максимуму, отталкиваясь от реального достигнутого уровня.

Показателем внутренней системы оценки качества образования является комплекс критериев, которые анализирует мониторинговая группа. 

Скачать таблицу показателей внутренней оценки качества образования в детском саду
Скачать в .docx

Показатель качества Предмет или объект проверки
Результаты деятельности образовательного учреждения
  • учебные достижения детей и то, насколько они освоили основную общеобразовательную программу;
  • насколько дети готовы к школе;
  • насколько потребители образовательных услуг (родители, воспитатели и учителя) удовлетворены их качеством;
  • полнота выполнения муниципального задания.
Педагогический процесс в детском саду
  • учебная деятельность, которая осуществляется в ходе реализации других видов деятельности детей и режимных моментов;
  • самостоятельная занятость воспитанников;
  • сотрудничество с семьями воспитанников для полного освоения основной программы. 
Условия реализации основной общеобразовательной программы
  • Наличие квалифицированных педагогов (кадровая стратегия детского сада, динамика профессионального роста сотрудников, их профессиональные достижения, консультативная помощь родителям в процессе обучения и воспитания детей). 
  • Материально-техническая база (техническое и санитарное состояние помещений, наличие и оснащение медкабинета, наличие необходимой для учебы мебели, и средств, эффективность профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, соблюдение техники безопасности, охраны труда) 
  • Учебно-материальная база детского сада (наличие дидактического материала и игрушек, правильность, комфортность и безопасность оснащения кабинетов, предметно-развивающая среда, технические средства обучения)
  • Медицинское обеспечение ДОУ (процесс оздоровления детей, обеспечение сбалансированного общественного питания, контроль за состоянием и динамикой детского здоровья, психофизическим развитием детей).
  • Финансирование учреждения (количество средств, выделенных на реализацию программы, заработные платы и премии педработников). 
  • Предметно-пространственная среда (соответствие ее компонентов возрастным особенностям воспитанников, разнообразие инвентаря, оборудования и учебных материалов согласно требованиям ФГОС, условия для реализации инклюзивного образования, совместной деятельности взрослых и детей, возможности для уединения и работе в группах)
  • Психолого-педагогическое обеспечение (насколько успешно взаимодействие с членами семей воспитанников, проведение психолого-педагогической проверки).
  • Информационно-методическое обеспечение (задействуют ли работники детского сада в своей работе ПК, в какой мере им оказывается методическая поддержка, наличие сайта образовательного учреждения, технологического оборудования и программного обеспечения).
Среда обучения
  • дифференциация контингента детей в детском саду;
  • взаимодействие с социумом и окружающим миром;
  • условия адаптации воспитанников в ДОУ;
  • педагогический коллектив.

Цель внутриорганизационной системы оценки качества образования 

Поскольку ВСОКО в значительной мере проводится для выявления сложностей и перспектив развития сферы образования, поиска эффективных управленческих решений, результаты мониторинга должны предаваться огласке. Общественность информируют о результатах в полном или частичном объеме через публикации справок, отчетов и аналитических докладов на официальном сайте учреждения.

Регламент определяет порядок и формат психологических, социологических и статистических исследований, которые проводятся в рамках внутреннего контроля. Внутренняя оценка качества образования включает измерение и экспертизу — ключевые методы получения данных. В ходе измерения регистрируют и оценивают качество образования, используя анкетирование, тестирование, различные контрольно-измерительные задания. Экспертиза предполагает комплексное изучение состояния образовательной системы в детском саду, имеющихся условий и достигнутых результатов. Государственные стандарты определяют принцип выбора контрольно-измерительных материалов.

Внутренняя оценка качества образования проводится на основании проблемного анализа учебного процесса, путем выделения методов и инструментария проведения контрольно-проверочных процедур.

По результатам ВСОКО заведующий поощряет или привлекает к дисциплинарной ответственности сотрудников. Он также может принять решение о проведении повторных оценочных процедур, обсуждении коллегиальным органом итоговых материалов. В рамках своей компетенции заведующий принимает решения и издает соответствующие приказы. Он следит за тем, чтобы результаты, высказанные предложения и замечания нашли свое отражение в ежегодном отчете о самообследовании ДОУ и номенклатуре дел. 

Узнать больше о внутренней системе оценки качества образования в детском саду можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль