text

✎ Конференция для заведующего садом 2018 >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Независимая оценка качества образования

  • 27 апреля 2018
  • 851

Прозрачность и октрытость работы — залог эффективной деятельности дошкольных образовательных учреждений. Процедура независимой оценки качества в сфере образования (далее — НОКО) проводится для контроля над реализацией образовательных программ, повышения качества образования, улучшения воспитательно-образовательной сферы в целом. 

Скачать таблицу показателей качества образовательной деятельности в детском саду
Скачать в .docx

НОКО регламентирует пять ключевых нормативно-правовых документов, ключевым из которых является статья 95 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ», где отражается суть независимой оценки образовательного процесса и уточняются требования к официальному сайту учреждения. К остальным документам относят:

  • Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», где регламентируется оценочная процедура.
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», регулирующее оценку сферы дошкольного образования.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
  • Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (от 14.10. 2013).
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Независимая оценка качества в сфере образования

Чтобы образование в детском саду соответствовало нормам ФГОС, в качестве критериев оценки используется комплекс субъектов, объектов, функций и предметов, данные по которым регулярно собираются и анализируются. Независимая оценка качества образования в 2018 году, как и прежде проводится на основании общедоступной информации, тогда как объектами проверки становятся дошкольные образовательные учреждения и их электронные представительства. 

Зачастую независимая оценка качества образования образовательных организаций проводится, опираясь на ряд показателей, позволяющих сделать вывод о качестве и перспективах образовательной деятельности.

Показатели Сведения Подробнее
Общие показатели ДОУ Основная информация о детском саде Месторасположение, контактные телефоны, официальный сайт
Данные о педагогическом коллективе детского сада и его руководстве Контактные телефоны, адреса электронной почты
Сведения о взаимодействии с получателями образовательных услуг  Контактная информация органов управления системой дошкольного образования на местном, региональном и федеральном уровнях, органах надзора
История обращений граждан — получателей образовательных услуг  Данные о рассмотрении жалоб и предложений, поступивших по электронной почте или телефону
Показатели, касающиеся комфортности условий обучения Информационное оснащение и материально-техническая база детского сада Самоанализ обеспечения ДОУ
Организация питания детей, оценка условий для укрепления и охраны детского здоровья Самообследование состояния пищеблока и система общественного питания, применения здоровьесохраняющих технологий
Индивидуальная работа с детьми Программа инструктора по физвоспитанию, музрука и педагога допобразования.  Проведение самообследования с последующим анализом 
Внедрение дополнительных образовательных программ Проведение самообследования с последующим анализом
Наличие условий для стимулирования интересов и развития творческих способностей детей Проведение самообследования с последующим анализом
Условия для оказания социальной, медицинской и психолого-педагогической помощи детям
Показатели, касающиеся педколлектива Уровень компетентности, вежливости и доброжелательности младшего и старшего педагогического коллектива
Показатели, касающиеся удовлетворенности работой ДОУ Оценка уровня удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг на основании анкетирования родителей и законных представителей воспитанников

Независимая оценка качества образования: цели и задачи процедуры

Независимая оценка качества образования — открытый механизм общественного контроля в сфере образования и культуры, который используется для достижения следующих целей:

  • создание образования, доступного для всех граждан РФ;
  • стремление к систематическому совершенствованию качества дошкольного образования;
  • регулярное информирование потребителей (детей, их опекунов и родителей) услуг в сфере образования;
  • стимулирование сотрудников сферы образования к самосовершенствованию и самообразованию;
  • усовершенствования работы детского сада.

Процесс достижения поставленных целей подразумевает решение важных задач:

  • определение и оценка предоставления социальных образовательных услуг;
  • сбор данных о предоставлении социальных образовательных услуг от их потребителей;
  • установление соответствия между информацией на официальном сайте ДОУ, ее актуальностью, практической ценностью и удобством пользования для граждан;
  • интерпретация данных, формирование рейтингов;
  • составление предложений по совершенствованию качества работы детского сада. 

Независимая оценка качества образования также проводится в целях определения курса дальнейшего развития системы дошкольного образования. Участники отношений в образовательной сфере (родители дошкольников или их законные преставители) инициируют проведение НОКО для получения информации о степени освоения воспитанниками ДОУ образовательной программы, качестве предоставленя услуг. Учредитель ДОУ вправе выбирать организацию, которая осуществит НОКО. 

Критерии оценки затрагивают доступность и открытость информации о ДОУ, условия, в которых реализуется воспитательно-образовательный процесс, компетентность педагогов, их вежливость, доброжелательность, удовлетворенность качеством ДОУ в целом. В ходе проведения НОКО удается определить, насколько дошкольное образование в выбранном детском саду соответствует требованиям:

  • Физических лиц — основных потребителей услуг, к которым относят родителей детей ДОУ, которые проходят обучение по программам дошкольного образования. К требованиям причисляют свободу выбора детского сада, программы образования, которая бы соответствовала возможностям ребенка, возможность получать реальные сведения об успехах воспитанника в освоении программы.
  • Юридических лиц и непосредственно ДОУ в сфере анализа качества осуществления программ для внесения корректив по итогам НОКО.
  • Общественных организаций и учредителя в контексте составления и распределения рейтингов среди ДОУ, а также прочих процедур оценки, после которых разрабатывается и проводится комплекс мероприятий, повышающих конкурентоспособность выбранного детского сада.

Введение образовательных стандартов и в область дошкольных учреждений является новым шагом в реализации федеральной политики в этой области. НОКО проводится для того, чтобы установить насколько предоставляемое в детском саду образование соответствует заявленному и регламентированному законом уровню. Сложность процесса связана с изменениями требований к дошкольному образованию у личности и общества. Однако методика оценки все же сформировалась, дав толчок социальному заказу на анализ педагогических достижений, перспектив развития и оснащения ДОУ.  

Независимая оценка качества образования

Ключевым показателем качества образования в ДОУ служит успехи и достижения детей, взятые за отдельный отрезок времени. Независимая система оценки качества образования и культуры зависит от масштаба и количества анализируемых показателей, отражая цели развития образования на каждом этапе его исторического развития. НОКО опирается на анализе свершений дошкольников и способности детского сада удовлетворить социальный заказ и требования личности.

Независимая оценка качества образования образовательных организаций: роль общественного совета

Реализация НОКО в полной мере свидетельствует о демократичности, о том, что система образования открыта для общества, она работает на принципе предельной прозрачности, а объективные данные о ее состоянии и перспективах известны общественности. Независимая оценка качества образования в ДОУ позволяет сформировать конкурентоспособную среду, стимулировать развитие детских садов.

Оценивать качество могут одним из выбранных способов:

  • многоуровневая система параметров;
  • результаты соответствия требованиям ФГОС и ключевым нормативам;
  • анкетирование родителей и законных представителей детей;
  • анализ достижений образовательного процесса в ДОУ.

Деятельность детского сада анализируется по следующим критериям:

  1. Насколько деятельность ДОУ отвечает законодательным актам и ФГОС ДО.
  2. В какой мере выполняется муниципальное задание на оказание образовательных услуг.
  3. Насколько эффективно обеспечение учреждения кадрами.
  4. Какие мероприятия проводятся для привлечения новых педработников-энтузиастов.
  5. Какие педагогические процессы и решения в сфере управления совершенствуются на базе результатов предыдущей независимой оценки качества образования образовательной организации.
  6. В какой мере обеспечивается доступность образования.
  7. Какие условия созданы для сохранения и охраны здоровья детей, обеспечения безопасности.
  8. Степень информационной открытости учреждения.

Анкетирование родителей обычно включает вопросы, касающиеся удовлетворенности:

  • психологическим климатом в детском саду;
  • объемом и полнотой услуг в сфере образования, которые предоставляются в ДОУ;
  • работой представителей младшего и старшего педколлектива;
  • наличием сведение об успехах и сложностях ребенка;
  • охватом мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья детей (физическое воспитание, качество медобслуживания и питания);
  • материально-техническим обеспечением учреждения;
  • уровнем использования электронных и других ресурсов для информирования родителей.

Так, для реализации НОКО в определенном городском округе приказом администрации городского округа формируется общественный совет, в компетенцию которого входит осуществление оценки дошкольных учреждений. Общественный совет — консультативный орган, который руководствуется федеральными и локальными нормативно-правовыми актами. Членами совета становятся от пяти до девяти граждан из числа работников сферы образования, активной молодежи, общественных деятелей. Он созывается с целью улучшения взаимодействия общественных объединений, дошкольных образовательных учреждений и местных органов власти. Члены совета действуют на добровольных началах, придерживаясь принципов партнерства, честности и открытости.

Полномочия общественного совета достаточно широки. Его члены:

  1. Запрашивают запрашивают от ДОУ документы и информацию, необходимую для проведения независимой оценки качества образования.
  2. Выполняют сбор общественного мнения о качестве работы ДОУ, для чего могу привлекать к работе подрядчиков в лице рейтинговых агентств, экспертов, консультантов, сотрудников НИИ.
  3. Проводят заседания, совещания, семинары, конференции и прочие мероприятия, на которые привлекают представителей ДОУ, учредителей и рядовых граждан.

Члены общественного совета поэтапно выполняют задачи по подготовке НОКО:

  • определяют стратегию НОКО;
  • выбирают учреждения, работа которого будет оцениваться;
  • обсуждают критерии оценки, итоги НОКО и составляет предложения для совершенствования качества образования;
  • по мере возможностей помогают работе привлеченных консультантов и экспертов, координируют общественную экспертизу;
  • оценивают качество обучения, используя собранную информацию;
  • готовят результаты оценочных процедур, информируют общественность о них.

Независимая оценка проходит в максимально открытой форме, что предоставляет общественности доступ к ходу проведения процедуры и ее результатам. 

Результаты независимой оценки качества образования

Рейтинги и показатели, полученные в ходе организации независимой оценки качества образования, являются источником достоверной информации, согласно которой родители понимают, как осуществляется образовательная деятельность в том или ином ДОУ, насколько она результативна, каких успехов добиваются воспитанники детских садов, какие педагоги работают в учреждениях. 

Родители, инициировавшие проведение НОКО, выступают с позиции поддержки и критики, используя результаты оценки для составления выводов об образовательном учреждении, а коллегиальные органы управления, в свою очередь, на основании обобщенных выводов и результатов разрабатывают и принимают решения, улучшающие качество работы выбранного ДОУ. Любые несоответствия, которые были выявлены по результатам независимой оценки качества образования, служат поводом для совершенствования образовательной сферы, стимулирует гражданскую позицию населения и активизирует общественное участие в управлении сферой образования и культуры. 

Узнать больше о независимой системе оценки качества образования в детском саду можно в статьях:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.