Независимая оценка качества образования

558

Все дошкольные образовательные учреждения должны демонстрировать открытость и прозрачность осуществления своей работы. Чтобы проанализировать образовательную деятельность в детском саду и реализовать, утвержденные на федеральном уровне образовательные программы, повысить качество образования в масштабах города, региона и федерации, проводится независимая оценка качества образования в ДОУ (далее — НОКО).

Скачать книгу «Оценка качества образования»
Скачать бесплатно в .pdf

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Процедуру регламентирует пять ключевых нормативно-правовых документов, ключевым из которых является статья 95 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ», где отражается суть независимой оценки образовательного процесса и уточняются требования к официальному сайту учреждения. К остальным документам относят:

  • Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», где регламентируется оценочная процедура.
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», регулирующее оценку сферы дошкольного образования.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».
  • Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (от 14.10. 2013).
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Независимая оценка качества образования

Комплекс субъектов, объектов, функций и предметов оценки, их критериев и параметров незаменим для того, чтобы определить качество предоставления образовательных услуг в ДОУ. Важно, чтобы данные собирались и анализировались регулярно и систематически. Образование в детском саду должно соответствовать критериям ФГОС и аналогичных нормативных документов.

Зачастую независимая оценка качества образования образовательных организаций проводится, опираясь на рядя показателей, позволяющих сделать вывод о качестве и перспективах образовательной деятельности.

Скачать таблицу показателей качества образовательной деятельности в детском саду
Скачать в .docx

Показатели Сведения Подробнее
Общие показатели ДОУ Основная информация о детском саде Месторасположение, контактные телефоны, официальный сайт
Данные о педагогическом коллективе детского сада и его руководстве Контактные телефоны, адреса электронной почты
Сведения о взаимодействии с получателями услуг в сфере образования Контактная информация органов управления системой дошкольного образования на местном, региональном и федеральном уровнях, органах надзора
История обращений граждан — получателей услуг в сфере образования Данные о рассмотрении жалоб и предложений, поступивших по электронной почте или телефону
Показатели, касающиеся комфортности условий обучения Информационное оснащение и материально-техническая база детского сада Самообследование обеспечения образовательной организации
Организация питания детей, оценка условий для укрепления и охраны детского здоровья Самообследование состояния пищеблока и система общественного питания, применения здоровьесохраняющих технологий
Индивидуальная работа с детьми Программа инструктора по физвоспитанию, музрука и педагога допобразования.  Проведение самообследования с последующим анализом 
Внедрение дополнительных образовательных программ Проведение самообследования с последующим анализом
Наличие условий для стимулирования интересов и развития творческих способностей детей Проведение самообследования с последующим анализом
Условия для оказания социальной, медицинской и психолого-педагогической помощи детям
Показатели, касающиеся педколлектива Уровень компетентности, вежливости и доброжелательности младшего и старшего педагогического коллектива
Показатели, касающиеся удовлетворенности работой ДОУ Оценка уровня удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг на основании анкетирования родителей и законных представителей воспитанников

Цель независимой оценки качества образования

Независимая оценка качества образования — это многоэтапная процедура, механизм общественного контроля, который преследует ряд социально важных целей:

  • формирование образования, доступного для всех слоев населения;
  • стремление к систематическому совершенствованию качества дошкольного образования;
  • регулярное информирование потребителей (детей, их опекунов и родителей) услуг в сфере образования;
  • стимулирование сотрудников сферы образования к самосовершенствованию и самообразованию;
  • усовершенствования работы ДОУ.

Независимая оценка качества образования также проводится в целях определения курса дальнейшего развития системы дошкольного образования. В ходе проведения НОКО удается определить, насколько дошкольное образование в выбранном детском саду соответствует требованиям:

  • Физических лиц — основных потребителей услуг, к которым относят родителей детей ДОУ, которые проходят обучение по программам дошкольного образования. К требованиям причисляют свободу выбора детского сада, программы образования, которая бы соответствовала возможностям ребенка, возможность получать реальные сведения об успехах воспитанника в освоении программы.
  • Юридических лиц и непосредственно ДОУ в сфере анализа качества осуществления программ для внесения корректив по итогам НОКО.
  • Общественных организаций и учредителя в контексте составления и распределения рейтингов среди ДОУ, а также прочих процедур оценки, после которых разрабатывается и проводится комплекс мероприятий, повышающих конкурентоспособность выбранного детского сада.

Введение образовательных стандартов и в область дошкольных учреждений является новым шагом в реализации федеральной политики в этой области. НОКО проводится для того, чтобы установить насколько предоставляемое в детском саду образование соответствует заявленному и регламентированному законом уровню. Сложность процесса связана с изменениями требований к дошкольному образованию у личности и общества. Однако методика оценки все же сформировалась, дав толчок социальному заказу на анализ педагогических достижений, перспектив развития и оснащения ДОУ.  

Независимая оценка качества образования

Ключевым показателем качества образования в ДОУ служит успехи и достижения детей, взятые за отдельный отрезок времени. Независимая система оценки качества образования зависит от масштаба и количества анализируемых показателей, отражая цели развития образования на каждом этапе его исторического развития. НОКО опирается на анализе свершений дошкольников и способности детского сада удовлетворить социальный заказ и требования личности.

Общественный совет по независимой оценке качества образования

Реализация НОКО в полной мере свидетельствует о демократичности, о том, что система образования открыта для общества, она работает на принципе предельной прозрачности, а объективные данные о ее состоянии и перспективах известны общественности. Независимая оценка качества образования в ДОУ позволяет сформировать конкурентоспособную среду, стимулировать развитие детских садов.

Оценивать качество могут одним из выбранных способов:

  • многоуровневая система параметров;
  • результаты соответствия требованиям ФГОС и ключевым нормативам;
  • анкетирование родителей и законных представителей детей;
  • анализ достижений образовательного процесса в ДОУ.

Деятельность детского сада анализируется по следующим критериям:

  1. Насколько деятельность ДОУ отвечает законодательным актам и ФГОС ДО.
  2. В какой мере выполняется муниципальное задание на оказание образовательных услуг.
  3. Насколько эффективно обеспечение учреждения кадрами.
  4. Какие мероприятия проводятся для привлечения новых педработников-энтузиастов.
  5. Какие педагогические процессы и решения в сфере управления совершенствуются на базе результатов предыдущей НОКО.
  6. В какой мере обеспечивается доступность образования.
  7. Какие условия созданы для сохранения и охраны здоровья детей, обеспечения безопасности.
  8. Степень информационной открытости учреждения.

Анкетирование родителей обычно включает вопросы, касающиеся удовлетворенности:

  • психологическим климатом в детском саду;
  • объемом и полнотой услуг в сфере образования, которые предоставляются в ДОУ;
  • работой представителей младшего и старшего педколлектива;
  • наличием сведение об успехах и сложностях ребенка;
  • охватом мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья детей (физическое воспитание, качество медобслуживания и питания);
  • материально-техническим обеспечением учреждения;
  • уровнем использования электронных и других ресурсов для информирования родителей.

Так, для реализации НОКО в определенном городском округе приказом администрации городского округа формируется общественный совет, в компетенцию которого входит осуществление оценки дошкольных учреждений. Общественный совет — консультативный орган, который руководствуется федеральными и локальными нормативно-правовыми актами. Членами совета становятся от пяти до девяти граждан из числа работников сферы образования, активной молодежи, общественных деятелей. Он созывается с целью улучшения взаимодействия общественных объединений, дошкольных образовательных учреждений и местных органов власти. Члены совета действуют на добровольных началах, придерживаясь принципов партнерства, честности и открытости.

Полномочия общественного совета достаточно широки. Его члены:

  1. Запрашивают запрашивают от ДОУ документы и информацию, необходимую для проведения НОКО.
  2. Выполняют сбор общественного мнения о качестве работы ДОУ, для чего могу привлекать к работе подрядчиков в лице рейтинговых агентств, экспертов, консультантов, сотрудников НИИ.
  3. Проводят заседания, совещания, семинары, конференции и прочие мероприятия, на которые привлекают представителей ДОУ, учредителей и рядовых граждан.

Члены общественного совета поэтапно выполняют задачи по подготовке НОКО:

  • определяют стратегию НОКО;
  • выбирают учреждения, качество образования в которых будет оценено;
  • обсуждают критерии оценки, итоги НОКО и составляет предложения для совершенствования качества образования;
  • по мере возможностей помогают работе привлеченных консультантов и экспертов, координируют общественную экспертизу;
  • оценивают качество образования, используя собранную информацию;
  • готовят результаты оценочных процедур, информируют общественность о них.

Независимая оценка проходит в максимально открытой форме, что предоставляет общественности доступ к ходу проведения процедуры и ее результатам. 

Узнать больше о независимой системе оценки качества образования в детском саду можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник старшего воспитателя ДОУ


      Оформить бесплатный доступ к журналу





      © МЦФЭР, 2018. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить вас качественными и актуальными материалами по дошкольному образованию и одновременно защитить авторские права наших экспертов, мы закрыли доступ к статьям для незарегистрированных пользователей. Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты. После регистрации вы получите доступ к эксклюзивной видеолекции Т. Волосовец «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» на ваш email.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль