Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

132

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ призвана развивать:

  • творческую самостоятельность личности;
  • кругозор детей;
  • познавательные способности к синтезу, сравнению, обобщению, классификации;
  • мышление и речь;
  • создавать комфортные условия для развития познавательной активности в ходе экспериментирования;
  • учить детей удовлетворять собственную любознательность самостоятельно;
  • командную работу детей.

Направления в познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Образовательная система в России стремится воспитать творческих личностей, а потому доминирующей становится концепция личностно-ориентированного образования, которое призвано не научить, а помочь в становлении самобытной и самостоятельной личности. Такие дети смогут реализовывать ценности и собственные цели в жизни. В условиях дошкольных образовательного учреждения реализовать это можно посредством познавательно-исследовательской деятельности, которая основывается на инициативности кадров и передовом педагогическом опыте.  

Наряду с художественным творчеством, танцевальными и музыкальными занятиями, играми, познавательно-исследовательская деятельность является ведущей в детском саду.

Детская исследовательская деятельность реализуется в нескольких видах работ в зависимости от возраста дошколят.

Скачать таблицу видов работ и возрастных категорий
Скачать в .docx

Возрастная категория Виды работ
Младшие группы •    исследовательско-творческие - воспитанники детского сада экспериментируют, отражая результаты экспериментов в виде рассказов, стихов, драматизации;
•    ролево-игровые - воспитанники решают поставленные проблемы, вживаясь в образы персонажей игр или сказок;
•    информационно-практические - в соответствии с социальными интересами дети собирают и обрабатывают информацию;
•    творческие - музыкально-танцевальные праздники, детское изобразительное и прикладное творчество
Старшие и подготовительная группа •    поиск решений проблемных вопросов и ситуаций;
•    коллекционирование с классификацией и сортировкой предметов, что позволяет усвоить родовидовые отношения;
•    изучение карт для освоения представлений о пространстве и площади, окружающем мире;
•    мини-лаборатория с экспериментами и опытами, где дошкольники изучают свойства и предметы, живую и неживую природу;
•    примитивная трудовая деятельность - уборка листьев, уход за цветниками;
•    экскурсии, походы и прогулки - знакомство с окружающим миром, природой. 

Несмотря на то, что в детском саду используются различные направления познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ, ключевым остается эксперимент. В ходе экспериментирования дети учатся ставить цели и искать пути их достижения, анализировать явления и объекты, выделять важные связи и признаки, подбирать материалы для самостоятельной деятельности, выдвигать предположения, экспериментировать, подводить итоги.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательно-исследовательская деятельность базируется на постижении мироустройства, взаимосвязи между явлениями окружающего мира, их анализ и систематизацию. В дошкольный период подобная деятельность чаще встречается точечно, вплетаясь в продуктивную деятельность или игры. Чем старше становятся дети, тем больше психических функций включается в познавательный процесс.  

Детские исследования выполняют несколько важных функций:

  1. Развивают любознательность детворы.
  2. Позволяют освоить временные, пространственные, родовидовые и причинно-следственные связи;
  3. Учат детей систематизировать связи между явлениями и предметами окружающего мира;
  4. Развивают восприятие, мыслительные процессы, тренируют навыки словесного анализа и рассуждения.

Важно, чтобы воспитатели уяснили, что эффективная познавательно-исследовательская деятельность возможна в случае соблюдения некоторых правил:

  1. Результат - не самоцель, важно познакомить дошкольников с миром, в котором они живут;
  2. Деятельность детей свободна от обязательств, потому что малыши должны сохранять чувство внутренней свободы;
  3. Длительность познавательно-исследовательской деятельности не регламентируется;
  4. В ходе осуществления задачи важно учитывать индивидуальные черты дошкольников и давать им право на ошибку.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста обеспечивают им наглядно-образное и наглядно-действенное мышление - лучшую базу для успешного экспериментирования.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ подразумевает несколько этапов работы:

  1. Педагогам важно заинтересовать детей, пробудить в них любопытство. Важно, чтобы дошкольники активизировали свои поведение, мысли, активно включились в обсуждение материала. Дошкольники самостоятельно определяют длительность и интенсивность деятельности, планируют свое время, выбирая предмет и тематику для исследований.
  2. Дети воспринимают окружающий мир, осмысленно делают работу. Они определяют значимые и интересные для них темы и объекты. У них появляются новые идеи, развивается творческий потенциал, поскольку любознательность и интерес стимулируют развитие мышления.
  3. Дошкольники развивают воображение и приобретают наглядно-образное мышление, что позволяет им усваивать и обобщать знания о явлениях и предметах. Образное мышление позволяет обобщить собственный опыт, изучив заинтересовавший их предмет. Дети используют полученные понятия для решения исследовательских задач, закладывая базу для логического мышления.
  4. Педагогам остается проверить результаты работы, похвалить детей, позволить им поделиться результатами своего труда с другими малышами.

Структура детского экспериментирования предполагает пять этапов:

  1. Определение проблемы, постановка темы исследования;
  2. Выдвижение предположений и гипотез;
  3. Поиск и подбор оптимальных вариантов решения проблемы;
  4. Сбор необходимого для решения материала;
  5. Обобщение, выводы.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Поскольку личностно-ориентированный подход строится на развитии инициативности детей, их сосредоточенности, самостоятельности и активности, важно стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду. Ключом к успеху является детская активность, которая выражается в самостоятельном выборе формы и вида деятельности.  

Педагогика различает три вида активности:

  • познавательная проявляется через действия на основе алгоритма, схемы или образца;
  • исполнительская строится на принятии поставленной задачи и выбора способа ее решения на основе предложенных взрослыми вариантов;
  • творческая – подразумевает самостоятельный выбор способа действия.

Успех познавательно-исследовательской работы строится на повышении детской активности. Чтобы стимулировать ее, педагоги используют ряд приемов:

  • повышают интерес через мотивацию, эмоциональность и образность;
  • через поиск способа решения стимулируют исследовательское начало у детей;
  • применяют приемы развития творческого воображения.

Важно, что опыт инициативности, который ребенок получает в познавательной деятельности, он после переносит в социализацию, коммуникацию или труд.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Практика современной жизни показывает: чтобы добиться успеха, нужно проявлять поисковую и исследовательскую активность, отказаться от наработанных стереотипов. Детям необходимые различные виды деятельности (продуктивная, игровая, творческая), реализуемые вместе со взрослыми, чтобы в достаточной мере развить инициативность и активность.

Познавательно-исследовательская деятельность обеспечивает развитие свободного детского творчества, выполняя ряд задач:

  1. позволяет приобрести полезные коммуникативные навыки;
  2. сформировать базу для интеллектуальной инициативы и поисковой работы;
  3. научить искать пути решения проблем с помощью взрослых, а в перспективе и самостоятельно;
  4. приучить ребенка использовать освоенные методы, применять их для решения других задач;
  5. стимулирует желание вести конструктивные беседы, заниматься исследовательской работой.

Эффективное развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ в контексте изучения физических явлений, рукотворного мира, живой и неживой природы, невозможно без соответствующей базы: в группах должны быть оборудованы уголки экспериментатора, мини-лаборатории, работать факультативы юных ученых.

Стимулировать заинтересовать в познавательно-исследовательской деятельности можно, если:

  • создать ситуацию выбор, таинственности, мотивировать деятельность сюрпризом, пробудить в них любопытство;
  • использовать рабочий материал согласно возрасту детей;
  • умеренно участвовать в деятельности, чтобы воспитанники могли проявить инициативу (в средних группах воспитатель участвует в процессе, в старших - советует и координирует);
  • работать в условиях взаимного уважения и доброжелательности.

Этим же целям служит активное привлечение родителей, вовлечение их в процесс формирования познавательно-развивающей среды. Они могут оборудовать уголок экспериментатора, подготовить необходимые материалы, консультироваться с воспитателем, наполнять мини-библиотеку. Ключевое значение имеет совместное творчество детей и родителей, которое обеспечивает успешную социальную практику для воспитанников ДОУ.

Общими усилиями педагогов и родителей дети адаптируются к условиям современной жизни, развивают те личные качества, которые станут залогом их будущего успеха. Воспитанники детского сада должны быть толерантными, инициативными, самостоятельными и ответственными, настойчивыми и целеустремленными, а развить в них эти черты позволяет систематическая познавательно-исследовательская деятельность.

Узнать больше о познавательно-исследовательской деятелньости можно в статьях:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль