Технологии в ДОУ по ФГОС

34

В педагогической практике технологии в ДОУ по ФГОС относят к инструментам профессиональной педдеятельности. Они необходимы для исследования и планирования рационального пути воспитания и обучения детей, функционируя в формате системы способов и алгоритмов, и в виде реального процесса воспитания и образования детей.

Педтехнологии имеют схожую структуру:

  • научную базу (концептуальная часть);
  • содержание и цель обучения (содержательный этап);
  • средства, методы, формы и условия реализации процесса воспитания и обучения (процессуальный этап).  

Современные технологии в ДОУ по ФГОС

Технологии в детском саду представляют собой целостный проект, который обоснован с научной точки зрения и имеет полноценную как теоретическую, так и практическую базу. Современные технологии в ДОУ по ФГОС затрагивают средства, методы, формы, цели и содержание, условиях их реализации. Они актуальны как для работы с детьми, так и применимо к педагогическим работникам или родителям дошкольников. .

Каждый подобный проект реализуется в строгой последовательности его этапов, на каждом из которых он включает комплекс профессиональных действий воспитателей, благодаря чему педагоги могут предусмотреть итоговые и промежуточные результаты своей работы и в процессе видоизменять ее. Помимо прочего технологии характеризуются:

  1. поэтапной реализацией (диагностика, выбор приемов и форм реализации);
  2. точностью целей и задач.

Специалисты отмечают, что обучающие технологии отходят на второй план, когда есть технологии развития. При этом ключевой характеристикой проекта является его востребованность и воспроизводимость. Основные технологии сконцентрированы вокруг обучения и воспитания, которое ориентировано на личность дошкольника. Педагоги учитывают интересы, особенности личности и специфику развития детей в ходе построения педдеятельности.   

Поскольку детские сады получили определенную свободу в выборе модели образовании и построении педагогического процесса, опираются они на новейшие педтехнологии. Воспитателям важно стимулировать интерес к учебе и познанию у дошколят, поскольку доминирующей концепцией становится принцип «Я учусь самостоятельно, а не меня учат».

Педагоги в детском саду традиционно используют комплекс образовательных и педагогических технологий:

Скачать таблицу педагогических технологий
Скачать в .docx

Технология Описание задач Способы реализации
Принцип проблемного обучения В процессе самостоятельной деятельности воспитанники приобретают полезные познавательные способности и творческие навыки •    решение проблемных задач и ситуаций разными способами;
•    самостоятельный выбор пути решения проблемной задачи;
•    монологи, диалоги, эвристические задания, рассуждения 
Игровые технологии Сформировать у детей навыки бесконфликтного общения, скорректировать импульсивное, протестное и агрессивное поведение, обеспечить душевное благополучие воспитанников, развить у них навыки межличностного общения     1.    работа в малых группах, коллективные задачи на умение договариваться;
2.    сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, соревнования
3.    самопрезентации;
4.    сказкотерапия;
5.    проектирование проблемных ситуаций
ТРИЗ Теория решения изобретательских задач строится на творческом подходе во всем, стимулировать в нем стремление к новизне, системность, подвижность, активность, творческое воображение •    Нестандартные методы работы;
•    Сказкотерапия (чтение и составление собственных историй);
•    Дидактические игры;
•    Проблемные ситуации;
•    Мозговой штурм;
•    Метод проб и ошибок;
•    Метод золотой рыбки;
•    Мышление по аналогии, примеры фантазирования
Личностно-ориентированная Ребенок ставится в центр всей образовательно-воспитательной системы, создаются условия для развития личности дошкольника, формирования атмосферы сотрудничества и заботы •    сотрудничество, партнерские отношения между ребенком и взрослыми;
•    упражнения для психологической разгрузки, помощи в адаптации;
•    творческие мастерские, активные игры, развивающие упражнения
Проектная деятельность Вовлечь воспитанников в процесс получения социально-личностного опыта 1.    работа в группах и парах;
2.    дискуссии и беседы;
3.    методы сравнения, наблюдения, взаимодействия и экспериментирования.
Исследовательская деятельность Пробудить у воспитанников навык исследовательского мышления •    проблемные вопросы;
•    эвристические беседы;
•    опыты, моделирование и наблюдения;
•    обучающие и дидактические игры;
•    трудовое обучение;
•    знакомство со звуками, цветами и запахами природы. 
Здоровьесберегающие Научить дошкольников простейшим приемам укрепления и сохранения здоровья, развивать резерв здоровья •    музыко-, звуко- и цветотерапия;
•    пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика;
•    сказко- и арттерапия;
•    музыкально-дыхательные упражнения;
•    релаксация;
•    гимнастика для глаз 
Информационно-коммуникативные Познакомить детей с новыми технологиями и компьютерными программами, сформировать базу информационной культуры личности 1.    использование говорящих иноязычных словарей;
2.    игры-путешествия;
3.    навыки мультимедийных презентаций;
4.    знакомство с простейшими графическими редакторами

Образовательные технологии в ДОУ по ФГОС

Все проекты в сфере образования представляют собой комплекс инструментов и методов, которые научно и практически апробированы. Важно понимать, что понятие технологии в сфере образования значительно шире привычной педагогической технологии, поскольку охватывает многочисленные смежные аспекты, будь то управление, экономика, социально-политические, психолого-педагогические и прочие.

Образовательные технологии в ДОУ по ФГОС - определяют позицию дошкольника в процессе образования и воспитания, взаимоотношения между взрослыми и детьми. Педагоги и родители должны помогать в процессе становления личности воспитанника, взрослым отводится не руководящая, а координирующая роль.

Единая структура каждой образовательной технологии подразумевает, что в ней есть:

  • фундаментальные психолого-педагогические идеи, научная база;
  • содержание учебно-методического материала, цели и методы работы;
  • комплекс методов и форм учебной деятельности воспитанников, формы педагогической деятельности, диагностика процесса обучения.

Технологии в ДОУ по ФГОС

Педагогические технологии в ДОУ по ФГОС

Педтехнологии призваны реализовывать ФГОС дошкольного образования. Под педагогической технологией принято понимать комплекс педагогических установок, которые являются методическим инструментов процесса образования. Важно, чтобы все педагогические технологии в ДОУ по ФГОС были здоровьесберегающими.

Педтехнологии от другого инструментария отличает:

  1. системность - технология воспроизводится согласно логике процесса, в контексте целостности всех ее частей и их взаимосвязи.
  2. концептуальность - результативность проекта обосновывается с точки зрения дидактики, философии, психологии и социальной педагогики, опираясь на заданную концепцию.  
  3. управляемость - проект предполагает планирование, диагностику, проектирование учебного процесса, диагностику его реализации на каждом этапе, выбор методов и средств.  
  4. воспроизводимость - педтехнологии могут применяться в любых образовательных учреждениях, они одинаково эффективны у любого педагога, который применяет ее, независимо от возраста и наличия педагогического стажа.
  5. эффективность - если технологии реализуется в заданных условиях, она будет эффективной в рамках затрат и поставленных образовательных результатов.  

Между технологией и методикой существует ряд схожих и отличительных черт, которые важно различать. В чем разница?

Скачать таблицу сравнения технологий и методик обучения
Скачать в .docx

Технология Методика обучения
Универсальны в применении, они могут реализовываться на различных учебных предметах в зависимости от содержания Является узконаправленной и разработанной для определенных учебных предметов или направлений 
Независимо от места применения, все педагоги в различных образовательных учреждениях могут получить одинаково высокие прогнозируемые результаты Не может гарантировать определенные образовательные результаты
Педтехнологии предполагают алгоритм действий и процедур, через который строго задают способ достижения цели Методика более вариативна, она предоставляет разнообразие способов, которые используются для реализации заявленных положений, но гарантий на достижение целей не дает
Дает ответ на вопрос «Как учить?»  Отвечает на вопросы «Зачем учить?», «Чему учить?» и только потом «Как учить?». 

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС

Если учебно-воспитательный процесс в детском саду строится с оглядкой на благополучие и гармоничное развитие детей, он не может причинить вред их здоровью. Тем более, что одним из основных проектов в детском саду являются здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Они базируются на принципах внедрения культуры здоровья и валеологической культуры в жизнь дошколят.

При выборе оптимальной здоровьесберегающей технологии принимается во внимание показатели детского здоровья и профессиональной компетенции педагога, условий в ДОУ и типа дошкольного учреждения, длительности пребывания детей в ДОУ, выбранных образовательных программ.

Для чего они нужны? Проекты этой группы помогут детям:

  • осознанно заботливо относиться к своему здоровью;
  • приобретать знания о здоровье, беречь его всеми силами;
  • получить валеологическую компетентность;
  • вести здоровый образ жизни;
  • получить навыки оказания элементарной медицинской помощи и психологической самопомощи.

Аналогичные технологии актуальны и для педагогов. Они направлены на формирование потребности к здоровому образу жизни, бережного отношения к профессиональному здоровью.

Здоровьесберегающие педтехнологии реализуются через комплекс медицинских, психологических и педагогических мероприятий, призванных укрепить и сохранить детское здоровье.

Существует три основных направления работы по привлечению детей к здоровому образу жизни

Скачать таблицу основных направлений работы по привлечению детей к ЗОЖ
Скачать в .docx

Принцип Методы реализации
Обучение ЗОЖ Биологическая обратная связь, физкультминутки, коммуникативные игры, физкультурная ритмика, точечный самомассаж, беседы на тему сохранения здоровья
Стимулирование и сохранение здоровья Бодрящая и корригирующая гимнастика, релаксация, пальчиковая и гимнастика для глаз, подвижные спортивные игры
Коррекционная работа Психогимнастика, поведенческая коррекция, развитие эмоционально-волевой сферы

Все здоровьесберегающие технологии классифицируют на несколько групп:

  1. Профилактические - отвечают за приумножение и сохранение детского здоровья. Реализуются исключительно под контролем медперсонала согласно медицинским нормам, при этом используются медицинские средства - контроль питания, мониторинг состояния здоровья детей.
  2. Физкультурно-оздоровительные - инструменты дыхательной гимнастики, закаливания, физических упражнений, которые используются для укрепления состояния и физического развития детей.
  3. Социально-психологическое благополучие детей - стимулируется за счет положительного общения малышей со взрослыми и сверстниками, благодаря психолого-педагогическому сопровождению педагогического процесса.
  4. Сохранение учительского здоровья - комплекс мер, ориентированный на стимулирование здоровья через гимнастику, подвижные игры, релаксацию, ритмопластику, стимулирующие сохранение профессионального здоровья и культуры здорового образа жизни.
  5. Образовательно-воспитательные - приобщение к культуре здоровья воспитанников.
  6. ЗОЖ - применение коммуникативных игр, физкультурных занятий, коррекционных и проблемно-игровых методов для приобщения детей к здоровому образу жизни.
  7. Динамичная сенсорно-развивающая среда - методология, инструментарий и личностные средства, совокупность которых незаменимы для решения поставленных в педагогике задач.

Игровые технологии в ДОУ по ФГОС

В детском саду акцент делается на всестороннее развитие личности ребенка, стимулирования его самостоятельной деятельности, а потому воспитатели приобретают новые задачи. Они не учат, а скорее организуют практическое действие детей, их эмоциональные переживания и интеллектуальный поиск. Для реализации социализирующих, воспитывающих, развивающих и дидактических задач предусмотрены игровые педтехнологии. Они выходят на первый план, поскольку именно игровая деятельность доминирует у детей 2-6 лет.

Игровые технологии направлены на развитие восприятия, внимания, памяти. Игровые технологии в ДОУ по ФГОС призваны:

  1. развивать детскую любознательность и познавательную деятельность;
  2. стимулировать способность самостоятельно решать поставленные перед ребенком проблемы для достижения успеха в той или иной сфере;
  3. развивать творческое воображение и коммуникабельность;
  4. стимулировать способность к рефлексии.

С помощью игр дети дошкольного возраста познают окружающий мир, получают знания и впечатления. Психическое развитие ребенка определяется в контексте ведущей игровой деятельности. Игровая терапия не учит дошколят, а позволяет им прожить важные и волнующие ситуации.

Дошкольное образование основывается на игровых технологиях, потому важно, чтобы личность ребенка была выведена на главную роль во всем дошкольном пространстве, а детство посвящалось игре. Нельзяа не подчеркнуть, что игры имеют широкий функционал:

  • учат детей сравнивать, искать схожие черты, признаки предметов;
  • воспитывают навыки гармоничного общения в коллективе;
  • учат дошколят отличать реальность от вымысла, фантазировать, развивать пространственное мышление;
  • позволяют классифицировать предметы по признакам, обобщать их;
  • развивают смекалку, воображения, скорость реакции и многое другое.

Игровые технологии моделируют профессионально важные или жизненные затруднения в контексте образовательного пространства, чтобы в игровой форме дети научились находить пути их решения. Среди всех разновидностей игровых педтехнологий, особой популярностью пользуются две.

Режиссерские игры для дошколят

Многофункциональный игровой материал позволяет развить игровые умения у детей, используя театрализованные сюжеты сказок. Реализация технологии проходит в несколько этапов:

  1. художественное восприятие сказки позволяет обогатить игровой опыт воспитанников;
  2. используя игровой материал, дети учатся составлять сюжеты на основе знакомых и новых сказок, «смысловое поле» позволяет моделировать игровые события;
  3. сюжетосложение развивается за счет моделирования новых приключений знакомых сказочных героев, формирования полифункционального игрового материала.

Сюжетно-ролевые игры в детском саду

Социальная действительность вписывается в тематику и содержание сюжетно-ролевых игр. Этапы реализации педтехнологии:

  1. Ребенок отражает в своей игровой деятельности представления, наблюдения и впечатления о той сфере деятельности, которой касается игра. Дошкольника знакомят с отношениями, людьми и их занятями.
  2. Подготовка к сюжетно-ролевой игре заключается в выделения взаимодействия между людьми, моделировании событий и их хода согласно тематике игровой деятельности. Для создания предметно-игровой среды используется методы детского коллекционирования, совместного творчества и игры вместе с воспитателями, художественной деятельности воспитанников.
  3. Дети играют самостоятельно, разговаривают и взаимодействуют с выдуманным партнером по игре.

Развивающие игры как нельзя лучше отвечают поставленным проектом задачам:

  • для сюжетно-ролевых игр пригодятся куклы, машинки, фигурки животных;
  • кубики, мячики, шарики и пирамидки, конструкторы - база для дидактических и развивающих игр.

Чтобы успешно реализовать игровые технологии, педагог в детском саду должен быть доброжелательным, уметь поощрить фантазию малыша, создать атмосферу радости, эмоционально поддержат. В контексте игра будет полезна не только в качестве развивающего фактора, но и для формирования благоприятной атмосферы сотрудничества со взрослыми.

Нельзя оставить без внимания технологию решения изобретательских задач - ТРИЗ, которая выводит творчество на первый план. Любой сложный и недоступный материал эта теория переводит в легкую и доступную для понимания детьми форму.

Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

Система образования в детском саду претерпевает систематические изменения, а потому специалисты на всех уровнях власти находятся в постоянном поиске эффективных психолого-педагогических технологий. Практика доказывает, что инновационные технологии в ДОУ по ФГОС позволяют наилучшим образом раскрыть потенциал ребенка, повысить эффективность образования в детском саду, вывести воспитательный процесс на кардинально новый уровень.

Инновационные технологии являются результатом инвестиций в проектирование и получение нового знания с последующим внедрением. Презентация инновационной технологии ФГОС в ДОУ подразумевает комплекс способов, методов и приемов обучения, ориентированных на достижение результата посредством активных изменений личностного развития дошкольников. Педагогические инновации предусмотрены для совершенствования или изменения воспитательно-образовательного процесса. Они сочетают в себе стереотипные и креативные образовательные элементы. Инновации появляются в результате:

  • научно-исследовательской работы;
  • потребности детских садов в новых педагогических приемах;
  • творческого поиска педагогов;
  • потребностями родителей в положительном развитии детей.

Независимо от разновидности, важно, чтобы педтехнология удовлетворяла требованиям методологии и образовательным целям. В контексте этого каждая из десятка популярных педагогических технологий может быть отнесена к педагогическим инновациям.   

Узнать больше о технологиях в ДОУ по ФГОС можно в статьях:
1. Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС
2. Инновационные технологии в ДОУ
3. Детский дизайн в ДОУ и игровые технологии в образовательном процессе
4. Современные технологии педагогической деятельности в практике работы ДОО



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль