Технологии в ДОУ по ФГОС
- Темы:
- Управление ДОУ
Содержание статьи:
В педагогической практике технологии в ДОУ по ФГОС относят к инструментам профессиональной педдеятельности. Они необходимы для исследования и планирования рационального пути воспитания и обучения детей, функционируя в формате системы способов и алгоритмов, и в виде реального процесса воспитания и образования детей.
Педтехнологии имеют схожую структуру:
- научную базу (концептуальная часть);
- содержание и цель обучения (содержательный этап);
- средства, методы, формы и условия реализации процесса воспитания и обучения (процессуальный этап).
Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»
Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.
Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!
Современные технологии в ДОУ по ФГОС
Технологии в детском саду представляют собой целостный проект, который обоснован с научной точки зрения и имеет полноценную как теоретическую, так и практическую базу. Современные технологии в ДОУ по ФГОС затрагивают средства, методы, формы, цели и содержание, условиях их реализации. Они актуальны как для работы с детьми, так и применимо к педагогическим работникам или родителям дошкольников. .
Каждый подобный проект реализуется в строгой последовательности его этапов, на каждом из которых он включает комплекс профессиональных действий воспитателей, благодаря чему педагоги могут предусмотреть итоговые и промежуточные результаты своей работы и в процессе видоизменять ее. Помимо прочего технологии характеризуются:
- поэтапной реализацией (диагностика, выбор приемов и форм реализации);
- точностью целей и задач.
Специалисты отмечают, что обучающие технологии отходят на второй план, когда есть технологии развития. При этом ключевой характеристикой проекта является его востребованность и воспроизводимость. Основные технологии сконцентрированы вокруг обучения и воспитания, которое ориентировано на личность дошкольника. Педагоги учитывают интересы, особенности личности и специфику развития детей в ходе построения педдеятельности.
Поскольку детские сады получили определенную свободу в выборе модели образовании и построении педагогического процесса, опираются они на новейшие педтехнологии. Воспитателям важно стимулировать интерес к учебе и познанию у дошколят, поскольку доминирующей концепцией становится принцип «Я учусь самостоятельно, а не меня учат».
Педагоги в детском саду традиционно используют комплекс образовательных и педагогических технологий:
Скачать таблицу педагогических технологий
Скачать в .docx
Технология | Описание задач | Способы реализации |
Принцип проблемного обучения | В процессе самостоятельной деятельности воспитанники приобретают полезные познавательные способности и творческие навыки | • решение проблемных задач и ситуаций разными способами; • самостоятельный выбор пути решения проблемной задачи; • монологи, диалоги, эвристические задания, рассуждения |
Игровые технологии | Сформировать у детей навыки бесконфликтного общения, скорректировать импульсивное, протестное и агрессивное поведение, обеспечить душевное благополучие воспитанников, развить у них навыки межличностного общения | 1. работа в малых группах, коллективные задачи на умение договариваться; 2. сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, соревнования 3. самопрезентации; 4. сказкотерапия; 5. проектирование проблемных ситуаций |
ТРИЗ | Теория решения изобретательских задач строится на творческом подходе во всем, стимулировать в нем стремление к новизне, системность, подвижность, активность, творческое воображение | • Нестандартные методы работы; • Сказкотерапия (чтение и составление собственных историй); • Дидактические игры; • Проблемные ситуации; • Мозговой штурм; • Метод проб и ошибок; • Метод золотой рыбки; • Мышление по аналогии, примеры фантазирования |
Личностно-ориентированная | Ребенок ставится в центр всей образовательно-воспитательной системы, создаются условия для развития личности дошкольника, формирования атмосферы сотрудничества и заботы | • сотрудничество, партнерские отношения между ребенком и взрослыми; • упражнения для психологической разгрузки, помощи в адаптации; • творческие мастерские, активные игры, развивающие упражнения |
Проектная деятельность | Вовлечь воспитанников в процесс получения социально-личностного опыта | 1. работа в группах и парах; 2. дискуссии и беседы; 3. методы сравнения, наблюдения, взаимодействия и экспериментирования. |
Исследовательская деятельность | Пробудить у воспитанников навык исследовательского мышления | • проблемные вопросы; • эвристические беседы; • опыты, моделирование и наблюдения; • обучающие и дидактические игры; • трудовое обучение; • знакомство со звуками, цветами и запахами природы. |
Здоровьесберегающие | Научить дошкольников простейшим приемам укрепления и сохранения здоровья, развивать резерв здоровья | • музыко-, звуко- и цветотерапия; • пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастика; • сказко- и арттерапия; • музыкально-дыхательные упражнения; • релаксация; • гимнастика для глаз |
Информационно-коммуникативные | Познакомить детей с новыми технологиями и компьютерными программами, сформировать базу информационной культуры личности | 1. использование говорящих иноязычных словарей; 2. игры-путешествия; 3. навыки мультимедийных презентаций; 4. знакомство с простейшими графическими редакторами |
Образовательные технологии в ДОУ по ФГОС
Все проекты в сфере образования представляют собой комплекс инструментов и методов, которые научно и практически апробированы. Важно понимать, что понятие технологии в сфере образования значительно шире привычной педагогической технологии, поскольку охватывает многочисленные смежные аспекты, будь то управление, экономика, социально-политические, психолого-педагогические и прочие.
Образовательные технологии в ДОУ по ФГОС - определяют позицию дошкольника в процессе образования и воспитания, взаимоотношения между взрослыми и детьми. Педагоги и родители должны помогать в процессе становления личности воспитанника, взрослым отводится не руководящая, а координирующая роль.
Единая структура каждой образовательной технологии подразумевает, что в ней есть:
- фундаментальные психолого-педагогические идеи, научная база;
- содержание учебно-методического материала, цели и методы работы;
- комплекс методов и форм учебной деятельности воспитанников, формы педагогической деятельности, диагностика процесса обучения.
Педагогические технологии в ДОУ по ФГОС
Педтехнологии призваны реализовывать ФГОС дошкольного образования. Под педагогической технологией принято понимать комплекс педагогических установок, которые являются методическим инструментов процесса образования. Важно, чтобы все педагогические технологии в ДОУ по ФГОС были здоровьесберегающими.
Педтехнологии от другого инструментария отличает:
- системность - технология воспроизводится согласно логике процесса, в контексте целостности всех ее частей и их взаимосвязи.
- концептуальность - результативность проекта обосновывается с точки зрения дидактики, философии, психологии и социальной педагогики, опираясь на заданную концепцию.
- управляемость - проект предполагает планирование, диагностику, проектирование учебного процесса, диагностику его реализации на каждом этапе, выбор методов и средств.
- воспроизводимость - педтехнологии могут применяться в любых образовательных учреждениях, они одинаково эффективны у любого педагога, который применяет ее, независимо от возраста и наличия педагогического стажа.
- эффективность - если технологии реализуется в заданных условиях, она будет эффективной в рамках затрат и поставленных образовательных результатов.
Между технологией и методикой существует ряд схожих и отличительных черт, которые важно различать. В чем разница?
Скачать таблицу сравнения технологий и методик обучения
Скачать в .docx
Технология | Методика обучения |
Универсальны в применении, они могут реализовываться на различных учебных предметах в зависимости от содержания | Является узконаправленной и разработанной для определенных учебных предметов или направлений |
Независимо от места применения, все педагоги в различных образовательных учреждениях могут получить одинаково высокие прогнозируемые результаты | Не может гарантировать определенные образовательные результаты |
Педтехнологии предполагают алгоритм действий и процедур, через который строго задают способ достижения цели | Методика более вариативна, она предоставляет разнообразие способов, которые используются для реализации заявленных положений, но гарантий на достижение целей не дает |
Дает ответ на вопрос «Как учить?» | Отвечает на вопросы «Зачем учить?», «Чему учить?» и только потом «Как учить?». |
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС
Если учебно-воспитательный процесс в детском саду строится с оглядкой на благополучие и гармоничное развитие детей, он не может причинить вред их здоровью. Тем более, что одним из основных проектов в детском саду являются здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Они базируются на принципах внедрения культуры здоровья и валеологической культуры в жизнь дошколят.
При выборе оптимальной здоровьесберегающей технологии принимается во внимание показатели детского здоровья и профессиональной компетенции педагога, условий в ДОУ и типа дошкольного учреждения, длительности пребывания детей в ДОУ, выбранных образовательных программ.
Для чего они нужны? Проекты этой группы помогут детям:
- осознанно заботливо относиться к своему здоровью;
- приобретать знания о здоровье, беречь его всеми силами;
- получить валеологическую компетентность;
- вести здоровый образ жизни;
- получить навыки оказания элементарной медицинской помощи и психологической самопомощи.
Аналогичные технологии актуальны и для педагогов. Они направлены на формирование потребности к здоровому образу жизни, бережного отношения к профессиональному здоровью.
Здоровьесберегающие педтехнологии реализуются через комплекс медицинских, психологических и педагогических мероприятий, призванных укрепить и сохранить детское здоровье.
Существует три основных направления работы по привлечению детей к здоровому образу жизни
Скачать таблицу основных направлений работы по привлечению детей к ЗОЖ
Скачать в .docx
Принцип | Методы реализации |
Обучение ЗОЖ | Биологическая обратная связь, физкультминутки, коммуникативные игры, физкультурная ритмика, точечный самомассаж, беседы на тему сохранения здоровья |
Стимулирование и сохранение здоровья | Бодрящая и корригирующая гимнастика, релаксация, пальчиковая и гимнастика для глаз, подвижные спортивные игры |
Коррекционная работа | Психогимнастика, поведенческая коррекция, развитие эмоционально-волевой сферы |
Все здоровьесберегающие технологии классифицируют на несколько групп:
- Профилактические - отвечают за приумножение и сохранение детского здоровья. Реализуются исключительно под контролем медперсонала согласно медицинским нормам, при этом используются медицинские средства - контроль питания, мониторинг состояния здоровья детей.
- Физкультурно-оздоровительные - инструменты дыхательной гимнастики, закаливания, физических упражнений, которые используются для укрепления состояния и физического развития детей.
- Социально-психологическое благополучие детей - стимулируется за счет положительного общения малышей со взрослыми и сверстниками, благодаря психолого-педагогическому сопровождению педагогического процесса.
- Сохранение учительского здоровья - комплекс мер, ориентированный на стимулирование здоровья через гимнастику, подвижные игры, релаксацию, ритмопластику, стимулирующие сохранение профессионального здоровья и культуры здорового образа жизни.
- Образовательно-воспитательные - приобщение к культуре здоровья воспитанников.
- ЗОЖ - применение коммуникативных игр, физкультурных занятий, коррекционных и проблемно-игровых методов для приобщения детей к здоровому образу жизни.
- Динамичная сенсорно-развивающая среда - методология, инструментарий и личностные средства, совокупность которых незаменимы для решения поставленных в педагогике задач.
Игровые технологии в ДОУ по ФГОС
В детском саду акцент делается на всестороннее развитие личности ребенка, стимулирования его самостоятельной деятельности, а потому воспитатели приобретают новые задачи. Они не учат, а скорее организуют практическое действие детей, их эмоциональные переживания и интеллектуальный поиск. Для реализации социализирующих, воспитывающих, развивающих и дидактических задач предусмотрены игровые педтехнологии. Они выходят на первый план, поскольку именно игровая деятельность доминирует у детей 2-6 лет.
Игровые технологии направлены на развитие восприятия, внимания, памяти. Игровые технологии в ДОУ по ФГОС призваны:
- развивать детскую любознательность и познавательную деятельность;
- стимулировать способность самостоятельно решать поставленные перед ребенком проблемы для достижения успеха в той или иной сфере;
- развивать творческое воображение и коммуникабельность;
- стимулировать способность к рефлексии.
С помощью игр дети дошкольного возраста познают окружающий мир, получают знания и впечатления. Психическое развитие ребенка определяется в контексте ведущей игровой деятельности. Игровая терапия не учит дошколят, а позволяет им прожить важные и волнующие ситуации.
Дошкольное образование основывается на игровых технологиях, потому важно, чтобы личность ребенка была выведена на главную роль во всем дошкольном пространстве, а детство посвящалось игре. Нельзяа не подчеркнуть, что игры имеют широкий функционал:
- учат детей сравнивать, искать схожие черты, признаки предметов;
- воспитывают навыки гармоничного общения в коллективе;
- учат дошколят отличать реальность от вымысла, фантазировать, развивать пространственное мышление;
- позволяют классифицировать предметы по признакам, обобщать их;
- развивают смекалку, воображения, скорость реакции и многое другое.
Игровые технологии моделируют профессионально важные или жизненные затруднения в контексте образовательного пространства, чтобы в игровой форме дети научились находить пути их решения. Среди всех разновидностей игровых педтехнологий, особой популярностью пользуются две.
Режиссерские игры для дошколят
Многофункциональный игровой материал позволяет развить игровые умения у детей, используя театрализованные сюжеты сказок. Реализация технологии проходит в несколько этапов:
- художественное восприятие сказки позволяет обогатить игровой опыт воспитанников;
- используя игровой материал, дети учатся составлять сюжеты на основе знакомых и новых сказок, «смысловое поле» позволяет моделировать игровые события;
- сюжетосложение развивается за счет моделирования новых приключений знакомых сказочных героев, формирования полифункционального игрового материала.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду
Социальная действительность вписывается в тематику и содержание сюжетно-ролевых игр. Этапы реализации педтехнологии:
- Ребенок отражает в своей игровой деятельности представления, наблюдения и впечатления о той сфере деятельности, которой касается игра. Дошкольника знакомят с отношениями, людьми и их занятями.
- Подготовка к сюжетно-ролевой игре заключается в выделения взаимодействия между людьми, моделировании событий и их хода согласно тематике игровой деятельности. Для создания предметно-игровой среды используется методы детского коллекционирования, совместного творчества и игры вместе с воспитателями, художественной деятельности воспитанников.
- Дети играют самостоятельно, разговаривают и взаимодействуют с выдуманным партнером по игре.
Развивающие игры как нельзя лучше отвечают поставленным проектом задачам:
- для сюжетно-ролевых игр пригодятся куклы, машинки, фигурки животных;
- кубики, мячики, шарики и пирамидки, конструкторы - база для дидактических и развивающих игр.
Чтобы успешно реализовать игровые технологии, педагог в детском саду должен быть доброжелательным, уметь поощрить фантазию малыша, создать атмосферу радости, эмоционально поддержат. В контексте игра будет полезна не только в качестве развивающего фактора, но и для формирования благоприятной атмосферы сотрудничества со взрослыми.
Нельзя оставить без внимания технологию решения изобретательских задач - ТРИЗ, которая выводит творчество на первый план. Любой сложный и недоступный материал эта теория переводит в легкую и доступную для понимания детьми форму.
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС
Система образования в детском саду претерпевает систематические изменения, а потому специалисты на всех уровнях власти находятся в постоянном поиске эффективных психолого-педагогических технологий. Практика доказывает, что инновационные технологии в ДОУ по ФГОС позволяют наилучшим образом раскрыть потенциал ребенка, повысить эффективность образования в детском саду, вывести воспитательный процесс на кардинально новый уровень.
Инновационные технологии являются результатом инвестиций в проектирование и получение нового знания с последующим внедрением. Презентация инновационной технологии ФГОС в ДОУ подразумевает комплекс способов, методов и приемов обучения, ориентированных на достижение результата посредством активных изменений личностного развития дошкольников. Педагогические инновации предусмотрены для совершенствования или изменения воспитательно-образовательного процесса. Они сочетают в себе стереотипные и креативные образовательные элементы. Инновации появляются в результате:
- научно-исследовательской работы;
- потребности детских садов в новых педагогических приемах;
- творческого поиска педагогов;
- потребностями родителей в положительном развитии детей.
Независимо от разновидности, важно, чтобы педтехнология удовлетворяла требованиям методологии и образовательным целям. В контексте этого каждая из десятка популярных педагогических технологий может быть отнесена к педагогическим инновациям.
Узнать больше о технологиях в ДОУ по ФГОС можно в статьях:
1. Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС
2. Инновационные технологии в ДОУ
3. Детский дизайн в ДОУ и игровые технологии в образовательном процессе
4. Современные технологии педагогической деятельности в практике работы ДОО
Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»
Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.
Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!