Мини-музей в ДОУ

206

В настоящее время одним из актуальных вопросов сферы дошкольного образования является поиск новых форм организации взаимодействия дошкольников и их родителями, реализуемый с целью повышения компетентности взрослых в вопросах воспитания. Мини-музей в ДОУ — опробованная, прогрессивная форма педагогической деятельности, которая:

  • позволяет усовершенствовать предметно-пространственную среду групп;
  • способствует знакомству детей с музейной культурой, окружающим миром;
  • открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Темы мини-музея в ДОУ

Главной особенностью музейной экспозиции, создаваемой в группе детского сада, должно быть изменение роли воспитанников. Дети в большинстве своем не любят музеи из-за запретов трогать экспонаты, невозможности рассмотреть и понять все их элементы ввиду расположения на некоторой удаленности (за закрытыми стеклами). В мини-музее дошколята должны быть не пассивными наблюдателями, а заинтересованными субъектами действия. И уровень заинтересованности малышей в первую очередь определяют темы мини-музеев, открываемых в ДОУ.

Тематика создаваемой экспозиции зависит от многих факторов — региональных особенностей местности, возраста и интересов дошкольников, уровня профессиональной подготовки и творческих способностей воспитателя и родителей. Практика показывает, что при умелой интерпретации практически любая сфера деятельности может стать интересной темой для группового мини-музея.

Мини-музей в ДОУ

Выставочные экспозиции уже созданы во многих детских садах нашей страны. Педагогические работники делятся опытом успешного создания маленьких музеев, переосмысливая традиционные темы. Но в некоторых ДОУ были открыты и необычные выставки, способствующие реализации творческой активности детей.

Популярные темы мини-музеев в группах ДОУ:

  • «Чудо-дерево», «Такие разные цветы», «Экзотические животные и птицы» — экспозиции, призванные как можно ближе познакомить малышей с миром живой природы.
  • «Водица-живица», «Город мастеров» (экспозиция, посвященная вторичной переработке мусора), «Наш дом — Земля» — раскрывают проблемы экологического воспитания.
  • «Родной город», «Моя Родина — Россия», «Музей воинской доблести», «Кукла в военной форме», созданные в рамках реализации патриотического воспитания.
  • «Театральное искусство», «Картинная галерея», «Звуки вокруг нас» — темы, призванные познакомить дошколят с искусством.
  • «Музей кукол», «Забавы-игрушки», «Мульти-пульти» — экспозиции, посвященные героям мульфильмов и сказок, игрушкам.
  • «Мини-музей железнодорожного транспорта», «Лучший друг» (выставка фигурок собак), «Музей мяча», «Музей волшебных вещей», «Музей Чебурашки» — примеры авторских экспозиций, созданных педагогами дошкольного воспитания совместно с детьми и их родителями в разных уголках нашей страны.

Создание мини-музея в ДОУ

Организация музейных экспозиций для дошкольников является трудоемкой задачей, требующей слаженности действий от всех участников образовательных отношений.
Создание мини-музея в группе ДОУ предусматривает реализацию нескольких этапов деятельности:

  1. Проведение консультаций с малышами и родительской общественностью.
  2. Выбор места размещения экспозиции. Очень важно, чтобы локация выставки позволяла в дальнейшем пополнять ее новыми экспонатами.
  3. Сбор экспонатов, которые могут быть предоставлены родителями или созданы в процессе совместного творчества малышей и взрослых. Регистрация экспонатов в каталоге.
  4. Оформление выставочного мини-комплекса, предусматривающее создание декораций, бирок к экспонатам, украшение помещения.
  5. Выбор экскурсоводов, которыми могут быть дети старшей или подготовительной группы, члены семей воспитанников.

Варианты локаций мини-музея

Таблица
Скачать в .docx

Месторасположение экспозиции  Особенности
Групповые помещения

Размещение экспонатов в одной из локаций групп позволяет постепенно расширять масштабы выставки. Воспитатель может в любой момент обратиться к музейным материалам, а дошкольники — рассматривать отдельные предметы, задавать вопросы, включать элементы музейного творчества в познавательную и игровую деятельность.

Минусы такого решения:

  • обеспечение доступа к выставке ограниченного числа воспитанников (детей одной группы);
  • удаленность от раздевалки (редко создаются прецеденты для общения родителей и детей по вопросам выставки);
  • факт создания мини-музея останется неизвестным для большого количества членов семей воспитанников из других групп.
Раздевалка При организации выставочного мини-комплекса в раздевалке сохраняется преимущества свободного доступа к экспонатам не только детей из конкретной группы, но и других воспитанников и их родителей.
Помещения для дополнительных занятий Музыкальные залы, изостудии и другие помещения детского сада характеризуются достаточным количеством свободного места, но при этом отличаются большой содержательной насыщенностью. Создание мини-музея в таких помещениях будет связано с необходимостью реализации смелых оформительских решений.
Холлы Свободный доступ к таким помещениям является большим плюсом и минусом одновременно. С одной стороны, у родителей появляется возможность посещать мини-музей в любое удобное время, индивидуально или группами. С другой стороны, из-за бесконтрольности доступа у воспитателей нет возможности пополнять выставку по-настоящему ценными и интересными экспонатами.

Презентация «Мини-музей в ДОУ»

Окончание работ по обустройству музейной экспозиции в стенах детского сада не должно остаться незамеченным. Чтобы еще раз привлечь внимание детского коллектива и родительской общественности к тематике проекта, рекомендуется провести презентацию и торжественное открытие мини-музея в ДОУ. Для наглядности можно создать несколько слайдов и использовать проектор либо подготовить небольшой сценический рассказ.

Мини-музей в ДОУ

В рамках презентации музея следует представить такие блоки информации:

  1. История создания экспозиции. Малышам будет приятно узнать, что именно их увлечение вопросами природоведения или повышенный интерес к отдельной категории игрушек послужило идеей для создания уникального проекта, который удалось визуализировать.
  2. Цели и задачи музейной педагогики, озвучивание которых позволяет взрослым осознать важность опыта создания экспозиции в контексте воспитательного процесса.
  3. Краткое представление разных коллекций выставки. Практика показывает, что в ходе подготовительных работ дети успевают познакомиться только с теми экспонатами, которые были принесены или созданы членами их семей. Первая торжественная экскурсия по мини-музею помогает привлечь внимание воспитанников к отдельным предметам, которые впоследствии будут изучены более подробно.

Детям и взрослым будет интересно узнать, что можно делать в мини-музее, какие экскурсии и виды активности будут проводиться на базе группового выставочного комплекса.

Презентацию, посвященную музейной педагогике в детском саду, следует проводить в увлекательной интегративной форме, привлекая к участию малышей и их родителей. Продолжение совместной работы над проектом помогает воспитанникам почувствовать себя причастными к процессу музейного коллекционирования, создает прекрасные предпосылки для последующего легкого усвоения материала.

Паспорт мини-музея в ДОУ

Обязательным элементом музейной инфраструктуры, способствующим передаче опыта реализации проектов по музейно педагогике, является паспорт тематического мини-музея в ДОУ. Этот отчетный документ может быть оформлен в текстовом виде с включением блоков-схем, иллюстраций, или в форме красочной презентации.

Структура паспорта мини-музея

Таблица
Скачать в .docx

Раздел Содержание
Титульная страница Указывается название музейной экспозиции, приводятся данные об авторском коллективе: фамилии и имена ответственных воспитателей, информация об их образовании, должностях, стаже ведения педагогической практики.
Расположение Указать постоянную локацию музея, данные о конфигурации (наличие полок, сборных конструкций).
Цель и задачи экспозиции Цели:
  • совершенствование условий ведения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение предметной среды в группах;
  • реализация комплексного подхода к воспитанию дошкольников.
Задачи:
  • формирование интереса к коллекционированию, поиску исторической истины;
  • организация условий для совместной деятельности воспитанников и членов их семей;
  • ведение культурно-просветительской работы.
Содержание и формы работы Это может быть деятельность по изучению литературных источников, поисковая работа, проводимая с целью пополнения экспозиции, экскурсионно-лекторская работа.
Руководство работой музея Чаще всего функционирование музейного мини-комплекса осуществляется по принципам самоуправления.
Сохранность музейного фонда Представить перечень мер, направленных на обеспечение сохранности выставки.
К данному пункту следует сделать приложение — перечень всех экспонатов, который необходимо систематически обновлять.

Работа мини-музея в ДОУ

Активность по музейному направлению не должна завершаться на этапе успешной презентации проекта. Напротив, экспозиция должна усовершенствоваться и дополняться, а ее элементы — включаться в качестве предметного материала в разные виды активности.

Мини-музей в ДОУ

Работа мини-музея в группе ДОУ предусматривает обязательное проведение экскурсий — дошкольниками или их родителями. Такой подход позволяет реализовать несколько важных функций:

  1. Образовательную — через тренировку зрительно-слухового восприятия новой информации дошкольниками, оказание посильной помощи воспитателю в подготовке экспозиционных и презентационных материалов, расширение границ основного программного материала.
  2. Развивающую. Присутствие новых объектов в групповом пространстве стимулирует активизацию мышления воспитанников, расширение словарного запаса, положительно сказывается на развитии интеллектуальных данных.
  3. Просветительскую, реализуемую через привитие навыков вдумчивого, критического восприятия новой информации.
  4. Воспитательную. Во время реализации музейного проекта и последующей работы над ним дошколята получают элементы социального опыта, учатся работать в команде на достижение единого результата.

Опыт использования музейной педагогики изучен не до конца. Использование разнообразия форм методической работы по теме выставки — проведение тематических бесед, экскурсий, творческих занятий — позволяет разнообразить воспитательный процесс и значительно расширить познавательные горизонты детей.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 16 мая 2017 г.
  • Кадровый документооборот в образовательной организации

  • Андреева Валентина Ивановна
    канд. истор. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

    Участвовать бесплатно


Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль