Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Мини-музей в ДОУ

  • 3 мая 2019
  • 4664

Ключевой тенденцией современной педагогической науки, актуальной и для дошкольных образовательных учреждений, является необходимость передачи большого количества информации, что не представляется возможным сделать в рамках традиционных образовательных практик. Мини-музей в ДОУ — новая, отлично зарекомендовавшая себя форма взаимодействия дошкольников и взрослых, возникшая на стыке педагогики, психологии, искусствознания и музееведения, которая:

  • позволяет включить детей в многообразную деятельность, охватывающую интеллектуальную, эмоциональную, поисковую составляющие;
  • способствует совершенствованию предметно-пространственной среды групп;
  • помогает привить воспитанникам чувство радости открытий, исследовательский интерес, веру в собственные силы;
  • открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.

Мини-музей в ДОУ: концептуальная основа и возможности использования

Создание особого образовательного пространства в ДОУ — мини-музея — в последние годы стало распространенной педагогической практикой, позволяющей интегрировано решать задачи духовного, патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Обогащение предметно-пространственной среды экспозиции, компоненты которой подобраны с учетом возрастных и индивидуальных интересов воспитанников, позволяет воспитателю более эффективно развивать коммуникативно-речевые, познавательные и творческие компетенции малышей дошкольного возраста, способствуя их успешной социализации.

Тематические мини-музеи в группах ДОУ объединяют следующие черты:

  1. Малое пространство. Для создания музейной коллекции с приставкой «мини» достаточно части группового помещения, раздевалки, спальни, коридора, куда имеют доступ и дети, и взрослые.
  2. Открытость. Мини-музей создается для дошкольников, а потому должен быть открыт для них постоянно.
  3. Отсутствие строгих рамок. Музейная педагогика не предусматривает введение строгих ограничений — воспитатель формирует необычное образовательное пространство, обеспечивая максимальный уровень его доступности.
  4. Многофункциональность. Экспозиция может быть как частью какого-то развивающего проекта, так и самодостаточной учебной составляющей предметно-пространственной среды.

Главная функция мини-музея в группах ДОУ — просветительская, более того — взаимодействие в рамках столь необычного развивающего пространства позволяет воспитанникам развивать универсальные компетенции, что является одной из приоритетных задач современной педагогической науки. В отличие от традиционных экспозиций, мини-музеи не ограничены строгими рамками, поэтому в них могут быть собраны любые предметы, интересные детям. В мини-музее на первый план выдвигаются не материальные или символические ценности, а условия для свободного экспериментирования и творчества малышей.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации экспертов по проектированию мини-музеев в детских садах читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Проект по созданию мини-музея «Кукла в военной форме»

 (с пошаговым планом реализации)

Создаем развивающую среду шаг за шагом

 (алгоритм действий)

Целями и задачами создания музейной коллекции в детском саду должны стать:

  1. Реализация направления «Музейная педагогика», формирование у детей дошкольного возраста представлений о музейной культуре.
  2. Обогащение предметно-развивающей среды и воспитательно-образовательного пространства ДОУ.
  3. Расширение познаний дошкольников об окружающем мире, его самобытности и многообразии.
  4. Формирование у воспитанников познавательных способностей, исследовательских умений, навыков классификации предметов и составления коллекций.
  5. Создание предпосылок для экспериментально-поисковой, творческой деятельности.
  6. Воспитание у детей активной жизненной позиции.

Еще одна немаловажная составляющая мини-музея в ДОУ — интерактивное игровое пространство, где дошкольникам разрешено выполнять различные действия, активно взаимодействуя с экспонатами, что способствует сохранению высокого уровня детской заинтересованности. Взрослым важно помнить, что период дошкольного детства тесно связан с практикой коллекционирования: малыши обожают собирать различные предметы, которые по тем или иным причинам отличаются от большинства (камешки необычной формы, фантики, машинки, игрушечные фигурки, машинки), поэтому сама концепция мини-музея, в основе которого неизменно лежит какая-либо коллекция, является близкой детям. Но в повседневной жизни дошкольники редко создают коллекции, чтобы держать их под стеклом — напротив, они активно взаимодействуют с «экспонатами», выделяя среди них более и менее ценные, включая в десятки игровых сценариев, используя для налаживания социальных связей. Если тот или иной предмет находится перед глазами, но делать с ним ничего не разрешается, то даже при наличии сильного интереса он станет лишь символом, сольется с окружающим фоном и будет вытеснен из зоны активного восприятия. Именно поэтому музейная коллекция, создаваемая в групповом пространстве, должна быть открытой для взаимодействия — в противном случае сама ценность идеи проектирования особого образовательного пространства и усилия, приложенные к его созданию, нивелируются и не принесут ожидаемого педагогического результата.

Значимым моментом является и тот факт, что разработка музейных коллекций в детском саду может быть возложена не только на воспитателей, но и дошкольников и членов их семей. Именно малыши с мамами и папами, бабушками и дедушками подбирают многие экспонаты, выполняют различные оформительские работы, принимают участие в презентации мини-музея в ДОУ, которая может быть выполнена на групповом или общем детсадовском уровне. Нелегкая задача стоит и перед воспитателем, который должен взять на себя роль координатора, историка, музееведа, дизайнера и художника-оформителя.

Подводя итог информации, представленной выше, целесообразно выделить правила музейной педагогики, которых следует придерживаться при создании мини-музея в детском саду. Среди них наиболее значимыми являются принципы:

  1. Интеграции. Музейная коллекция в ДОУ создается с учетом образовательной программы, а потому она должна способствовать реализации отдельных ее разделов и предусматривать возможность объединения различных видов деятельности — познавательной, поисковой, творческой, созидательной.
  2. Интерактивности. Качественный проект мини-музея в ДОУ должен предусматривать возможность активного использования воспитанниками элементов коллекции — от рассматривания и использования в игровой деятельности вплоть до домашнего изучения после согласования факта временного изымания предмета из группового музея. В границах экспозиции должен быть обязательно выделен уголок, где дошкольники могут осуществлять деятельность по теме: создавать поделки, тренироваться в оформительстве, лепить или рисовать.
  3. Научности. Несмотря на необходимость учитывать возрастные особенности дошкольников в вопросах восприятия материала, нельзя допустить, чтобы в мини-музее были экспонаты, недостоверно отражающие содержание темы, природных или производственных процессов, а также характеризовались исторической несостоятельностью.
  4. Гуманизации. Важно, чтобы мини-музей способствовал всестороннему развитию детей дошкольного возраста, обеспечивал их приобщение к различным сферам жизни, в частности искусства и культуры, способствовал активизации творческого потенциала и личной инициативы.
  5. Вариативности и динамичности. Ключевой особенностью возрастного развития в период дошкольного детства является неспособность к длительной концентрации внимания, что обусловливает необходимость периодически менять тематику музейной коллекции, отдельные экспонаты. Чтобы сохранить высокий уровень заинтересованности детей после создания мини-музея в ДОУ, воспитателю следует периодически включать в коллекцию «секреты» — специальные задания, за выполнение которых полагается символическая награда, интересные элементы, квесты.
  6. Разнообразия. Независимо от выбранной темы, составляющие музейной коллекции должны отличаться по размеру, форме, содержание, отражать различные составляющие вопроса и представлять природное, историческое, культурное разнообразие окружающего мира.
  7. Безопасности и экологичности. С целью обеспечения для дошкольников активно взаимодействовать с экспозицией, важно включать в ее состав только проверенный материал. Бросовые компоненты следует очистить, бытовые предметы — проверить на целостность и наличие острых краев, поделки — защитить от быстрого износа. Если экспонат не соответствует требованиям безопасности, но имеет важное значение для мини-музея, его можно разместить на верхней полке, объяснив воспитанникам о возможности использования только в присутствии взрослых.
  8. Креативности. Групповые мини-музеи не следует ограничивать строгими рамками. Избежать формализма в подборе содержания, оформлении поможет принятие во внимания детских идей и пожеланий.
  9. Непрерывности. Музейная коллекция должна стать неотъемлемой составляющей образовательного пространства, его логическим продолжением. Этого можно достичь при условии обеспечения созвучности темы мини-музея с непосредственной учебной деятельностью, прогулочной и экскурсионной активностью, праздниками и реалиями повседневной жизни детского сада.

Эффективность создания мини-музея в ДОУ зависит от качества реализации данной образовательной стратегии. В большинстве случаев то, как дети воспримут представленную коллекцию — как доступное и занимательное пространство, открытое для экспериментирования и остающееся уютным ввиду личного вклада в его создания, или чуждый элемент дизайна, служащий исключительно малоинтересным оформительским целям — определяется взрослыми. Воспитателям, делающим первые шаги в реализации принципов музейной педагогики, стоит с особым вниманием обратиться к наработкам более опытных коллег по теме. Создание неудачной коллекции может значительно затруднить работу по направлению в будущем, снизить уровень мотивированности как дошкольников, так и родительской общественности, без помощи которой формирование групповых музейных коллекций станет непосильной задачей.

Создание мини-музея в ДОУ

Проектирование музейной экспозиции в стенах дошкольной образовательной организации предусматривает реализацию ряда этапов, которые должны быть подчинены принципам музейной педагогики. Создание мини-музея в ДОУ следует реализовать таким образом, чтобы спроектированная тематическая коллекция стала для дошкольников способом познания мира и позволяла познакомиться с разнообразием природы, различными областями деятельности человека, страницами истории русского народа и фольклора, социальными и культурными реалиями.

Этапы создания мини-музея в ДОУ

Название этапа Содержание и последовательность действий
Подготовительный

Главная задача установочного этапа — выбор тематики и путей создания мини-музея, которая может быть достигнута согласно следующему алгоритму:

  1. Подбор темы, осуществляемый с учетом содержания реализуемого программного содержания и годового плана.
  2. Презентация тематики перед воспитанниками может быть реализовано спонтанно, в ходе образовательной деятельности или в режимном моменте, или сознательно. Например, если в группе собралась коллекция ракушек, которые дошколята принесли после летнего отдыха, можно на их основе создать музейную экспозицию, посвященную морскому миру и его обитателям.
  3. Определение путей подбора экспонатов. Проект мини-музея в ДОУ может находиться на стадии планирования долгое время, но если к сбору материалов будут привлечены родители, есть все основания полагать на возможность быстрого перехода от идеи к действиям. Воспитателю стоит письменно или устно проинформировать родителей о создании музейной коллекции и представить перечень основных экспонатов, ориентируясь на который мамы и папы подберут новые интересные предметы.
  4. Выбор справочной литературы, аудиозаписей и фотографий по теме — данные виды деятельности воспитателю стоит выполнять совместно с дошкольниками, обеспечивая реализацию интегративного образовательного подхода. Параллельно педагог может рассказать, какими бывают музеи и что предусматривает практика коллекционирования.
Практический

Успешность непосредственно работы по созданию мини-музея в ДОУ, зависит от того, насколько плотно будет организовано взаимодействие воспитателя, детей и родителей. Данный этап должен включать:

  1. Изготовление, сбор и оформление стендов.
  2. Группировка экспонатов и создание музейных коллекций.
  3. Проектирование уголка самостоятельной деятельности, предназначенного для творческого экспериментирования.
  4. Выбор названия — он может быть осуществлен на конкурсной основе. Важно, чтобы название мини-музея было кратким, емким и отражало содержание экспозиций.
  5. Оформление информационного материала, а именно перечня музейной экспозиции, информационных карточек с описанием экспонатов и ссылок на дополнительные источники литературы о них.
Заключительный (обобщающий)

По завершению оформительских работ проводится презентация мини-музея в ДОУ, знаменующая «официальное» открытие экспозиции. Представить созданную коллекцию могут сами дошкольники под руководством воспитателя или совместно с родителями.

Воспитанникам старших групп можно поручить проведение экскурсий по мини-музею для младших дошкольников.

Отдельно хочется остановиться на создании коллекции экспонатов, составляющих основу мини-музея — их можно разделить на две больших группы:

  1. Подлинные памятники духовной и материальной культуры — фотографии, картины, письма, открытки, предметы быта, орудия труда, природные материалы.
  2. Символичные предметы, подобранные или созданные специально для музейной коллекции — копии, макеты, модели, слепки, муляжи.

Наиболее распространенной практикой является использование первой группы предметов в качестве основы при создании мини-музея в ДОУ, а экспонатов из второй — в качестве вспомогательных элементов и оформительских решений. Например, в мини-музее «Богатства леса» сушеные листья, желуди, веточки будут выступать основой коллекции, а фотографии различных пород деревьев, их макеты призваны дополнить создаваемый визуальный ряд и сделать его более информативным.

Еще одним важным этапом работы по созданию мини-музея, требующим предельного внимания, является составление описаний экспонатов и их картотеки. В качестве основы можно взять следующую схему описания экспоната, которая должна включать:

  1. Фотографию (схематический рисунок) экспоната.
  2. Названия (следует представить научное, бытовое, народные), можно указать происхождение наиболее интересных и запоминающихся.
  3. Место сбора/Как или кем изготовлен. В данном пункте целесообразно представить страну или регион сбора экспонатов природного происхождения, для поделок — указать имя изготовителя с перечнем используемых материалов.
  4. Краткая информация — целесообразно описать особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней), возможности использования, связь с другими экпонатами коллекции и т.д.
Мини-музей в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

Мини-музей в ДОУ Мини-музей в ДОУ Мини-музей в ДОУ Мини-музей в ДОУ

Чтобы гарантировать полезность предметов, включенных в состав коллекций мини-музея в ДОУ не только для воспитанников, но и педагогов дошкольного образования, на картах следует указать, как использовать тот или иной экспонат при организации образовательной работы. Например, представить перечень тем, при изучении которых может использоваться тот или иной элемент экспозиции, виды деятельности (моделирование, рисование), на что важно обратить внимание группы.

Особыми значками в групповом музее можно выделить предметы особой важности или те, которые созданы воспитанниками самостоятельно, во время групповых занятий, самостоятельно или с родителями.

Темы мини-музеев в ДОУ

Уровень заинтересованности дошкольников групповой экспозицией напрямую зависит от того, насколько удачно была выбрана тема для мини-музея в ДОУ. При выборе круга образовательных вопросов, которые могут быть раскрыты в ходе коллекционирования экспонатов, важно принимать во внимание не только реализуемое программное содержание и возраст детей, но и реальный показатель интеллектуального развития, их творческий потенциал, региональную составляющую. Например, в детском саду № 5 г. Пскова успешно функционирует мини-музей железнодорожного транспорта, выбор тематики которого обусловлен тем фактом, что данное дошкольное учреждение посещают преимущественно дети железнодорожников. Практика показывает, что при умелой интерпретации практически любая сфера деятельности может стать интересной темой для музейной экспозиции.

Представим лишь несколько вариантов тем, которые могут быть взяты за основу при создании мини-музея в ДОУ:

  1. Неживая и живая природа: «Тайны подводного мира», «История планеты Земля», «Мини-музей космоса», «Волшебница — вода», «Солнце — источник жизни», «Братья наши меньшие», «Буренушка», «Курочка Ряба», «Экзотические животные и птицы», «Удивительная жизнь насекомых», «Чудо-дерево», «Такие разные цветы».
  2. Народная культура и промыслы: «Изделия народных мастеров», «Мини-музей ложки», «Разноцветная Россия», «Игрушка-забава», «Горница-узорница».
  3. Историко-патриотические: «История одного предмета» (новогодних игрушек, часов, кукол, хлеба), «По следам военной славы», «Мини-музей воинской доблести», «Наши герои», «Войска России», «Кукла в военной форме».
  4. Литературные: «История появления книг», «Книга — окно в мир знаний», «Наши любимые сказки», «Мини-музей азбуки», «В мире сказочных персонажей».
  5. Искусствоведческие: «Театральное искусство», «Музыкальные инструменты», «Картинная галерея», «Звуки вокруг нас».
  6. Авторские: «Мульти-пульти», «Лаборатория сумасшедших ученых», «Музей волшебных вещей», «Лучший друг», «Мини-музей Чебурашки», «Куда уходит детство…», «Город мастеров» (экспозиция, посвященная вторичной переработке мусора).

Организация мини-музея в ДОУ: где разместить и как оформить?

Большинство воспитателей, взявших на себя ответственность за организацию мини-музея в ДОУ, сталкиваются со сложностями выбора локации. Отсутствие больших площадей, которые можно использовать для размещения созданных музейных экспозиций, является общей проблемой для многих детских садов, но практика показывает, что при желании место для необычного образовательного пространства, изыскать можно. Конечно, у каждой локации есть свои преимущества и недостатки, которые важно учесть еще на этапе планирования работ по формированию групповой музейной коллекции.

Организация мини-музея в ДОУ: варианты локаций

Место размещения Преимущества Недостатки
Групповое помещение
  1. Есть возможность добавлять экспонаты и информационное сопровождение к ним последовательно, по ходу изготовления или получения от родителей.
  2. Воспитатель оставляет за собой право обращаться к материалам группового мини-музея в ДОУ в любое удобное время.
  3. Дошкольники могут свободно взаимодействовать с коллекцией: рассматривать ее элементы, обсуждать их между собой, использовать по разрешению педагога для режиссерских игр.
  4. В группе удобнее всего оборудовать место для осуществления детьми самостоятельной поисковой и экспериментальной деятельности с использованием материалов из мини-музея.
  1. Постоянный доступ к тематическому мини-музею имеют только дети одной группы.
  2. Удаленное расположение музейной коллекции от раздевалки снижает вероятность свободного общения детей с родителями по вопросам музейной экспозиции.
Приемная Аналогично преимуществам, указанным для группового помещения. У дошкольников появляется возможность активно взаимодействовать с родителями по вопросам, затрагивающим организацию мини-музея в ДОУ и его тематику, но это актуально лишь для воспитанников одной группы.
Помещения для дополнительных занятий
  1. В тематических студиях, функционирующих в границах детского сада, достаточно просто найти место для размещения экспозиции.
  2. Мини-музей является доступным для всех воспитанников без исключения, а его материалы могут свободно использоваться педагогами при проведении НОД.
Для помещений, используемых для организации дополнительных занятий, характерна высокая насыщенность различными предметами, что затрудняет возможность выделения музейной экспозиции в единый смысловой блок. Сохраняется высокий риск, что без должного оформления мини-музей «затеряется» на фоне окружающей среды.
Холлы Мини-музей в ДОУ находится в общедоступном месте, где с ним могут взаимодействовать все желающие: воспитанники разных групп, родители, педагоги. 

Бесконтрольный доступ к экспозиции повышает шансы утраты отдельных предметов.

Не представляется возможным разместить в мини-музее по-настоящему ценные и интересные предметы.

Вопрос организации мини-музея в ДОУ будет раскрытым не полностью без обсуждения оформительских решений, во многом определяющий уровень привлекательности экспозиции. Для детей дошкольного возраста характерна низкая устойчивость внимания, что обуславливает необходимость разработки оптимального расположения экспонатов. Оценивание музейных экспозиций в разных детских садах позволяет сделать вывод, что наиболее удачно смотрятся коллекции, представленные на разных уровнях, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Если выставить разные предметы на столике (за исключением экспонатов одного наименования, например, камней, ракушек, сухоцветов), в область активного восприятия не попадет большая их часть, что сводить эффективность деятельности по созданию мини-музея на нет. Гораздо эффективнее использовать столы разной величины, подставки, стенды, ширмы, тумбы, настенные полочки, движущиеся мобили, натяжные веревки, чтобы обеспечить раскрытие темы, которой посвящен мини-музей в ДОУ, с разных сторон. При отсутствии возможности создания специального оборудования достойной альтернативой могут стать крупный строительный материал детского конструктора — кубики, цилиндры.

Основой музейного инвентаря стоит сделать стенд — мобильную стойку, изготовление которой не требует специальных умений. В пределах группового пространства стенд можно создать, используя картон из больших упаковочных коробок, однотонную ткань или мешковину, клей ПВА. Из инструментов потребуется макетный нож для вырезания картонной заготовки — размер и форма последней определяется с учетом габаритов экспонатов. Преимуществом такого организационного решения является возможность создания основы стенда любой формы, в том числе неправильной: например, повторяющей контуры облака или дерева. Внешнюю часть заготовки для придания ей эстетичного вида рекомендуется подклеить мешковиной, однотонной ситцевой или атласной тканью, края которой выводятся за пределы видимости. Край стенда можно оформить лентой, декоративной тесьмой или шнуром.

При организации мини-музея в ДОУ на картонный стенд, подклеенный тканью, удобно крепить иллюстрации или экспонаты посредством кнопок, клеевого пистолета. Если от края до края по горизонтали натянуть тонкие ленты, на них с помощью скрепок или прищепок можно вешать детские работы и рисунки. Что касается вариантов размещения и проверенных оформительских решений, то хочется отметить следующие особенности:

  1. На стойках удобно размещать иллюстративный материал, фотографии, схемы, а также легкие и объемные экспонаты.
  2. Стенды можно установить на опорах или подвесить на нужной высоте к потолку, реализуя вертикальный вариант оформления.
  3. Благодаря малому весу оборудование такого типа можно использовать для быстрого переноса или перестроения имеющейся композиции.
  4. При необходимости стенд легко перекрасить или декорировать дополнительными элементами.

Презентация на тему «Мини-музей в ДОУ»

Окончание работ по обустройству музейной экспозиции в стенах детского сада не должно остаться незамеченным. Чтобы еще раз привлечь внимание детского коллектива и родительской общественности к тематике проекта, рекомендуется провести презентацию мини-музея в ДОУ. Для наглядности можно создать несколько слайдов и использовать проектор, либо подготовить небольшой сценический рассказ.

В рамках презентации музея следует представить такие блоки информации:

  1. История создания экспозиции. Малышам будет приятно узнать, что именно их увлечение вопросами природоведения или повышенный интерес к отдельной категории игрушек послужило идеей для создания уникального проекта, который удалось визуализировать.
  2. Цели и задачи музейной педагогики, озвучивание которых позволяет взрослым осознать важность опыта создания экспозиции в контексте воспитательного процесса.
  3. Краткое представление разных коллекций выставки. Практика показывает, что в ходе подготовительных работ дети успевают познакомиться только с теми экспонатами, которые были принесены или созданы членами их семей. Первая торжественная экскурсия по мини-музею помогает привлечь внимание воспитанников к отдельным предметам, которые впоследствии будут изучены более подробно.

Детям и взрослым будет интересно узнать, что можно делать в мини-музее, какие экскурсии и виды активности будут проводиться на базе группового выставочного комплекса. Во время информирования детско-родительской общественности, в ходе презентации мини-музея в ДОУ обязательно следует представить свод правил, актуальных для данного образовательного пространства. Например, озвучить, что составляющие музейной коллекции можно трогать руками, но их нельзя разбрасывать, ломать, забирать домой без согласования с воспитателем. Не лишним будет еще раз уточнить, что педагоги с радостью ответят на вопросы, касающиеся темы мини-музея, и будут рады пополнить экспозицию новыми предметами, любезно предоставленными малышами и их родителями. 

Презентацию, посвященную музейной педагогике в детском саду, следует проводить в увлекательной интегративной форме, привлекая к участию малышей и представителей семей. Продолжение совместной работы над проектом помогает воспитанникам почувствовать себя причастными к процессу музейного коллекционирования, создает прекрасные предпосылки для последующего легкого усвоения материала.

Паспорт мини-музея в ДОУ

Обязательным элементом музейной инфраструктуры, способствующим передаче опыта реализации проектов по музейно педагогике, является паспорт тематического мини-музея в ДОУ. Этот отчетный документ может быть оформлен в текстовом виде с включением блоков-схем, иллюстраций, или в форме красочной презентации.

Структура паспорта мини-музея

Раздел Содержание
Титульная страница Указывается название музейной экспозиции, приводятся данные об авторском коллективе: фамилии и имена ответственных воспитателей, информация об их образовании, должностях, стаже ведения педагогической практики.
Расположение Указать постоянную локацию музея, данные о конфигурации (наличие полок, сборных конструкций).
Цель и задачи экспозиции Цели:
  • совершенствование условий ведения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение предметной среды в группах;
  • реализация комплексного подхода к воспитанию дошкольников.
Задачи:
  • формирование интереса к коллекционированию, поиску исторической истины;
  • организация условий для совместной деятельности воспитанников и членов их семей;
  • ведение культурно-просветительской работы.
Содержание и формы работы Это может быть деятельность по изучению литературных источников, поисковая работа, проводимая с целью пополнения экспозиции, экскурсионно-лекторская работа.
Руководство работой музея Чаще всего функционирование музейного мини-комплекса осуществляется по принципам самоуправления.
Сохранность музейного фонда Представить перечень мер, направленных на обеспечение сохранности выставки.
К данному пункту следует сделать приложение — перечень всех экспонатов, который необходимо систематически обновлять.

Рекомендации по организации педагогической работы с детьми и родителями на базе мини-музея в ДОУ

Музейная экспозиция, созданная в групповом или другом пространстве детского сада, не всегда располагает к проведению полноценных образовательных практик, даже если их реализация рассматривалась на этапе разработки проекта мини-музея в ДОУ. В большинстве случаев рядом со стендами не представляется возможным поставить стулья, а стояние на ногах быстро утомляет детей и провоцирует утрату концентрации внимания. Именно поэтому при использовании материалов музейной коллекции приходится организовать педагогическую работу особым образом, а именно:

  1. Разбивать информацию, которую хочется донести в рамках одного образовательного блока, на несколько подтем, и проводить беседы-пятиминутки. Если по завершению изложения одного информационного блока внимание воспитанников сохраняется на должном уровне, можно продолжить общение, если дети проявляют нетерпеливость — лучше сменить вид деятельности.
  2. Если во время рассмотрения одного стенда малыши обращают повышенное внимание на второй и задают вопросы, не касающиеся обсуждаемой темой, можно применить такой организационный ход: предложить поговорить об интересующей проблеме в следующий раз, а в этот — внимательно рассмотреть стенд и предположить, чему будет посвящена эта беседа. При этом педагогу не следует задавать наводящие вопросы, подсказывать или давать развернутые ответы — небольшая интрига повысить уровень заинтересованности дошкольников мини-музеем, расположенным в группе или другом помещении ДОУ.
  3. При необходимости тренировки объяснительной детской речи, стоит предложить воспитанникам внимательно слушать материал, чтобы вечером, по приходу родителей, самостоятельно рассказать маме или папе о содержании конкретного стенда или особенностях наиболее интересного экспоната.

При организациях группового посещения мини-музея важно не забывать, что ведущим видом активности дошкольников остается игровая, что обуславливает необходимость создания специальных условий в границах представления экспозиции. Виды игр определяются с учетом тематики музея (дидактические, сюжетно-ролевые, исследовательские), но воспитатель вправе использовать как универсальные схемы игровых действий, так и самостоятельно разрабатывать задания, которые, к слову сказать, рекомендуется размещать в хорошо просматриваемых местах. Представляем вашему вниманию несколько видов игр, которые можно использовать в любом тематическом мини-музее в ДОУ для организации интересного и продуктивного взаимодействия с дошкольниками.

  1. Лото. В данном варианте игра предусматривает необходимость предварительной разработки карточек: большой, изображающей один из экспонатов или соотносимой с тематикой музейной коллекции, и нескольких маленьких, демонстрирующих отдельные свойства данного предмета.
  2. Бродилки. Для игрового взаимодействия требуется специальное поле с маршрутом, выложенными кружочками, фишки и кубик. Количество кружочков, которое игрок может преодолеть за один ход, определяется посредством бросания кубиков. По ходу маршрута необходимо сделать различные станции, при условии попадания на них фишки игрока, он должен выполнить то или иное задание, связанное с темой мини-музея (назвать экспонат, отгадать загадку, показать пантомиму). В случае невыполнения задачи осуществляется передача хода.
  3. «Солнышко». Для этой игру необходимы карточки с заданиями, представляющие собой круг с секторами, и разноцветные прищепки. В центре карточки изображается основной символ, определяющий тематику игры, по периметру — вспомогательные элементы. Символические изображения помогают воспитанникам понять задание без объяснений: например, если в центре нарисована вода, а по периметру карты — представители животного мира, детям предстоит выбрать обитателей морских и речных глубин, используя прищепки соответствующего цвета (синего), а остальные картинки отметить красными прищепками.

При организации детской деятельности в мини-музее в группе ДОУ можно также творчески переосмыслить хорошо знакомые дошкольникам игры: «Разрезанные картинки», «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Угадай, что в мешочке», «Узнай тень по силуэту», «Лабиринт». Главное условие — создать комфортные условия для активности воспитанников: если помещение слишком маленькое для одновременного присутствия всей группы, с музейной коллекцией можно работать, разделив воспитанников на подгруппы численностью до 10 человек.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.