Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Мини-музей в ДОУ

17 октября 2019
5465
Средний балл: 0 из 5

Переход от знаниевого к системно-деятельностному подходу, объединивший все образовательные ступени, основывается на необходимости от трансляции информации о предметах и явлениях нашего мира в пользу организации практики «открытия» знаний детьми, что не представляется возможным выполнить при условии применения традиционных педагогических технологий. Мини-музей в ДОУ — качественно новая форма организованного взаимодействия воспитателей и дошкольников, которая может предусматривать привлечение к активному участию других участников учебного процесса — специалистов непедагогического профиля, родителей, сторонних экспертов. Музейная педагогика, реализуемая в условиях дошкольного образования, содержит компоненты психологии, истории, искусствоведения, социологии, литературоведения, поэтому в границах ее форм можно:

  • приобщить воспитанников ДОУ к активной деятельности, которую характеризует наличие познавательного, поискового, эмоционального аспектов;
  • обеспечить систематическое обновление предметно-пространственной среды в группах;
  • познакомить детей с особым чувством радости, возникающим в момент «открытия знаний», чтобы сформировать положительную мотивацию к обучению на будущее;
  • открыть новые возможности для активного ведения исследовательской, проектной, поисковой работы в границах программного содержания, взаимодействия с родителями.

Цель мини-музея в ДОУ

В последние годы музейная педагогика прочно вошла в список распространенных образовательных практик, позволяющих обеспечивать достижение актуальных задач интеллектуального, духовно-патриотического, нравственного воспитания, комплексно реализовывая программного содержания. При этом цель создания мини-музеев ДОУ остаются размытыми, что грозит превратить качественно новую и перспективную практику в тиражирование новаторства ради новаторства, что будет претить интересам всем участникам учебно-воспитательного процесса.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации по внедрению музейной педагогики в детском саду читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Проект по созданию мини-музея «Кукла в военной форме»

 (пошаговый план реализации)

Как оформить территорию детского сада с учетом регионального компонента на примере мини-музея казачьего быта

 (рекомендации экспертов)

Чтобы создать условия для качественного обогащения предметно-пространственной среды, последовательного и интегрированного развития широкого спектра учебных компетенций детей, воспитателям следует строго следовать методическим разработкам по музейной педагогике, стремясь воспроизвести не форму, а суть данной педагогической новации. В свете этого важно обеспечить, чтобы мини-музеи, созданные в группах детского сада, объединяли следующие характеристики:

  1. Ограниченное пространство. Музейные экспозиции, объединенные одной темой, могут располагаться на значительной площади, но в условиях реалий ведения дошкольного образования, объемные планировочные решения являются нецелесообразными. Ввиду возрастных особенностей воспитанники не могут усвоить большой объем информации, поэтому для музея с приставкой «мини» достаточно выделить часть группового помещения, коридора, раздевалки.
  2. Открытость. Мини-музей создается для дошкольников, поэтому он должен быть в доступном месте, располагающем к свободному взаимодействию, в том числе с родителями.
  3. Отсутствие строгих рамок. В отличие от традиционной, музейная педагогика не предусматривает введение запретов — напротив, воспитанники должны иметь возможность свободно изучать представленные экспонаты, являющиеся частью развивающей предметно-пространственной среды.
  4. Многофункциональность. Тематический мини-музей может быть как самоценным педагогическим объектом, так и частью многокомпонентного образовательного проекта.

Главная цель мини-музеев в ДОУ — просветительская, базирующаяся на идее развития познавательного потенциала детей дошкольного возраста. Практика показывает, что в условиях продуктивного взаимодействия в рамках особого образовательного пространства воспитатели могут уверенно реализовать педагогические задачи интегративного характера, что является одним из наиболее значимых приоритетов учебной работы в условиях нового времени. В большинстве мини-музеев, вызывающих живой интерес со стороны участников учебно-воспитательного процесса, при сохранении значимости выбранной темы выдвигаются не символические ценности или строгий дидактический компонент, а доступность ведения исследований каждым ребенком, самостоятельно или в сопровождении взрослого. Таким образом, над тематикой музейной экспозиции должен превалировать детский интерес, и обязанность воспитателя — обеспечить реализацию этого двойственного момента наряду с обеспечением других приоритетных задач, а именно:

  1. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, детского сада посредством создания новой тематической композиции, которая может располагаться на стенде, стене, шкафу, полках.
  2. Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений о музейной культуре и педагогике.
  3. Создание специальных образовательных условий для расширения представлений воспитанников о многообразии окружающего мира, привитии базовых исследовательских, поисковых, познавательных компетенций, поощрения любознательности и формирования активной жизненной позиции.
  4. Проектирование особого пространства, которое может использоваться для проведения сеансов психологической разгрузки.

Важной составляющей мини-музея в ДОУ по ФГОС является создание игрового пространства, в границах которого разрешено активно использовать экспонаты для рассмотрения, тактильного изучения, включение в базовые предметные действия. При условии реализации данного правила воспитателю не составит труда поддерживать высокий уровень заинтересованности малышей к музейной экспозиции, особенно если экспонаты систематически меняются местами и обновляются.

Мини-музей в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

Мини-музей в ДОУ Мини-музей в ДОУ Мини-музей в ДОУ Мини-музей в ДОУ

Проектируя целевые ориентиры музейной педагогики для конкретного детского сада или группы, следует принимать во внимание тот факт, что в период дошкольного детства интерес к коллекционированию является естественным и широко распространенным. Большинство детей обожают собирать фантики, игровые фигурки, карточки, камешки, ракушки, время от времени систематизируя предметы в личной коллекции — в свете этого сама идея мини-музея становится педагогически оправданной. При этом организованные осмотры экспозиций никогда не вызывают детского восторга, поскольку личные коллекции малышей никогда не ложатся «под стекло» — они предназначены для активного изучения, просмотра, налаживания коллективного взаимодействия. Если поместить в зону ближайшего окружения ребенка предметы, но запретить их брать, то на смену живому интересу вскоре придет безразличие; такие экспонаты быстро сольются с общим фоном. Поэтому со стороны воспитателей так важно позаботиться о том, чтобы создаваемый мини-музей был открытым, доступным, живым и меняющимся — в противном случае высока вероятность, что трудовые и временные усилия по созданию особого образовательного пространства станут лишь групповым фоном, но не обеспечат качественного влияния на учебно-воспитательный процесс, а значит — будут бесполезными.

Принципы создания мини-музея в ДОУ

Идея активного развития музейной педагогики в детских садах изначально была продиктована значительным удалением от мест выставок экспозиций, созданных профессионалами, а также неприспособленностью большинства стационарных музейных учреждений к возрастным потребностям дошкольников. Практика показывает, что организовать посещение городского музея с группой воспитанников — очень ответственное и трудоемкое дело ввиду того, что малыши быстро утомляются и редко проявляют ожидаемый уровень заинтересованности.

В условиях доступности идей и оформительских материалов создание мини-музея в ДОУ, открывающее возможность посвящать осмотр и изучению отдельных экспонатов по несколько минут в день, становится оптимальным организационным решением при условии соблюдения ряда принципов, в числе которых особенно хочется выделить:

  1. Принцип интеграции, предусматривающий соответствие выбранной тематики музейной экспозиции содержанию реализуемой образовательной программы, а также возможность консолидации усилий всех участников учебно-воспитательного процесса — педагогов, воспитанников, их родителей, сторонних специалистов. Мини-музей независимо от его организационных особенностей должен представлять собой особе образовательное пространство, в границах которого можно обеспечить применение интегрированного педагогического подхода по организации детской деятельности.
  2. Принцип интерактивности и деятельности — подразумевает необходимость предоставления дошкольникам возможности активно взаимодействовать с экспонатами, использовать их для построения игровых сценариев, пополнять существующую коллекцию собственными работами. Чтобы обеспечить реализацию данного принципа, воспитателям необходимо выделить в рамках экспозиции уголок для поддержания детской инициативы, где можно проводить мастер-классы, выставлять детские поделки (в мини-музее природы — из материалов естественного происхождения, в мини-музее игрушек — самодельные забавы и т.д.).
  3. Принцип научности указывает на то, что все материалы, отобранные для музейной экспозиции, должны характеризоваться исторической и фактической достоверностью, но при этом адаптироваться с учетом возраста и реального уровня знаний дошкольников. В противном случае дети рискуют получить ошибочные начальные представления об отдельных предметах, явлениях или событиях или упустить возможность расширения знаний об окружающем мире ввиду сложности восприятия информации.
  4. Принципы природо- и культуросообразности напоминают о том, что при создании мини-музея в ДОУ следует учитывать законы гармоничного возрастного развития дошкольников, обеспечивая условия для раскрытия их личностного потенциала, приобщение к общечеловеческим ценностям, осознания значимости мировой культуры.
  5. Принцип гуманизации базируется на выборе такой организационной и педагогической тактики, которая в рамках музейной педагогики позволила бы создать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка, поддержания его инициативы, творческой активности, в том числе через построение диалогового общения между воспитанниками и педагогом.
  6. Принцип динамичности и вариативности, во многом перекликающийся с принципами деятельности. Чтобы сохранить высокий уровень заинтересованности воспитанников в содержании мини-музея, необходимо систематически обновлять его содержание, вносить новые компоненты, опираясь на интересы детей, которые постоянно расширяются и меняются.
  7. Принцип разнообразия. Качественная музейная экспозиция должна содержать элементы, отличающиеся по размеру, форме, содержанию и другим характеристикам. Это необходимо для понимания посетителями мини-музея обширности и многогранности темы, впечатляющего разнообразия окружающего мира.
  8. Принцип безопасности и экологичности. Оборудование и экспонаты музейной коллекции, которая может быть размещена в групповом помещении или любом другом месте на территории детского сада, следует создавать из качественных безопасных материалов, приоритетно — природного происхождения. Воспитателям следует сделать все возможное, чтобы с одной стороны обеспечить свободный доступ малышей к элементам экспозиции, а с другой — гарантировать безопасность воспитанников независимо от характера их действий. В свете этого нецелесообразно помещать в мини-музей предметы с острыми, режущими или колющими деталями, а также те, которые отличаются повышенной хрупкостью. При создании стендов и полок не допускается использование бросового материала, субстанций, которые могут спровоцировать возникновение аллергических реакций.
  9. Принцип глобализма и регионализма. Проектируя мини-музей в группе ДОУ, стоит позаботиться о том, чтобы в нем были представлены экспонаты разного уровня значимости, например, предметы народного быта конкретного региона, края, государства. Благодаря этому дошкольникам будет легче осознать разнообразие и вариативность отдельных форм, почувствовать связь региональных особенностей с общенациональными.
  10. Принцип креативности — проявляется в реализации творческих решений при планировании, подготовке, презентации и организации работы музейной экспозиции в детском саду.
  11. Принцип непрерывности. Хороший и полезный мини-музей должен быть логичным продолжением развивающей предметно-пространственной среды и образовательного пространства в целом как в идейном, так и фактическом смысле. Показатель этого — тот факт, что музейное пространство может быть использовано при организации НОД, организованной досуговой активности, для проведения праздников и значимых мероприятий.
  12. Принцип партнерства. Мини-музей в детском саду — не что иное, как продукт слаженной и активной совместной работы педагогов, дошкольников, представителей родительской общественности. Таким образом, создание музейной коллекции позволяет удовлетворить потребностей детей в продуктивной деятельности и повысить показатели совместного взаимодействия. Конечно, идейным вдохновителем, руководителем и главным оформителем тематической экспозиции выступает воспитатель, но и на представителей семей следует возложить значимые обязанности по поиску и подбору элементов музейной коллекции, изготовлении стендов и декора.

Объединяя воедино принципы организации музейного пространства в детском саду, хочется акцентировать внимание на том факте, что эффективность такой объемной работы напрямую зависит от выбранной организационной стратегии. Если тема мини-музея не соответствует возрасту или интересам воспитанникам, экспонаты находятся в недоступных местах и должным образом не была проведено представление коллекции, то есть все основания полагать, что она станет не более, чем элементом группового декора. Но если взрослые приложат все силы для того, чтобы создать по-настоящему занимательное игровое пространство, в границах которого можно (и хочется!) вести познавательную, исследовательскую, игровую активности, если будет реализовано чувство сопричастности малышей к созданию мини-музея, то педагог получить большой объем опорных материалов и сумеет уверенно внедрять новаторские обучающие стратегии. В свете этого специалистам дошкольного образования, планирующим привнести компонент музейной педагогики в предметно-пространственную среду группы, стоит активно использовать наработки коллег по направлению, чтобы избежать неудачных экспериментов и резкого снижения уровня мотивации как детей, так и представителей семей, без помощи которых формирование групповых музейных коллекций станет непосильной ношей.

Организация мини-музея в ДОУ

Проектирование музейной экспозиции в стенах детского сада, осуществляемое с учетом возрастных потребностей и интересов детей, является трудоемкой задачей, успешная реализация которой невозможна без разбивки на этапы и тщательного планирования. Если воспитателю удается увлечь идеей организации мини-музея в ДОУ воспитанников и их родителей, найти посильные и важные задания для всех желающих, то создание, оформление и представление коллекции станет по-настоящему увлекательным коллективным делом, обеспечивающим соблюдение интересов воспитанников и налаживание взаимодействия с семьями.

Этапы создания мини-музея в ДОУ

Название этапа Содержание и последовательность действий
Подготовительный

Первоочередно необходимо определить тему музейной экспозиции, наметить пути ее создания и мотивировать участников учебно-воспитательного процесса на участие в этом важном деле. Чтобы инициировать создание мини-музея, необходимо:

  1. Выбрать тему, ориентируясь на особенности программного содержания и методические рекомендации коллег, предложения родителей или детей.
  2. Решить организационные проблемы. Если реализация форм музейной педагогики предусмотрена заранее, целесообразно провести тематический педсовет и обсудить, для каких целей создается особое образовательное пространство, как оно будет вписываться в интерьер и использоваться в будущем. В случае возникновения спонтанной инициативы по проектированию мини-музея необходимо уведомить о своих организационных планах старшего воспитателя или заведующего детским садом, чтобы получить управленческое содействие.
  3. Распределить обязанности между участниками проекта — воспитанниками и их родителями (если идея создания мини-музея возникла спонтанно) или педагогами ДОУ (при условии целевого планирования работы по направлению). Ответственный педагог при содействии коллег или самостоятельно разрабатывает концепт коллекции, продумывает возможности ее размещения, организует сбор экспонатов и оформительских элементов, на постоянной основе ведет разъяснительную работу, готовит паспорт проекта и его презентацию. При организации мини-музея в ДОУ группой педагогов главенствующая роль отводится куратору, в то время как другие воспитатели выполняют методические наработки, готовят фактический материал, педагог-психолог — отслеживает ожидаемое влияние создаваемой образовательной среды на дошкольников с учетом их возраста и интересов, а музрук обеспечивает музыкальное сопровождения торжественного открытия коллекции. Сбор экспонатов. На основании устных, письменных опросов родителей педагогу рекомендуется сформировать список предметов, которые станут основой музейной коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители могли последовательно дополнить его новыми, но не повторяющимися предметами. Параллельно необходимо выполнить подбор по теме справочной литературы, аудио- и видеофайлов, изображений, собрать или закупить материалы для музейного уголка детской самодеятельности.
Практический (этап реализации проекта)

Главная задача данного этапа — консолидация усилий участников учебно-воспитательного проекта с целью пошаговой реализации задач организации мини-музея в ДОУ, в числе которых:

  1. Изготовление и декорирование оборудования (стенда, полок, пояснительных плакатов, ширм).
  2. Сбор экспонатов, их классификация.
  3. Расстановка коллекции с учетом принципов музейной эстетики.
  4. Создание уголка самостоятельной деятельности для детей.
  5. Разработка игр, макетов, презентаций, связанных с музейной коллекцией (они станут частью мини-музея).
  6. Оформление информационного материала, а именно перечня экспозиции, информационных карточек с описанием экспонатов и ссылок на дополнительные источники литературы о них.
  7. Планирование проведения информационно-развлекательных мероприятий, семейных проектов, познавательных программ на базе мини-музея.
Заключительный (обобщающий)

Переход к данному организационному периоду знаменует проведение «официального открытия» группового музея, в рамках которого педагог-координатор совместно с воспитанниками, активными родителями, коллегами представляет концепт экспозиции, ее особенности, историю создания. На данное мероприятия можно пригласить представителей семей, детей из других групп, заведующего ДОУ, представителя музея города или управления образования.

Заключительный этап работы музея продолжается на протяжении всего периода его работы, реализуясь посредством систематического пополнения и расширения экспозиции, организацию экскурсионной деятельности (в т.ч. детьми для детей из других групп и взрослых), праздников, спектаклей, конкурсов.

Поднимая вопрос поэтапного создания мини-музея в ДОУ, хочется дополнительно акцентировать внимания на особенностях формирования экспозиции. В связи с особенностями возрастного восприятия детей дошкольного возраста (неспособность к длительной концентрации внимания, запоминания большого объема информации) при формировании групповой коллекции педагоги обязаны искать возможности гармоничного слияния музейных традиций и образовательных реалий, используя в качестве экспонатов такие группы материалов:

  1. Фактические свидетельства материальной и духовной культуры — предметы быта и досуга, орудия труда, музыкальные инструменты, природные материалы, фотоснимки, картины, письма, открытки.
  2. Символические предметы, отражающие тематику музейной коллекции и созданные с целью ее пополнения — копии, поделки, муляжи, рисунки.

Поскольку большинство экспозиций в детском саду создаются спонтанно, а в их основу ложатся семейные коллекции воспитанников или предметы, собранные детьми и воспитателем во время прогулки (например, необычные камни, листья), то чаще всего фактические материалы выступают основой мини-музея, а символические изображения дополняют ее. Хочется еще раз отметить, что дети дошкольного возраста воспринимают коллекции как личные богатства, с которыми можно активно взаимодействовать, поэтому во избежание разочарований лучше сразу отбросить идею сбора и представления отдельных групп предметов (елочных игрушек, многокомпонентных сборных моделей и т.д.).

Еще одним значимым нюансом при организации мини-музея в ДОУ, требующим немало времени и организационных усилий, является оформление описаний к каждому из элементов экспозиции и формирование картотеки. Удобнее всего выработать единый алгоритм составления описаний, который, например, может содержать такие пункты:

  1. Схематическое изображение (фотоснимок) экспоната.
  2. Все доступные названия, которые могут запомнить воспитанники — научное, бытовое, народное. Допустимо короткое представление истории возникновения самых интересных названий.
  3. Место находки. Рекомендуется указать время и обстоятельства получения экспоната, для поделки — указать имя, способ, время создания.
  4. Краткая характеристика. В данном пункте следует дать короткое описание предмета или явления, если представлено его схематическое изображение, значимость, возможности использования, связь с другими составляющими музейной коллекции.

Чтобы облегчить процесс разработки образовательных практик на базе мини-музея для себя и коллег, педагогам рекомендуется представлять в картотеке методические рекомендации по включению тех или иных экспонатов в процесс воспитательной работы с детьми разных возрастных групп. Например, указать список тем, в рамках которых целесообразно провести короткие лекции об отдельных элементах коллекции, указать на возможность их использования при организации различных видов деятельности, представить интересные факты. Благодаря таким наработкам музейная коллекция независимо от места ее размещения становится не только ценным достоянием детского сада, но и базой для наработки передового педагогического опыта.

Темы и названия мини-музеев в ДОУ

Уровень заинтересованности воспитанников детского сада музейной коллекцией, созданной силами педагогов, напрямую зависит от того, учитывались ли при выборе тематики возрастные и личные интересы детей. В современной педагогической практике распространены три варианта выбора тем мини-музеев в ДОУ:

  1. В случае, когда создание экспозиции для дошкольников планируется заранее, с опорой на программное содержание, специфика и тематика проекта определяется исключительно силами педагогов.
  2. Если в основу музейной коллекции положена детско-родительская инициатива, то тема определяется на конкурсной основе силами воспитателя, малышей, их мам и пап.
  3. Тема выбирается спонтанно, ввиду значимого события. Например, один из дошколят по собственной инициативе демонстрирует всем желающим фотографии домашнего питомца. После этого остальные дети продолжают инициативу, а воспитатель, в свою очередь, начинает создание музейной коллекции, заручившись поддержкой детей и их родителей.

При выборе темы свежим решением может стать и учет регионального компонента. Например, в одном из псковских детских садов успешно функционирует мини-музей железнодорожного транспорта, вызывающий немалый интерес ввиду того, что родители большинства воспитанников заняты в данной отрасли народного хозяйства. Данное педагогическое решение, которое было высоко оценено и детьми, и взрослыми, подтверждает тот факт, что при условии грамотной адаптации в основу детской экспозиции может быть положена практически любая тема.

Что касается названия для мини-музея в ДОУ, то его выбор ограничен исключительно уровнем креативности участников учебно-воспитательного процесса. Хотим представить вашему вниманию наиболее популярные названия, сгруппированные по основной характеристике:

  1. Неживая и живая природа: «Подводное царство», «История нашей планеты», «Космос вокруг нас», «Вода — основа всего сущего», «Солнце наше яркое», «Домашние любимцы», «Буренушка», «Курочка Ряба», «Экзотические животные и птицы», «Удивительная жизнь насекомых», «Чудо-дерево», «Разные, прекрасные цветы».
  2. Народная культура и промыслы: «Изделия народных мастеров», «Мини-музей ложки», «Разноцветная Россия», «Игрушка-забава», «Горница-узорница».
  3. Историко-патриотические: «История одного предмета» (новогодних игрушек, часов, кукол, хлеба), «По следам военной славы», «Мини-музей воинской доблести», «Наши герои», «Войска России», «Кукла в военной форме».
  4. Литературные: «История появления книг», «Книга — окно в мир знаний», «Наши любимые сказки», «Мини-музей азбуки», «В мире сказочных персонажей».
  5. Искусствоведческие: «Театральное искусство», «Музыкальные инструменты», «Картинная галерея», «Звуки вокруг нас».
  6. Авторские: «Мульти-пульти», «Лаборатория сумасшедших ученых», «Музей волшебных вещей», «Лучший друг», «Мини-музей Чебурашки», «Куда уходит детство…», «Город мастеров» (экспозиция, посвященная вторичной переработке мусора).

Мини-музей в ДОУ: где разместить и как оформить

В условиях активного развития музейной педагогики появилось немало дошкольных учреждений, в которых под размещение тематических коллекций отведены отдельные комнаты, но для большинства учреждений вопрос локализации мини-музея в ДОУ является актуальным, поскольку для размещения экспозиций доступны только заведомо неудобные места. Однако опыт показывает, что при желании даже в условиях ограниченного пространства найти место для размещения собственноручно созданной коллекции можно всегда, но при этом необходимо учитывать преимущества и недостатки каждой локации, которые мы постараемся отразить в таблице.

Варианты места размещения мини-музея в ДОУ

Место размещения Преимущества Недостатки
Групповое помещение
  1. Экспозицию можно пополнять последовательно и систематически, начиная буквально с нескольких предметов.
  2. У воспитателя и детей группы есть возможность обратиться к материалам мини-музея в любое удобное время.
  3. Благодаря этому материалы коллекции могут использоваться для организации НОД, предметных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. 
  1. Использовать материалы мини-музея на постоянной основе могут воспитанники только одной группы.
  2. Некоторая изолированность коллекции сводит к минимуму вероятность ситуативного общения детей с родителями по теме экспозиции.
  3. Родители дошкольников, посещающих другие группы, смогут осмотреть мини-музей только при организации тематических мероприятий.
Раздевалка

Преимущества аналогичны тем, что указаны для групповой комнаты.

Дополнительный плюс — у родителей и детей появится возможность общаться по теме мини-музея в ДОУ во время утренних и вечерних посещений.

Помимо недостатков, указанных применимо к групповому помещению, добавляется риск обрушения полок или стендов, если они размещены в проходных местах или зафиксированы ненадежным образом.
Помещения для дополнительных занятий  При условии тематического однообразия образовательное пространство идеально соответствует целям мини-музея, а возможности последнего могут использоваться в организации повседневной учебно-воспитательной деятельности.

Ввиду высокого уровня насыщенности студий тематическими предметами необходимо тщательной продумать декор музейной коллекции, чтобы она не сливалась с общим фоном.

При выборе темы мини-музея необходимо учитывать специфику занятий, которые проводятся в свободном помещении (например, в изо-студии целесообразно исключительно размещение мини-музеев, посвященным разным видам или проявлениям изобразительного искусства). 

Холлы, коридоры, лестничные пролеты Благодаря расположению в общедоступном месте экспозиция доступна для ознакомления и использования всеми желающими, в том числе родителям.  В мини-музее в ДОУ, к которому доступ никак не ограничен, нецелесообразно размещать редкие или ценные экспонаты.
Территория

Есть возможность оформить музейную коллекцию в нестандартной вариации, помещении, например, деревянной избе, на крытом помосте-подиуме, столе, рядом с которым размещены лавки для комфортного сидения.

На базе мини-музея, находящегося под открытым небом, удобно организовывать фольклорные праздники, народные игры, тематические посиделки, праздничные и выставочные мероприятия.

Ввиду нестабильности погодных условий, риска попадания на территорию детского сада диких животных сохраняется риск порчи музейного имущества, если оно не хранится в закрытом помещении.

К особенностям организации мини-музея в ДОУ следует отнести специфику оформительских решений, заслуживающую пристального внимания. Поскольку для детей дошкольного возраста характерна низкая концентрация внимания, воспитателям следует сделать все возможное, чтобы представить тематическую коллекцию в наиболее выгодном свете, дополнив ее яркими элементами и необычными деталями.

Анализ экспозиций, созданных в детских садах, позволяет прийти к выводу, что максимальное внимание привлекают мини-музеи, элементы которых размещены в горизонтальной и вертикальной плоскостях одновременно. Так, если выставить на едином горизонтальном пространстве ракушки, камни или игрушки, то в зоне восприятия окажутся только те, что находятся у внешнего края поверхности. В свою очередь рельефное построение экспозиции, предусматривающее использование полок разной ширины, тумб, столов, подставок, натянутых веревок, мобилей, позволяет обеспечить широкий охват, представить все экспонаты в наиболее выгодном свете. А посредством декораторских решений — стопперов, наклеек, объемных фигур — можно последовательно смещать визуальный акцент от одного объекта к другому. В отсутствие возможности создания специальных стендов практичным решением станет использование крупного детского конструктора, стендов или ширм.

Работа в мини-музее в ДОУ

Сегодня мини-музей рассматривается не только как одно из средств постижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребенка к этому миру. Важны, прежде всего, способы погружения в знания и овладения миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысления помогает сформировать творческую коммуникабельную, высоконравственную личность. В свете этого под музейной коллекцией, создаваемой для дошкольников, следует понимать не просто организацию экспозиции, выставки, а многообразие форм деятельности, в том числе ведение образовательной работы в мини-музее в ДОУ, подразумевающей поиск и сбор дидактических материалов, встречи с людьми, проведения досугов, занятий, исследовательской и проектной деятельности.

Дошкольник чувствует себя причастным к созданию музейной коллекции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагога, детей и их родителей. При условии грамотно реализованной педагогической стратегии в мини-музее дети знакомятся с символикой, бытом, фольклором, культурой и традициями родного края. При этом особенности размещения музейной композиции не всегда располагают к проведению непосредственной образовательной деятельности: рядом с выставленной коллекцией редко удается поставить стулья, чтобы удобно разместить детей, а коллективное стояние во время мини-лекции провоцирует быструю утомляемость и распыление внимания. Таким образом, чтобы грамотно организовать учебно-воспитательную деятельность на базе мини-музея, рекомендуем придерживаться ряда правил:

  1. Дробить информативные блоки для проведения коротких лекций, занимающих буквально несколько минут. В случае если по окончанию беседы дети проявляют заинтересованность, воспитатель может озвучить еще один информационный блок, а если воспитанники теряют концентрацию, то необходимо сменить вид деятельности и вернуться к музейной экспозиции позже.
  2. Технология мини-музея в ДОУ открывает возможности для максимального проявления детской инициативы, и педагогам следует максимально использовать эту возможность, предлагая воспитанникам высказать предположения по поводу изображений на конкретном стенде, характеристик отдельных экспонатов и возможности их применения в быту. Для реализации данного методического приема рекомендуется использовать наводящие вопросы, открытые предложения, простые подсказки.
  3. Для систематической тренировки объяснительной детской речи целесообразно поощрять воспитанников делать короткие экскурсии по мини-музею для родителей, детей из других групп.
  4. С целью повышения интереса дошкольников к экспозиции в выставочной зоне стоит предусмотреть возможности для игры, предусматривающей активное использование инфраструктуры и элементов мини-музея. Виды игр определяются с учетом тематики музея (дидактические, сюжетно-ролевые, исследовательские), но воспитатель вправе использовать как универсальные схемы игровых действий, так и самостоятельно разрабатывать задания, которые, к слову сказать, рекомендуется размещать в хорошо просматриваемых местах.

В завершение хочется сказать, что роль мини-музея в формировании учебно-воспитательного пространства детского сада очень велика. Немалый ресурс музейного потенциала содержит в себе большие возможности для обучения и воспитания детей в образовательном процессе. Создание мини-музея на территории детского учреждения значительно облегчает посещение детьми всех возрастных групп его экспозиций. Также экспонаты можно использовать в непосредственно образовательной деятельности. А сама коллекция пополняется посетителями, то есть дошкольниками, сотрудниками ДОУ, родителями. Результатом работы становится мотивированное объединение педагогов, детей и их родителей в команду единомышленников, вместе идущих к общей цели — расширению познавательных возможностей дошкольников в процессе активной созидательной творческой деятельности.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.