Формы организации музыкальной деятельности дошкольников

296

Музыкальное воспитание в детском саду является важной составляющей обучающего процесса. В ходе реализации различных видов музыкальной деятельности, к которым относятся:

  • слушание композиций;
  • исполнительство;
  • детское песенное и танцевальное творчество

осуществляется развитие талантов воспитанников, расширение способностей к эмоциональному восприятию. Формы организации музыкальной деятельности дошкольников характеризуют особенности музыкального воспитания в детском саду и в конечном итоге определяют условия для развития творческого потенциала воспитанников.

К традиционным формам организации музыкальной активности в детском саду относится занятие — взаимодействие музрука и детей, в ходе которого осуществляется обучение малышей, развитие их талантов, привитие навыков эстетического наслаждения песенными и инструментальными композициями.

Развлечение как форма организации музыкальной деятельности дошкольников

Одной из проблемных сторон проведения традиционных музыкальных занятий является сложность привлечения всех воспитанников группы к реализуемым видам активности. Особенно актуальным этот вопрос стоит в отношении малышей с особыми образовательными потребностями, страдающих от синдрома гиперактивности, нервных расстройств и других патологий психофизического здоровья. Поэтому все больше педагогов переходят к использованию развлечения как ключевой формы организации музыкальной деятельности дошкольников, гарантирующей высокий уровень вовлеченности детей в совместную деятельность и достижение высоких образовательных результатов.

Формы организации музыкальной деятельности дошкольников

Использование развлечение в качестве формы музыкального воспитания позволяет:

  • подарить воспитанникам положительные эмоции;
  • обогатить внутренний мир малышей новыми музыкальными впечатлениями;
  • стимулировать развитие творческой активности.

Песенные и танцевальные развлечения могут реализоваться в разных видах: с участием исключительно педагогического состава, привлечением детей из старших групп, основываться на взаимодействии музрука с дошколятами, а также членами из семей.

В ходе подготовки развлечений педагогу важно не забывать об возрастных психофизических особенностях развития малышей, определяющих требования к организации данной формы активности:

  1. Развлечения должны быть разнообразными по содержанию и форме проведения — это способствует расширению знаний дошкольников о видах искусства, обогащение эмоциональных впечатлений.
  2. В качестве основной темы изучения или сопровождения номеров следует использовать только качественный музыкальный материал, позволяющий воспитывать чувство прекрасного и привить высокий эстетический вкус.
  3. Выбранные формы активности должны характеризоваться занимательностью содержания.
  4. Выбранный музыкальный и литературный материал должен быть легок для восприятия дошколятами. Репертуар следует подбирать для каждой группы с учетом возраста и уровня развития малышей.

Музыкальное развлечение стимулирует развитие детской инициативности, любознательности, самостоятельности творческого поиска.

Продолжительность данного вида активности определяется в соответствии с возрастом дошколят. Развлечение для воспитанников младшей группы должно длиться не более 15 минут, для ребят из старшей и подготовительной группы — не более 40 минут.

Важным условием проведения увлекательного и полезного музыкального развлечения является последовательная и систематичная подготовка. Музруку требуется время, чтобы проработать ход каждого отдельного сценария: определить тему, подобрать песенный и инструментальный репертуар, расположить композиции в нужной последовательности, продумать количество участников. Для обеспечения эффекта максимальной вовлеченности важно позаботиться о костюмах для ведущих, декорациях, сценических атрибутах.

Таблица
Скачать в .docx

Виды музыкальных развлечений Особенности
Музыкальные сказки, спектакли Масштабные виды активности, предусматривающие высокий уровень вовлеченности всех участников. Требуют неспешной, вдумчивой подготовки, которая может осуществляться на протяжении длительного времени во время традиционных занятий.
Концерты Должны включать хорошо знакомые дошкольникам музыкальные номера — это позволяет создать радостную и доверительную атмосферу, обеспечить положительное отношение воспитанников в концертным мероприятиям в целом.
Музыкальные аттракционы, игры, конкурсы Несложные виды активности, способствующие развитию ловкости, находчивости, музыкального слуха, исполнительских способностей.
Прослушивание сказок Вид активности, при реализации которого детям отводится роль слушателей. Ввиду того, что малышам порой сложно воспринимать информацию на слух, педагог должен позаботиться о визуальной сопровождающей, которая может быть обеспечена самими воспитанниками или воспитателями.

Музыкальные развлечения могут стать для дошкольников наиболее ожидаемыми событиями при условии, что музыкальный руководитель будет как можно чаще чередовать разные виды активности и привносить в знакомые сценарии что-то новое. Специалисты не рекомендуют привязывать спектакли, масштабные постановки к конкретным датам во избежание «гонки», которая может повлиять на настрой малышей и ответственного педагога.

Музыкальное развлечение отличается от традиционных форм педагогической работы свободой в выборе содержания. Но этот факт не должен сказываться на эстетической составляющей используемого материала. Малыши ввиду возраста неспособны охарактеризовать качество песен и музыки, потому ответственность за нравственную составляющую музыкального сопровождения ложится на плечи музрука.

Включение особых — развлекательных — форм работы в комплекс музыкального воспитания позволяет средствами художественного слова, музыки, песни, танца приобщить детей к миру прекрасного, подарить им новые впечатления и положительные эмоции. Музыкальное развлечение — неотъемлемая составляющая процесса становления художественной самостоятельности ребенка, педагогическую ценность которой еще только предстоит оценить.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль