Социометрия для дошкольников

931

Первый опыт ребенка налаживания общения со сверстниками, адаптации в коллективе соотносится со временем посещения детского сада. Малыши знакомятся, делятся игрушками, ссорятся, обижаются, мирятся, игнорируют друг друга. И если характер межличностных контактов еще можно контролировать посредством наблюдения, то отследить внутреннее отношение каждого воспитанника к разным ситуациям возможно только посредством применения диагностических методик.

К их числу относятся:

  • психологическая диагностика, позволяющая получить общее представление о взаимоотношения детей;
  • социометрия для дошкольников — метод, основанный на применении количественных техник при исследовании малых социальных групп.

Методика социометрии для дошкольников

Методика изучения межличностных отношений — социометрия — была впервые опробована Якобом Леви Морено в период Первой мировой войны, окончательно разработана и оформлена его приемником — американским социальным психологом Дж. Морено. Особенность теории заключается в возможности исследования малых социальных групп, уже сложившихся в коллектив, что позволяет включить социометрический метод в список инструментов работы педагога-психолога детского сада.

Цели применения методики социометрии в ДОУ для дошкольников:

  1. Изучение степени сплоченности коллектива воспитанников, межличностных отношений в группе.
  2. Выявление роли каждого отдельного ребенка в коллективе.
  3. Исследования характера отношений внутри микрогрупп, сформировавшихся в коллективе, и типа взаимодействия этих микрогрупп.
  4. Определения уровня эмоциональной напряженности между дошкольниками и принятие мер по ее снижению за счет перегруппировки детей в рамках ведения отдельных видов деятельности.

Социометрический метод имеет уникальные черты, отличающие его от традиционных психологических и социологических практик. Социометрия применима в случае необходимости изучение конкретной уникальной ситуации общения, которая, тем не менее, будет характеризоваться узнаваемыми чертами — наличием в детском коллективе «звезд» и «отверженных», гласных и негласных лидеров, дроблением коллектива на мини-сообщества по интересам.

Принципы реализации социометрической методики

Таблица
Скачать в .docx

Правила проведения исследований Рекомендации
Самое главное — доверие. Исследования должен проводить хорошо знакомый специалист, которому воспитанники полностью доверяют.
Работаем в располагающей обстановке.  Исследование следует выполнять в знакомом для ребенка месте, не вызывающем негативных эмоций.
Все сказанное останется тайным.  При проведении социометрии в кабинете может присутствовать только педагог-психолог и ребенок. В случае работы со взрослыми можно проводить анонимные групповые опросы, но ввиду необходимости записывать ответы со слов дошкольников применим только метод индивидуальной работы.
Диагностика = игра. Исследование рекомендуется проводить в игровой форме.
Давление — под запретом. В ходе проведения опроса специалисту категорически запрещается навязывать воспитанникам свое мнение, комментировать их ответы, оказывать психологическое давление в любой форме.

Регламент проведения социометрической процедуры является стандартным. Опросу воспитанников предшествует подготовительная работа, в ходе которой определяются цели исследования, формируются предположения, составляется список вопросов.

Педагогу-психологу важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности дошколят. Для этого необходимо вести консультационную работу с воспитателями групп, при необходимости — корректировать список вопросов для каждого детского коллектива в ДОУ.

Специалист, реализующий социометрический метод, должен быть готов к нежеланию детей отвечать на ряд вопросов. Особенно это актуально при работе с воспитанниками, имеющие нарушения эмоциональной сферы. Малыши редко могут скрыть свои симпатии и антипатии, поэтому для построения целостной картины взаимоотношений в группе и выработки коррекционных мер достаточно дополнить социометрические данными результатами, полученными в ходе диагностического наблюдения.

Цветовая социометрия для дошкольников

В основу данной разновидности социометрии положен клинический диагностический цветоассоциативный тест, предназначенным для определения эмоциональных связей человека к самому себе, родным, людям из ближайшего окружения. Использование методики было обосновано советским психиатром М.А. Эткиндом посредством выявления зависимостей между ассоциативным восприятием цвета и межличностными отношениями.

В современном варианте цветовая игровая социометрия для дошкольников ценна возможностью понимания восприятия детей самих себя и членов коллектива. А поскольку осуществление выбора проводится на основе ассоциативных связей, вероятность нивелирования результатов ввиду внешнего воздействия или следования навязанным установкам «хороший — плохой» сводится к минимуму.

К проведению цветового теста Люшера имеется ряд ограничений:

  1. Исследование рекомендуется проводить с дошкольниками, достигшими пятилетнего возраста.
  2. На момент проведения беседы, позволяющей заполнить контрольные бланки, воспитанники должны быть хорошо знакомы с фамилиями всех членов коллектива. Для предупреждения возможного возникновения затруднений психологу рекомендуется запастись фотографиями детей единого образца, чтобы снизить погрешность за счет разницы в визуальном восприятии.
  3. В исследование можно включать воспитанников с особыми образовательными потребностями при условии, что они хорошо знакомы со всеми членами коллектива.

Технология проведения цветовой социометрии: вариант 1

Для реализации цветового теста необходимо провести подготовительную работу:
Нарисовать или напечатать поле, размеченное в соответствии со схемой.

Социометрия для дошкольников

Подготовить по 3 фишки таких цветов:

  • белый,
  • серый,
  • черный,
  • коричневый,
  • желтый,
  • оранжевый,
  • розовый,
  • малиновый,
  • красный,
  • зеленый,
  • синий,
  • фиолетовый,
  • сиреневый.

В начале исследования педагог-психолог сначала проводит с ребенком беседу, после установления доверительных отношений — предлагает малышу выбрать фишку, цвет которой нравится больше всего, и разместить в центре поля — на красном квадрате (я — ассоциация).

  1. На зеленых квадратиках следует разместить фишки-обозначения людей, которых дошкольник любит больше всего.
  2. На синих — фишки, обозначающие взрослых и детей, с которыми бы малышу очень хотелось общаться.
  3. На черных квадратах ребенку следует расположить людей, имена которых связаны с неприятными эмоциями — ссорами, обидами.

Максимальное количество фишек, которое можно разместить на одном квадрате, — четыре. В случае, если воспитанник стремится расположить на квадрате большее число фишек, это фиксируется в протоколе, а фишки размещаются на ближайшем белом квадрате. Допускается неполное заполнение квадратов и расширение цветов по желанию ребенка.

В ходе выполнения социометрического исследования педагог-психолог заполняет протокол на каждого ребенка, бланк которого представлен ниже.

Социометрия для дошкольников

Интерпретация результатов производится в соответствии с таблицей (см. в приложении).

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
Скачать в .docx

Технология проведения цветовой социометрии: вариант 2

Для проведения теста необходимо подготовить 8 карточек, соответствующих цветам М. Люшера (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный).

Перед началом исследования цветовые карточки в хаотичном порядке выкладываются перед дошкольником, и педагог-психолог, поочередно перечисляя детей группы, предлагает воспитаннику поочередно указывать на цвета, которые ассоциируются с тем или иным ребенком. Малышу также предлагается выбрать цветовую карточку, которая больше всего относится к нему самому (выполнение самооценки). При этом очень важно, чтобы данный выбор не был первым или последним в цепочке ответов.

Все ассоциации фиксируются в протоколе. 

Социометрия для дошкольников

Позже проставляются и ранговые соответствия цвета.  

Социометрия для дошкольников

В ходе исследования удается определить:

  1. Социометрические статусы всех членов детского коллектива.
  2. Количество «положительных» и «отрицательных» выборов, свидетельствующих об отношении к коллективу в целом. К числу первых относятся цвета с рангами 1-3, к числу последних — цвета с рангами 6-8, демонстрирующие острое социальное неприятие.
  3. Самооценку дошкольников.

Социометрия для дошкольников

Результаты социометрии дошкольников

Анализ социометрических данных требует значительного внимания. Непосредственно после заполнения бланков необходимо провести их количественную обработку, чтобы получить предварительные результаты проведенной социометрии дошкольников.

Социометрия для дошкольников

Для быстрой обработки данных специалисты рекомендуют сделать сводную таблицу, на основании которой создается социограмма — графическая схема, в которой полученные данные представляются в виде условленных знаков, а межличностные связи визуализируются посредством стрелок.

С целью визуализации данных социограмма составляется в такой последовательности:

  1. В центр круга выносятся дети-«звезды», получившие наибольшее количество положительных выборов от сверстников. К ним будет вести наибольшее количество стрелок.
  2. Опорная группа располагается во втором концентрическом круге. Это «принимаемые» воспитанники, имеющую достаточную степень популярности и являющиеся наиболее стабильными в эмоциональном плане.
  3. Третий круг социограммы — игнорируемые дошкольники, получившие нулевые позиции и по положительным, и по отрицательным выборам.
  4. На последний круг схемы выносятся «отвергаемые» дети, получившие больше отрицательных, чем положительных выборов.
  5. За пределами круга находятся дети-изгои, «неудобные» дети. Обычно их количество невелико (один-три). Часто в число изгоев попадают воспитанники с особыми образовательными потребностями, неспособные выстраивать социальные отношения ввиду собственного неприятия или индивидуальных особенностей.

Важный показатель социограммы — соотношение взаимных выборов, демонстрирующих наличие микрогрупп в коллективе и характер взаимоотношений между их участниками. В большинстве случаев микрогруппы можно выявить и по наличию объединяющих факторов — общих интересов и увлечений, национальной принадлежности, материального статуса.

Полученная социограмма является ценным элементов визуализации взаимоотношений в детском коллективе, позволяющей не только понять уровень разобщенности или конфликтности отдельных групп, но и разработать, реализовать комплекс коррекционных мер, нацеленный на сплочение дошкольников, воспитание взаимоуважения и преодоление социальных межличностных барьеров.

Читать еще по теме:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия».docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 16 мая 2017 г.
  • Кадровый документооборот в образовательной организации

  • Андреева Валентина Ивановна
    канд. истор. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

    Участвовать бесплатно


Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль