Годовой план ДОУ

726

Деятельность детского сада в течение календарного года регламентирует годовой план ДОУ — структурный документ обязательного планирования, в котором представлены:

  • приоритетные направления, цели и задачи педагогического коллектива на конкретный промежуток времени;
  • перечень планируемых мероприятий, направленных на разрешение проблем организации воспитательного процесса;
  • реализуемая система методической поддержки педагогов.

Годовой план работы ДОУ: подготовительный этап

Современная практика управления детским садом связана с необходимостью проведения систематического планирования, неотделимого от использования данных мониторинговых исследований и стремления введения инновационных решений в процесс обучения дошкольников. Вместе с тем подготовительные работы, предшествующие составлению годового плана воспитательной работы ДОУ, часто остаются формальными, что сказывается на характере ведения управленческой деятельности.

Эксперты отрасли настаивают на переосмыслении процесса планирования документа, который следует воспринимать не просто как подготовку к упорядочиванию имеющихся данных, а как отправной этап цикличной административной работы.

Годовой план ДОУ

Согласно актуальным правовым нормам, действующим в системе дошкольного образования, основными задачами современных детских садов остается:

  1. Выполнение государственного заказа, связанного с ведением воспитательной практики, предоставлением услуг по уходу и присмотру за детьми.
  2. Систематическое усовершенствование качества и результативности проводимой образовательной работы.
  3. Взаимодействие с другими ДОУ, организациями дополнительного образования для достижения поставленных задач.

Суть подготовительного этапа к составлению основного документа стратегического планирования можно определить как соотнесение видов деятельности, реализуемой педколлективом для достижения поставленных целей, с нормативной базой учреждения и реальными сроками. То, насколько старательно и точно будет проведена эта деятельность, в конечном итоге определяет значимость и содержание годового плана ДОУ.

Годовой план в ДОУ по ФГОС

Вступление в силу образовательных стандартов второго поколения также сказалось на характере требований, предъявляемых к проектировке базовых документов планирования детского сада. Руководителю важно помнить, что обеспечение преемственности воспитательного процесса может быть реализовано только при согласованности действий между воспитателями, другими педагогическими работниками (музруководителем, педагогом-психологом) и административным составом.

К сожалению, нередки ситуации, когда годовой план работы в ДОУ по ФГОС составляется руководителем без учета предпочтений педагогического коллектива, их сильных сторон, индивидуальных особенностей детского контингента, что в конечном итоге может стать причиной ведения неэффективной работы по всем направлениям.

Предупредить возникновение таких ситуаций позволяет своевременное составление документов планирования, к числу которых относится:

  1. Индивидуальные планы воспитательной работы.
  2. Образовательная программа детского сада.
  3. План работы организации на год.
  4. Программа перспективного развития.

Данные акты, связанные общими понятиями и целями, в конечном итоге должны стать элементами единой линейной структуры, направленной на обеспечение преемственности системы дошкольного образования.

При составлении структурного документа планирования на год важно учитывать цикличность деятельности ДОУ для отражения всех ключевых этапов организации воспитательного процесса.

Шаблон примерного плана мероприятий по устранению нарушений
Скачать в .docx

Этапы  учебного года в ДОУ Содержание  деятельности
Адаптационный (начало учебного года) В этот  период происходит адаптация малышей к детскому саду — как ранее  посещавших учреждение, так и новоприбывших, — что является предпосылкой для  проведения таких мероприятий:
  1. Смотры-конкурсы  на готовность детского сада к новому учебному году.
  2. Проведение методических собеседований, практикумов с воспитателями, направленными на выявление возрастных и индивидуальных образовательных потребностей детей, утверждение режимных моментов, приоритетных методов ведения педагогической практики.
Основной Предусмотрена реализация комплекса мероприятий: педагогических советов, консультаций, праздничных и каникулярных периодов, родительских собраний.
Финальный (окончание учебного года)
  1. Проведение  мониторинговых циклов, по результатам которых подводятся итоги, составляются отчетные документы на выпускников.
  2. Для детей, готовящихся перейти на этап школьного обучения, и их родителей организовывается прощальный праздник.
  3. Выполняется подготовка к переходу учреждения на летний режим работы, направленный на оздоровление дошкольников.

Использование последовательных схем значительно упрощает процесс планирования, поскольку многие направления деятельности детского сада имеют цикличный характер даже в условиях введения инноваций в систему дошкольного образования.

Составляем годовой план ДОУ на год

Форма представления ключевого документа планирования может быть различной — календарной, цикличной, текстовой, табличной, блочно-схематичной. Главное — чтобы годовой план ДОУ на учебный год позволял охватить все этапы деятельности и способствовал реализации таких управленческих решений:

  1. Обеспечение условий реализации государственного задания в вопросах воспитания дошкольников, создания оптимальных условий для развития, интеллектуального и эмоционального становления подрастающего поколения.
  2. Осуществление работы по приоритетным направлениям, выделенных в планах индивидуального развития воспитателей ДОУ.
  3. Организация конкретных мероприятий в установленные сроки.
  4. Назначение исполнителей, определение круга ответственности сотрудников.
  5. Налаживание взаимодействия между участниками воспитательного процесса: педработниками, дошкольниками и членами их семей.

Разделы годового плана работы дошкольной образовательной организации

Шаблон примерного плана мероприятий по устранению нарушений
Скачать в .docx

Основные разделы Рекомендации по написанию
Анализ деятельности педагогического коллектива за прошедший учебный год В данном разделе должны быть проанализированы все направления деятельности ДОУ:
  1. Сохранение здоровья. Здесь следует представить актуальную информацию о состоянии здоровья дошкольников, уровне заболеваемости детей и сотрудников, данные о ведении лечебно-профилактической активности, результаты мер по оздоровлению и закаливанию. Опираясь на проанализированные данные, следует выполнить прогноз заболеваемости и наметить меры, снижающие риски возникновения эпидемий.
  2. Результаты реализации образовательной программы. Во внимание берутся все образовательные области, проводится анализ речевого, физического, личностного, творческого развития малышей всех возрастных групп.
  3. Оценка уровня интегративных качеств выпускников, основанная на результатах освоения дошкольниками программы подготовки к школе. При анализе следует принимать во внимание скорость адаптации выпускников сада в ОО, показатели успеваемости. Далее важно сделать выводы и спроектировать мероприятия, направленные на повышение результативности деятельности воспитателей по данному вопросу.
  4. Результаты повышение профмастерства воспитателей. Нужно указать количество педагогов, осуществивших повышение квалификационного уровня за отчетный период, подавших заявки на получение методической помощи. В данном подразделе анализируется методическая обеспеченность ДОУ. На основе результатов разрабатываются действия по кадровой работе, планы по дооснащению методического кабинета.
  5. Характер взаимодействия с родителями воспитанников. Выполняется изучение родительских анкет, оценивается успешность реализации планов по включению членов семей дошкольников в воспитательный процесс.
  6. Результаты административно-хозяйственной работы. Проводится оценка материально-технической базы, имеющейся на балансе, условий пребывания дошкольников в группах.
  7. Анализ результатов коррекционной работы (актуально для детских садов оздоровительной и компенсирующей направленности).

Раздел, посвященный анализу деятельности за прошедший год, может быть описательным с обязательным включением схем, содержащих краткие выводы.

Повышение квалификации педагогического состава В  рамках данного раздела осуществляется проектирование работы с кадрами:
  • посещение педработниками курсов повышения квалификации, тематических семинаров, форумов;
  • подготовка к аттестационному оцениванию, прохождение аттестации;
  • участие воспитателей в работе методических объединений;
  • деятельность педагогов по саморазвитию и самообразованию.
Организационно-педагогическая  деятельность Проектируется система методической поддержки воспитателей в ДОУ:
  • организация и проведение педсоветов;
  • работа экспериментальных и творческих групп;
  • изучение и внедрение передового воспитательного опыта;
  • участие в конкурсах, смотрах педагогического мастерства.
Система внутреннего мониторинга Планирование видов и форм проведения внутреннего контроля, направленного на фиксацию промежуточных  результатов освоения младшими дошкольниками, итоговых результатов освоения детьми подготовительных групп основной образовательной программы ДО.
Взаимодействие с семьями  воспитанников, другими образовательными организациями Проектируется деятельность по повышению компетенции педагогического состава по вопросам взаимодействия с родителями детей через организацию:
  • бесед, родительских собраний, семинаров, тренинговых занятий, практикумов;
  • совместной творческой активности малышей и членов их семей;
  • создание банка данных о родителях дошкольников.
В данном разделе также приводится список планируемых мер по обеспечению преемственности в работе детского сада, школ, организаций дополнительного образования.
Административно-хозяйственная работа Разработка мер, направленных на  укрепление финансовой, материально-технической базы ДОУ: ремонтные работы, деятельность по переоснащению групп, обновление и пополнение предметной  среды.

Годовой план ДОУ 2017

Изменения, вызванные пересмотром государственной политики в сфере дошкольного образования и нашедшие отражение в нормативно-правовой базе, должны коснуться и системы планирования воспитательной работы в детских садах. Годовой план работы ДОУ на 2017 год должен отражать основные принципы ФГОС ДО:

  1. Сохранение самоценности детства как важного периода возрастного развития, определяющего личностный, интеллектуальный, творческий, гражданско-патриотический потенциал подрастающего поколения граждан.
  2. Поддержка разнообразия детских инициатив.
  3. Создание условий для полноценного проживания воспитанниками всех этапов детства.
  4. Обеспечение благоприятной среды для развития каждого дошкольника, которая формируется с учетом индивидуальных и возрастных потребностей.
  5. Развитие принципов сотрудничества между детьми и взрослым, способствующее знакомству дошкольников с окружающим миром, правилами общения и поведения в социуме.
  6. Приобщение воспитанников к семейным, культурным, государственным традициям.
  7. Формирование познавательных интересов детей через приобщение к различным видам деятельности.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 16 мая 2017 г.
  • Кадровый документооборот в образовательной организации

  • Андреева Валентина Ивановна
    канд. истор. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

    Участвовать бесплатно


Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль