Уголок природы в ДОУ

443

Скачать книгу «Предметно-развивающая среда» в формате pdf >>>

Экологическое воспитание дошкольников тесно связано с необходимостью систематического повторения и углубления знаний о живой природе, ведения наблюдений. Уголок природы в ДОУ, создание которого не требует значительных финансовых затрат, позволяет:

  • учить детей бережному отношению ко всему живому;
  • удовлетворить стремление воспитанников к исследовательской деятельности;
  • прививать любовь к физическому труду, чувство ответственности.

Образовательное экопространство успешно впишется в интерьер любой группы детского сада и станет любимым местом времяпровождения детей.

Уголок природы в группе ДОУ

Организация наблюдений за природными объектами является неотъемлемой частью программного содержания сферы дошкольного образования. И если в теплое время года у воспитателей есть прекрасные возможности для ведения экологического воспитания, то поздней осенью, зимой, ранней весной из-за обилия осадков и низких температурных показателей пребывание детей на участке приходится сводить к минимуму. В этот период расширение знаний об экосистеме рекомендуется проводить в уголках природы, организованных в каждой группе ДОУ.

Преимущества ведения воспитательной работы в экопространствах:

  1. Концентрация внимание на одном объекте. Во время экскурсий или наблюдения в живой природе дети сталкиваются с большим разнообразием растений и птиц. Во время бесед в групповых помещениях педагог может сосредоточить внимание на конкретных признаках объекта, тем самым гарантируя получение глубоких знаний.
  2. Пространственная близость. Еще одна организационная проблема, с которой сталкиваются воспитатели во время экскурсий, — невозможность обеспечить длительный контакт малышей с животными и птицами, большая удаленность объектов наблюдения. За обитателями группового экоуголка воспитанники могут следить изо дня в день, в случае отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья и под наблюдением воспитателя — держать любимцев на руках и гладить их.
  3. Возможность подбора объектов в соответствии с возрастом детей. Младшим школьникам в силу возрастных особенностей сложно запомнить разнообразие окружающего живого мира, в то время как воспитанники старших и подготовительных групп с видимым безразличием относятся к ранее изучаемым растениям и животным. Систематическая смена декораций и объектов в уголке природы позволяет гарантировать повышенное внимание ребят, обеспечивать условия для систематического и поступательного расширения знаний.

Значение уголков природы в группах детского сада

Таблица
Скачать в .docx

Познавательное Развитие внимательности, любознательности, потребности вести систематическую исследовательскую работу.
Расширение знаний о живой и неживой природе.
Воспитательное Формирование бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности, осознание значимости мероприятий, направленных на сохранение видов.
Эколого-эстетическое Осознание природных красот, умение видеть прекрасное в окружающем мире; развитие фантазии и творческого воображения.
Практическое Получение навыков по уходу за растениями и домашними питомцами, привитие инициативности, ответственности.
Оздоровительное Близость к объектам живой природы благотворно сказывается на общем состоянии воспитанников, помогает снизить уровень беспокойства, проявления эмоциональной нестабильности.

Уголок природы в ДОУ по ФГОС

Обустройство образовательной экозоны в групповых помещениях регламентируется актуальными нормативными актами:

  • СанПиН 2.4.1.3049-13, в которых закреплен запрет на размещение в групповых помещениях клеток с птицами и домашними животными, аквариумов (допускается только размещение растений);
  • Программой воспитания в детском саду, предусматривающей систематический труд воспитанников в уголке природы в ДОУ по нормам ФГОС;
  • локальными актами дошкольной образовательной организации

Уголок природы в ДОУ

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения очень важно обеспечить вовлечение максимального количества детей в процесс наблюдения за изменениями природных объектов или ухода за ними.

Для этого на этапе ведения организационных работ по обустройству групповой экозоны соблюдать следующие требования:

  1. В качестве объектов наблюдения выбирать типичных представителей экологической группы, в ходе знакомства с которыми дошкольники могут узнать о характерных особенностях отдельного среза экосистемы.
  2. Растения, обитатели уголка природы должны требовать минимального ухода, обеспечение которого под силу детям дошкольного возраста.
  3. Объекты и субъекты экозоны должны вызывать положительные ассоциации и эмоции, быть внешне привлекательными. Уголок природы должен быть источником положительных эмоций.
  4. Рекомендуется укомплектовать группу несколькими растениями или животными одного вида, чтобы на примере выделения индивидуальных особенностей наглядно продемонстрировать воспитанникам разнообразие живой природы и уникальность каждого индивидуума.
  5. Все объекты для наблюдений должны быть безопасными. Запрещено комплектовать группу колючими или ядовитыми растениями, опасными питомцами, агрессивными представителями видов.
  6. При выборе наполнения природного уголка важно соотнести условия произрастания растений, проживания питомцев с микроклиматом группы.

Организация уголка природы в ДОУ

Создание экологической зоны в группах детского сада является масштабной и трудоемкой задачей. Очень важно правильно выбрать места для организации уголка живой природы в ДОУ — это должна быть самая светлая и солнечная часть комнаты. Правильное расположение гарантирует повышенный интерес малышей и обеспечит их благоприятный настрой.

Следующий этап — определение списка постоянных и временных «обитателей» природной зоны. К числу постоянных объектов для наблюдения относятся комнатные растения, которые следует выбирать в соответствии с возрастными потребностями воспитанников, с учетом температурного режима помещений и влажности.

Рекомендации по выбору комнатных растений для уголка природы

Таблица
Скачать в .docx

Группа Рекомендации по подбору Количество растений Сорта
Младшая

Начать наблюдения за миром растений лучше всего с изучения комнатных цветов с массивным стеблем и листьями, большими и красочными бутонами.
Для младшей группы следует выбирать неприхотливые растения, требующие минимального ухода.

3-4 Герань
Фикус
Бегония
Колеус
Бальзамин
Фуксия
Средняя Для освоения новых техник ухода (обработка зеленой массы щетками или кисточками, обрызгивание из пульверизатора) рекомендуется дополнить групповую коллекцию растениями с различной толщиной листьев. На примере «обитателей» зеленой зоны ребята научаться распознавать тип ухода в соответствии с характеристиками листьев. 5-6 Агава
Хлорофитум
Аспарагус
Старшая Для расширения знаний малышей необходимо дополнить уголок комнатными цветами с разными видами стеблей: тонкими и прочными, прямыми, вьющимися и стелющимися.
Также важно познакомить дошкольников с растениями, имеющими разные типы корневой системы.
6-7 Традесканция
Цикламен
Амариллис
Комнатный виноград
Плющ
Папоротник
Подготовительная В период подготовке к школе следует привить детям понимание зависимости темпа роста растений от условий окружающей среды — интенсивности полива, частоты опрыскивания, качества почвы. 8-10 Циперус
Суккуленты
Узамбарская фиалка
Бриофиллум

Объекты природного уголка для временного использования — также важная часть дидактического материала, которую следует периодически обновлять для обеспечения цикличности наблюдений.

  1. Весной рекомендуется продемонстрировать детям ящики с рассадой, подготовленные для высадки на приусадебный участок, букеты первоцветов.
  2. В летнее время основные объекты для наблюдений — букеты цветов.
  3. Осенью для размещений в экозоне рекомендованы букеты из осенних цветов, листьев, поделки из природных материалов.
  4. Зимой можно показать детям различные экибаны, композиции из сухих веток и засушенных цветов.

Временными обитателями группы могут стать хомячки и кролики, содержащиеся в переносных клетках, рыбки, помещенные в небольшие прозрачные аквариумы или банки, птицы (особенный восторг у детей вызывают пестрые попугаи). При наличии достаточной материальной базы в ДОУ может быть обустроена экологическая комната с различными питомцами, которые могут перемещаться в группы на короткое время.

Оформление уголка природы в ДОУ

Важную роль играет творческая стилизация природной зоны, которая зависит от фантазии и таланта воспитателя. Главное при оформлении уголка живой природы в ДОУ — учитывать площадь и дизайн группового помещения и обеспечить практичность всех элементов.

Уголок природы в ДОУ

Помимо растений, в экозоне следует расположить:

  1. Календарь природы. В младшей группе роль календаря могут выполнять иллюстрации и кукла, одетая по погоде. Для детей средней группы рекомендуется подготовить своеобразные часы, разделенные на четыре сектора по временам года. Старшие дошкольники в специальном графике с помощью воспитателя могут фиксировать состояния погодных условий знаками, чтобы в конце месяца подсчитывать количество ясных, пасмурных и дождливых дней, сделать выводы об особенностях времен года.
  2. Альбомы, наборы изображений, книги с иллюстрациями различных видов растений, животных и птиц.
  3. Дидактические игры, помогающие расширить знания об окружающем мире.
  4. Муляжи овощей, фруктов.
  5. Приспособления для труда (полива комнатных цветов, разрыхления почвы, ухода за листьями), в том числе фартуки и тряпицы.
  6. Оборудования для проведения экспериментальной работы (лопатки, формочки, воронки для игры с песком; емкости разного объема для экспериментов с водой). 

В уголке природы также можно размещать поделки воспитанников из природного материала, рисунки, иллюстрирующие времена года, методические материалы и другие вспомогательные пособия, соответствующие возрастным и индивидуальным потребностям детей.

Читать еще по теме:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 16 мая 2017 г.
  • Кадровый документооборот в образовательной организации

  • Андреева Валентина Ивановна
    канд. истор. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

    Участвовать бесплатно


Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль