Содержание статьи:
Скачать книгу «Предметно-развивающая среда»
Скачать бесплатно в .pdf
Экологическое воспитание дошкольников тесно связано с необходимостью систематического повторения и углубления знаний о живой природе, ведения наблюдений. Уголок природы в ДОУ, создание которого не требует значительных финансовых затрат, позволяет:
- учить детей бережному отношению ко всему живому;
- удовлетворить стремление воспитанников к исследовательской деятельности;
- прививать любовь к физическому труду, чувство ответственности.
Образовательное экопространство успешно впишется в интерьер любой группы детского сада и станет любимым местом времяпровождения детей.
Уголок природы в группе ДОУ
Организация наблюдений за природными объектами является неотъемлемой частью программного содержания сферы дошкольного образования. И если в теплое время года у воспитателей есть прекрасные возможности для ведения экологического воспитания, то поздней осенью, зимой, ранней весной из-за обилия осадков и низких температурных показателей пребывание детей на участке приходится сводить к минимуму. В этот период расширение знаний об экосистеме рекомендуется проводить в уголках природы, организованных в каждой группе ДОУ.
Преимущества ведения воспитательной работы в экопространствах:
- Концентрация внимание на одном объекте. Во время экскурсий или наблюдения в живой природе дети сталкиваются с большим разнообразием растений и птиц. Во время бесед в групповых помещениях педагог может сосредоточить внимание на конкретных признаках объекта, тем самым гарантируя получение глубоких знаний.
- Пространственная близость. Еще одна организационная проблема, с которой сталкиваются воспитатели во время экскурсий, — невозможность обеспечить длительный контакт малышей с животными и птицами, большая удаленность объектов наблюдения. За обитателями группового экоуголка воспитанники могут следить изо дня в день, в случае отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья и под наблюдением воспитателя — держать любимцев на руках и гладить их.
- Возможность подбора объектов в соответствии с возрастом детей. Младшим школьникам в силу возрастных особенностей сложно запомнить разнообразие окружающего живого мира, в то время как воспитанники старших и подготовительных групп с видимым безразличием относятся к ранее изучаемым растениям и животным. Систематическая смена декораций и объектов в уголке природы позволяет гарантировать повышенное внимание ребят, обеспечивать условия для систематического и поступательного расширения знаний.
Значение уголков природы в группах детского сада
Таблица
Скачать в .docx
Познавательное | Развитие внимательности, любознательности, потребности вести систематическую исследовательскую работу. Расширение знаний о живой и неживой природе. |
Воспитательное | Формирование бережного отношения ко всему живому, чувства ответственности, осознание значимости мероприятий, направленных на сохранение видов. |
Эколого-эстетическое | Осознание природных красот, умение видеть прекрасное в окружающем мире; развитие фантазии и творческого воображения. |
Практическое | Получение навыков по уходу за растениями и домашними питомцами, привитие инициативности, ответственности. |
Оздоровительное | Близость к объектам живой природы благотворно сказывается на общем состоянии воспитанников, помогает снизить уровень беспокойства, проявления эмоциональной нестабильности. |
Уголок природы в ДОУ по ФГОС
Обустройство образовательной экозоны в групповых помещениях регламентируется актуальными нормативными актами:
- СанПиН 2.4.1.3049-13, в которых закреплен запрет на размещение в групповых помещениях клеток с птицами и домашними животными, аквариумов (допускается только размещение растений);
- Программой воспитания в детском саду, предусматривающей систематический труд воспитанников в уголке природы в ДОУ по нормам ФГОС;
- локальными актами дошкольной образовательной организации
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения очень важно обеспечить вовлечение максимального количества детей в процесс наблюдения за изменениями природных объектов или ухода за ними.
Для этого на этапе ведения организационных работ по обустройству групповой экозоны соблюдать следующие требования:
- В качестве объектов наблюдения выбирать типичных представителей экологической группы, в ходе знакомства с которыми дошкольники могут узнать о характерных особенностях отдельного среза экосистемы.
- Растения, обитатели уголка природы должны требовать минимального ухода, обеспечение которого под силу детям дошкольного возраста.
- Объекты и субъекты экозоны должны вызывать положительные ассоциации и эмоции, быть внешне привлекательными. Уголок природы должен быть источником положительных эмоций.
- Рекомендуется укомплектовать группу несколькими растениями или животными одного вида, чтобы на примере выделения индивидуальных особенностей наглядно продемонстрировать воспитанникам разнообразие живой природы и уникальность каждого индивидуума.
- Все объекты для наблюдений должны быть безопасными. Запрещено комплектовать группу колючими или ядовитыми растениями, опасными питомцами, агрессивными представителями видов.
- При выборе наполнения природного уголка важно соотнести условия произрастания растений, проживания питомцев с микроклиматом группы.
Организация уголка природы в ДОУ
Создание экологической зоны в группах детского сада является масштабной и трудоемкой задачей. Очень важно правильно выбрать места для организации уголка живой природы в ДОУ — это должна быть самая светлая и солнечная часть комнаты. Правильное расположение гарантирует повышенный интерес малышей и обеспечит их благоприятный настрой.
Следующий этап — определение списка постоянных и временных «обитателей» природной зоны. К числу постоянных объектов для наблюдения относятся комнатные растения, которые следует выбирать в соответствии с возрастными потребностями воспитанников, с учетом температурного режима помещений и влажности.
Рекомендации по выбору комнатных растений для уголка природы
Таблица
Скачать в .docx
Группа | Рекомендации по подбору | Количество растений | Сорта |
Младшая |
Начать наблюдения за миром растений лучше всего с изучения комнатных цветов с массивным стеблем и листьями, большими и красочными бутонами. |
3-4 | Герань Фикус Бегония Колеус Бальзамин Фуксия |
Средняя | Для освоения новых техник ухода (обработка зеленой массы щетками или кисточками, обрызгивание из пульверизатора) рекомендуется дополнить групповую коллекцию растениями с различной толщиной листьев. На примере «обитателей» зеленой зоны ребята научаться распознавать тип ухода в соответствии с характеристиками листьев. | 5-6 | Агава Хлорофитум Аспарагус |
Старшая | Для расширения знаний малышей необходимо дополнить уголок комнатными цветами с разными видами стеблей: тонкими и прочными, прямыми, вьющимися и стелющимися. Также важно познакомить дошкольников с растениями, имеющими разные типы корневой системы. |
6-7 | Традесканция Цикламен Амариллис Комнатный виноград Плющ Папоротник |
Подготовительная | В период подготовке к школе следует привить детям понимание зависимости темпа роста растений от условий окружающей среды — интенсивности полива, частоты опрыскивания, качества почвы. | 8-10 | Циперус Суккуленты Узамбарская фиалка Бриофиллум |
Объекты природного уголка для временного использования — также важная часть дидактического материала, которую следует периодически обновлять для обеспечения цикличности наблюдений.
- Весной рекомендуется продемонстрировать детям ящики с рассадой, подготовленные для высадки на приусадебный участок, букеты первоцветов.
- В летнее время основные объекты для наблюдений — букеты цветов.
- Осенью для размещений в экозоне рекомендованы букеты из осенних цветов, листьев, поделки из природных материалов.
- Зимой можно показать детям различные экибаны, композиции из сухих веток и засушенных цветов.
Временными обитателями группы могут стать хомячки и кролики, содержащиеся в переносных клетках, рыбки, помещенные в небольшие прозрачные аквариумы или банки, птицы (особенный восторг у детей вызывают пестрые попугаи). При наличии достаточной материальной базы в ДОУ может быть обустроена экологическая комната с различными питомцами, которые могут перемещаться в группы на короткое время.
Оформление уголка природы в ДОУ
Важную роль играет творческая стилизация природной зоны, которая зависит от фантазии и таланта воспитателя. Главное при оформлении уголка живой природы в ДОУ — учитывать площадь и дизайн группового помещения и обеспечить практичность всех элементов.
Помимо растений, в экозоне следует расположить:
- Календарь природы. В младшей группе роль календаря могут выполнять иллюстрации и кукла, одетая по погоде. Для детей средней группы рекомендуется подготовить своеобразные часы, разделенные на четыре сектора по временам года. Старшие дошкольники в специальном графике с помощью воспитателя могут фиксировать состояния погодных условий знаками, чтобы в конце месяца подсчитывать количество ясных, пасмурных и дождливых дней, сделать выводы об особенностях времен года.
- Альбомы, наборы изображений, книги с иллюстрациями различных видов растений, животных и птиц.
- Дидактические игры, помогающие расширить знания об окружающем мире.
- Муляжи овощей, фруктов.
- Приспособления для труда (полива комнатных цветов, разрыхления почвы, ухода за листьями), в том числе фартуки и тряпицы.
- Оборудования для проведения экспериментальной работы (лопатки, формочки, воронки для игры с песком; емкости разного объема для экспериментов с водой).
В уголке природы также можно размещать поделки воспитанников из природного материала, рисунки, иллюстрирующие времена года, методические материалы и другие вспомогательные пособия, соответствующие возрастным и индивидуальным потребностям детей.
Читать еще по теме:
- Программа «Школьное лесничество». Экологическое воспитание школьников
- Авторская программа по экологическому воспитанию и образованию дошкольников «Берёзка»
- Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений
- Наблюдение в системе экологического воспитания дошкольников
- Оформление уголка здоровья в детском саду