Психологический тренинг для педагогов

265

Значимость педагогической деятельности в современном обществе постоянно переосмысливается. В связи с обновлением методической и законодательной базы в сфере образования на воспитателей ДОУ возлагаются обязанности по осуществлению индивидуальной воспитательной работы, требующей специальных знаний. Психологический тренинг для педагогов позволяет:

  • познакомиться с новыми методами ведения педагогической практики;
  • переосмыслить существующие профессиональные проблемы и варианты их решения;
  • снизить эмоциональное напряжение.

Психологический тренинг для педагогов ДОУ

Одной из базовых задач службы психологической поддержки ДОУ является проведение разных видов активности с членами педагогического коллектива, способствующее развитию их самосознания, обеспечению оптимальных условий для оказания взаимопомощи и взаимоподдержки, а также являющееся эффективным инструментом профилактики эмоционального выгорания.

Психологический групповой тренинг для педагогов ДОУ представляет собой совокупность методик, направленных на развитие рефлексивных способностей, умения анализировать сложившуюся ситуацию и отношение к ней всех сторон конфликта, адекватного восприятия себя и других участников воспитательного процесса.

Методика реализации психологических практик качественно отличается от привычных приемов ведения образовательной групповой работы. Знакомство с главными принципами проведения тренингов позволит воспитателям подготовиться к данному виду групповой активности и получить от рефлексии максимальную практическую пользу.

Базовые правила работы тренинговых групп

Таблица
Скачать в .docx

Принципы ведения тренинга Содержание
«Здесь и сейчас»  Данный принцип базируется на практике временно отказа от привычных взглядов, мировоззренческих позиций с целью всестороннего рассмотрения, точечного анализа конкретной ситуации. Участникам мероприятия рекомендуется сосредоточиться на ощущениях, возникающих в момент проигрывания и обсуждения ситуации-маркера, что позволяет переосмыслить привычные проблемы.
Авторы тренингов редко практикуют постоянные напоминания о необходимости следованию принципа «здесь и сейчас», поэтому воспитателям немаловажно помнить о базовом принципе тренинга для получения нового опыта восприятия.
Принцип персонификации Для создания комфортных условий проведения рефлексии членам тренинговой группы рекомендуется отказаться от безличных высказываний, обобщения педагогического опыта, озвучивать только личные впечатления.
Сохранение анонимности Данный принцип нельзя напрямую соотнести с условиями проведения тренингов в профессиональных сообществах, но все же договоренность между участниками группы оставлять все эмоции и переживания в пределах тренингового пространства позволяет создать доверительную атмосферу, раскрепощает коллег и создает оптимальные условия для ведения дискуссий.
Принцип логичного распорядка В методических документах время проведения тренингов четко регламентировано. Но в случае, если какая-то игровая или дискуссионная ситуация вызывает повышенный интерес, руководители тренинговой группы редко практикуют сжатие остального материала и спокойно относятся к расширению временных рамок. Педагогам следует с пониманием относиться к возможности совершествования коммуникативных навыков и не проявлять негативных чувств к участникам, которым необходимо продолжительное время для рефлексии.
Принцип активности Активность является основополагающей нормой проведения тренинга, но в случае нежелания обсуждать какую-то ситуацию по личным причинам участник имеет право воспользоваться «правилом “стоп”» — отказаться от участия в конкретном виде активности без объяснения мотивов.
Принцип партнерского общения Во время психологической практики членам педагогического коллектива следует забыть о субординации, проявлять уважительное отношение ко всем участникам, практиковать психологическое равенство по отношению к себе и другим педработникам.
Принцип исследовательского начала Современные психологические практики являют собой совокупность игровых ситуаций, в ходе участия в которых можно отследить закономерности группового взаимодействия, выработать тактики конуструктивного общения. В ходе разыгрывания эпизодов из реальной жизни участникам рекомендуется занять исследовательскую позицию, что позволяет получить новый жизненный опыт и понять принципы решения актуальных проблем.

Методики проведения тренингов для воспитателей являются стандартными. К основным этапам тренинга следует отнести:

  1. Мотивационный блок, включающий вступительное слово руководителя тренинговой группы, постановку целей, обсуждение правил работы и ожиданий от данной практики.
  2. Информационный этап, направленный на получение участниками дополнительных знаний в ходе прослушивания короткой лекции, просмотра презентации.
  3. Обучающий этап, в ходе реализации которого осуществляется выработка определенных установок, развития навыков и умений.
  4. Личностный этап, предусматривающий различные виды рефлексии для переосмысления личных убеждений и установок.
  5. Подведение итогов: обсуждение участниками ощущений, впечатлений, положительных и отрицательных сторон тренинга. Выражение мнения, удалось ли достигнуть целей психологической практики, улучить психологический климат в коллективе.

Темы психологических тренингов для педагогов

Успешность проведения тренинговых занятий зависит от актуальности темы. После обсуждения важных моментов, с которыми воспитатели сталкиваются в ходе выполнения должностных обязанностей, пропадает чувство замкнутости, стирается ощущение полного погружения в проблемы межличностного общения. Прорабатывание сфер деятельности, вызывающих у воспитателей наибольшие трудности, способствует нормализации микроклимата в педагогическом коллективе, росту удовлетворенности сотрудников ДОУ своими профессиональными свершениями, благотворно сказывается на уровне мотивированности сотрудников.

Психологический тренинг для педагогов

К наиболее востребованным темам групповых психологических тренингов для педагогов ДОУ можно отнести следующие:

  1. «Профилактика эмоционального выгорания», «Как не “сгореть” на работе», «Укрепление психофизического здоровья педагогов».
  2. «Творческий воспитатель», «Развитие творческих способностей».
  3. «Я — толерантная личность».
  4. «Секреты эффективного общения», «Как противостоять манипуляторам».
  5. «Позитивное решение педагогических конфликтов», «Конфликты и способы их решения», «Агрессия: пути коррекции».
  6. «Способы регуляции стресса», «Антистрессовая стратегия поведения», «Искусство релаксации».
  7. «Мы — одна команда», «Профессиональное единство».
  8. «Проблема педагогической осознанности», «Преодоление проблем личностного роста».

Тренинг «Психологическое здоровье педагогов»

Одной из важных тенденций последних лет стало формирование новых ориентиров в сфере охраны здоровья. Педагоги дошкольного образования причисляются к числу так называемых «помогающих специалистов», профессиональная деятельность которых связана с необходимостью выстраивать доверительные отношения с другими людьми, следствием чего является развитие симптома эмоционального выгорания.

К факторам, оказывающим негативное воздействие на психическое здоровье педработников, относят:

  1. Чувство тревожности, повышенной ответственности, вызванное возложенными полномочиями по обеспечению безопасности воспитанников.
  2. Включение в ежедневную деятельность волевых процессов, связанное с необходимостью следовать строгому распорядку, обеспечивать выполнение режимных моментов.
  3. Большое количество межличностных контактов.
  4. Понимание значимости собственного труда, необходимости вести постоянную работу по самообразованию.

Систематическое проведение в детском саду тренингов на тему «Психологическое здоровье педагогов» (см. приложение) способствует снижению эмоциональной напряженности среди воспитателей, позволяет педработникам получить положительные эмоции, выработать навыки релаксации, самопринятия и самоуважения.

Читать еще по теме:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Тренинг «Психологическое здоровье педагогов ДОУ».doc


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 16 мая 2017 г.
  • Кадровый документооборот в образовательной организации

  • Андреева Валентина Ивановна
    канд. истор. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

    Участвовать бесплатно


Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль