Выявление и поддержка одаренных детей

1687

Современное общество выдвигает высокие требования к одаренности, поскольку только неординарно мыслящие люди могут эффективно решать сложнейшие задачи, формулировать приоритетные цели. Талантливая молодежь способна преобразовать и сделать кардинальный вклад в будущее страны, а потому развитие задатков одаренности в детях – ключевая задача педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) и родителей.

Установлено, что в дошкольном возрасте возрастное развитие неотъемлемо связано с формированием способностей. Если целенаправленно воздействовать на способности малыша и систематически с ним заниматься, можно развить задатки.

Если же регулярная работа не проводится, одаренность дошкольника может нивелироваться. Задатки навыков и склонностей ярко проявляются в дошкольном возрасте, а потому важно их не только как можно раньше определить, но и развить. Семья и педагоги должны работать над этим сообща.

В ДОУ поиск различных видов одаренности условно возложено на разных специалистов:

  • педагог-психолог определяет интеллектуальную одаренность;
  • воспитатели – технические и творческие склонности;
  • логопед – литературный талант и риторику;
  • музыкальный руководитель – артистизм и музыкальные дарования.

Одаренные дети: какие они?

Как показывает практика, выявление и поддержка одаренных детей – комплексная задача, которую следует выполнять членам семьи дошкольника и педагогам детского сада. Мамам и папам важно осознать степень собственного влияния на жизнь малыша, чтобы все свободное время направить на развитие предрасположенности и творческих способностей сына или дочери.

Талантливые дошкольники отличаются:

  1. Интеллектуальными способностями, которые отличают их от сверстников, творческими проявлениями;
  2. Активная познавательная активность, которая доминирует над другими видами деятельности;
  3. Наслаждением от умственного труда.

Выявление и поддержка одаренных детей

С чего начинается выявление и поддержка одаренных детей?

Существует несколько категорий одаренности по принципу проявления (потенциальная, скрытая и явная), а также по сути (например, литературная, спортивная или артистическая). 

Таблица
Скачать в .docx

Категория Вид одаренности Характеристика
Академическая Интеллектуальная Дошкольник стремится к знаниям, его отличает познавательная активность, широкий кругозор, любознательность, результативность программного изучения материала
Творческая Художественная Разнообразие и проявление богатой фантазии художественных работ, поделки, рисунки высокого качества
Вокальная Наличие музыкального слуха, чувства ритма, приятного голоса, навыка воспроизводить и понимать мелодию
Литературная Чувство рифмы, ораторский талант, быстрое запоминание стихотворений, умение придумывать сказки, рассказы, увлекать слушателей своей речью
Артистизм Речевая и двигательная память, умение передавать черты и повадки тех или иных персонажей, уверенно вести себя на публике
Конструкторская Пространственное мышление, навык проектировать и реализовывать макеты конструкций, рационализация и избирательность
Психомоторная Спортивная Выносливость, отменные физические данные и спортивные показатели, стремление к достижениям в спорте
Хореографическая Отличная двигательная память, умение повторять движения, наличие музыкального слуха и чувства ритма
Коммуникативная Навык разрешать конфликты, понимать эмоциональное состояние собеседника
Лидерская Желание контролировать любую ситуацию, настойчивость, умение организовывать работу или игру сверстников, стремление к поставленным целям и запланированным достижениям

Новая программа профессиональной переподготовки
для специалистов детских садов

Менеджмент дошкольного образования

Лекторы — эксперты отрасли
Диплом установленного образца
Период обучения — 3 месяца (250 часов)


или звоните 8 800 7754822


Воспитателям ДОУ следует вооружиться всеми возможными методами поиска таланта у малышей в детском саду. Педагоги проводят беседы, мониторинги, заполняют индивидуальные карты развития. Дошкольников анкетируют, опрашивают, за ними наблюдают, все продукты детского творчества анализируют.   

В ходе проведения тестирования важно поддерживать комфортную для воспитанников доброжелательную атмосферу, использовать методики с выраженным игровым характером, подбирать те из них, которые соответствуют возрасту детей и их психологической готовности. На психолого-педагогическое сопровождение воспитанника следует получить разрешение у его родителей.

Мы ищем таланты! Основные этапы

На первом исследовательском этапе необходимо собрать данные от воспитателей, родителей, мнения специалистов. Педагогу-психологу ДОУ желательно использовать минимум необходимых для определения потенциала методик, позволяющих проанализировать поведение, личностные и познавательные способности, степень развития творческого и пространственного мышления малыша. При этом достаточно тестировать ребенка на предмет наличия тех предрасположенностей, которые выявили педагоги или результаты предварительных бесед.

По результатам диагностики формируется картотека или банк одаренных дошколят, который после задействуется в составлении индивидуального маршрута, используется для направления в соответствующую секцию или кружок.

С талантливыми мальчиками и девочками проводятся несколько форм работ:

  • групповые занятия;
  • спортивные и интеллектуальные игры, конкурсы талантов, викторины;
  • исследовательские проекты;
  • кружковая работа;
  • творческие мастерские.

Воспитатели детского сада развивают природные задатки, стимулируя все виды детской деятельности. Немаловажное значение в этом приобретает разнообразная предметно-развивающая среда в ДОУ.

Внимательное отношение к воспитанникам, доброжелательная атмосфера поощряют проявление способностей, развивают у малышей чувство значимости.

Задействование развивающих программ и систематическое проведение психолого-педагогической оценки позволяет стимулировать и проанализировать развитие детских талантов. Игровые технологии, развивающие и сюжетно-ролевые игры, нетрадиционные и интерактивные методы – все это способствует развитию талантов у дошколят. 

Подробнее по теме читайте в материалах:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль