Педсовет «Игровые технологии в ДОУ для развития связной речи дошкольников»

3603

Скачать книгу «Предметно-развивающая среда» в формате pdf >>>

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Реализация ФГОС ДО. Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель педсовета: повышение квалификации и успешности педагогов в развитии навыков связной речи у дошкольников. 

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Для эффективного проведения педсовета нужно осуществить подготовительную работу:

  • провести тематический контроль организации развития связной речи у детей дошкольного возраста в детском саду, выявить эффективность коррекционно-логопедической работы (ответственные – старший воспитатель, учитель-логопед);
  • провести собеседование с докладчиками, которые будут выступать на педсовете (ответственный – старший воспитатель);
  • подготовить варианты опорных схем для развития речевой активности воспитанников (ответственные – воспитатели старших групп);
  • подобрать игровые технологии в ДОУ, направленные на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата (ответственные – воспитатели). 

План проведения педсовета:

  1. Актуальность проблемы речевого развития
  2. Итоги контроля речевого развития воспитанников. 
  3. Деловая игра.
  4. Стимулирование речевой активности детей в детском саду.
  5. Формирование предпосылок связной речи у дошкольников
  6. Использование игровых технологий в ДОУ, направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата. 
  7. Подведение итогов.

Ход педагогического совета «Игровые технологии в ДОУ для развития связной речи дошкольников»

1. Актуализация темы педсовета (выступает заведующий ДОУ).

В последние годы мы все чаще сталкиваемся с проблемой неспособности детей дошкольного возраста выражать свои мысли. Богатая синонимами и описательными оборотами образная речь у дошкольников – редкость. Задержка речевого развития малышей встречается повсеместно. Большинство воспитанников детских садов выражаются односложно, неправильно строят грамматические конструкции, употребляют нелитературные слова и выражения, «проглатывают» окончания, не умеют передавать важные смысловые знания интонационно, регулировать темп и громкость речи. Словарный запас дошкольников очень беден, дети не способны грамотно строить вопросы, монологическую и диалогическую речь, пересказывать сказки, составлять описательные рассказы на предложенную тему, делать логические обоснования и выводы в контексте занятий по пересказу для дошкольников. При составлении рабочих программ очень важно учитывать проблемы коммуникативного развития детей. 

2. Старший воспитатель и учитель-логопед представляют результаты контроля речевого развития в детском саду.

Проводится комплексно-тематическое планирование в ДОУ образовательной деятельности, взаимодействия с родителями, намечаются даты мониторинга промежуточных достижений. 

3. Деловую игру «Теоретические основы развития связной речи у дошкольников» проводит старший воспитатель. 

Деловая игра
Скачать в .docx

4. Обсуждение методов стимулирования речевой активности дошкольников (выступает воспитатель первой младшей группы).

В условиях, когда проблема задержки речевого развития у дошкольников стоит очень остро, воспитатели на всех этапах работы с детьми, в том числе во время режимных моментов должны приобщать детей к общению. Важно постоянно разговаривать с детьми, создавать потребность в высказываниях, например:

  • медленно, не растягивая слова (доступно для восприятия) комментировать действия малыша во время его деятельности, задавать простые вопросы;
  • вести «параллельный» разговор, тем самым подсказывая ребенку ответы;
  • провоцировать ситуации искусственного непонимания, которые благотворно сказываются на развитии коммуникативных навыков дошкольников в построении монологов и диалогов;
  • распространять, расширять фразы, сказанные воспитанником;
  • использовать образные выражения, доступные для понимания дошкольников, во время совместной деятельности;
  • использовать потешки, приговоры, игровые песенки, способствующие освоению ритмики голоса, стимулирующие детей играть со словами, звуками. Важно помнить, что большинство произведений народного искусства позволяют формировать речевую активность детей во время подвижных игр, учиться осознавать глубину и образность родной речи. 
  • предоставление ребенку выбора в ситуациях, требующих словесной активности («Тебе налить стакан воды или половину стакана?», «Ты хочешь играть с машинкой или мячом?»);
  • использование приема замещения: предложение ребенку представить себя каким-то предметом и рассказать о своих действиях, ощущениях («Представь, что ты – самолет…»). Короткие этюдные игры приобщают дошкольников к рефлексии, эмпатийным переживаниям, позволяя формировать образность речи.
  • проведение в группах простых пантомим, кукольных театров, игр-имитаций. Рекомендуется привлекать к участию в таких мероприятиях всех детей в группе. 
  • организация ролевых игр (разыграть телефон по разговору с мамой, папой, бабушкой, посещение врача);
  • проведение музыкальных игр, стимулирующих речевое развитие ребенка. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др. 

5. Обсуждение способов формирования предпосылок связной речи у дошкольников (выступает воспитатель второй младшей группы). 

Формирование предпосылок связной речи проводится с помощью:

  • воспитания звуковой культуры речи;
  • осознание грамматического строя речи;
  • расширение словарного запаса. 

Развитие предпосылок связной речи становится возможным после того, как дошкольник научится комплексно реагировать на обращения, выполнять простые поручения после получения словесной инструкции, накопит пассивный словарь. Прорабатывать основы связной речи с детьми младшего дошкольного возраста можно в повседневных ситуациях, побуждая воспитанников как можно больше рассказывать о своих действиях, намерениях, эмоциях, фантазиях, переживаниях. Воспитатель должен поощрять дошкольников рассказывать о событиях дома, об увиденном во время прогулок и поездок, обо всем, что вызывает потрясение, удивление, радостные эмоции. Речевую активность в группе помогают стимулировать игрушки, книги, картинки, детские журналы, которые следует разместить в отдельном уголке. Чтобы поддерживать интерес малышек к печатным изданиям, следует регулярно обновлять их и акцентировать внимание на факте обновления групповой библиотеки. 

Использование игровых технологий в ДОУ во время режимных моментов также позволяет развивать связную речь дошкольников. Проведение подготовки на прогулку в игровой форме, сопровождение действий детей во время умывания или обеда стихами акцентирует внимание детей на последовательности действий, способствует развитию памяти и речевой активности. 
В процессе работы над формированием связной речи большое внимание следует уделять индивидуальным занятиям. Индивидуальная работа проводится не только с детьми, пропустившими занятия по речевой активности или имеющими патологии речевого развития, но и с дошкольниками, имеющими высокий коммуникативный уровень. Занятия с воспитанниками по индивидуальному плану можно проводить в утренние и вечерние часы, предпочитая дидактизму ведение естественных диалогов. 

Игровые технологии в ДОУ по ФГОС, направленные на развитие речи дошкольников 

6. Использование игровых технологий в ДОУ, направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата (старший воспитатель проводит игры с педагогами). 

Вся работа, проводимая нами с детьми в рамках развития коммуникативных навыков, – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных рассказов, коротких повествований, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические и подвижные игры. Давайте оценим отдельные технологии игровой деятельности в ДОУ, способствующие развитию  речевой активности.

Педагоги объединяются в две команды. Выбирается капитан каждой команды («воспитатель»), участники команд – «дети», «воспитанники». Участникам команд дается время (2-3 мин) на обсуждение той или иной игры или игрового упражнения, которое будет представлено и проиграно с участниками противоположной команды. Желательно с каждой презентацией игры менять «воспитателя» – капитана команды.

Примерные игры и упражнения: 

Игровое упражнение «Если бы...» 

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. 
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником, то ...», «Если бы я стал невидимым ...», «Если весна не наступит никогда ...».  Рассказы по картинкам. 

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок"»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом. 

«Оживи предмет»  

Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект – ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта. 

«Кто о чем говорит?»  

Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит». 

«Найди самое удачное название картины» 

Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение. 

7. Подведение итогов педсовета.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Правильная организация обучения детей — очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. 

Читайте также о развитии дошкольников:

Реализация ФГОС ДО . Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Ксения Белая, канд. пед. наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль