text

СКИДКА НА ПОДПИСКУ 65 %. ПОЛУЧИТЬ>>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Педсовет «Игровые технологии в ДОУ для развития связной речи дошкольников»

  • 2 января 2017
  • 8743

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Реализация ФГОС ДО. Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Основы развития связной речи дошкольников

Речь - это признак развития высших отделов психики человека. То, что отличает людей от животных. В педагогической практике под связной речью понимается развернутое высказывание, наполненное смыслом, благодаря которому между двумя личностями возникает взаимопонимание.

По определению С.Л.Рубинштейна «связность речи - это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». 

То есть связная речь характеризуется:

  • логичностью (последовательностью);
  • ясностью (понятностью);
  • содержательностью (смыслом);
  • точностью (правдивостью, отражением действительности);
  • правильностью построения (с точки зрения русского языка);
  • лингвистическим многообразием.

Развитие связной речи является одной из важнейших задач воспитания дошкольников, поскольку это напрямую влияет на всестороннее развитие личности и в дальнейшем - на обучение в школе. Именно поэтому развитию связной речи у детей дошкольного возраста в детском саду уделяется особое внимание. Проведите среди педагогов ДОУ педагогический совет на тему "Развитие связной речи дошкольников через игру", чтобы увеличить значимость и эффективность данного процесса у педагогического коллектива.

Планирование

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


Новые критерии оценки качества дошкольного образования: речевое развитие детей. Часть 1

 (электронный каталог карт для оценки качества речевого развития) 

- Использование игровых технологий в работе с детьми с ОНР

 (с примерами игр)

Как провести педсовет "Теоретические основы формирования связной речи в ДОУ" 

Цель педсовета: повышение квалификации и успешности педагогов в развитии навыков связной речи у дошкольников. 

Для эффективного проведения педсовета нужно осуществить подготовительную работу:

  • провести тематический контроль организации развития связной речи у детей дошкольного возраста в детском саду, выявить эффективность коррекционно-логопедической работы (ответственные – старший воспитатель, учитель-логопед);
  • провести собеседование с докладчиками, которые будут выступать на педсовете (ответственный – старший воспитатель);
  • подготовить варианты опорных схем для развития речевой активности воспитанников (ответственные – воспитатели старших групп);
  • подобрать игровые технологии в ДОУ, направленные на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата (ответственные – воспитатели). 

План проведения педсовета:

  1. Актуальность проблемы речевого развития
  2. Итоги контроля речевого развития воспитанников. 
  3. Деловая игра.
  4. Стимулирование речевой активности детей в детском саду.
  5. Формирование предпосылок связной речи у дошкольников
  6. Использование игровых технологий в ДОУ, направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата. 
  7. Подведение итогов.
Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебный курс «Компетенции воспитателя»

За прохождение курса — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Ход педагогического совета «Игровые технологии в ДОУ для развития связной речи дошкольников»

1. Актуализация темы педсовета (выступает заведующий ДОУ).

В последние годы мы все чаще сталкиваемся с проблемой неспособности детей дошкольного возраста выражать свои мысли. Богатая синонимами и описательными оборотами образная речь у дошкольников – редкость. Задержка речевого развития малышей встречается повсеместно. Большинство воспитанников детских садов выражаются односложно, неправильно строят грамматические конструкции, употребляют нелитературные слова и выражения, «проглатывают» окончания, не умеют передавать важные смысловые знания интонационно, регулировать темп и громкость речи. Словарный запас дошкольников очень беден, дети не способны грамотно строить вопросы, монологическую и диалогическую речь, пересказывать сказки, составлять описательные рассказы на предложенную тему, делать логические обоснования и выводы в контексте занятий по пересказу для дошкольников. При составлении рабочих программ очень важно учитывать проблемы коммуникативного развития детей. 

2. Старший воспитатель и учитель-логопед представляют результаты контроля речевого развития в детском саду.

Проводится комплексно-тематическое планирование в ДОУ образовательной деятельности, взаимодействия с родителями, намечаются даты мониторинга промежуточных достижений. 

3. Деловую игру «Теоретические основы развития связной речи у дошкольников» проводит старший воспитатель. 

4. Обсуждение методов стимулирования речевой активности дошкольников (выступает воспитатель первой младшей группы).

В условиях, когда проблема задержки речевого развития у дошкольников стоит очень остро, воспитатели на всех этапах работы с детьми, в том числе во время режимных моментов должны приобщать детей к общению. Важно постоянно разговаривать с детьми, создавать потребность в высказываниях, например:

  • медленно, не растягивая слова (доступно для восприятия) комментировать действия малыша во время его деятельности, задавать простые вопросы;
  • вести «параллельный» разговор, тем самым подсказывая ребенку ответы;
  • провоцировать ситуации искусственного непонимания, которые благотворно сказываются на развитии коммуникативных навыков дошкольников в построении монологов и диалогов;
  • распространять, расширять фразы, сказанные воспитанником;
  • использовать образные выражения, доступные для понимания дошкольников, во время совместной деятельности;
  • использовать потешки, приговоры, игровые песенки, способствующие освоению ритмики голоса, стимулирующие детей играть со словами, звуками. Важно помнить, что большинство произведений народного искусства позволяют формировать речевую активность детей во время подвижных игр, учиться осознавать глубину и образность родной речи. 
  • предоставление ребенку выбора в ситуациях, требующих словесной активности («Тебе налить стакан воды или половину стакана?», «Ты хочешь играть с машинкой или мячом?»);
  • использование приема замещения: предложение ребенку представить себя каким-то предметом и рассказать о своих действиях, ощущениях («Представь, что ты – самолет…»). Короткие этюдные игры приобщают дошкольников к рефлексии, эмпатийным переживаниям, позволяя формировать образность речи.
  • проведение в группах простых пантомим, кукольных театров, игр-имитаций. Рекомендуется привлекать к участию в таких мероприятиях всех детей в группе. 
  • организация ролевых игр (разыграть телефон по разговору с мамой, папой, бабушкой, посещение врача);
  • проведение музыкальных игр, стимулирующих речевое развитие ребенка. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др. 

5. Обсуждение способов формирования предпосылок связной речи у дошкольников (выступает воспитатель второй младшей группы). 

Формирование предпосылок связной речи проводится с помощью:

  • воспитания звуковой культуры речи;
  • осознание грамматического строя речи;
  • расширение словарного запаса. 

Развитие предпосылок связной речи становится возможным после того, как дошкольник научится комплексно реагировать на обращения, выполнять простые поручения после получения словесной инструкции, накопит пассивный словарь. Прорабатывать основы связной речи с детьми младшего дошкольного возраста можно в повседневных ситуациях, побуждая воспитанников как можно больше рассказывать о своих:

  • действиях,
  • намерениях,
  • эмоциях,
  • фантазиях,
  • переживаниях.

Воспитатель должен поощрять дошкольников рассказывать о событиях дома, об увиденном во время прогулок и поездок, обо всем, что вызывает потрясение, удивление, радостные эмоции. Речевую активность в группе помогают стимулировать игрушки, книги, картинки, детские журналы, которые следует разместить в отдельном уголке. Чтобы поддерживать интерес малышек к печатным изданиям, следует регулярно обновлять их и акцентировать внимание на факте обновления групповой библиотеки. 

Скачать книгу «Предметно-развивающая среда»
Скачать бесплатно в .pdf

Использование игровых технологий в ДОУ во время режимных моментов также позволяет развивать связную речь дошкольников. Проведение подготовки на прогулку в игровой форме, сопровождение действий детей во время умывания или обеда стихами акцентирует внимание детей на последовательности действий, способствует развитию памяти и речевой активности. 

В процессе работы над формированием связной речи большое внимание следует уделять индивидуальным занятиям. Индивидуальная работа проводится не только с детьми, пропустившими занятия по речевой активности или имеющими патологии речевого развития, но и с дошкольниками, имеющими высокий коммуникативный уровень. Занятия с воспитанниками по индивидуальному плану можно проводить в утренние и вечерние часы, предпочитая дидактизму ведение естественных диалогов. 

Игровые технологии в ДОУ по ФГОС, направленные на развитие речи дошкольников 

6. Использование игровых технологий в ДОУ, направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата (старший воспитатель проводит игры с педагогами). 

Вся работа, проводимая нами с детьми в рамках развития коммуникативных навыков, – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных рассказов, коротких повествований, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические и подвижные игры. Давайте оценим отдельные технологии игровой деятельности в ДОУ, способствующие развитию  речевой активности.

Педагоги объединяются в две команды. Выбирается капитан каждой команды («воспитатель»), участники команд – «дети», «воспитанники». Участникам команд дается время (2-3 мин) на обсуждение той или иной игры или игрового упражнения, которое будет представлено и проиграно с участниками противоположной команды. Желательно с каждой презентацией игры менять «воспитателя» – капитана команды.

Примерные игры и упражнения для развития связной речи дошкольников: 

Игровое упражнение «Если бы...» 

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. 

Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

  • «Если бы я был волшебником, то ...»,
  • «Если бы я стал невидимым ...»,
  • «Если весна не наступит никогда ...».  

Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок"»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом. 

«Оживи предмет»  

Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект – ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта. 

«Кто о чем говорит?»  

Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит». 

«Найди самое удачное название картины» 

Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение. 

7. Подведение итогов педсовета.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Правильная организация обучения детей — очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. 

Читайте также о развитии дошкольников:

Реализация ФГОС ДО. Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Ксения Белая, канд. пед. наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.