Проект организации работы ДОУ и родителей

752

Автор: М.А. Плаксина- старший воспитатель МАДОУ № 157 "Детский сад комбинированного вида" г. Кемерово, Кемеровская область

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Взаимодействие с родителями»


С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность и сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: "Организация методической работы ДОУ и семьи".

Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Выявленное противоречие обусловило наличие проблемы: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.
В этом случае целью нашего проекта станет – организация методической работы в ДОУ по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.
Далее необходимо определить перечень задач для решения нашей проблемы:

Проектная часть

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.

Задачи проекта:

  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
  • Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
  • Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы

Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.Прогнозируемые результаты:

  • выявлены особенности профессионального педагогического взаимодействия специалистов ДОУ и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников;
  • исследованы педагогические аспекты дисгармонии семейных отношений как фактора нарушений семейной социализации дошкольника;
  • сконструирована модель взаимодействия педколлектива ДОУ и родителей воспитанников;
  • определены показатели эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Swot-анализ
Взаимодействие ДОУ и семьи
Миссия: "Современный дошкольник- крепкий союз взаимодействия семьи и ДОУ"

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовая база:

  • наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности
  • наличие Устава ДОУ
  • наличие аттестации и аккредитации
  • положение о родительском комитете
  • договор между МДОУ и родителями воспитанников

1. Слабая связь с социумом. 2.Отсутствует попечительский совет и положение о нем

Педагогические кадры:

  • высшее образование -%
  • средне-специальное - %
  • Высшую категорию - %
  • Первую категорию- %
  • Вторую категорию -%

Наличие специалистов – учитель-логопед, ПДО, педагог-психолог, инструктор по физической культуре

1. Слабая мотивация педагогов. 2. Нет положений о конкурсах внутри ДОУ

Методическая работа: Проведение консультаций

  • проведение семинаров
  • самообразование педагогов

1.Отсутствие мониторинга эффективности работы с родителями

Педагогическое просвещение родителей через различные формы работы (таблица №4)

1.Низкая активность родителей. 2.Однообразие форм работы

Материально-техническая база: Музыкальный зал
Музыкальный центр
Фотоаппарат
Компьютер

1.Недостаточное количество методической литературы 2. Недостаточное количество тех средств

Внешняя среда

Возможности

Ограничения

1.Углубление связей с социумом 2.Получение грантов по результатам участия в конкурсах разных уровней
2.Платные образовательные услуги

1.Наличие конкурентов 2.Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в работе ДОУ

Анализ проблем

Таблица 1

Отсутствие  эффективного взаимодействия ДОУ с семьей

Недостаточно открытый характер управления образовательным учреждением

Недостаточный уровень компетентности воспитателей по организации работы с семьей

 

Низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе

Не разработана нормативно — правовая база

низкий уровень участия родителей в управлении ОУ

недостаточный уровень проведения мероприятий

не проводится контроль

низкий уровень владения педагогами знаниями по вопросам взаимодействия с родителями

Недостаточная мотивация педагогов —
 

низкий уровень информированности родителей

 

Недостаточное количество технических  средств

Низкий процент посещения родителями собраний

Отсутствие изучения запросов родителей

Нет положений о проведении конкурсов внутри ДОУ

Отсутствует общественная организация родителей 

неумение перспективно планировать свою деятельность

Нет системы активных форм с педагогическими кадрами по обучению сотрудничества с родителями 

Отсутствие мониторинга эффективности работы с семьей

Отсутствие системы работы воспитателя с семьей 

Педагогами не используется Интернет, компьютерные технологииНеумение создать рекламную продукцию группы 

Педагоги не используют новые современные технологии 

Отсутствие информационных стендов и наглядной агитации в родительских уголках

Отдаленность места работы родителей от ДОУ

Отсутствие банка данных о родителях

Методика изучения семей воспитанников

Таблица 2

Цель

Информация

Формы и методы

Изучение семьи

Социологическая характеристика

Анкеты и тесты для родителей, рисунки детей "Моя семья", сочинения родителей, психолого-педагогические беседы, консультации.

Мониторинг внутри детского сада

Об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

Наблюдения, анкеты, беседы, интервью, открытые занятия для родителей с последующим обсуждением, "круглые столы" (с родителями)

Привлечение родителей к сотрудничеству

Об информационных запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования, наличие их свободного времени, материальных и профессиональных возможностей.

Анкеты, беседы, "круглые столы".

Информационно-просветительская работа с родителями

О правовой психо-педагогической компетентности родителей и проблемах обучения и воспитания

Тесты, наблюдения за всеми субъектами образовательного процесса, беседы, обсуждения педагогических ситуаций.

Технология организации взаимодействия ДОУ с семьей

Цель: решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в образовательную деятельность ДОУ.

Таблица 3

Система работы ДОУ с семьей

Принципы работы с родителями

  • Целенаправленность, систематичность, плановость;
  • Дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи;
  • Возрастной характер работы с родителями;
  • •Доброжелательность, открытость


 

Методы изучения семьи

  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;
  • Обследование семьи с помощью проективных методик;
  • Беседа с ребенком;
  • Беседа с родителями

Формы работы с родителями 

  • Общие, групповые, индивидуальные;
  • Педагогические консультации, беседы, тренинги;
  • Совместное проведение занятий, досугов;
  • Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемки;
  • Дни открытых дней;
  • Клубы по интересам

 Формы работы с семьей

Таблица 4

Родительские собрания в группах

Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

Адаптационная группа для детей раннего возраста

Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного месяца ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи (по необходимости этот срок можно продлить).

Газета для родителей
 

Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ.

Один раз в квартал выпускается газета, в которой рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, информация о доходах и их распределении, предлагается игровой материал для семейных игр.

Радиогазета
 

Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики.

Короткие, на 5 минут "уроки сообщения" специалистов.

Фотоальбом "Давай познакомимся"
 

Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в  детский сад.

При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде.

Фотоальбом "Моя семья"
 

Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада.

В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи.

Ваши добрые дела

Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.

Мини-библиотека
 

Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома.

 

"Встреча с интересными людьми"
 

Задача: воспитывать у детей уважение к труду взрослых, научить гордиться достижениями родителей.

Родители рассказывают о своих увлечениях, досугах, достижениях, проводят организацию работы с детьми в ДОУ в кружках.

"Семейная мастерская"
 

Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.

Организация выставок, на которых представлены  результаты  художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).

Анкетирование

Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

Информационные общие стенды

Задача: информировать родителей:

- о программах воспитания и развития детей в детском саду;

- о безвозмездной материальной помощи родителей, об услугах ДОУ

"Наш день"

Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе

Этапы проведения психолого-педагогического просвещения родителей

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. Взаимодействие ДОУ с социумом определяет профессиональная компетентность воспитателей что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя

План мероприятий

Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей

Мероприятие

Срок

Ответственный

Задачи - Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе

Проведение анкетирования по изучению спроса на образовательные услуги

сентябрь

Заведующая,
Старший воспитатель

Публикации в журнале "Дошколенок Кузбасса"

октябрь

Старший воспитатель

Создание визитной карточки МДОУ, символики

Октябрь

Заведующая,
Старший воспитатель

Создание Попечительского Совета

Октябрь

Заведующая

Оформление стенда "О психологической службе МДОУ"

Ноябрь

Старший воспитатель, педагог-психолог

Выпуск газеты с рекомендациями для родителей

Октябрь,
Январь,

Март

Май

Старший воспитатель,
специалисты

Проведение открытых занятий для родителей

Ноябрь
 

Воспитатели

Постановка сказки "Кошкин дом" с участием родителей

Ноябрь

Музыкальный руководитель

Участие родителей в празднике "Новый год"

Декабрь

Музыкальный руководитель

Участие родителей в празднике 23 февраля

февраль

Инструктор  по физо

Участие родителей в празднике 8 марта

Март

Музыкальный руководитель

Участие родителей в празднике "Мама, папа и я спортивная семья"

апрель

Инструктор  по физо

Школа родительского мастерства

Капризы и упрямство (приложение 1)

октябрь

Педагог-психолог

Если ребенок тревожен

февраль

Педагог-психолог

Готов ли ребенок к школе

апрель

Педагог-психолог, старший воспитатель

Родительские собрания

Сентябрь,
Декабрь,

Февраль,

май

Воспитатели

Разработка памяток "Шпаргалки для родителей" (Приложение 2)

Сентябрь,
Декабрь,

Февраль,

май

Старший воспитатель

Задача - Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей

Изучение запросов семьи

сентябрь

Старший воспитатель

Изучение профессионального уровня педагогов по работе с семьей

сентябрь

Старший воспитатель

Создание творческой группы "Профи"

Октябрь

Старший воспитатель

Приобретение методической литературы по теме "Детский сад-семья"

сентябрь

Старший воспитатель

Приобретение мультимедийной установки

ноябрь

Заведующая

Проведение смотра-конкурса родительских уголков

март

Старший воспитатель

Обобщение опыта работы по проблеме

апрель

Старший воспитатель

Создание памяток для воспитателей

Декабрь, апрель

Старший воспитатель

Проведение семинара "Учимся общаться с родителями"

февраль

Старший воспитатель,
Педагог-психолог

В заключение

Поскольку данный проект является компонентом системы образования и призван решать воспитательно-образовательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, мы считаем, что работа над данным проектом может быть включена в конкретный образовательный контекст. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль