text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Проект организации работы ДОУ и родителей

  • 4 января 2017
  • 1527

Автор: М.А. Плаксина- старший воспитатель МАДОУ № 157 "Детский сад комбинированного вида" г. Кемерово, Кемеровская область

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

Скачать книгу «Взаимодействие с родителями»
Скачать бесплатно в .pdf

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность и сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: "Организация методической работы ДОУ и семьи".

Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:

  • между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
  • между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.

Выявленное противоречие обусловило наличие проблемы: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.
В этом случае целью нашего проекта станет – организация методической работы в ДОУ по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.
Далее необходимо определить перечень задач для решения нашей проблемы:

Проектная часть

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.

Задачи проекта:

  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.
  • Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
  • Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы

Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ, анкетирование, интервьюирование, изучение детских работ; анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.Прогнозируемые результаты:

  • выявлены особенности профессионального педагогического взаимодействия специалистов ДОУ и родителей с учетом современных тенденций семейного воспитания дошкольников;
  • исследованы педагогические аспекты дисгармонии семейных отношений как фактора нарушений семейной социализации дошкольника;
  • сконструирована модель взаимодействия педколлектива ДОУ и родителей воспитанников;
  • определены показатели эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Swot-анализ
Взаимодействие ДОУ и семьи
Миссия: "Современный дошкольник- крепкий союз взаимодействия семьи и ДОУ"

Скачать пример swot-анализа взаимодействия ДОУ и семьи
Скачать в .docx

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовая база:

  • наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности
  • наличие Устава ДОУ
  • наличие аттестации и аккредитации
  • положение о родительском комитете
  • договор между МДОУ и родителями воспитанников

1. Слабая связь с социумом. 2.Отсутствует попечительский совет и положение о нем

Педагогические кадры:

  • высшее образование -%
  • средне-специальное - %
  • Высшую категорию - %
  • Первую категорию- %
  • Вторую категорию -%

Наличие специалистов – учитель-логопед, ПДО, педагог-психолог, инструктор по физической культуре

1. Слабая мотивация педагогов. 2. Нет положений о конкурсах внутри ДОУ

Методическая работа: Проведение консультаций

  • проведение семинаров
  • самообразование педагогов

1.Отсутствие мониторинга эффективности работы с родителями

Педагогическое просвещение родителей через различные формы работы (таблица №4)

1.Низкая активность родителей. 2.Однообразие форм работы

Материально-техническая база: Музыкальный зал
Музыкальный центр
Фотоаппарат
Компьютер

1.Недостаточное количество методической литературы 2. Недостаточное количество тех средств

Внешняя среда

Возможности

Ограничения

1.Углубление связей с социумом 2.Получение грантов по результатам участия в конкурсах разных уровней
2.Платные образовательные услуги

1.Наличие конкурентов 2.Отсутствие интереса и желания родителей участвовать в работе ДОУ

Анализ проблем

Таблица 1

Скачать таблицу анализа проблем
Скачать в .docx

Отсутствие  эффективного взаимодействия ДОУ с семьей

Недостаточно открытый характер управления образовательным учреждением

Не разработана нормативно — правовая база

низкий уровень участия родителей в управлении ОУ

недостаточный уровень проведения мероприятий

не проводится контроль

Нет положений о проведении конкурсов внутри ДОУ

Отсутствует общественная организация родителей 

неумение перспективно планировать свою деятельность

Нет системы активных форм с педагогическими кадрами по обучению сотрудничества с родителями 

Отсутствие мониторинга эффективности работы с семьей

Недостаточный уровень компетентности воспитателей по организации работы с семьей

низкий уровень владения педагогами знаниями по вопросам взаимодействия с родителями

Недостаточная мотивация педагогов —
 

низкий уровень информированности родителей

 

Недостаточное количество технических  средств

Отсутствие системы работы воспитателя с семьей 

Педагогами не используется Интернет, компьютерные технологииНеумение создать рекламную продукцию группы 

Педагоги не используют новые современные технологии 

Отсутствие информационных стендов и наглядной агитации в родительских уголках

Низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе

Низкий процент посещения родителями собраний

Отсутствие изучения запросов родителей

Отдаленность места работы родителей от ДОУ

Отсутствие банка данных о родителях

Методика изучения семей воспитанников

Таблица 2

Скачать методику изучения семей воспитанников
Скачать в .docx

Цель

Информация

Формы и методы

Изучение семьи

Социологическая характеристика

Анкеты и тесты для родителей, рисунки детей "Моя семья", сочинения родителей, психолого-педагогические беседы, консультации.

Мониторинг внутри детского сада

Об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

Наблюдения, анкеты, беседы, интервью, открытые занятия для родителей с последующим обсуждением, "круглые столы" (с родителями)

Привлечение родителей к сотрудничеству

Об информационных запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования, наличие их свободного времени, материальных и профессиональных возможностей.

Анкеты, беседы, "круглые столы".

Информационно-просветительская работа с родителями

О правовой психо-педагогической компетентности родителей и проблемах обучения и воспитания

Тесты, наблюдения за всеми субъектами образовательного процесса, беседы, обсуждения педагогических ситуаций.

Технология организации взаимодействия ДОУ с семьей

Цель: решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в образовательную деятельность ДОУ.

Таблица 3

Скачать технологию организации взаимодействия ДОУ с семьей
Скачать в .docx

Система работы ДОУ с семьей

Принципы работы с родителями

  • Целенаправленность, систематичность, плановость;
  • Дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи;
  • Возрастной характер работы с родителями;
  • •Доброжелательность, открытость


 

Методы изучения семьи

  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;
  • Обследование семьи с помощью проективных методик;
  • Беседа с ребенком;
  • Беседа с родителями

Формы работы с родителями 

  • Общие, групповые, индивидуальные;
  • Педагогические консультации, беседы, тренинги;
  • Совместное проведение занятий, досугов;
  • Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемки;
  • Дни открытых дней;
  • Клубы по интересам

Формы работы с семьей

Таблица 4

Скачать форму работы с семьей
Скачать в .docx

Родительские собрания в группах

Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

Адаптационная группа для детей раннего возраста

Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ. В течение одного месяца ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи (по необходимости этот срок можно продлить).

Газета для родителей
 

Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ.

Один раз в квартал выпускается газета, в которой рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, информация о доходах и их распределении, предлагается игровой материал для семейных игр.

Радиогазета
 

Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики.

Короткие, на 5 минут "уроки сообщения" специалистов.

Фотоальбом "Давай познакомимся"
 

Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в  детский сад.

При первом посещении родителями предлагаем для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде.

Фотоальбом "Моя семья"
 

Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада.

В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи.

Ваши добрые дела

Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.

Мини-библиотека
 

Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома.

 

"Встреча с интересными людьми"
 

Задача: воспитывать у детей уважение к труду взрослых, научить гордиться достижениями родителей.

Родители рассказывают о своих увлечениях, досугах, достижениях, проводят организацию работы с детьми в ДОУ в кружках.

"Семейная мастерская"
 

Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.

Организация выставок, на которых представлены  результаты  художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).

Анкетирование

Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

Информационные общие стенды

Задача: информировать родителей:

- о программах воспитания и развития детей в детском саду;

- о безвозмездной материальной помощи родителей, об услугах ДОУ

"Наш день"

Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе

Этапы проведения психолого-педагогического просвещения родителей

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. Взаимодействие ДОУ с социумом определяет профессиональная компетентность воспитателей что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя

План мероприятий

Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей

Скачать план мероприятий
Скачать в .docx

Мероприятие

Срок

Ответственный

Задачи - Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе

Проведение анкетирования по изучению спроса на образовательные услуги

сентябрь

Заведующая,
Старший воспитатель

Публикации в журнале "Дошколенок Кузбасса"

октябрь

Старший воспитатель

Создание визитной карточки МДОУ, символики

Октябрь

Заведующая,
Старший воспитатель

Создание Попечительского Совета

Октябрь

Заведующая

Оформление стенда "О психологической службе МДОУ"

Ноябрь

Старший воспитатель, педагог-психолог

Выпуск газеты с рекомендациями для родителей

Октябрь,
Январь,
Март
Май

Старший воспитатель,
специалисты

Проведение открытых занятий для родителей

Ноябрь
 

Воспитатели

Постановка сказки "Кошкин дом" с участием родителей

Ноябрь

Музыкальный руководитель

Участие родителей в празднике "Новый год"

Декабрь

Музыкальный руководитель

Участие родителей в празднике 23 февраля

февраль

Инструктор  по физо

Участие родителей в празднике 8 марта

Март

Музыкальный руководитель

Участие родителей в празднике "Мама, папа и я спортивная семья"

апрель

Инструктор  по физо

Школа родительского мастерства

Капризы и упрямство (приложение 1)

октябрь

Педагог-психолог

Если ребенок тревожен

февраль

Педагог-психолог

Готов ли ребенок к школе

апрель

Педагог-психолог, старший воспитатель

Родительские собрания

Сентябрь,
Декабрь,
Февраль,
май

Воспитатели

Разработка памяток "Шпаргалки для родителей" (Приложение 2)

Сентябрь,
Декабрь,
Февраль,
май

Старший воспитатель

Задача - Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей

Изучение запросов семьи

сентябрь

Старший воспитатель

Изучение профессионального уровня педагогов по работе с семьей

сентябрь

Старший воспитатель

Создание творческой группы "Профи"

Октябрь

Старший воспитатель

Приобретение методической литературы по теме "Детский сад-семья"

сентябрь

Старший воспитатель

Приобретение мультимедийной установки

ноябрь

Заведующая

Проведение смотра-конкурса родительских уголков

март

Старший воспитатель

Обобщение опыта работы по проблеме

апрель

Старший воспитатель

Создание памяток для воспитателей

Декабрь, апрель

Старший воспитатель

Проведение семинара "Учимся общаться с родителями"

февраль

Старший воспитатель,
Педагог-психолог

В заключение

Поскольку данный проект является компонентом системы образования и призван решать воспитательно-образовательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, мы считаем, что работа над данным проектом может быть включена в конкретный образовательный контекст. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.