text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Парциальные программы в ДОУ по ФГОС

  • 10 февраля 2018
  • 29149

Качество дошкольного образования определяется рядом факторов, к числу которых относится и программное содержание, регламентирующее порядок организации воспитательной работы. Согласно ФГОС, парциальная программа ДОУ — дополнительный компонент образовательной парадигмы, реализация которого способствует расширению педагогических возможностей по ряду направлений:

  • общеразвивающее, учитывающие возрастные и индивидуальные психофизиологические факторы дошкольного детства;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое, музыкальное воспитание;
  • конструирование и творческий труд;
  • экологическое воспитание;
  • основы безопасности.

Специфика парциальных образовательных программ заключается в соответствии их содержания актуальным задачам ДОУ, что обусловлено участием в разработке ведущих методистов, практикующих педагогов, специалистов по возрастному развитию. Благодаря внедрению дополнительного программного содержания удается разнообразить стандартную воспитательную практику и обеспечить оптимальные условия для гармоничного формирования личности воспитанников.

Правомерность и актуальность использования парциальных программ в ДОУ

Эффективность ведения воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО, ДОУ) во многом зависит от выбора образовательных программ. В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона РФ № 273 «Об образовании», каждой образовательной организации делегируется право самостоятельного определения приоритетных программ из списка вариативных с учетом условий ведения образовательной деятельности, материально-технической базы детского сада, пожеланий родительского контингента. 

Скачать книгу «Управление в ДОУ»
Скачать бесплатно в .pdf

Программы дошкольного образования принято разделять на комплексные программы дошкольного образования (общеразвивающие), направленные на всестороннее развитие дошкольников, и парциальные (локальные, специализированные), представляющие набор педагогических методов и инструментов, используемых для воспитания детей в рамках конкретного направления.

Парциальные программы дошкольного образования по ФГОС могут использоваться для обеспечения целостности и корректировки воспитательного процесса, достижения запланированных образовательных результатов в рамках реализации требований нового стандарта. 

Специализированные программы принято разделять по областям развития, предусмотренными ФГОС дошкольного образования. 

Области развития согласно ФГОС ДОО

Принять решение, по каким программам работает детский сад, должен руководитель ДОУ, основываясь на имеющихся кадровых и материально-технических ресурсах, пожеланиях родителей, которые могут быть выявлены по результатам тематического тестирования. Следует учитывать, что узкая специализация локальных программных документов обуславливает необходимость их использования в комплексе — в противном случае может быть нарушена гармоничность реализуемого учебно-воспитательного комплекса. При этом нельзя утверждать, что одна парциальная разработка превосходит остальные, поэтому при выборе программного содержания управляющему составу ДОУ важно провести целевую мониторингово-исследовательскую работу.  


отвечает Оксана Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)

Парциальные программы, направленные на развитие познавательной деятельности

Формирование познавательной активности ребенка, способствующее активному интеллектуальному и творческому развитию, базируется на поощрении любознательности, инициации исследовательской и экспериментальной деятельности, последовательному расширению комплекса знаний о себе, своей семье, других людях, окружающих предметах и мире в целом. 

Парциальные программы по познавательному развитию в ДОУ по ФГОС, проектируемые с учетом возрастного фактора, реализуются через:

  • выявление интересов детей, пересмотр традиционных методов педагогической работы по направлению;
  • формирование базовых предпосылок для ведения сознательной исследовательской работы;
  • приобщение воспитанников к общекультурным ценностям;
  • ознакомление с базовыми понятиями о предметах и явлениях окружающего мира (размер, форма, цвет, количество);
  • создание условий для понимания малышами природы причинно-следственных связей, пространственных и временных рамок;
  • формирование представлений о природе, народах, национальностях и планете Земля — доме всего человечества;
  • закрепление элементарных методических представлений;
  • экологическое воспитание. 
Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа «Руководство развитием ДОО»

За прохождение курса — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

К популярным авторским парциальным программам для дошкольников, реализуемым в рамках данного направления, нужно отнести следующие:

1. «Математика в детском саду» (автор — В.П. Новикова).

Образовательная работа по данной парциальной программе проводится в занимательной игровой форме, способствующей легкому запоминанию математических категорий. В ходе занятий дошкольники овладеют устойчивыми навыками счета, познакомятся с процессами прибавления и вычитания, научатся решать простейшие математические задачи. 

2. «Юный эколог» (автор — С. Н. Николаева)

Данная парциальная программа в ДОУ по ФГОС, одобренному Федеральным экспертным советом по общему образованию, поможет привить основы экологической культуры: осознанное отношение дошкольников к явлениям окружающего мира, желание хранить и приумножать красоту природы. 

3. «Развитие у детей представлений об истории и культуре» (авторы — Л. Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова).

Программа, направленная на формирование у дошкольников базисов духовной культуры, гуманного отношения к человечеству и результатам его деятельности, уважения к ценностям мировой цивилизации.  

Другие парциальные программы детского сада развивающей направленности: «Паутинка» (автор — Ж. Л. Васякина-Новикова), «Наш дом — природа» (автор — Н.А. Рыжова), «Непреходящие ценности малой Родины» (автор — Е. В. Пчелинцева). 

Парциальные программы по речевому развитию

Речевое развитие в дошкольном возрасте осуществляется через активацию коммуникативных навыков, знакомство с художественными текстами. 

Наиболее популярная парциальная программа по речевому развитию в ДОУ по ФГОС — «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (автор — О.С. Ушакова), разработанная с учетом возрастных особенностей детей 3-7 лет. Содержит новые принципы обучения дошкольников родному языку, адаптированные для младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Занятия по программе строятся с учетом взаимосвязи комплекса задач речевого развития малышей, а потому способствуют быстрому овладению навыками устной и письменной речи, осознанию принципов образности, формированию навыков словесного творчества. 

Также широко востребована специализированная программа речевого развития «Азбука общения» (авторы — Л.М. Щипицина, О.В. Защеринская, А.П. Воронова и др.), утверждающая необходимость ответственного отношения педагогов дошкольного образования и представителей семей к вопросам речевого воспитания малышей возрастом 3-7 лет. Реализация данного психолого-педагогического курса нацелена на формирование у дошкольников адекватных мотивационных установок по отношению к себе, членам семьи, окружающим в ходе выполнения специально разработанных тренингов и игровых упражнений.

Особенностью данной программной разработки являются конспекты занятий, адаптированные для ведения индивидуальной и групповой педагогической работы, а также применение метода сопереживания — развития спектра эмоциональных переживаний ребенка и развитию способности передачи оттенков настроения, что гарантирует не только простоту социально-речевой адаптации воспитанников в будущем, но и возможность точного прогнозирования поведенческих реакций. 

Парциальные образовательные программы по социально-коммуникативному развитию

Формирование социально-коммуникативных компетенций дошкольников является одной из ключевых задач современной педагогики ввиду стратегической важности адаптации воспитанников к требованиям общества и условиям стремительно меняющейся действительности. Парциальная образовательная программа дошкольного образования по ФГОС, направленная на обеспечение условий, необходимых для адаптации детей дошкольного возраста в детском коллективе и обществе, реализуется посредством:

  • разъяснения норм поведения, принятых в обществе, нравственных и моральных ценностей;
  • привития навыков самостоятельности, самообслуживания;
  • воссоздание типичных коммуникативных ситуаций, способствующий формированию у воспитанников навыков взаимодействия (в т.ч. для решения актуальных бытовых, учебных, творческих задач) со сверстниками и взрослыми;
  • привитие основ безопасного поведения в социуме, в быту, во время пребывания на природе;
  • развитие у детей социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
  • формирование уважительного отношения к социокультурным ценностям российского народа, чувства принадлежности к российской нации и Отечеству;
  • обеспечение условий, необходимых для социализации дошкольников.

Социально-личностное развитие дошкольников осуществляется через реализацию парциальных программ ДОУ по ФГОС, представленных в таблице, доступной для скачивания.

Парциальные программы ДОУ по ФГОС по художественно-эстетическому развитию

Воспитание чувства прекрасного в дошкольном возрасте предусматривает приобщение к различным видам творческой активности. Парциальные образовательные программы художественно-эстетического профиля реализуются через:

  • формирование восприятия дошколятами окружающей действительности через призму эстетического видения;
  • знакомство с разными видами искусства во время музыкальных занятий, обучение рисованию, осуществления конструкторско-модельной деятельности;
  • воспитание осознанного отношения к творческой активности — развитие умения слушать, видеть, оценивать прекрасное, различать различные эмоциональные состояния, переданные произведениями словесно-образного, музыкального, художественного искусства; 
  • развитие способностей к преобразованию окружающего пространства. 

Основные парциальные программы в ДОУ художественно-эстетического цикла предусматривают интеграцию различных видов творчества в ходе проведения комбинированных занятий. Ввиду недостаточной способности к концентрации внимания, обусловленной возрастным фактором, дошколята могут легко переключаться с одного вида творческой деятельности на другой. Вместе с тем для интегрированных занятий характерна организация продуктивной деятельности детей по широкому кругу компетенций — рисование, ручной труд, пение, словесное творчество, организация музыкально-игровых импровизаций, подготовка театральных постановок, творческое экспериментирование. Благодаря органичному объединению элементов различных видов искусства, предусмотренному содержанием авторских программных разработок, удается создать оптимальные условия для развития детской креативности и предпосылки для самостоятельной творческой деятельности. 

Парциальные программы художественно-эстетического цикла представлены в таблице, доступной для скачивания по ссылке. 

Парциальные программы физического развития и здоровья дошкольников

В условиях необходимости сохранить здоровье детей дошкольного возраста, приобщить воспитанников к здоровому образу жизни востребованными являются парциальные программы по физическому воспитанию в ДОУ по ФГОС, направленные на ведение оздоровительной деятельности в детском саду, выполнение нестандартных физических упражнений для развития и поддержания физического здоровья малышей. Ввиду того, что у дошколят наблюдается неравномерные темпы физиологического развития (при активном росте скелета, формировании мышечной и нервной систем сохраняются ограниченные двигательные возможности, недостаточная координация движений, отсутствие чувства ритмичности), очень важно обеспечить гармоничность здорового роста за счет точечного педагогического воздействия, предусмотренного в авторских программных разработках. 

Популярные авторские парциальные программы оздоровительного профиля:

  1. «Играйте на здоровье» (авторы — Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова) — дополнительная программа, способствующая повышению эффективности комплекса физического воспитания детей в ДОУ посредством формирования устойчивого интереса малышей к подвижным играм, обогащения двигательного опыта, воспитания положительных морально-волевых качеств, приобщения воспитанников к здоровому образу жизни. 
  2. «Искорка» (автор — Л.Е. Симошина), включающая теоретический и практический разделы. Программой рекомендовано использование шести вариантов моторно-сенсорной организации занятий по физкультуре, а также подтверждена целесообразность акцентирования внимания не на объеме физической нагрузке докшколят, а качестве выполнения упражнений и значимости умеренного закаливания. 
  3. «Здравствуй!» (автор — М. Л. Лазарев) — парциальная программа, предусматривающая использование музыки как неотъемлемого компонента комплекса физического воспитания детей. В программный курс включены примеры оздоровительных и познавательных технологий, способствующих развитию личности ребенка.
  4. «Здоровье» (автор — В. Г. Алямовская). Данная программная разработка базируется на выделении четырех направлений (физическое, психологическое, духовное и нравственное здоровье детей), педагогическая работа по которым способствует воспитанию гармонично развитой, самостоятельной личности.
  5. Технология «Старт» (автор — Л.В. Яковлева, при содействии члена Федерального экспертного совета Минобразования РФ Р.А. Юдиной и д.м.н. Л.К. Михайловой). Главная особенность программы — отказ от возрастной классификации как фактора возможного торможения психофизического развития ребенка. Автор представляет методики диагностирования двигательной активности дошкольников, возможности использования стандартного и нестандартного спортивного инвентаря при организации занятий в детском саду, а также примерные комплексы оздоровительной гимнастики с конспектами.    

В заключение напомним, что характеристики парциальных программ изучаются на педсовете, после чего принимается решение по их реализации и подтверждается оформлением локальных актов соответствующего содержания. Специализированные программы, не прошедшие государственную экспертизу на муниципальном, региональном или федеральном уровнях, к использованию в ДОО не допускаются. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.