Обзор парциальных программ в ДОУ по ФГОС

12235

Правомерность и актуальность использования парциальных программ в ДОО

Эффективность ведения воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО, ДОУ) во многом зависит от выбора образовательных программ. В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона РФ № 273 «Об образовании», каждой образовательной организации делегируется право самостоятельного определения приоритетных программ из списка вариативных с учетом условий ведения образовательной деятельности, материально-технической базы детского сада, пожеланий родительского контингента. 

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Управление в ДОУ»


Программы дошкольного образования принято разделять на комплексные программы дошкольного образования (общеразвивающие), направленные на всестороннее развитие дошкольников, и парциальные (локальные, специализированные), представляющие набор педагогических методов и инструментов, используемых для воспитания детей в рамках конкретного направления.

Парциальные программы в ДОУ по ФГОС могут использоваться для обеспечения целостности и корректировки воспитательного процесса, достижения запланированных образовательных результатов в рамках реализации требований нового стандарта. 

Специализированные программы принято разделять по областям развития, предусмотренными ФГОС дошкольного образования и представленными в схеме 1. 

Схема 1

Обзор парциальных программ в ДОУ по ФГОС

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Парциальные программы, направленные на развитие познавательной деятельности

Парциальные программы в ДОУ по ФГОС, направленные на развитие познавательного потенциала дошкольников, реализуются через:

  • ведение индивидуальной и групповой познавательной, исследовательской деятельности;
  • приобщение воспитанников к общекультурным ценностям;
  • формирование базовых математических представлений;
  • экологическое воспитание. 

К популярным парциальным программам, реализуемым в рамках данного направления, нужно отнести следующие:

1. «Математика в детском саду» (автор — В.П. Новикова).

Образовательная работа по данной парциальной программе проводится в занимательной игровой форме, способствующей легкому запоминанию математических категорий. В ходе занятий дошкольники овладеют устойчивыми навыками счета, познакомятся с процессами прибавления и вычитания, научатся решать простейшие математические задачи. 

2. «Юный эколог» (автор — С. Н. Николаева)

Данная парциальная программа в ДОУ по ФГОС, одобренному Федеральным экспертным советом по общему образованию, поможет привить основы экологической культуры: осознанное отношение дошкольников к явлениям окружающего мира, желание хранить и приумножать красоту природы. 

3. «Развитие у детей представлений об истории и культуре» (авторы — Л. Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова).

Программа, направленная на формирование у дошкольников базисов духовной культуры, гуманного отношения к человечеству и результатам его деятельности, уважения к ценностям мировой цивилизации.  

Другие парциальные программы в ДОУ по ФГОС развивающей направленности: «Паутинка» (автор — Ж. Л. Васякина-Новикова), «Наш дом — природа» (автор — Н.А. Рыжова), «Непреходящие ценности малой Родины» (автор — Е. В. Пчелинцева). 

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Управление образовательной организацией

  • продолжительность – 120 часов (срок обучения 3 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Парциальные программы по речевому развитию

Речевое развитие в дошкольном возрасте осуществляется через активацию коммуникативных навыков, знакомство с художественными текстами. 

Наиболее популярная парциальная программа по речевому развитию — «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (автор — О.С. Ушакова), разработанная с учетом возрастных особенностей детей 3-7 лет. Содержит новые принципы обучения дошкольников родному языку. Занятия по программе способствуют быстрому овладению навыками устной и письменной речи. 

Также широко востребована специализированная программа «Азбука общения» (авторы — Л.М. Щипицина, О.В. Защеринская, А.П. Воронова и др.). 

Социально-личностное развитие и парциальные программы

Обеспечение условий, необходимых для адаптации детей дошкольного возраста в детском коллективе и обществе, реализуется посредством:

  • привития навыков самостоятельности, самообслуживания;
  • разъяснения основ безопасного поведения;
  • обеспечение условий, необходимых для социализации дошкольников.

Социально-личностное развитие дошкольников осуществляется через реализацию парциальных программ ДОУ по ФГОС, представленных в таблице 1. 

Таблица 1

Скачайте обзор парциальных программ социально-личностного развития дошкольников
Скачать таблицу в .docx

Название программы Цель Авторы
«Мы живем в России!» Формирование нравственно-патриотических чувств через осуществление познавательной и игровой деятельности. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Формирование культуры безопасного поведения дома, на улице, общественных местах, в городском транспорте, при общении с посторонними людьми.  Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеев
«Я, ты, мы» Развитие социально-эмоциональной компетентности воспитанников детского сада.  О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
«Я — человек» Формирование у дошкольников представления о себе, других людях, народах, расах, чувствах, обязанностях, разнообразных видах деятельности.  С.А. Козлова
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Формирование понятий о быте и культуре родного народа, воспитание патриотизма через знакомство с национальным фольклором, обычаями, музыкой, архитектурой. О.Л. Князева, М.Д. Маханева
«Развитие у детей представлений об истории и культуре» Формирование у старших дошкольников основ духовной культуры, воспитание уважительного отношения к культурным ценностям разных народов. Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова
«Наследие» Введение малышей в русскую культуру, приобщение к культурным ценностям. М.М. Новицкая, Е.В. Соловьева

Парциальные программы ДОУ по ФГОС по художественно-эстетическому развитию

Воспитание чувства прекрасного в дошкольном возрасте осуществляется через:

  • знакомство с разными видами искусства;
  • музыкальные занятия, обучение рисованию;
  • конструктивно-модельную деятельность. 

Парциальные программы художественно-эстетического цикла представлены в таблице 2. 

Таблица 2

Скачайте обзор парциальных программ художественно-эстетического цикла
Скачать таблицу в .docx

Название программы Цель Авторы
«Природа и художник» Формирование представлений о природе как живом организме, приобщение дошкольников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям. Т.А. Копцева
«Интеграция» Формирование художественных способностей, навыков восприятия изобразительного искусства. Т.Г. Казакова
«Семицветик» Становление ребенка как духовно богатой, саморазвивающейся, творческой личности. В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова
«Конструирование и ручной труд в детском саду» Развитие творческих способностей, конструкторских умений, которое осуществляется через ознакомление дошкольников с приемами моделирования и конструирования. Л.В. Куцакова
«Умка» — ТРИЗ Развитие ассоциативного мышления, творческих навыков, воображения, художественного вкуса. Л.М. Курбатова и другие
«Гармония» Общее музыкальное развитие дошкольников, формирование музыкальных способностей. К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан
«Малыш» Развитие музыкальных способностей детей третьего года жизни. В.А. Петрова
«Музыкальные шедевры» Формирование основ музыкальной культуры, развитие творческих навыков в различных видах музыкальной деятельности. О.П. Радынова

Парциальные программы физического развития и здоровья дошкольников

В условиях необходимости сохранить здоровье детей дошкольного возраста, приобщить воспитанников к здоровому образу жизни востребованными являются парциальные программы ДОУ по ФГОС, направленные на ведение оздоровительной деятельности в детском саду, выполнение нестандартных физических упражнений для развития и поддержания физического здоровья малышей. 

Популярные  парциальные программы оздоровительного профиля: «Играйте на здоровье» (авторы — Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова), «Искорка» (автор — Л.Е. Симошина), «Здравствуй!» (автор — М. Л. Лазарев), «Здоровье» (автор — В. Г. Алямовская). 

В заключение напомним, что решение по реализации парциальных программ в ДОУ по ФГОС принимается на педсовете и подтверждается оформлением локальных актов соответствующего содержания. Специализированные программы, не прошедшие государственную экспертизу на муниципальном, региональном или федеральном уровнях, к использованию в ДОО не допускаются. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль