Способы поддержки детской инициативы: позиция педагога ДОУ и организация детей

379

Скачать книгу «Предметно-развивающая среда» в формате pdf >>>

Прежде всего, важно понимать следующее: речевая позиция педагога ДОУ в зависимости от возраста детей изменяется и очень значительно.

Речевая позиция педагога ДОУ

Для дошкольников раннего возраста речевая позиция педагога ДОУ такова, что он буквально комментирует каждое свое действие речью, описанием этого действия. То есть, речевая позиция педагога ДОУ в отношении детишек младшего дошкольного возраста - способствовать накоплению их пассивного словарного запаса, так что педагогу приходится много, интенсивно и предметно разговаривать. Для того, чтобы с возрастом детей этот пассивный словарь перешел в активный, речевая позиция педагога ДОУ перестраивается, и он все большую инициативу в высказываниях, в речи, в приглашении к беседе отдает детям, особенно в старшем дошкольном возрасте. Каждый ребенок хочет быть услышанным, а воспитатели, зачастую, в силу своей позиции педагога ДОУ этого не замечают.

Кроме того, дидактические речевые игры используются не только на занятиях по развитию речи, но и в любых режимных моментах. Сопровождения речи используются в любых видах детской деятельности, описательная, синтезирующая функции речи, когда они делают выводы, строят предметные причинно-следственные связи. Это тоже является очень важным для позиции педагога ДОУ - понимать и обязательно учить этому детей: высказывать свои выводы, свои предложения и так далее.

Ежедневное чтение детям – это прекрасная возможность для развития детской речи. Вот это должно быть действительно ежедневным делом каждого воспитателя, это действительно важно для речевой позиции педагога ДОУ. Этому должно уделяться определенное время, и не только утром или вечером, когда детей в группе еще не много, но и когда все дети присутствуют, необходимо обязательно найти время для чтения.

Организация детской деятельности ДОУ

При организации детской деятельности ДОУ важно использовать различные дидактические игры для развития сенсорных эталонов, формирования понятия формы, цвета, количества во взаимосвязи с познавательным развитием.

Организация детской деятельности ДОУ - это различные формы занятий, в том числе в виде мастерской, как совместной деятельности педагога и детей. И синтез различных видов искусства, когда развитие детского творчества не ограничивается рамками только рисования, аппликации, лепки, только музыкального творчества, только музыкально-ритмических движений, пения и так далее, а когда все это может осуществляться в комплексе, когда детское творчество, организация детской деятельности ДОУ не имеет рамок.

Такие способы поддержки детской инициативы в рабочей программе также необходимо отразить либо в виде схем, либо в виде конкретного описания действий педагогов, эти методы представлены и в программах, и в методической литературе.

Индивидуальные маршруты развития ребенка в ДОУ

В структуру рабочей программы можно включить индивидуальные маршруты развития дошкольников, именно тех детей, которые действительно в этом нуждаются. Индивидуальные маршруты развития дошкольников – это специальный подход к дошкольнику не только по медицинским показателям, это могут быть, действительно, показатели развития ребенка, когда он явно высказывает или демонстрирует приоритет своих интересов в каком-то виде деятельности.

Допустим, нравится ему рисовать или лепить, или танцевать, он одарен именно в этом направлении, и воспитатель ребенка должен каким-то образом поддержать, и для этого создается индивидуальный маршрут развития дошкольника. Или ребенок с ОВЗ оказывается в группе нормально развивающихся сверстников, и это тоже необходимо учитывать. В данном случае, помимо результатов медицинского обследования, есть результаты обследования специалистами самой дошкольной организации, рекомендации специалистов, индивидуальный план, направления индивидуальной работы, и указываются программы или технологии, методические пособия, разработки которые используются для создания индивидуального маршрута развития дошкольника.

Безусловно, важны планируемые результаты в работе с детьми, и важно взаимодействие с семьей в развитии этого дошкольника. Направления взаимодействия с семьями могут указать все специалисты дошкольной образовательной организации, не только воспитатели.

Заканчивается рабочая программа педагога как раз описанием взаимодействий с семьями детей, перечнем пособий, в том числе используемых для создания индивидуального маршрута развития дошкольника. В качестве приложений к рабочей программе можно приложить диагностические карты или результаты наблюдений за детьми и педагогической диагностики.

Важно, чтобы рабочая программа с рекомендациями по различным аспектам, стала для педагога по-настоящему важным документом, чтобы он мог использовать ее в своей практической деятельности.

Предыдущая тема: "Рабочая программа воспитателя детского сада: вопросы и ответы"
Следующая тема: "Рабочая программа педагога: условия поддержки детской инициативы"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль