Рабочая программа педагога: комплексно-тематическое планирование работы с детьми

664

После того, как выстроена модель образовательного процесса, и воспитателю уже понятна примерная тематика недель и тематических образовательных проектов, которые он в соответствии с программой должен реализовывать в течение года, переходим собственно к комплексно-тематическому планированию работы с детьми.

Это то, что называется вариативной частью рабочей программы воспитателя . Остальные части можно назвать инвариантными или неизменными. Таким образом, можно определить модель образовательного процесса на год и в течение нескольких лет в подготовительных группах эту модель использовать с небольшими изменениями. Учет возрастных особенностей - тоже относится к инвариантной части. Вариативная часть рабочей программы воспитателя - это когда группы в детском саду каждый год меняются, или каждый год к особенностям ребенка воспитатели могут добавить что-то новое, появившееся в процессе педагогических наблюдений .

Модель на неделю, на год или на день – это все, по сути дела, вещи инвариантные. Можно предложить модель образовательного процесса на день в теплый период и в холодный период, это две разные модели, но, тем не менее, это вещи мало изменяющиеся. Комплексно-тематическое планирование в ДОУ работы с детьми - это вариативная часть рабочей программы воспитателя. По сути - это план воспитательно-образовательной работы в данной возрастной группе.

Комплексно-тематическое планирование в структуре рабочей программы воспитателя

В этой части предлагается сократить бумажную нагрузку на воспитателя и в этом плане указывать только, предположим, темы занятий. Если занятия в рабочей программе уже определены, то пишем тему без указания основных целей и задач и указываем ссылку на это занятие. Оно может быть в структуре рабочей программы воспитателя, в педагогической копилке, в определенной книге, в методических пособиях. Указываем также конкретные темы, но делаем ссылку на нужные источники. Если это авторская разработка того же воспитателя, тогда стоит указать ссылку на нее, но конспект или подробный план этой авторской разработки можно хранить отдельно или в структуре рабочей программы воспитателя, или в какой-то другой папке, но обязательно с указанием ссылки в рабочей программе. Так необходимо проработать все формы организации образовательного процесса.

Если в соответствии с комплексно-тематическим планированием работы воспитатель решает ситуативные задачи, то нужно указать, какие именно ситуации он планирует создать. Это план, значит, это все то, что касается деятельности воспитателя. Ситуативные задачи отличаются тем, что они могут возникнуть спонтанно, естественно: увидел что-то ребенок – возник вопрос – возникла ситуативная задача, что-то его настолько заинтересовало, что требует немедленного разрешения, выхода. Разумеется, воспитатель это в комплексно-тематическое планирование работы с детьми вписать не может, но ведь есть ситуации и специально созданные, которые нужны воспитателю в логике его образовательной деятельности, и он создает их сам. Вот эти ситуации нужно обязательно учитывать.

В комплексно-тематическом планировании воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе нужно учитывать все формы совместной деятельности взрослого и дошкольников. В структуре рабочей программы воспитателя обязательно нужно указать способы поддержки детской инициативы. Это важное положение ФГОС, это одна из новаций стандарта, и необходимо отразить ее в структуре рабочей программы воспитателя. Можно это сделать в виде схем. Всю работу по поддержке детской инициативы разделить на три блока: создание условий, позиция педагога и организация детей.

Допустим, что должен сделать воспитатель в группе, чтобы активизировать или поддержать детскую инициативу в речевом развитии. Должен быть собран разнообразный дидактический материал по развитию речи: и предметные картины, и сюжетные, и серии картин, и детские рисунки, и раскраски – все, что может послужить поводом для беседы, для составления рассказа, для проявления речевой детской активности. Эту деятельность нужно непременно включать в комплексно-тематическое планирование работы с детьми.

В плане привлечения детского опыта альбомы с детскими фотографиями будут как нельзя кстати. Их нужно сделать по определенным тематикам. Воспитатель, зная, что в этом году запланированы такие-то темы, собирает альбомы с фотографиями детей конкретно по этим темам. Допустим, «Вот так Африка» или «Чудеса Австралии», «Две Америки», «Арктика и Антарктика». Мало кто из дошкольников действительно был в Арктике и Антарктиде, да и в Австралию тоже не все заезжали, но путешествовать с родителями они могли по многим местам. Фотографии оттуда могут послужить для воспитателя хорошим подспорьем в комплексно-тематическом планировании работы с детьми.

В то же время в зоопарке были все: фотографии с разными зверятами могут помочь воспитателю. Если речь идет о таких темах, как осень, деревья, овощи с фруктами, хлеб, мир растений, день победы и прочее, то детских фотографий может быть очень много. Таким образом воспитатель подбирает картинки по тематике в соответствии с комплексно-тематическим планирование работы с детьми, фотоиллюстрации для занятий. Точно так же можно сделать и альбомы с детскими фотографиями. Без помощи семьи тут не обойтись, но родителям, скорее всего, это тоже будет интересно.

Актуальным остается книжный уголок детского сада с широким подбором художественной и познавательной литературы, детских энциклопедий, любимых детских книг, книг, связанных с определенной тематикой тематических недель или тематических образовательных проектов - все эти материалы в группе детского сада должны присутствовать.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль