Рабочая программа воспитателя: социокультурная среда развития ребенка

346

Воспитатель в своей работе по социально-коммуникативному развитию дошкольников должен учитывать и социокультурную среду развития ребенка . Она может быть также описана в рабочей программе воспитателя. Описывать ее необходимо, так как это дает выход на конкретные действия педагога детского сада. Например, при разработке стандарта за основу всех положений было взято именно описание современной социокультурной среды развития ребенка, поскольку именно эта среда во многом отличает те особенности педагогического процесса, которые воспитатель должен учесть в своей работе.

Особенности педагогического процесса в детском саду

Первая особенность педагогического процесса в детском саду - это большая открытость мира и доступность его для познаний дошкольником, большое количество источников информации. Какие из этого следуют выводы:

Первый вывод - доступность информации из разных источников не всегда носит благожелательный характер по отношению к ребенку, она бывает агрессивной, опасной, может нанести вред физическому или психическому здоровью ребенка. На уровне образовательной организации в детском саду, в школе этой информации ставится заслон, но в семье это происходит не всегда. Следовательно, еще одно важное направление работы дошкольной организации с семьей, направление работы воспитателя ДОУ с родителями – это информационная безопасность детей-дошкольников. Этому направлению стоит уделить особое внимание.

Второй вывод - нужно в большей степени использовать опыт ребенка в организации образовательного процесса, в направлении работы воспитателя ДОУ. То есть, с точки зрения реализации одного из принципов стандарта - обеспечение субъектной активной позиции ребенка в образовательном процессе, с учетом его образовательных потребностей, интересов, воспитателям нужно перестроить всю структуру занятий с детьми. Как выглядит направление работы воспитателя ДОУ в области построения занятий, общеизвестно. Воспитатель играет лидирующую роль на занятии, готовит для занятия определенный объем информации, и пока он эту информацию детям не выложит, он не будет считать, что цели и задачи, поставленные перед данным занятием, выполнены. По факту, зачастую происходит так, что, не учитывая то, что уже знает и понимает дошкольник, педагоги предлагают ему информацию ненужную и неактуальную.

С точки зрения Профессионального стандарта педагога направление работы воспитателя ДОУ можно изменить и перестроить занятие таким образом, чтобы начать его с обобщения уже имеющегося у детей опыта, с их рассказов. Предположим, педагог рассказывает, что сегодняшнее занятие посвящено экосистеме леса, луга, озера, огорода, сада – как угодно. Надо учитывать, что большинство детей ходили в лес, многие были в огородах или в деревне у бабушки видели, как растут овощи и фрукты. На группу найдется один-два ребенка, которые действительно этого не знакомы с этой темой лично. Направление работы воспитателя ДОУ в области построения занятий нужно начать как раз с того, чтобы понять, что дети знают и умеют, и педагог будет удивлен, узнав, как много знают дошкольники. Удивлен тому, как они хорошо умеют об этом рассказывать.

Очень часто в таком направлении работы воспитателя ДОУ, как развитие речи дошкольников, педагоги сетуют на плохие результаты. Почему это происходит? Во-первых, потому что педагоги не дают детям много говорить, говорят только они сами. Во-вторых, потому что часто предлагают детям для беседы, для рассказа, для высказываний материал, который им неинтересен, который далек от их личного опыта.

В этом направлении работу воспитателя ДОУ можно перестроить таким образом: попросить детсадовца рассказать о его личном опыте и подкрепить этот личный опыт фотографиями из семейного альбома или слайдами, на которых малыш собирает грибы в лесу, букеты из осенних листьев. Вот он нашел прекрасный гриб, вот он в огороде вместе с бабушкой вырастил огромную тыкву, а вот он стоит рядом с клумбой с прекрасными гладиолусами - да, он все это помнит. И помнит запах леса, и помнит тепло – вот он рядом с тыквой, подошел, она на солнышке лежит огромная такая, как карета для Золушки, и вот он ее потрогал – рука ощутила тепло. Он все это помнит, и свои впечатления, свой личный опыт гораздо лучше отразит в рассказе. Именно в этом направлении воспитатель ДОУ работу с детьми должен организовывать.

Такие методики помогут обогатить содержание дошкольного образования, не вынуждая педагога дважды или трижды повторять уже имеющуюся у детей информацию. После того, как дети высказались, рассказали каждый о своем опыте, педагог систематизирует услышанное, помогает сделать выводы. Так строится образовательный процесс с учетом современной социокультурной среды развития ребенка, и в этом процессе детсадовец будет востребован, это повышает его социальный статус, потому что он рассказывает сам. Ему не нужно предлагать готовые истины, он сам создает это знание и готов поделиться этим знанием с другими детьми.

К социокультурной среде развития ребенка относится и культурная неустойчивость окружающего мира, когда дошкольник видит в окружающей его жизни разные культурные образцы. Иногда они противоречат друг другу, и в этой ситуации воспитателю важно понимать, что сейчас основным является не демонстрация готовых образцов поведения, хотя это тоже очень важно, а, прежде всего, формирование у ребенка нравственных основ поведения, нравственных основ личности, формирование базовых ценностей – красоты, доброты, ценностей сочувствия и уважения к другому человеку, уважения его прав, уважения его жизни, ценности человеческого здоровья. Задача педагога - заложить все это в ребенка в дошкольном возрасте, это как раз и создаст ту нравственную основу его поведения, которая останется с ним в течение всей жизни.

Формирование основ безопасного поведения как одно из направлений работы воспитателя ДОУ

Одним из направлений работы воспитателя ДОУ является формирование основ безопасного поведения. В ознакомлении детей с правилами безопасного поведения, акцент делается именно на старший дошкольный возраст. Это правила безопасности поведения, связанные с огнем, с электрическими приборами, с электроприборами. Таким образом, воспитатель соблюдает структуру стандарта, выполняет основные направления работы воспитателя ДОУ в соответствии со стандартом данной образовательной области. Его действия конкретизируются, чтобы обратить внимание на то, на чем необходимо сделать акцент именно в работе с детьми данного возраста.

Предыдущая тема: "Рабочая программа педагога: особенности педагогического процесса в детском саду"
Следующая тема: "Общие задачи образовательной работы с дошкольниками по образовательным областям"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль