Рабочая программа воспитателя детского сада: практическая значимость

1730

При определении структуры рабочей программы , прежде всего, нужно ориентироваться на ее практическую значимость для конкретного педагога. Поэтому объем рабочей программы воспитателя детского сада может быть разным. Самое главное, чтобы в ней было достаточно материала по практико-ориентированной деятельности педагога, где в разделе педагогической копилки даются конкретные рекомендации и педагогу, и родителю, и детям. Только в этом случае рабочая программа воспитателя детского сада будет действительно полезной.

Для педагогов недостаточно просто взять и переписать всю основную образовательную программу , или еще лучше всю вариативную программу, которая называется, допустим, «От рождения до школы». Воспитатель проделает при этом огромную работу, а толку от этого труда ноль, и рабочая программа воспитателя детского сада будет действительно лежать и пылиться на полке. Практическая значимость будет проявляться только по приходу контролирующих органов, когда на просьбу показать программу, педагог или руководитель достанет запылившийся том. Но использовать такую рабочую программу воспитатель детского сада никогда не будет.

Рекомендации по практическому использованию рабочей программы воспитателя детского сада

Какой же должна быть структура рабочей программы воспитателя детского сада? Как сделать так, чтобы она действительно оказалась полезной и востребованной для воспитателя?

Представители контролирующих организаций приходят в детский сад и спрашивают: «А где у вас рабочая программа? Она у вас должна быть». Некоторые методологи в ответ на конкретные вопросы педагогов: на основе каких учебных предметов, курсов, модулей, дисциплин можно разработать рабочую программу воспитателя детского сада, если нет ни учебных предметов, ни курсов, ни дисциплин и модулей, стали говорить о том, что в качестве модулей можно рассматривать те основные направления развития ребенка или образовательные области, которые определяются стандартом дошкольного образования. Ведь в стандарте же сказано, что основная образовательная программа имеет модульный характер. Методологи предложили в качестве модулей взять эти образовательные области и сделать по ним рабочие программы воспитателя детского сада: речевого развития, социально-коммуникативного развития, физического развития, художественно-эстетического развития, познавательного развития. Тогда требования законодательства будут выполнены. Но такой подход хоть и имеет право на существование, но абсолютно нерационален. Разберем почему.

Потому что одним из требований Профессионального стандарта педагога к содержанию образования в конкретной дошкольной организации является интеграция содержания разных образовательных областей, их взаимодополнение и взаимосвязь. А как обеспечить эту интеграцию, если рабочие программы воспитателя детского сада будут разрабатываться для каждой отдельной образовательной области? Это нерациональный подход, от которого в итоге придется отказаться.

Учитывая требования Профессионального стандарта педагога и статьи 48 Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации», где говорится о том, что каждый педагогический работник обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной рабочей программой, поступают предложения учитывать именно эти положения законодательства: каждый педагог разрабатывает свою рабочую программу воспитателя детского сада. Рассмотрим, насколько это рационально.

Если два педагога работают с одной группой детей, и у каждого есть своя рабочая программа воспитателя детского сада, как в этом случае можно увидеть взаимосвязь и преемственность в работе двух педагогов с одной и той же группой детей? По-большому счету, никак, это нужно разрабатывать отдельный документ, который бы позволил проанализировать, насколько эти две рабочие программы сочетаются друг с другом, насколько они взаимосвязаны между собой, насколько они продолжают одна другую, и насколько они учитывают все положения нормативных документов Профессионального стандарта педагога, или Федерального государственного образовательного стандарта.

Опять-таки, получается, что нерационально разрабатывать рабочую программу воспитателя детского сада для каждого педагога в дошкольной образовательной организации. Можно согласиться с тем, что отдельная рабочая программа может быть у логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, но не у каждого воспитателя, это совершенно точно. Поэтому, наиболее рациональной является разработка рабочей программы воспитателя детского сада для конкретной возрастной группы. Многие педагоги идут именно по такому пути. Так, например, в тех же рекомендациях Ростовской области даются четкие указания, что программа разрабатывается для группы, а не для каждого воспитателя этой группы, для работы с группой детей.

Более того, в разработке рабочей программы воспитателя детского сада должны участвовать не только два педагога, работающие с этой группой детей, но и все остальные специалисты, вовлеченные в воспитательный процесс. Это и музыкальный руководитель, и воспитатель по физической культуре, и педагог-психолог, и учитель логопед, – все они должны принять участие, внести свой вклад в эту рабочую программу воспитателя детского сада с тем, чтобы понимать, над чем работают воспитатели, а воспитатели, в свою очередь, должны понимать, как работают специалисты. Чтобы преемственность в их работе явно прослеживалась и была бы как раз смыслом этой рабочей программы воспитателя детского сада. А смысл в том, чтобы создать команду специалистов вокруг одной группы детей и осуществить взаимосвязь их деятельности таким образом, чтобы образование детей в этой группе было комплексным, развивающим и осуществлялось в полном объеме в соответствии с их возрастными особенностями.

Предыдущая тема: "Структура рабочей программы: Особенности развития детей дошкольников"
Следующая тема: "Рабочая программа дошкольного учреждения: разработка структуры, примеры."

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль