text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития

  • 4 декабря 2013
  • 495

Согласно ФЗ "Об образовании" (далее - Закон), адаптированная основная образовательная Программа - это Программа, которая адаптирована "для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц".

Виды адаптированной основной образовательной Программы в ДОУ

Необходимо сразу отметить, что адаптированная основная образовательная Программа может носить индивидуальный характер, т.е. когда мы говорим об основной образовательной Программе в ДОУ, эта Программа направлена на социализацию и индивидуализацию в первую очередь. Внутри ООП будет заложена возможности индивидуализации, возможность и необходимость создания адаптированных Программ дошкольного образования для тех детей, которые осуществляют инклюзивное образование в группах.

Адаптированная основная образовательная Программа - это Программа, которая разрабатывается в ДОУ как основная и служит основой для образовательной деятельности в группе детей. Эти два понятия - индивидуальная (адаптированная) образовательная Программа и адаптированная основная образовательная Программа - необходимо различать.

Адаптированная основная образовательная Программа может быть либо для группы в ДОУ, либо для отдельных детей, которые посещают группу комбинированной направленности - тогда это будет адаптированная образовательная Программа (без слова “основная”), т.е. это ООП для тех детей, которые адаптируются в этой группе.

Говоря о работе педагогов в группах комбинированной и компенсирующей направленности, необходимо отметить, что их работа регламентируется другими законодательными документами - письмами Министерства, другими Стандартами, в том числе профессиональным Стандартом педагога, где описаны непосредственные компетенции педагогов.

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ: особенности

Введение единой адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ в детском саду не планируется, для них  предусмотрены вариативные Программы. Невозможно сделать единую Программу для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержками психического развития, аутистического спектра. С разными видами нарушений предусмотрены разные вариативные Программы. Другой вопрос, чтобы авторы захотели их написать, ведь никто заставить в данной ситуации не может.

Ст. 55 Закона говорит о требованиях к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Обучение по основным общеобразовательным Программам ДО за счет бюджетных федеральных ассигнований, бюджетов местных субъектов, дети с ОВЗ принимаются по адаптированным основным общеобразовательным Программам только с согласия родителей и на оснований рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).

Иными словами, чтобы получить образование ребенку бесплатно, надо пройти ПМПК, получить рекомендации комиссии и согласие родителей, законных представителей, которые подписывают в ДОУ это согласие на обучение по адаптированной основной общеобразовательной Программе. Это очень важный момент, потому что очень много вопросов возникает именно в связи с тем, каким образом осуществляется механизм комплектования организаций в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Рассмотрим термин "индивидуальная программа реабилитации инвалида" (ИПР). Дети, имеющие статус инвалидов, получают образование в соответствие с ИПР инвалида.  Формулировка “в карте реабилитации инвалида” регламентируется документом, который называется “Заключение бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы)”.

Обратите внимание на ст. 79 Закона. По дошкольному образованию в Законе есть две основные статьи - ст. 64 и ст. 55. Для детей с ОВЗ есть тоже своя статья - ст. 79, где говорится о содержании образования и условиях организации обучения и воспитания по адаптированным основным образовательным Программам.

Чтобы подтвердить статус инвалида, необходимо пройти бюро МСЭ, которое предоставляет инвалидам ИПР. Когда ПМПК занимается обследованием детей с ОВЗ, если к ним попадает ребенок-инвалид с уже готовой программой реабилитации, безусловно, ее учитывают. Это достаточно серьезная работа между бюро МСЭ и медико-психолого-педагогическими комиссиями в части направления рекомендаций для детей, которые имеют статус инвалида. 

Когда мы говорим о детях, которые нуждаются в особых образовательных условиях, АОП для детей с ОВЗ, мы имеем в виду две категории детей - с одной стороны, это дети с ОВЗ; с другой стороны, в эту категорию входят дети с ОВЗ, но при этом еще являются и инвалидами.

Очень часто медики, заполняющие “Заключение бюро МСЭ”, прописывают помощь специалистов, которых нет в ДОО. Как оказывать такие услуги? Действительно, специалисты МСЭ мало знакомы с образовательной деятельностью. Однако в бюро входят и педагоги. Решение проблемы, которая обозначена в вопросе, может быть в объединении работы бюро МСЭ и ПМПК - бюро МСЭ будут проходить с привлечением специалистов областных, региональных или муниципальных ПМПК. Тогда разночтений в документах не будет.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.