Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития

30 октября 2019
1740
Средний балл: 0 из 5

Чем отличается адаптированная образовательная программа для дошкольников с ЗПР от адаптированной основной образовательной программы? Что нужно знать о разработке специального программного содержания? Какие документы можно взять за основу? Ответы на эти вопросы, рекомендации экспертов, полезные файлы для скачивания представлены в статье.

Введение инклюзивного образования является одной из важнейших тенденций дошкольной образовательной практики. В условиях необходимости обеспечения равных учебно-воспитательных условий для всех детей без исключения, в том числе имеющих дефекты психофизического развития, разработка специального методического содержания становится единственно возможным способом организации педагогической работы.

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития — специальный программный документ, разработанный для детей с интеллектуальной недостаточностью, состоянием незрелости эмоционально-волевой сферы, несостоятельностью высших психических функций показателям возрастного развития и иных групп учащихся, которым по результатам психолого-медико-педагогического обследования рекомендовано освоение данной программы. Целью и задачами реализации АОП в детском саду является:

  • определение зоны ближайшего развития, создание условий для совершенствования интеллектуальных, физиологических и психологических показателей;
  • социализация и комплексная подготовка к школьному обучению;
  • обучение дошкольников с ЗПР способов адекватной демонстрации эмоционального состояния, чувств и переживаний (с помощью жестов, мимики, интонации).
ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации по введению инклюзии в ДОУ читайте в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»:

- Готовые документы, чтобы открыть инклюзивную группу детского сада (файлы для скачивания)

Новые адаптированные образовательные программы. Как разработать и реализовать их в вашем детском саду (рекомендации экспертов)

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития в ДОУ: ожидания и реальность

Многим родителям, чьи дети испытывают серьезные сложности с освоением программного содержания, предлагают пройти обследование ПМПК, по результатам которого детям с задержкой психического развития в ДОУ рекомендуют перейти на обучение по адаптированной образовательной программе. Задержка психического развития — изменение процесса взросления, характеризующееся несоответствием психоэмоционального состояния ребенка стандартным возрастным критериям, незрелостью, сниженной познавательной активностью. Недостаточность функций переработки информации обусловливает особенности восприятия, памяти, мыслительных процессов у дошкольников с ЗПР. Именно поэтому дети испытывают сложности с целостным восприятием объектов (воспринимают фрагментарно), имеют очень ограниченные представления об окружающем мире, нередко — ошибочные, что, конечно же, негативно отражается на всех видах деятельности.

Признаки задержки психического восприятия отражаются по всем показателям психофизиологического развития:

  1. Восприятие — отсутствует целостность, систематичность, изменение ракурса осмотра знакомого предмета может приводить к его не узнаванию.
  2. Мышление — наглядно-действенное, познавательная активность снижена. Ребенок смещает внимание с общего на частности, проявляет инертность.
  3. Речь бессвязная, малосодержательная, нелогичная.
  4. Память наглядная, преимущественно непроизвольная, способность к запоминанию снижена.
  5. Внимание неустойчивое. Концентрация снижена, переключение с задачи на задачу вызывает сложности и затруднения.
  6. Движение нечеткие, регуляция неуверенная.
  7. Линия поведения характеризуется негативизмом, агрессивностью, плаксивостью, импульсивностью.

Необходимость разработки различных видов адаптированных программ для детей с задержкой психического развития в детских садах обусловлена тем, что дошкольники с ЗПР составляют наиболее многочисленную группу в категории малышей с ОВЗ. Специфические расстройства психоэмоционального плана значительно усложняют процесс адаптации к стандартным условиям учебно-воспитательного процесса, поэтому в отсутствие специальных педагогических инструментов воздействия обучение и последовательное развитие детей с данными отклонениями становится проблематичным, а то и невозможным. При условии возникновения комплексных педагогических сложностей родителям, как уже было отмечено выше, рекомендуют пройти с ребенком обследование психолого-медико-педагогической комиссии. На данном этапе очень важно донести до представителей семей информацию о том, что при выявлении у малыша задержки психического развития не стоит надеяться на благополучное разрешение трудностей с освоением программного материала со временем — необходимо как можно быстрее позаботиться о создании специальных учебных условий, которые помогут ребенку уверенно развиваться, социализироваться и активно взаимодействовать с окружающим миром.

Если речь идет об организации школьного обучения в заключении, составляемом по результатам прохождения ПМПК, указывает шифр адаптированной программы для детей с задержкой психического развития в ДОУ, организация обучения которой осуществляется только при условии получения согласия родителей. Что касается современной дошкольной образовательной практики, то необходима точечная разработка программного содержания для каждого конкретного случая, поскольку рекомендации по составлению АОП и варианты программ до сих пор не утверждены на федеральном уровне. На момент написания статьи на общественное обсуждение было вынесено девять вариантов адаптированных программ для детей с ОВЗ, но только одна из них соответствует потребностям малышей с ЗПР, и при этом нет таких, которые без корректив могут быть использованы для разработки порядка воспитания дошкольников с задержкой психического развития. Это обусловливает необходимость для воспитателей и руководителей детских садов искать пути по составлению и реализации программного содержания самостоятельно, опираясь на рекомендации и наработки отличников сферы дошкольного образования, рекомендации экспертов.

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития 7, 8 вида

Согласно п. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» содержание обучения и воспитания детей с ОВЗ определяется в соответствии со специальным программным содержанием. Таким образом, адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития в ДОУ становится основополагающим документом, регламентирующим порядок проектирования индивидуальной программы воспитания и педагогической поддержки. Проектирование программной разработки осуществляется на основе ПрАООП для дошкольников с ЗПР, утвержденной 07.12.2017 г.

Ввиду того, что задержка психологического развития ребенка является сложным полиморфным нарушением, для которого характерна сильная разбросанность отклонений (от проявлений умственной отсталости до состояния, которое можно охарактеризовать как «педагогическая запущенность»), разработка программного обеспечения учебно-воспитательного процесса именно для дошкольников с ЗПР является сложным и трудоемким занятием. Чтобы обеспечить условия полноценного развития каждого из воспитанников, у которых выявлена характерная симптоматика, необходимо реализовать полный комплекс диагностических мероприятий с привлечением максимального количества специалистов для точного определения зоны ближайшего развития.

Нормативно-правовой основой проектирования АОП для детей с ЗПР должны стать:

  • ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
  • проект ФГОС ДО;
  • Конвенция о правах ребенка, одобренная 20.11.1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13, регламентирующие санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима ДОУ.
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития

Получите диплом установленного образца


Узнать большео нормативно-правовом регулировании инклюзии, особенностях ее обеспечения на дошкольном уровне образования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках ФГОС ДО»

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития

Теоретическим базисом адаптированной программы для детей с задержкой психического развития должно стать содержание ПрАООП для дошкольников с ЗПР, а также работы таких отечественных психологов как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, в которых отражены закономерности формирования детской психике при норме и патологии, показатели оптимального соотношения коррекционного компонента в воспитательном процессе, обоснования необходимости обеспечить связь актуального и потенциального уровня развития ребенка. Что касается концептуальной части, то при работе над программным содержанием заведующему детским садом и ответственным педагогам важно четко разграничить понятия «адаптированная образовательная программа» (АОП) и «адаптированная основная образовательная программа» (АООП):

  1. Если в группу ДОУ зачислен воспитанник с задержкой психического развития, учебно-воспитательный процесс организовывается по основной образовательной программе, а для этого воспитанника разрабатывается АОП.
  2. Если в детском саду формируется группа дошкольников со схожими патологиями развития, то необходимо проектирование АООП.

При разработке методической документации следует принять во внимание наличие двух вариантов адаптированной программы для детей с задержкой психического развития 7 вида, наличие которых обусловлено значительной вариацией проявлений данного дефекта.

  • Вариант 7.1 АООП разработан для дошкольников, демонстрирующих трудности самопроизвольной регуляции, признаки социально-эмоциональной незрелости, повышенную психологическую истощаемость, низкую интеллектуальную работоспособность и другие нейродинамические дисфункции, указывающие на легкую органическую недостаточность ЦНС. Для включения в социальную среду ребенка, которому по результатам обследования ПМПК рекомендовано обучение по данному виду АООП, требуется обеспечить устойчивость его адаптивных реакций, что предусматривает необходимость активной реализации коррекционного компонента.
  • Вариант 7.2 адресован детям, для которых характерен сниженный темп развития (по сравнению с возрастной нормой), проявляющийся комплексно или локально. На это указывают нарушения когнитивных функций, восприятия, памяти, умственной работоспособности, познавательных процессов, обусловливающие значительные сложности адаптации ввиду несформированности механизмов осознанности, саморегуляции и самоконтроля. При этом дети с ЗПР, страдающие от данных дисфункций могут проявлять удовлетворительные темпы обучаемости, но с проявлениями избирательности и неустойчивости интереса, гиперактивностью, непониманием социальных норм. В свете этого реализация варианта 7.2 АООП для дошкольников с ЗПР может вестись только в группах компенсирующей направленности, где нет риска создания дополнительных сложностей для нормально развивающих воспитанников.

Ввиду того, что существуют сложности быстрой диагностики расстройств аутистического спектра, в отдельных случаях может быть рекомендовано обучение по адаптированной программе для детей с задержкой психического развития 8 вида, представленной в четырех вариантах. Данную практику нельзя считать правильной ввиду того, что в условиях целевого педагогического и коррекционного воздействия проявления ЗПР практически полностью удается преодолеть к моменту достижения ребенком 13-14- летнего возраста, и в дошкольном детстве закладывается базис выравнивания развития.

Природа аутизма обусловлена генетическими факторами, поэтому программные продукты 8 вида преимущественно направлены не столько на «выравнивание» дефектов, сколько формирование механизмов социальной адаптации, хотя отдельные составляющие седьмого и восьмого вариантов АООП схожи между собой. Таким образом, грамотное проектирование индивидуального маршрута дошкольника во многом зависит от точности выбора программного содержания, что обусловливает необходимость ведения диагностических наблюдений до того момента, пока не будут разъяснены все составляющие клинической картины и ПМПК сможет дать точную рекомендацию касательно варианта АООП.

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития в ДОУ

Независимо от того, какой вариант адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития в ДОУ необходим для реализации, работу по его разработке придется вести самостоятельно по причине сильного разброса показателей отклонений, соответственно — реальных потребностей воспитанников. Помимо проекта ПрАООП, эксперты рекомендуют использовать в качестве опорного материала авторские программные разработки Н.В. Нищевой и других специалистов сферы дошкольного образования, ведущих методический поиск в данном направлении (доступны в сети, список постоянно обновляется).

Согласно требованиям ФГОС ДО в АООП для дошкольников с ЗПР следует разделить на следующие разделы:

  1. Целевой. Традиционно включает пояснительную записку, в которой необходимо представить цели, задачи, механизмы и условия реализации программного содержания, а также подходы, которые были выбраны при его разработке, а также планируемые результаты педагогической деятельности согласно АООП (целевые ориентиры) и механизмы проведения диагностики достижений.
  2. Содержательный. Должен отражать суть учебно-воспитательной деятельности с детьми с ЗПР по основным областям развития. Отдельно следует выделить особенности взаимодействия дошкольников с семьей, педагогическим коллективом и представить программу ведения коррекционно-развивающей работы, составленной с учетом реальных потребностей воспитанников с ЗПР.
  3. Организационный раздел, определяющий психолого-педагогические, кадровые, матеарильно-технические, финансовые условия реализации адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития в ДОУ, а также специфику РППС, НОД, режим дня и распорядок группы.

Одним из наиболее значимых разделов АООП является создание условий для гармоничного возрастного развития дошкольников с ЗПР по основным образовательным областям в рамках комплексной подготовки к этапу школьного обучения. Направленная педагогическая работа осуществляется в режимных моментах, в рамках НОД, самостоятельной деятельности воспитанников, организации взаимодействия с семьями и реализации коррекционного компонента. Ключевыми задачами образовательной работы с детьми с ЗПР должны стать:

  1. Гармоничное развитие психофизических, нравственных, эстетических, духовных качеств.
  2. Сохранение и укрепление здоровья, преодоление или коррекция имеющих недостатков.
  3. Формирование общей культуры, навыков социальной адаптации.

Данные формулировки требуют уточнения, определяемые типом группы (компенсирующей направленности, где предусмотрена только реализация АООП, или комбинированной, в которой воспитатели параллельно работают по двум программам), возрастным фактором, а также спецификой выявленных дефектов развития, характеризующихся значительным разбросом. Преимущественно дети с различными проявлениями ЗПР нуждаются в создании специальных психолого-педагогических условий ввиду соматической ослабленности, отставания не только в интеллектуальном, но и физическом развитии (характерна недостаточность общей и мелкой моторики, несформированность базовых двигательных техник), неспособности к длительной концентрации внимания, неготовности к целевой предметной деятельности, речевой замкнутости. В свете этого приоритетные задачи реализации адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития должны учитывать необходимость развития базовых навыков без создания чрезмерной нагрузки, стимулирование воспитанника к проявлению самостоятельности, овладению навыками самообслуживания, контролем проявления разных чувств — злости, радости, раздражения, боли.

Содержание учебно-воспитательной деятельности по образовательным областям согласно АООП для детей с ЗПР Ожидаемые достижения ребенка по итогу освоения программы

Социально-коммуникативное развитие

Развитие навыков коммуникации, игровой деятельности через создание условий для позитивной социализации, систематическую поддержку спонтанной игры.

Приобщение к базовым поведенческим нормам, правилам построения взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Осознание дошкольником с ЗПР собственной гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Формирование основ духовно-нравственной культуры, элементарных представлений о малой родине и Отечестве.

Участвует в разыгрывании простых сюжетов (два-три действия), выполнении заданных ролевых действий.

Соблюдает элементарные правила при участии в игровой деятельности.

Проявляет интерес к действиям других участников учебно-воспитательного процесса с последующим подражанием.

Адекватно реагирует на простые просьбы сверстников и старших (принести, подать, сказать, убрать игрушки).

Выявляет несоответствия поведения требованиям взрослого.

Познавательное развитие

Создание условий для развития познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.

Формирование представлений об основных формах, цветах, размерах, способах обследования объектов, а также о части и целом, причине и следствии, пространстве и времени.

Расширение кругозора посредством открытия информации о себе, других людях, привычных объектах и явлениях, существующих взаимосвязях и закономерностях.

Активизация предметной деятельности, в том числе посредством приобщения к практике конструирования, направленного экспериментирования.

Закрепление ранее полученного ребенком личного опыта, который становится основой для расширения знаний.

Составляет из нескольких частей схематические рисунки, предметные конструкции. Может назвать, показать основные цвета (до 4 включительно) и формы (до 3 включительно). Из трех предметов может выбрать самый большой или маленький.

Воспринимает простые игровые инструкции (три-четыре слова), использует предметы-подражатели.

Владеет простейшими сведениями о мире людей и предметах быта.

При поддержке взрослого применяет навыки планирования (определяет последовательность действий).

Показывает жестами форму и величину предметов, их удаленность относительно друг друга. Владеет навыком последовательного счета.

Обладает интеллектуальными предпосылками для выполнения различных видов активности.

Речевое развитие

В рамках реализации адаптированной программы для детей с задержкой психического развития в ДОУ воспитатель обязан:

  1. Обеспечивать освоение воспитанниками ситуативных и внеситуативных форм речевого общения.
  2. Развивать у детей способности к фонематическому восприятию, лексической, грамматической, фонетико-фонематической стороны речи, а также к практическому овладению ее нормами.
  3. Систематически создавать условия для речевого выражения детьми с ЗПР своих чувств и эмоций.

Удерживает визуальный контакт.

Проявляет речевую активность как основной способ коммуникации с окружающим миром, стремится общаться с людьми из зоны ближайшего взаимодействия посредством слов и жестов.

Распознает названия часто используемых предметов, выполнять простые словесные команды, связанные с ними.

Называет хорошо знакомые предметы и действия, изображенные на картинке, отвечает на поставленные вопросы.

Воспроизводит простые звуки, звукослоговую структуру двухсложных слов.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование интереса дошкольников с ЗПР к эстетической стороне окружающей жизни и произведениям искусства.

Развитие образных представлений, воображения, инструментальных навыков творческого характера.

Создает предпосылки для ведения воспитанниками самостоятельной созидательной деятельности через овладениями приемами лепки, рисования, аппликации, художественного конструирования.

Проявляет интерес к прослушиванию сказок, стихов и песен, рассматриванию изображений и визуальных рядов, демонстрирует эмоциональный отклик.

При создании аппликации, рисунков следует словесным указаниям, активно использует предоставленный инструментарий.

Рисует линии, отличающиеся по толщине, форме и ориентации в пространстве, округлые формы.

Прислушивается к звучанию музыкальных игрушек и инструментов. Различает голоса людей, входящих в круг ближайшего окружения.

Выполняет ритмические движения под музыку при поддержке взрослых или самостоятельно.

Физическое развитие

Педагогическая работа по направлению предусматривает создание условий, способствующих приобретению детьми навыков двигательной деятельности, а именно закрепления механики базовых видов активности, развития координации, гибкости, силы, равновесия. Дополнительно педагог:

  1. Обеспечивает воспитание культурно-гигиенических навыков.
  2. Формирование начальных представлений детей о ЗОЖ, элементарных правилах питания.
  3. Способствует сохранению и укреплению психофизического здоровья в режимных моментах, организованной и самостоятельной деятельности дошколят.

После освоения адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР дошкольник:

  1. Демонстрирует уверенное владение базовыми двигательными техниками, выражает стремления осваивать различные виды движения.
  2. Выполняет простые построения и перестроения, физические упражнения по примеру. Стремится участвовать в подвижных играх.
  3. Использует предметы личной гигиены, домашнего обихода для выполнения орудийных действий при поддержке взрослого.
  4. Выполняет основные культурно-гигиенические действия по просьбе и при поддержке воспитателя, родителей.

Значимой частью реализации программного содержания, которое следует отразить в содержательном разделе, является ведение коррекционно-развивающей деятельности, предусматривающей применение комплексного психолого-медико-педагогического подхода. Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития 7 вида предусматривает уменьшение объема предлагаемого материала, введение дополнительных стимулов, дозирование помощи со стороны педагога. Наиболее распространенными в обучении дошкольников с ЗПР становятся такие подгрупповые формы, на которых часть детей (подгруппа) занимается с кем-либо из специалистов (например, учитель-дефектолог), а вторая — с воспитателем или другим специалистом. Так же могут проводиться занятия малой подгруппой (2-3 ребенка), где осуществляется коррекция сходных нарушений. Эффективными в работе с детьми с ЗПР являются и индивидуальные занятия специалистов длительностью 10-15 минут. Во второй половине дня на индивидуальных занятиях воспитатели закрепляют матери ал, изучаемый ранее в рамках НОД.

Среди разнообразия форм работы с детьми с ЗПР актуальными являются:

  • музыкальные,
  • физкультурные,
  • познавательные занятия с применением здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникационных, проектных технологий обучения.

Фронтальные занятия в группах компенсирующей направленности по сравнению с общеразвивающими группами короче по времени:

  • в старшей — 20 минут,
  • в подготовительной — 25 минут.

Это обусловлено снижением работоспособности детей данной категории. Обязательными является физкультминутки, релаксационные паузы. В коррекционно-развивающем процессе с детьми с ЗПР особую значимость имеют экскурсии в библиотеку, краеведческий музей, станцию юных натуралистов, которые с целью стимулирования познавательной активности детей рекомендуется организовывать регулярно.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.