text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Проблемы реализации ФГОС дошкольного образования

  • 12 декабря 2013
  • 190

Рассмотрим проблемы реализации ФГОС дошкольного образования:

1. Проблема ФГОС: дошкольного образование с 2-х месяцев или с 3-х лет?

Иногда идет некоторая путаница по определению ДО. Многие региональные руководители считают, что развивать ДО необходимо с 3-х лет. Это неверно. В ст. 67 закона “Об образовании” указано, что ребенок имеет право на ДО с двухмесячного возраста, поэтому необходимо осознавать, что создавать места в дошкольных организациях, условия для качественного ДО необходимо с двухмесячного возраста.

Это достаточно серьезная проблема внедрения ФГОС дошкольного образования, потому что губернаторами субъектов РФ в первую очередь решаются вопросы обеспечения доступности местами детей от 3 до 7 лет, но нельзя забывать о том, что есть дети младше 3-х лет - дети с 2-х месяцев.

В группах для детей до 3-х лет нуждаются:

  • социально незащищенные слои населения, у которых нет возможности оставить детей с нянями, чтобы выйти на работу;
  • родители, у которых есть дети с ОВЗ;
  • мамы, которые перестают получать пособие на ребенка по достижении их 1,5 года, и вынуждены после 1,5 лет ребенка идти работать, особенно мамы, которые воспитывают ребенка в одиночестве;

2. Кадровая проблема ФГОС дошкольного образования

Пути решения кадровой проблемы ФГОС дошкольного образования - это обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Речь идет об изменении стандартов высшего профессионального образования - и в педагогическом, и в психологическом плане - но это отдельная тема.

3. Проблема ФГОС: очереди в организации дошкольного образования

Безусловно, проблему искоренения очередей может частично взять на себя развитие частного государственного партнерства и в том числе развитие негосударственного сектора в РФ. Сейчас, по разным оценкам, от одного до менее чем двух процентов частных садов в России - и это очень мало, катастрофически мало, по сравнению с другими развитыми странами.

Негосударственный сектор мог бы взять на себя часть ответственности за группы детей до 3-х лет, за группы детей с ОВЗ. Тем более, что по закону “Об образовании” неважно - муниципальный детский сад или частный - финансирование образовательной услуги идет с субъекта РФ, т.е. в частные сады пойдут бюджетные деньги.

Следовательно, развитие частного негосударственного сектора в решении данной проблемы ФГОС может принести огромную пользу дошкольному образованию (естественно, при наличии лицензии на право образовательной деятельности, при контроле этого процесса).

4. Проблема ФГОС: отсутствие научных основ обновления дошкольного образования

Это техническое задание ученым, исследователям, педагогам, которые занимаются теми или иными видами исследований. В России огромная научная школа, которая существует более чем 60 лет. Это школа Запорожца А.В., но основы обновления дошкольного образования - это задача и проблема ФГОС настоящего времени. Научные основы обновленного ДО есть только самые зачатки, их как законченной системы пока нет.

5. Проблема ФГОС: развитие инклюзивного дошкольного образования

Безусловно, необходимо создание и нормативно-правовой, и методической базы. Обращаем внимание, что получение такого образования возможно только при наличии специальных условий для детей с ОВЗ. Хотелось бы предупредить всех о так называемой "механической инклюзии", простого "механического" помещения детей в группу, потому что толку от такого образования практически не бывает - практика на протяжении уже многих лет это показывает.

Эта проблема ФГОС только начинает решаться, потому что пока инклюзивное дошкольное образование развивалось в России как инклюзивные практики в инновационном режиме, в режиме эксперимента в силу того, что в законе “Об образовании” только в 2013 г. появился термин “инклюзивное образование”.

6. Проблема ФГОС: предметно-пространственная среда в организациях дошкольного образования

Когда работа с детьми наполнена содержанием за счет создания разнообразных предметных сред, ребенку предоставляется богатый выбор содержательной жизни. Проблема ФГОС - организация предметно-пространственнной среды дошкольного образования - должна решаться за счет гибкого изменения в соответствии с содержанием – темой.

Образовательный процесс направлен не только на расширение осведомленности ребенка об окружающем, важны воспитательные цели, ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.

7. Проблема ФГОС дошкольного образования: развитие межведомственного и сетевого взаимодействия

Речь идет о сетевом взаимодействии, которое прописано и в законе “Об образовании”, и в других нормативных актах. В решении этой проблемы ФГОС в первую очередь наибольший интерес в качестве эксперимента привлекает консолидация ресурсов в области дошкольного и дополнительного образования детей, в том числе детей с ОВЗ.  

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.