Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС

375

В организации образовательного процесса особое место теперь уделяется использованию всех педагогических ресурсов для успешного развития детей. Индивидуальный подход к дошкольникам, сохранение природы их поведения и самоценности являются ключевыми в дошкольном воспитании.

Эффективность воспитательного процесса строится на планировании деятельности, одним из элементов которой является составление индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС (далее - ИОМ). Этот документ отражает новый подход к воспитательно-образовательному процессу. Педагогические ресурсы в этом случае должны применяться для достижения максимальной результативности развития и воспитания детей. Крайне важен индивидуальный подход к воспитанникам, учитывающий особенности мышления и развития, способности и умения.

Обучение индивидуализируется для того, чтобы сгладить несоответствие между уровнем, заданным образовательными программами, и реальными возможностями детей. В контексте этого под индивидуальным образовательным маршрутом принято понимать реализацию личностного потенциала дошкольника в обучении и образовании.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника: что это?

За понятием ИОМ скрывается образовательная программа, ориентированная на обучение конкретного воспитанника с учетом его личностных качеств. Документ решает конкретные задачи, а потому должен быть в каждом дошкольном образовательном учреждении. Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС призван формировать факторы, направленные на социально-личностное развитие и успешную социализацию детей, развивать познание.

Социально-личностное развитие дошкольника предполагает:

  • формирование благоприятной предметно-развивающей среды;
  • создание единой системы работы педагогического коллектива и администрации, родителей и медперсонала ДОУ;
  • совершенствование стиля педагогического общения с детьми, ориентирование на психологически-корректный стиль общения;
  • создание условий для развития положительного отношения дошкольника к окружающему миру, людям, социальной и коммуникативной компетентности;
  • формирование чувства собственного достоинства у воспитанников, осознание их свобод и прав.

Государственный заказ, запросы и потребности родителей, возможности дошкольного образовательного учреждения, уровень развития и функциональные возможности дошкольников определяют индивидуальный образовательный маршрут.

Программа разрабатывается для детей с ограниченными возможностями здоровья, высоким уровнем интеллектуального развития, для тех, кто не усваивает основную образовательную программу дошкольного образования.

ИОМ ориентирован на:

  • формирование навыков моторики и движения;
  • развитие коммуникативно-социальных и культурно-гигиенических навыков;
  • разносторонние сферы деятельности дошкольников;
  • совершенствование речевых навыков;
  • развитие представлений о времени, пространстве, окружающем мире.

Реализация маршрута невозможна без систематического мониторинга степени освоения образовательной программы дошкольниками, что важно не только для педагогических работников, но и родителей детей.

Структура образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС предполагает использование различных методов работы: игр, бесед, чтения художественной литературы, тренингов и упражнений, которые способствуют развитию поведенческой и эмоционально-личностной сферы, игр на развитие психических процессов, приемов арт-терапии, релаксационных психогимнастических упражнений.

ИОМ в обязательном порядке включает ряд компонентов:

  1. целевой – постановка целей согласно федеральным стандартам;
  2. содержательный – группировка и систематизация занятий, учебных предметов;
  3. технологический – перечень используемых педагогических приемов, методов и технологий;
  4. диагностический – комплекс диагностических методов;
  5. организационно-педагогический – перечень способов и условий достижения поставленных педагогических целей;
  6. результативный – результаты развития дошкольников на момент поступления в первый класс.

Поскольку маршрут направлен на определение трудностей процесса социализации и обучения детей, при составлении ИОМ следует внимательно изучить особенности характера и поведения дошкольника.

Важно провести подготовительную исследовательскую деятельность, в ходе которой:

  1. Составить характеристику дошкольника, указав степень и скорость адаптации в среде сверстников, перечислить другие дошкольные образовательные учреждения, если имела место смена ДОУ.
  2. Изучить семью воспитанника, составить аналогичную характеристику, отдельное внимание уделив отношениям между родителями и ребенком.
  3. Изучить уровень физического развития воспитанника (осанку, походку, мимику, указать группу здоровья), упомянуть о состоянии здоровья ребенка, аппетите, сделать характеристику сна.
  4. Определить степень развития памяти, внимания, мышления, речевых навыков.
  5. Выявить склонность дошкольника к различным видам деятельности, чтобы можно было использовать игры в процессе обучения и воспитания.

В ходе разработки ИОМ опираются на ряд важных принципов: опоры на обучаемость ребенка, соблюдения интересов дошкольников и детскую субкультуру, тесного взаимодействия специалистов, непрерывности сопровождения ребенка на всех этапах решения проблемы, отказа от усредненного нормирования.

Этапы составления индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС

Этап Сроки выполнения Описание
Наблюдение адаптационный период с сентября по октябрь Оценка группы дошкольников, которые испытывают психомоторные, коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные трудности
Мониторинг первая неделя ноября Анализ и обобщение данных о состоянии развития дошкольников для оценки и планирования коррекционно-развивающего процесса, конечного результата. Диагностика совместно с педагогом-психологом и педагогом-дефектологом, оценка уровня освоения основной образовательной программы, анализ промежуточных результатов по областям образования, оценка физического развития детей, состояния здоровья, общих способностей. Определяется срок реализации поставленных целей. 
Конструирование ноябрь Составление индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС на базе обозначенных сложностей и причин этих трудностей. 
Реализация с декабря по апрель Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в ходе жизнедеятельности и всех видов деятельности дошкольников. 
Итоговая диагностика конец апреля Оценка и анализ результатов маршрута, степень устранения трудностей, определение дальнейших направлений работы. 

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС нуждается в систематической корректировке. Результаты итогового мониторинга позволяют выделить ключевые направления дальнейшей работы для реализации индивидуальных потребностей дошкольника и оптимального развития личностных качеств. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль