Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

ВСОКО в ДОУ по ФГОС

  • 6 ноября 2018
  • 329
Внутренняя система оценки качества образования (далее — ВСОКО) — неотъемлемый элемент управленческой деятельности, который опирается на регулярный анализ качества образовательного процесса, его обеспечения и эффективности. Оценка является самоаудитом системы с последующим информированием заказчиков и потребителей образовательных услуг о степени соответствия предоставляемого образования требованиям ФГОС. ВСОКО в ДОУ является обязанностью учреждения, внедряется силами сотрудников детского сада для последующего использования полученных результатов. Оценочные процедуры подразумевают:
  • должностной контроль — осуществляется согласно циклограмме форм и видов контроля;
  • оценку качества образования и условия для реализации программы;
  • общественную экспертизу, к которой привлекают родителей и заинтересованных лиц. 
Каждое ДОУ разрабатывает свою систему оценки качества образования, собственные подходы к оценочной деятельности, определяет комплекс форм и методов, устанавливает график оценочных процедур, которые вносят в локальный акт — Положение о ВСОКО в ДОУ 2018

Понятие качества образования в контексте проведения ВСОКО

Исходя из положений ФЗ «Об образовании», качество образования представляет собой сложную систему: кто-то формирует запрос, другие определяют стратегию осуществления запроса, а третьи — контролируют, насколько выбранные методы и средства подходят под запрос и в случае необходимости корректирует их. Положение о ВСОКО в ДОУ предполагает, что качество образования рассматривается в разных проекциях и формируется последовательно. 

В обязанности любого образовательного учреждения входит обеспечение качества образования, которое может быть связано с разработкой основной программы, дорожных карт, мониторинговых исследований, систематическим повышением квалификации сотрудников. Сложность оценки качества образования в детских садах заключается в том, что оценивается не уровень освоения воспитанниками содержания основных образовательных программ, а условия, в которые помещен ребенок, чтобы достичь целевых ориентиров на этапе завершения уровня образования. Таким образом, ВСОКО концентрируется на оценке условий и содержания образовательного процесса. Действительно, чтобы понять, насколько эффективна работа детского сада, важно иметь представление о контингенте воспитанников, условиях, в которых работает учреждение, каков его кадровый потенциал, развивающая среда.
На государственном уровне контроль качества образования осуществляется посредством периодического федерального государственного контроля и федерального государственного надзора. Чтобы ДОУ могли осуществлять систематический контроль над соответствием образовательного процесса созданным для этого условиям и требованиям к качеству образования, формируется внутренняя система оценки качества, которая носит двойственный характер. Что такое ВСОКО в ДОУ? Это:
  • динамичная целостная система диагностических и оценочных процедур, совокупность организационных структур и нормативных материалов, обеспечивающих управление качеством образования;
  • констатирующий непрерывный контроль качества образования, необходимый для определения его соответствия установленным нормам и принятия управленческих решений. 

ВСОКО в ДОУ: цели и задачи процедуры 

Объективная внутренняя оценка качества дошкольного образования относится к числу ключевых проблем развития всех сфер образования. От качества проведения оценочных процедур зависит уровень образования в ДОУ. В детском саду документы по ВСОКО в ДОУ разрабатываются с учетом положений ст. 28 ФЗ «Об образовании», согласно которому, образовательное учреждение вправе проводить внутреннюю оценку. Нормативную базу процесса обеспечивают локальные акты и устав организации. Данные оценки черпают из отчетов педработников, социологических и мониторинговых исследований, статистики образовательных результатов, практики проведения педагогических мероприятий. 

Нормативная база ВСОКО

Нормативная база ВСОКО определяет ее инвариантую составляющую, в которую включают разделы, обеспечивающие выполнение федеральных стандартов. Детский сад вправе включать дополнительные составляющие оценки качества образования, например:
  • оценку выполнения показателей программы развития;
  • оценку работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
ВСОКО в ДОУ в соответствии с ФГОС проводится для выработки единой системы анализа и контроля в образовательной сфере и прогнозирования векторов развития дошкольного образования, переосмысления целей и задач дошкольного образования, расширения спектра используемых методик и технологий. Оценочные процедуры преследуют следующие цели:
  • сбор объективной информации о работе и развитии, основных образовательных тенденциях в ДОУ;
  • оперативное выявление и реагирования на факторы, которые оказывают влияние на образовательный процесс;
  • передача объективной информации о качестве образовательного процесса всем его участникам;
  • стимулирование самореализации и личностного саморазвития педагогов, использование ими передовых педтехнологий;
  • принятие актуальных управленческих решений, оперативное реагирование по факту, формирование действенного механизма управления процессов образования. 

Выстраивая систему ВСОКО в детском саду, ставятся следующие задачи:
  1. Выработка единых критериев оценки, аналитических показателей и подходов к измерению, принципов проведения самоаудита.
  2. Определение факторов, которые влияют на качество образовательного процесса.
  3. Создание ресурсной базы, на основании которой будет работать статистика образования, отражая уровень подготовки педагогов, а также условия для реализации программы, созданные в детском саду. 
  4. Оценка соответствия образовательной программы детского сада нормативам, а также условий для ее реализации требованиям ФГОС.
  5. Обеспечение доступности образования.
  6. Оценка уровня индивидуального развития детей. 
  7. Способствование повышению педагогического мастерства, формирование рейтинговой системы, осуществление стимулирующих доплат. 
  8. Увеличение роли общественного участия в управлении детским садом, повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. 
ВСОКО включается в годовой план работы детского сада, где выносится в отдельный раздел, в котором выносится не только план проведения оценочных процедур, но и перечисление всех видов контроля, объектов и ответственных лиц. План ВСОКО на 2018-2019 учебный год в соответствии с ФГОС со справками составляет заведующая, которая и руководит процедурой внутренней проверки, осуществляемую мониторинговой группой, назначенной ею приказом. 

Внутренняя система оценки качества образования: принципы и характер работы

Государственные органы надзора в обязательном порядке контролируют наличие и качество внутреннего мониторинга образовательной системы в ДОУ. Однако сложность в этом вопросе вызывает то, что в правительственных законодательных актах не регламентировано содержание и принципы системы ВСОКО на 2018-2019 годы, а потому каждый детский сад, учитывая особенности работы и ее специфику, определяет критерии и порядок проведения процедур самостоятельно. Выделяют триединство составляющих качества образования. Качество:

  • Условий — кадровое обеспечение, материально-техническая база, психолого-педагогические условия, информационно-развивающая среда, эстетические и санитарно-гигиенические, питание и медицинское сопровождение, документооборот, общественно-государственное управление. 
  • Процесса — степень удовлетворенности родителей, уровень квалификации педагогов, эмоционально-психологическое благополучие детей, степень их социальной адаптации, соответствие дополнительных образовательных программ запросам родителей, а основных — требованиям ФГОС.
  • Результата — насколько дети усваивают образовательную программу, задействованы в воспитательных мероприятиях, демонстрируют психологическую готовность к школе, каковы результаты коррекционной работы, состояние здоровья воспитанников. 
Руководство развитием ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Своевременно подготовиться, тщательно спланировать систему внутренней и внешней проверки качества образования в дошкольном образовательном учреждении поможет учебная программа Государственный контроль (надзор) в сфере образования.

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Направлениями ВСОКО в детском саду является оценка:
  1. Выполнения ООП и поставленных в годовом плане задач.
  2. Организации воспитательного процесса.
  3. Уровня профессионального мастерства педагогов и его динамики, кадрового обеспечения учреждения. 
  4. Степени сформированности предметно-развивающей среды, медико-социальных условий и материально-технической базы. 
  5. Индивидуального развития детей (физического и психического) и состояния их здоровья.
  6. Степени адаптации прибывших детей к условиям в детском саду, готовность выпускников к учебе в школе. 
  7. Семьи и степени удовлетворенности родителей.
Оценочные процедуры проводятся с соблюдением морально-этических норм и опираются на принципы максимальной прозрачности и открытости, достоверности, объективности и системности, оперативности и рефлективности. 
Формами реализации ВСОКО являются:
  • мониторинг (целенаправленное систематическое наблюдение, собеседование, анализ документации, анкетирование, тестирование, сравнение и анализ);
  • контроль (оперативный, тематический, фронтальный, итоговый, взаимоконтроль).
ВСОКО в ДОУ по ФГОС
Объектами исследования выступают:
  • В образовательной среде — нормативно-правовое и кадровое обеспечение, контингент воспитанников.
  • В среде воспитанников — уровень развития психических свойств, академические показатели, адаптированность и антропометрические данные.
  • В среде педагогов — результативность деятельности, уровень профессионального мастерства и инновационной деятельности, наличие педагогических затруднений, самообразование. 
  • Образовательный процесс — соблюдение режима дня и организации питания, точности режимных моментов, условий воспитательно-образовательного процесса. 
Внутренняя система оценки качества образования предполагает строгий алгоритм действий, предшествующих ей.
Этап Характеристика
Диагностический
Анализ нормативных документов федерального и регионального уровня для определения объектов ВСОКО в ДОУ. Определение вариативного и инвариантного перечня объектов оценки. Оценивание условий реализации основной программы, последующее планирование результатов реализации ООП. Проблемный анализ образовательного процесса.
Методический Определение целей и задач оценочных процедур, а в соответствии с ними — определение содержания, методов и форм работы. Разработка организационной структуры ВСОКО, объединяющей коллегиальные органы управления, должностных лиц, структурные подразделения. Адаптация или разработка оценочно-диагностического инструментария.
Административный
Назначение ответственных лиц за проведение оценки с последующим распределением обязанностей. Определение порядка проведения оценочных процедур, издание соответствующего приказа по ВСОКО в ДОУ.
Согласно положению о ВСОКО в ДОУ по ФГОС, критерием определения качества образования служит соответствие его фактического состояния, условий и результатов нормам, указанным в стандарте и госзадании:
  • если соответствует, значит воспитанникам и их родителям не о чем волноваться;
  • если соответствует лишь частично, значит детский сад еще работает над улучшением качества. 

Работа мониторинговой группы по ВСОКО

Проведение ВСОКО в ДОУ, оформление результатов, разработка программы — все это и многое другое ложится на плечи сотрудников учреждения и его заведующего. Как правило, работу по оценке качества образования осуществляет заведующий и старший воспитатель, специалисты узких областей и воспитатели, медицинский работник и представитель родителей. 

Распределение обязанностей в мониторинговых группах в ходе реализации ВСОКО выглядит следующим образом:
Заведующий На нем лежит ключевая административная и прогностическая работа, поскольку именно он формирует план по ВСОКО в ДОУ, график и периодичность проведения оценочных процедур, на основании которых определяет векторы развития учреждения и принимает управленческие решения. Заведующий ДОУ обеспечивает проведение статических и социологических исследований, мониторинговых и контрольно-оценочных процедур.
Старший воспитатель
  • отвечает за организацию оценочных процедур в ДОУ;
  • собирает, обрабатывает и представляет информацию о качестве образования и динамике его развития, анализирует ее;
  • составляет информационно-аналитическую документацию по итогам проведения оценочных процедур;
  • контролирует проведение мониторинговых процедур в каждой группе, отслеживая динамику развития детей;
  • составляет рекомендации для педагогов по повышению качества воспитательно-образовательного процесса. 
Специалисты узких областей и воспитатели На рядовых педагогов и узких специалистов ложится обязанность по оценке уровня развития каждого воспитанникам с последующим анализом динамики. Они разрабатывают рекомендации для родителей, информируют их о результатах ВСОКО и своевременно передают сведения старшему воспитателю. 
Медицинский работник В его обязанности входит контроль за состоянием здоровья детей, статистики посещаемости и заболеваемости в детском саду. Он определяет факторы, которые негативно сказываются на здоровье и эмоциональном состоянии детей. 
Заведующий по АХЧ
Контролирует оценку материально-технического обеспечения учреждения.
Члены мониторинговой группы ДОУ вправе использовать различные методы педагогических, психологических и социологических исследований, изучать локальные нормативные акты, аналитические и методическими материалами, оценивать деятельность работников на основании экспертизы. Заведующий, старший воспитатель, специалисты и педагоги должны понимать меру ответственности за искажение фактов, использование недостоверной информации в справках и отчетах. 

Порядок проведения ВСОКО в детского саду

Направления мониторинговой работы отражаются в программе ВСОКО в ДОУ по ФГОС. В этом документе дается полный перечень всех объектов контроля и показателей качества с указанием методов и средств сбора информации, периодичности проведения оценки, принципов обработки сведений.

Реализация ВСОКО опирается на составленную программу оценочных процедур, ООП и годовой план работы учреждения. Основанием для проведения процедуры ВСОКО может стать заявление педагога на повышение квалификационной категории, обращения заинтересованных юридических или физических лиц, отмечающих нарушения в детском саду. 
  • За две недели до предстоящей проверки (и не позднее) заведующий издает приказ, определяющий тематику, сроки и характер мониторинга. В документе регламентируются сроки подачи отчетности, назначаются ответственные лица, представляется план-задание оценочных процедур. Если контроль проводится на основании жалобы родителей на нарушение прав ребенка, трудового или иного законодательства, оценочные процедуры считаются экстренными и проводятся без предварительного предупреждения сотрудников. Мониторинг не может длиться дольше 5-10 дней. 
  • Не позже, чем через неделю после завершения процедуры согласно программе ВСОКО в ДОУ с приложениями; работников детского сада должны проинформировать о результатах проверки в течение 10 дней после ее завершения. Ответственные лица подают отчет или аналитическую справку, как альтернативную форму отчетности, а заведующий вновь издает приказ, в котором представляет результаты оценки и административные решения, которые за этим последуют. В ДОУ проводятся административные совещания, заседания педсовета, общие родительские собрания. 
  • В конце учебного года аналитические справки и отчеты анализируются, поскольку на их основании оценивается эффективность работы коллектива и учреждения в целом, выявляются проблемы и варианты их решения, ставятся приоритетные задачи на будущий год. 

Положение о ВСОКО в ДОУ: формы и принципы отчетности

Внутренний мониторинг предполагает: наблюдение, анализ, контрольную деятельность, проведение психологической и педагогической диагностики, формирование портфолио, сбор информации СМИ и управленческих органов. Если оценочные процедуры были выстроены правильно, они станут и самообследованием, и оценкой качества образовательной деятельности. Результатом организации ВСОКО в ДОУ является публичная отчетность и доклад, а также информация на официальном сайте учреждения. Оценка предполагает органичное включение всех мониторинговых процедур в педагогический процесс, систематический сбор информации, применение к объектам одних и тех же критериев на протяжении всего оценочного процесса. Формируется отчетно-аналитическая документация, которую обсуждают на заседаниях педсовета и родительских собраниях. 

Чтобы обеспечить полноценную открытость информации, публичные доклады размещаются на официальных интернет-ресурсах ДОУ, о результатах внутренней проверки извещают всех потребителей услуг (в первую очередь — родителей воспитанников), отчеты направляются в региональные департаменты образования. 
Отчетные документы ВСОКО в ДОУ в соответствии с ФГОС — это сводные таблицы, аналитические справки, карты фиксации и контроля, которые заполняют ответственные лица из числе педагогов или администрации учреждения. 
В аналитической справке должны быть отображены: форма работы (мониторинг или контроль), цель и тема, сроки проведения процедуры, полный состав мониторинговой группы или комиссии, перечень мероприятий, положительные и негативные аспекты, общие выводы и рекомендации. Документ своими подписями заверяют все члены комиссии и педагоги, которые были подвергнуты проверке. 
Осуществляется две формы отчетности:
  1. Промежуточная — на основании которой могут вноситься коррективы в работу учреждения. Результаты заслушиваются на педагогических и административных совещаниях, заседаниях ПМПК и педсовета. 
  2. Годовая — отражается в аналитической части годового плана, отчетности участников мониторинговых процедур и публичном отчете (последняя публикуется на официальном сайте учреждения).  
Эффективность оценочных процедур определяется по результатам общественного отклика, выявления проблем и оперативности их устранения, правильности выбора приоритетных для детского сада задач. По результатам ВСОКО, ДОУ разрабатывает и утверждает совместно с Департаментом образования и органами государственно-общественного управления план мероприятий по улучшению качества работы детского сада. Результаты ВСОКО используются для решения задач, указанных в ООП, а также для повышения эффективности деятельности учреждения. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.