Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС

15 ноября 2019
454
Средний балл: 5 из 5

Актуальные требования к организации учебно-воспитательного процесса предусматривают необходимость интеграции образовательных областей в ДОУ по ФГОС. Как обеспечить внедрение данного кластера в образовательный комплекс? Какие виды, методы и способы интеграции использовать? Ответы представлены в статье.

Организация высокоэффективного учебно-воспитательного процесса в условиях нового времени предусматривает необходимость пересмотра традиционных методов и форм работы с дошкольниками в детских садах. Обусловленная федеральными государственными требованиями к структуре ООП ДО интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС — процесс обеспечения взаимодействия и взаимосвязанности отдельных элементов учебно-воспитательного комплекса, способствующий:

  • формированию у детей целостного восприятия мира в многообразии его предметов и явлений;
  • развитию потенциала и творческих способностей воспитанников;
  • побуждению дошкольников к активному познанию окружающей действительности, поиску причинно-следственных связей, формированию основ критического мышления, стимулированию коммуникативных способностей;
  • поддержанию высокого уровня внимания воспитанников во время занятий, что способствует продуктивной работе;
  • повышению профессионального уровня педагога дошкольного образования благодаря возможности свободной самореализации, самовыражения и творчества.

Интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС: основные принципы и подходы

Понятие интеграции как организационной системы в отечественной педагогической науке стало использоваться с конца 80-х годов прошлого века, когда данная дефиниция стала массово заимствоваться из философии в рамках разработки новых методов ведения образовательной работы. Сегодня данное понятие наиболее полно отражает определение, данное доктором педагогических наук, профессором В.С. Безруковой, которая трактует интеграцию образовательных областей в ДОУ по ФГОС как практику установления связей и взаимоотношений между различными составляющими образовательного комплекса на уровне теории и практики педагогическими средствами ради педагогических целей. При этом для интеграции характерна триединая роль, реализующаяся через:

  • принцип развития педагогической науки;
  • процесс, под которым следует понимать непосредственно процедуру объединения объектов с установлением оптимальных типов связей;
  • результат, отображающий форму получаемого симбиоза — интегрированные образовательные программы, формы детской деятельности, новаторские педагогические технологии.
ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Планирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО (пошаговое руководство)

Методические разработки, которые помогут планировать образовательную деятельность по-новому (рекомендации экспертов)

Непосредственно в процессе дошкольного образования интеграция заключается в совокупной реализации комплекса целей и задач учебно-воспитательного характера — как наиболее значимых, так и тех, для которых характерна не столь значимая роль. Это и формирование целостных представлений дошкольников о предметах и явлениях окружающего мира, и усиление связей между различными составляющими программного содержания, и экспериментирование с организацией НОД, и внедрение качественно новых форм взаимодействия педагогов и дошкольников. Независимо от вида, формы и способа объединения, интеграция образовательных областей по ФГОС реализуется в два этапа:

  1. Подготовка к интегративному процессу, направленная на формирование точной модели деятельности и прогнозирование результата. Предусматривает необходимость определение направления интеграции, подбора подходящих объектов с проведением анализа, выбор формы объединения элементов образовательного процесса с выделением ее сущностных и логических признаков.
  2. Непосредственная разработка интегративного процесса — выбор системообразующего показателя, разработка структуры, установление взаимосвязи между сущностными компонентами, выбор способов интегрирования и фиксирование достигнутого результата.

Переходя от теории к практике, хочется напомнить, что ФГТ определяет десять образовательных областей, отражающих основные направления возрастного и индивидуального развития, что отражено в таблице интеграции образовательных областей.

Таблица интеграции образовательных областей

В свете этого при обеспечении интегративных процессов следует помнить о возможности двух уровней ведения методической деятельности по направлению, это:

  • Интеграция основных направлений развития дошкольников, осуществляемая посредством объединения различных понятийных категорий и способствующая расширению содержания учебно-воспитательного комплекса (например, интегрирование комплексов социально-личностного и познавательно-речевого развития через построение взаимосвязи между трудом и коммуникацией, чтением художественной литературы и безопасностью).
  • Непосредственно интеграция образовательных областей, предусматривающая построение взаимосвязи между целями и задачами компонентов одной области. В данном случае принцип интеграции образовательных областей в ДОУ реализуется через последовательное рассмотрение свойств и признаков не как самодостаточной единицы знаний, а в комплексе, через построение ассоциативных моделей, развитие широкого ориентирования. Благодаря этому удается обеспечить более глубокое и полное погружение в учебно-воспитательный процесс, но данная интегративная задача характеризуется высокой сложностью внедрения в повседневную педагогическую практику.
Интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о теоретических основах воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО, актуальных интерактивных педагогических технологиях и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Воспитательная работа и технологии активного обучения в условиях реализации ФГОС ДО»

Интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС Интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС Интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС Интеграция образовательных областей в ДОУ по ФГОС

Виды, формы и задачи интеграции образовательных областей

Ввиду высокой значимости интегративного процесса в условиях реализации учебно-воспитательного комплекс в дошкольном образовательном учреждении руководителям, методистам, педагогическим работам важно четко осознавать возможности и границы проведения объединения. Практика показывает, что эффективное достижение задач интеграции образовательных областей, в числе которых наиболее значимой является обеспечение условий для всестороннего возрастного развития дошкольников, невозможно без определения оптимального для каждой конкретной педагогической ситуации способа объединения смысловых компонентов. Это может быть:

  • Объединение — процесс, предусматривающий выделение значимых компонентов по каждой образовательной области с их последующих соединением в единое целое, что позволяет обеспечить оптимизацию учебно-воспитательного кластера.
  • Координирование, базирующееся на установлении взаимосвязей между однотипными задачами образовательных областей, детских видов деятельности, формами ведения педагогической работы.

Способы интеграции образовательных областей в ДОУ по ФГОС

Поскольку внедрение интегративных процессов в практику дошкольного воспитания остается приоритетным направлением для ведения методического поиска, выделение видов интеграции образовательных областей пока остается неточным. В теоретических работах принято рассматривать пять видов интеграции (вертикальная, горизонтальная, диагональная, комбинированная, арьергардная), но данная классификация пока не адаптирована для образовательной среды. Фактически при проектировании педагогической работы вектор интегративных процессов представлен в горизонтальном и комбинированном виде, что не отменяет необходимости продолжать разработку по данному направлению с целью разработки унифицированных алгоритмов для широкого распространения в рамках обмена передовым педагогическим опытом.

Что касается форм интеграции образовательных областей в детском саду, то ввиду практической сложности ведения организационно-педагогической работы по направлению наиболее распространенной является «проведение» выбранной темы, которая выбирается согласно календарно-событийному принципу и отражается в плане, по всем направлениям группового взаимодействия, в том числе НОД. Тематический принцип проектирования образовательного процесса позволяет предоставить детям большие возможности для изучения фактического материала, который может расширяться за счет введения культурного, регионального компонента, через все образовательные области. При этом педагоги отмечают, что наибольшие затруднения при реализации интегративной практики возникают при подготовке музыкальных и физкультурных занятий, что обусловлено спецификой деятельности, а значит, в условиях реальной образовательной практики данным составляющим учебно-воспитательного комплекса должно быть уделено особое внимание.

Интеграция образовательных областей с детьми в условиях реализации ФГОС часто осуществляется в форме непосредственной образовательной деятельности, подчиняясь следующим требованиям:

  1. Учебный материал хорошо продуман, четко структурирован, подается в сжатом виде, характеризуется наличием логических и причинно-следственных взаимосвязей.
  2. Взаимообусловленность содержательных блоков прослеживается на всех этапах реализации НОД.
  3. Педагог четко соблюдает установленные временные рамки.
  4. На занятии широко используются следующие методы и приемы ведения педагогической работы: создание «сюрпризных» моментов, организация аналитической деятельности (выделение общих и отличных признаков, сопоставление, классификация, сравнение, наблюдение, обследование), проведение дидактических игр, способствующих расширению активного словаря, рассмотрение проблемных вопросов, предусматривающих тесное взаимодействие педагога с воспитанниками.

Широко распространена интеграция образовательных областей в проектной деятельности ДОУ, которая за последние годы превратилась из инновационной педагогической методики в распространенный способ организации учебно-воспитательного процесса. Образовательный проект — комплекс действий, выполняемый детьми, их родителями и воспитателем в заданной последовательности, которая позволяет представить результат учебной деятельности в творческой форме. Проектный метод обучения позволяет не только приобщить дошкольников к опыту получения знаний и компетенций, предусмотренных программным содержанием и соответствующих возрастным интересам, в ходе выполнения практических заданий, но и посмотреть на отдельные предметы, явления, процессы окружающего мира с разных сторон, формируя в своем сознании целостную картину действительности.

Внедрение проектного метода способствует реализации комплексной интеграции образовательных областей, обеспечивая гармоничное сочетание деятельности по всем направлениям развития. Например, в ходе создания мини-музея создаются прекрасные предпосылки для познавательной активности, коммуникации и социализации, трудовой деятельности, чтения художественной литературы, а на этапе презентации проекта потребуется представить результат художественного творчества с возможным включением музыкального компонента. Во время выполнения необычного практического задания дети учатся работать в команде, искать пути продуктивного взаимодействия, включенность в данный процесс родителей способствует полному удовлетворению приоритетных задач программного содержания и требований ФГОС ДО.

Учет интеграции образовательных областей в ДОУ

Внедрение интегративного подхода в практику дошкольного образования связано с многочисленными практическими трудностями, обусловленными недостаточным пониманием педагогами возможностей данного концепта. Чтобы обеспечить реализацию принципа интеграции образовательных областей в условиях конкретного детского сада, необходимо проведение комплекса методических мероприятий, направленных на:

  1. Составление плана работы творческой группы.
  2. Выделение круга проблем, решение которых является наиболее значимым. Внесение изменений в комплексно-тематические планы.
  3. Выделение и анализ возможностей внедрения интегративных процессов не только в НОД, но и режимные моменты.
  4. Проведение взаимопросмотров и анализа с последующим внесением наиболее удачных практических решений в «методическую копилку».

Чтобы осуществлять учет интеграции образовательных областей в ДОУ, необходимо в годовой план ДОУ включить консультации, организовать постоянно действующий семинар-практикум, мастер-классы, имеющие высокую практическую ценность. Обучение педагогов следует проводить поэтапно, тем самым гарантируя глубокое понимание вопроса и возможность продуцирования актуальных методических решений.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.