Оценка качества образования

4089

Проблема оценки качества образования является одной из наиболее актуальных для современной системы воспитания дошкольников. С введением ФГОС ДО, включившим образовательные модули детских садов в национальную систему образования, перед педагогами и руководителями ДОУ, представителями проверяющих органов возникли новые задачи:

  • оценка достижений дошкольников для их перехода на новую ступень обучения;
  • система оценки уровня дошкольного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях;
  • формирование единых требований к образовательным стратегиям, реализуемое для следования положениям единой мониторинговой системы оценки ДО.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Система оценки качества образования

Поступательное совершенствование системы дошкольного обучения невозможно без систематической диагностики основных показателей ее функционирования, к числу которых в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами относят:

  1. Достоверность и полноту информации о воспитательных реалиях и перспективах, представленную на сайте детского сада.
  2. Уровень реализации программ дошкольного образования.
  3. Реалистичность показателей и норм при проведении диагностики (учет региональных и индивидуальных параметров дошкольников при определении их уровня знаний и умений).
  4. Меры, предпринимаемые для предупреждения и минимизации негативных тенденций воспитательно-образовательного процесса.
  5. Комфортность условий пребывания воспитанников и педагогов.
  6. Удовлетворенность детей и представителей семей качеством предоставления услуг по воспитанию и обучению.

Оценка качества образования

Оценка качества образования — это не что иное, как совокупность характеристик по всем вышеперечисленным показателям, при составлении которой учитывается несколько аспектов: условия, процессы и результаты. Иными словами, представители мониторинговых служб должны учитывать не только результаты реализованных инициатив, но и сам факт внесения качественных изменений в процесс обучения подрастающего поколения.

Особенность национальной оценки качества воспитания заключается в невозможности на данный момент верифицировать требования мониторинга для каждого субъекта РФ ввиду закрепленного на законодательном уровне права общественных советов при составлении диагностических критериев вносить дополнительные параметры с учетом региональной специфики. С одной стороны, такая инициатива позволяет обеспечить справедливость оценивания дошкольных образовательных организаций, имеющих различные материально-технические и кадровые ресурсы. С другой стороны, результаты оценки качества образования в регионах и аналогичные показатели детских садов в столице и крупных городах не могут быть соотнесены в рамках единой системы, что в свою очередь не позволяет получить достоверные данные и разработать унитарный комплекс мер по повышению педагогических инициатив и сформировать единые рейтинги ДОУ.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оценка качества образования»


Шкалы для комплексной оценки качества образования

Главной отличительной чертой обновленной системы дошкольного образования в РФ стал принцип вариативности, обусловленный фактом разнообразия детства. С целью усовершенствования качественных показателей системы обучения самых маленьких граждан введением ФГОС ДО были отменены нормативы об использовании единой Типовой программы воспитания в пользу вариативности в методах и формах обучения малышей. Потребность получить, скачать универсальные шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных учреждениях стала особенно острой, при этом диагностические данные в отечественной педагогической практике на момент возникновения спроса отсутствовали.

Вместе с тем международными экспертами по возрастному развитию была разработана и успешно опробована ECERS — уникальная шкала, используемая для комплексной оценки предметной образовательной среды. Последняя версия данной мониторинговой системы была переведена на русский язык, адаптирована и успешно использована в различных регионах нашей страны. Эта доработанная методика получила название ECERS-R.

Оценка качества дошкольного образования ЕКЕРС-Р базируется на необходимости диагностики образовательной среды, факторы которой влияют на становление характера ребенка. В рамках комплексной диагностики образования система подразумевает оценивание по семи подшкалам, совпадающим с базовыми критериями ФГОС ДО.

Список субшкал и мониторинговых показателей ECERS-R

  1. Предметно-пространственная среда. При постановке оценки учитывается внутренняя обстановка ДОУ, наличие мебели для обучения и регулярного ухода за дошколятами, пространства, отведенного под игры и отдых, мест для уединения воспитанников, выставочных композиций, пространства и оборудования для подвижных игр.
  2. Присмотр и уход за детьми (оценивается проведение режимных моментов: приветствия и прощания, принятия пищи, отдыха, выполнение требований личной гигиены, нормативов охраны здоровья и пожарной безопасности).
  3. Речь и мышление (наличие книг и картинок, использование в ежедневной педагогической практике методов поощрения воспитанников в общении, занятия по развитию речи).
  4. Виды детской активности (занятия по мелкой моторике, получение элементарных знаний о различных видах искусства, занятия музыкой и танцами, игры, способствующие формированию пространственного мышления, знакомство с физическими характеристиками песка и воды, ролевые игры, знакомство с природными явлениями и научными фактами, обучение счету, использование ИКТ).
  5. Взаимодействие (общий присмотр, присмотр за воспитанниками во время подвижных игр, дисциплина, взаимодействие участников воспитательного процесса, сплоченность детского коллектива).
  6. Структурирование программы (логичность распорядка дня, наличие времени для свободных игр, занятия в группе, условия для воспитанников группы здоровья).
  7. Родители и персонал (условия для общения педагогов с представителями семей, условия для удовлетворения личных потребностей сотрудников детского сада, условия для профессионального развития педработников, взаимодействие педагогического коллектива и контроль его работы).

Опыт и перспективы развития единой системы оценки качества образования пока не изучены в полной мере. Но использование ECERS-R создает прекрасные предпосылки для формирования уникальных критериев мониторинга, в полной мере отражающих особенности отечественной педагогической науки и позволяющей эффективно выявлять и устранять недостатки системы воспитания дошкольников.

Модель муниципальной системы оценки качества образования

Повышение требований обществу к качеству образовательных услуг с разной выраженностью проявляется во всех регионах нашей страны. Несмотря на наличие различных уровней организации оценки качества воспитания и обучения — от институциональной до федеральной, — возникает необходимость получения локализированных результатов, что подразумевает реализацию модели муниципальной системы диагностики качества образования.

Оценка качества образования

Во многих регионах за основу данной системы принимается системообразующий принцип  качественного показателя воспитательно-образовательного процесса. В качестве объектов оценки могут быть использованы (в соответствии с Концепцией общероссийской оценки качества образования) три основополагающих показателя:

  1. Характеристики программ дошкольного образования, реализуемых в муниципальных детских садах.
  2. Оценка деятельности ДОУ.
  3. Индивидуальные образовательные достижения воспитанников.

Ввиду необходимости при составлении диагностических данных учитывать множество других критериев, которые будут также рассмотрены в данной статье, муниципальную систему оценки качества образования (далее — МСОКО) следует характеризовать как совокупность организационных структур, субъектов и объектов контроля, результаты деятельности которых нужно соотносить с потребностями и ожиданиями социального заказа, потребителей образовательных услуг.

Основные характеристики муниципальной системы оценивания качества воспитания дошкольников:

  1. Подчиненность. Диагностика образовательных услуг проводится на всех уровнях образования (дошкольном, начальном и основном общем, среднем), что подразумевает использование единых критериев для формирования точных данных.
  2. Полисубъектность, которая базируется на учете мнений всех участников воспитательного процесса (малышей, представителей семей, педработников, управленцев), а также ответственных представителей органов муниципальной власти и общественных организаций.
  3. Поликритериальность — необходимость проводить оценивание по ряду критериев, некоторые из которых могут быть противоречащими. По сути, при разработке и усовершенствовании системы МСОКО неизменно возникает необходимость выбора отдельных показателей, что оставляет вероятность незначительной погрешности при подведении итогов.
  4. Вариативность. Ввиду активного развития ДОУ разной направленности диагностические исследования нельзя проводить по унитарной системе — необходимо учитывать индивидуальные и возрастные показатели детского контингента, оснащенность детского сада.

Оценка качества образования

Практика показывает, что результативность работы МСОКО определяется не столько соответствием ее внутренней структуры вышеперечисленным принципам, сколько особенностями реализации мониторинговых процедур и механизмов. Крайне важна согласованность реализуемых мер актуальным нормативно-правовым требованиям, новейшим разработкам в сфере оценки процесса воспитания, использование рефлексивных методов контроля качества, изучение потребностей малышей и ожиданий получателей образовательных услуг, грамотное управление ресурсами.

Показателями высокой результативности МСОКО можно считать соответствие достигнутых показателей данным ФГОС ДО и социального заказа, высокие индивидуальные показатели воспитанников, установление акцентов на гражданское и патриотическое воспитание, достаточный уровень социализации дошколят.

Критерии системы оценки качества образования

Вариативность критериев, согласно которым происходит оценивание, является одним из наиболее актуальных вопросов при построении диагностических систем. Для всех участников воспитательного процесса, заинтересованных в повышении качественных показателей обучения, существуют личные, субъективные качественные показатели, которые, должны быть учтены в процессе диагностики. К таким граничным фактором относятся:

  1. Оценка родителями индивидуальных достижений детей. Многие мамы и папы воспринимают сильные и слабые стороны государственной стратегии воспитания через призму достижений своего малыша, а ДОУ призваны удовлетворять социальный заказ на воспитание дошколят, который формируется из множества таких субъективных оценочных мнений.
  2. Качество учебных программ, плана, обеспечение учебными материалами — такие критерии качества дошкольного образования наиболее важны для педработников.
  3. Оснащенность, разнообразие предлагаемых видов деятельности, микроклимат в группах выступают главными мониторинговыми показателями для детей.
  4. Набор личностных и гражданских качеств воспитанников, которые в будущем будут диктовать тенденции времени, очень важен для общества в целом.

В современной педагогической практике оценка качества воспитания дошколят в первую очередь определяет характеристику образовательных достижений и качество образовательного процесса. При этом нельзя отождествлять уровень обученности детей на момент перехода к школьному обучению и качество дошкольного образования ввиду разного уровня развития малышей на момент поступления в детский сад, индивидуальности восприятия учебного материала, а если говорить о сравнении ДОУ — ввиду разницы в материальном, техническом и кадровом оснащении.

Критерии и показатели оценки качества образования, рекомендуемые экспертами для использования в качестве приоритетных, представлены в таблице.

Скачать таблицу показателей оценки качества образования в детском саду
Скачать в .docx

Критерии Особенности
Показатели психического развития детей К показателям психического здоровья принято относить:
  • уровень развития познавательной сферы (внимание, мышление, память, воображение);
  • сформированность системы личных отношений (эмоции, социализации, мотивы, система ценностей, установки);
  • уровень овладения практическими и умственными действиями, способствующими процессу познания окружающего мира и саморазвития.
Диагностика всех вышеперечисленных показателей вызывает определенные трудности, поэтому использование данного критерия находится в разработке.
Качество образовательных условий В рамках данного показателя оценивается не только материально-техническая база, но и использование современных обучающих материалов, кадровый потенциал, реализация экспериментальных образовательных программ или функционирование на базе ДОУ экспериментальной развивающей площадки.
Индивидуальная динамика развития Главной целью педагогов дошкольного образования в условиях введения ФГОС остается подготовка малышей к школьному обучению, реализуемая через стимуляцию развития индивидуальных умений и талантов. В свете этого очень важно не столько соответствие знаний и способностей воспитанника абсолютным показателям, сколько личная динамика, определение которой должно фиксироваться педагогами ДОУ и родителями. Иными словами, в случае оценки детей, отстающих в развитии, следует учитывать их индивидуальный прогресс, что вызывает значительные трудности при определении общих показателей обученности.
Здоровье дошкольников Готовность к учебным и психологическим нагрузкам, с которыми неразрывно связан процесс обучения в школе, определяется состоянием здоровья дошкольников, которое остается важнейшей национальной ценностью. Мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психофизического состояния малышей, также должны учитываться при проведении комплексного мониторинга, что в ежедневной практике пока реализуется редко.

Взаимосвязь оценки и качества образования

Оценка качества образования

Последствием перехода от единой методики воспитания дошколят к успешной реализации программ дошкольного образования разной направленности стала возрастающая разница между уровнем знания воспитанников, которая может быть исправлена посредством диагностики образовательных процессов. Практика показывает, что систематическое проведение мониторинга позволяет обеспечить ряд положительных, взаимозависящих эффектов:

  1. Обеспечить стимул для развития ДОУ. В условиях новой действительно, когда активно внедряются принципы подушевого финансирования и деньги «ходят за воспитанниками», коллективы всех детских садов в нашей стране учатся работать на рейтинг и добиваться положительных показателей, что, как следствие, позволяет повысить уровень дошкольного воспитания в целом
  2. Определить приоритетные направления для совершенствования педагогического мастерства. Своевременное выявление слабых мест в работе дошкольных образовательных учреждений способствует пересмотру актуальных векторов совершенствования педагогического мастерства. Так, в последние годы была выявлена острая необходимость социализации детей с ОВЗ, повлекшая активную апробацию работы инклюзивных групп, что положительно сказалось на показателях воспитательного процесса дошколят в целом.
  3. Повысить уровень информированности родителей. Оглашение результатов систематических проверок позволяет ответственным мамам и папам составить адекватное представление о воспитательном потенциале конкретного учреждения системы образования и процессе воспитания в целом. Родители не всегда верно оценивают особенности функционирования ДОУ, на фоне чего возможно возникновение конфликтов с воспитателями, административным составом. Наличие открытых рейтинговых данных о качестве образования позволяет трезво оценить ситуацию и, при необходимости, своевременно обратиться в организации дополнительного образования или укрепить воспитательный потенциал семьи для обеспечения всестороннего развития ребенка.

Международные системы оценки качества образования

Во многих развитых странах, в частности большинстве европейских государств и США, повышенное внимание традиционно уделялось среднему и высшему звену образования ввиду очевидности влияния достижения школьников на успешность самовыражения и профессиональной ориентации. Но проведение лонгитюдного исследования, направленного на выявление эффективности влияния программы дошкольного образования «High/Scope» на жизненные результаты воспитанников спровоцировали резкое повышение внимания экспертов к вопросам оценки качества дошкольного образования, что в конечном итоге привело к разработке и активной апробации различных оценочных шкал, направленных на выявление условий воспитания малышей.

Популярные международные инструменты оценки качества образования

Скачать описание международных инструментов оценки качества образования в детском саду
Скачать в .docx

Наименование системы оценки качества дошкольного образования Особенности Страны, в которых применяется
ECERS — «Шкалы оценки среды в дошкольных организациях» Система состоит из ряда шкал, позволяющая оценить условия развития детей разного возраста:
  • ITERS-R — шкала оценки групповых программ, разработанная для ясельных групп (до 2,5 лет);
  • ECERS-R — шкала оценки среды в детских садах, где воспитываются малыши возрастом от 2,5 до 5 лет;
  • FCCERS-R — шкала, используемая для оценки семейных программ воспитания (применяется для частных ДОУ).
Великобритания, Германия, Швеция, Дания, страны Азии
Методика оценки взаимодействия воспитателей и детей CLASS В основе методики — экспертное наблюдение, которое осуществляется в течение дня в группе детского сада в соответствии со строгими правилами. Результаты фиксируются по трем шкалам:
  • эмоциональная поддержка;
  • организация группового общения, применяемые дисциплинарные меры;
  • поддержка с помощью инструкций (подача сигналов, призывов к действию, постановка учебных и игровых задач).
США
Международное сравнительное исследование систем образования дошкольников ECES Одна из наиболее известных межстрановых методик исследований, в ходе реализации которых проводится описание и сравнительный анализ систем обучения и воспитания дошколят. Система ECES ввиду необходимости учета показателей, характерных для конкретного региона или страны, часто принимает за центральные направления сферы, которые в рамках других образовательных исследований считаются контекстными (политика страны, национальный и культурный фактор). Страны мира

Характеристика основных международных систем оценки качества образования

Методика ECERS-R, дополненная многочисленными субшкалами, завоевала доверие международных экспертов в сфере образования не случайно. Изначально она использовалась исключительно в качестве экспертной модели для диагностики предметно-пространственной среды в детских садах, но постепенно круг оцениваемых показателей расширялся в соответствии с критериями, выявленными на основании ранее упоминаемого нами лонгитюдного исследования.

Оценка качества образования

Преимущества системы ECERS-R:

  1. Высокая надежность и валидность, достигаемая за счет учета ряда критериев, всесторонне характеризующих образовательное пространство.
  2. Оптимальный уровень качества разработки шкал с точки зрения гуманистического подхода к воспитанию малышей.
  3. Учет закономерностей развития в дошкольном возрасте.

Вместе с тем использование ECERS-R связано с рядом рисков, к числу которых следует отнести длительность проведения диагностики (объективно от 5-6 часов до нескольких дней вместо 2-3 часов, как предусмотрено разработчиками), необходимость излишней детализации результатов при условии строго следования рекомендациям, сложность процесса заполнения оценочных листов, как следствие — громоздкость и некоторая субъективность полученных данных, влекущая сужение образовательных инициатив детских садов.

Методика CLASS, широко практикуемая в США, в противовес адаптированной ECERS-R, может быть использована только экспертами. При этом компания-разработчик проводит на постоянной основе тренинги по использованию системы, что делает данный оценочный модуль одним из наиболее доступных. Согласно CLASS, мониторинг проводится по двум направлениям: принимается во внимание обучающее и внеучебное взаимодействие, что позволяет получить полное представление об условиях воспитания.

Важно отметить, что в отечественной педагогической практике уже были представлены разработки по использованию обеих диагностических систем — ECERS-R и CLASS, реализуемые с целью улучшения рейтингов нашей страны в международных образовательных рейтингах. Оба диагностических модуля в целом соответствуют базовым принципам ФГОС ДО, предусматривающим обучение через взаимодействие воспитателей и воспитанников. Тем не менее, системы не могут быть применены в оригинальной форме и нуждаются в дальнейшей адаптации.

Оценка качества образования в ДОУ в соответствии с ФГОС

Несмотря на острую необходимость проведения диагностических исследований по вопросам воспитания дошкольников, на данный момент аттестация детей или педработников по результатам освоения дошкольной образовательной программы законодательно не закреплена. ФГОС ДО (в отличие от положений ФГОС общего и профессионального образования) предусматривает лишь проведение исследований в рамках определенных программ, экспериментальных площадок, но только с согласия родителей. Таким образом, оценка качества дошкольного образования в условиях требований ФГОС ДО должна реализоваться исключительно в соответствии со следующими принципами:

  1. Учитывается вариативность форм и методов воспитательной работы, программного содержания.
  2. Содержание примерной основной образовательной программы не может быть объектом диагностики.
  3. Образовательные результаты воспитанников не подлежат проверке.
  4. Мониторинговые процедуры трактуются исключительно как инструмент внутрисадовского контроля, инициирующий действия педагогического состава по совершенствованию профессионального мастерства.

Вместе с тем, в противовес утвержденным законодательным нормам, на практике реализуется масштабный механизм диагностики, особенности которого представлены в таблице:

Скачать особенности механизма диагностики в детском саду
Скачать в .docx

Ключевые параметры контроля Пояснения
Объекты
  1. Образовательные результаты воспитанников.
  2. Планы педагогов ДОУ.
  3. Рабочие программы.
  4. Программы развития детского сада.
  5. Выполнение санитарно-гигиенических норм.
  6. Преемственность частей реализуемой программы.
Субъекты
  1. Субъект, несущий ответственность за реализацию блока дошкольного образования (государство, регион, муниципалитет).
  2. Детский сад.
  3. Объединения педагогов ДОУ, родителей, общественные и научные организации.
Условия, влияющие на диагностические показатели
  1. Психолого-педагогические условия воспитания (взаимодействие педагогов и воспитанников, механизм развития малышей по базовым направлениям).
  2. Кадровое обеспечение.
  3. Предметно-пространственная среда.
  4. Управление ресурсами.
  5. Взаимодействие с семьями.
Этапы
  1. Самоанализ, который может проводиться как единственный мониторинговый инструмент.
  2. Внешняя независимая оценка, осуществляемая членами экспертной комиссии.
Инструменты
  1. Индикаторы деятельности воспитателей.
  2. Анкеты, выявляющие уровень родительской удовлетворенности качеством услуг по присмотру и уходу за детьми.
  3. Анкеты для педагогов.

Отечественная система оценки качества дошкольного образования не в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО, что обусловлено несовершенством законодательных норм. Остается надеяться, что в скором времени нормативно-правовое обеспечение по данному вопросу будет доработано, а как и сам механизм проведения диагностических процедур.

Критерии оценки качества образования в ДОУ в соответствии с ФГОС

Важность критериальных показателей, на основе которых проводятся диагностические процедуры и самоанализ деятельности детских садов, переоценить сложно. При этом в Стандарте не представлен четкий перечень критериев, согласно которым рекомендуется организовывать работу экспертных комиссий. Широко практикуется использование в качестве основных направлений деятельности использование критериев мониторинга дошкольного образования, разработанных на базе ФЗ №273-ФЗ «Об образовании в РФ», в число которых, среди прочих, входит:

  1. Разнообразие спектра образовательных услуг, представленных в ДОУ (в соответствии с лицензией).
  2. Уровень развития вариативных форм обучения.
  3. Создание условий для последовательной реализации положений ФГОС ДО на всех уровнях.
  4. Кадровая обеспеченность (доля педработников, имеющих высшую и первую квалификационную категорию, доля сотрудников, подтвердивших соответствие занимаемой должности, доля прошедших подтверждение квалификации).
  5. Организация работы муниципальной методической службы (актуально для ДОУ городских округов и муниципальных районов) или организация взаимодействия с учреждения дополнительного образования.

Состав экспертной комиссии по согласованию с руководством детского сада вправе менять критерии диагностики с целью составления объективного мнения об уровне предоставления образовательных услуг.

Читать еще по теме:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...




       Вебинары
      • 21 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Аверин Сергей Александрович
        МГПУ доцент, кандидат физико-математических наук

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования

        Тел.: 8 800 511-0833

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль