Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя дошкольного учреждения

Организация питания в детском саду

  • 18 июля 2019
  • 8579
Организация питания в ДОУ — неотъемлемый компонент жизнедеятельности дошколят и часть воспитательно-образовательного комплекса. Благодаря комплексному питанию в рамках сбалансированного соответственно возрасту детей меню, обеспечивается:
  • реализация права детей на сохранение жизни и здоровья;
  • формирование условий для оптимального психофизиологического развития;
  • профилактика простудных, аллергических и инфекционных заболеваний, спровоцированных дефицитом необходимых организму минералов и микроэлементов. 

Организация питания в детском саду

Качество питания напрямую влияет на здоровье нации, на демографическую ситуацию в целом и, согласно новой Доктрине продовольственной безопасности, учитывается как базовый элемент национальной безопасности страны. Нормы питания для детских садов регулируются Министерством здравоохранения и Министерством просвещения, специалисты которых работают над тем, чтобы дошколята получали вкусное, полезное, разнообразное, безопасное и здоровое питание. 

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:


В «Справочнике руководителя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации по организации питания воспитанников детского сада
- Как подготовить пищеблок к проверке Роспотребнадзора. Рисунок-схема


- Поменяются правила питания детей в детском саду

Комплексное питание в ДОУ должно обеспечивать потребности детского организма в питательных веществах, необходимых для полноценного развития и роста. Поскольку только здоровое и правильное питание служит фундаментом для нормального нервно-психологического, интеллектуального и физического развития, тогда как ухудшение качества питания неизменно провоцирует ослабление иммунной системы и общих ресурсов организма. Организация питания в детском саду, согласно федеральным нормам, подчиняется ряду требований:
  • в дневном рационе обязательно чередуются различные продукты и блюда;
  • для приготовления блюд по меню используют продукты, богатые незаменимыми для малышей питательными веществами;
  • энергетическая ценность ежедневного меню соотносима с энергозатратами воспитанников;
  • соблюдается баланс заменимых и незаменимых пищевых веществ в рационе;
  • кулинарная и технологическая обработка продуктов осуществляется согласно действующим нормам СанПина;
  • вкусовые характеристики блюд соответствуют высоким требованиям качества;
  • формируется среда и режим питания, способствующий выработке культурно-гигиенических навыков. 
СанПиН 2.4.1.3049–13 регламентирует порядок организации питания в детских садах. Для каждой возрастной группы предусмотрено пятиразовое здоровое питание, меню которого составляется не более чем на 14 дней. Энергетическая ценность рациона в детском саду определяется группой здоровья и возрастными особенностями детей (меню составляется для воспитанников двух категорий 1,5-3 лет и 4-6 лет). Помимо этого во внимание принимается наличие аллергических реакций, отказ от некоторых продуктов по национальным и религиозным соображениям. Калорийность суточного рациона дошкольников возрастом до 3 лет должна оставаться на уровне 1400 ккал, а старше трехлетнего возраста 1900 ккал. При этом должна сохраняться тенденция, согласно которой 75 % суточной нормы питательных веществ дети получают в детском саду, а оставшиеся 25 % — дома. 
Наиболее энергоемкие продукты (рыбные и мясные изделия) должны подаваться в первой половине дня, тогда как молочные продукты, блюда из овощей и фрукты детям можно есть в течение дня. В обед в качестве второго блюда допускается приготовление блюд из субпродуктов (отварного языка, печени). Вместе с кондитерским изделием на полдник подаются кисломолочные изделия. Вечером оптимально подавать тушеные овощи, молочные супы и салаты.
Разрабатывая меню на день или неделю, важно, чтобы дети получали суточную норму мяса, молока, хлеба и масла. Пищевые вещества в меню воспитанника ДОУ должны распределяться в пропорции: 1 доля белков: 1 доля жиров: 4 доли углеводов. Чтобы достичь сбалансированности рациона, энергетическая ценность приемов пищи распределяется следующим образом: завтрак – 20-25 %, обед – 35-40 %, полдник – 10-15 %, ужин – 20-25 %. 

Организационно-производственные процессы Особенности действий Ответственный
Составление меню-требования При составлении дневных рационов медсестра должна принимать во внимание типовое (утвержденное руководителем детского сада) расширенное меню, технологические и рецептурные карты блюд, сезонные особенности. Старшая медицинская сестра, руководитель ДОУ.
Снабжение продуктами питания Допускается поставка исключительно продуктов питания и пищевого сырья, отвечающих закрепленным в контракте требованиям. Поставщики, выбранные на тендерной основе.
Закладка сырья в кладовую При принятии продуктов от поставщика сотрудник ДОУ проводит их органолептическую экспертизу с целью определения соответствия установленным нормам. Результаты проверки фиксируются в журнале «Входного контроля». Кладовщик.
Технологичная обработка сырья В целях профилактики пищевых отравлений предусмотрено строгое соблюдение санитарных норм обработки сырья с систематическим очищением используемого инвентаря и инструментария.  Работники пищеблока.
Закладка сырья в котел Производится в соответствии с утвержденным графиком и нормами технологических карт блюд в присутствии ответственных сотрудников, в том числе старшей медицинской сестры (делает запись в соответствующий журнал). Повар ДОУ, ответственные работники кухни.
Отбор суточной пробы готовых блюд с целью контроля качества Выполняется ежедневно, хранится отдельном холодильном шкафу (в течение 48 часов) в промаркированной таре. Старший повар.

Правила организации питания в детских садах для детей-аллергиков

Формирование рациона подчиняется не только индивидуальным и возрастным потребностям детей, но склонностью воспитанников детского сада к появлению аллергических реакций. Ассортимент продуктов, используемых в детском саду, соответствует положениям СанПиН 2.4.1.3049-13, однако когда в штате есть врач-аллерголог или диетическая сестра, недостаточно условий для обеспечения индивидуального питания детей-аллергиков. Если большинство продуктов из разработанного в саду рациона являются аллергенами для малыша, ему предлагают режим кратковременного пребывания в ДОУ (без питания).  
Анализ организации питания в детском саду позволяет обеспечить здоровый рацион для детей-аллергиков. Для этого достаточно скорректировать предусмотренное в учреждении меню:
  • исключив из него молочные блюда и продукты из цельного молока;
  • уменьшить дневную норму сахара на 30-35 %;
  • изменить дневные нормы сливочного масла и хлеба;
  • увеличить долю потребления растительного масла (в среднем на 3 грамма);
  • ограниченно использовать яйца (только в запеканках и выпечке);
  • отказаться от овощей и фруктов, способных вызвать аллергические реакции.
Допускается добавление в рацион лечебно-столовых минеральных вод перед едой (не более 50 грамм на ребенка) только с разрешения старшей медицинской сестры. 

Питьевой режим в детском саду

СанПин 2.4.1. 3049–13 содержит нормы реализации питьевого режима в учреждении. Согласно положениям документа, воду выдает младший воспитатель из кулера или после кипячения. Вода должна быть в свободном доступе у воспитанников: в определенном месте должны быть подносы с использованными и чистыми кружками. Норма жидкости не определена, однако в среднем на 1 кг веса требуется 80 мл воды (оптимальная температура — 18–20°С). Во время пребывания в учреждении дошкольник должен выпивать до 70 % суточной нормы. Как правило, за потребление детьми воды отвечает няня. В теплое время года детей обеспечивают водой и во время прогулок. 

Организация питания в ДОУ

Организация питания в детском саду: обязанности воспитателя

Профессиональная обязанность старшего и младшего воспитателей в группе заключается в приобщении детей к культуре приема пищи, правилам поведения за столом, формировании культурно-гигиенических навыков. Организация питания в детском саду невозможна без последовательного участия педагогов, которые:
  • своевременно формируют у малышей культурно-гигиенические навыки согласно возрасту;
  • способствуют удовлетворению органических и физиологических потребностей детей;
  • обеспечивают положительное отношение к еде и труду работников пищеблока. 
Культурно-гигиенические навыки, которыми должны овладеть воспитанники разных возрастных групп
Возрастная группа Культурно-гигиенические навыки
Группа раннего возраста (от 1 до 2 лет) Малышей учат садиться за стул, аккуратно использовать чашку, чтобы напиток не проливался, вытираться салфеткой, пользоваться ложкой, самостоятельно есть густую пищу, заедать ее хлебом. 
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) Дети должны с помощью взрослых умываться перед едой и после игр, пользоваться личным полотенцем (по напоминанию воспитателя — полоскать рот). Учиться кушать аккуратно и опрятно, неспешно и тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой, держать ложку в правой руке. Использовать правила культурного поведения, говорить «спасибо» после завершения трапезы, не выходить из-за стола, пока остальные не поели.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Воспитанники должны уметь самостоятельно мыть лицо и руки перед едой, пользоваться носовым платком, правильно и без напоминания вешать полотенце на отведенное для этого место. Есть аккуратно: пережевывать еду с закрытым ртом, не проливать воду или пищу, не крошить хлеб. Правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками. 
Дети постепенно приобщаются к культуре дежурства, помогая нянечкам расставлять стаканы, хлебницы и ложки и салфетки.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Развивать навыки аккуратного приема пищи: кушать бесшумно, хорошо пережевывать каждый кусочек, не разговаривать во время еды, брать еду маленькими кусочками или порциями. Совершенствовать навыки использования столовых приборов (помимо ложки и вилки дети должны знать, как использовать столовые ножи), салфеткой. После еды обязательно полоскать рот. 
Малыши закрепляют навыки сервировки, расставляя салфетки в заранее приготовленные стаканы, блюдца и приборы, которые выставила на стол младший воспитатель.
Старшая группа (от 5 до 6 лет) Дети должны сохранять правильную осанку за столом, есть бесшумно и аккуратно, совершенствовать правила использования столовых приборов. На этот период выпадает приобщение к навыкам культурного поведения: дети должны благодарить старших, тихо задвигать за собой стул. 
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) Дошкольники должны правильно пользоваться вилкой, ножом и салфеткой, закрепить правила культурного поведения: бесшумно пережевывать еду, аккуратно пить, не класть локти на стол, сидеть прямо, не разговаривать во время обеда. 
Режим дня в ДОУ разрабатывается с расчетом на то, что любые виды активности должны заканчиваться за полчаса до еды. Помещение проветривают, перед приемом пищи малыши убирают свои игрушки, моют руки и при необходимости лица. Столы размещаются таким образом, чтобы дети могли без труда встать и сесть из-за стола. Первыми за стол садят тех, кто медленно ест. Малышам с пониженным аппетитом уделяют особое внимание: хотя возрастные объемы порций сохраняются, их не заставляют доедать все, не принуждают есть продукты, которые те не любят. Не следует развлекать их во время еды рассказами или игрушками, допустимо предложить ребенку немного фруктового сока или воды, или съесть сперва питательное второе блюдо, а затем все остальное. Если малыши не едят самостоятельно, воспитатели должны докармливать или кормить их до тех пор, пока воспитанники не научатся пользоваться приборами и кушать без посторонней помощи. 

Эффективный контракт в ДОУ

Получите диплом установленного образца


Узнать больше о правовых и этических основах взаимодействия воспитателя с родителями, психологических основах взаимодействия воспитателя с семьей, современных формах и методах взаимодействия воспитателя с семьей поможет программа

«Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО»

Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ Эффективный контракт в ДОУ

Воспитатель делает незначительные замечания во время еды, но исключительно в доброжелательной форме и тщательно следит за правильностью сервировки стола. Запрещено торопить воспитанников, делать их замечания в жесткой форме. Наоборот, воспитатель стремится стимулировать аппетит, рассказывая детворе о приятном вкусе и аромате блюд, пользе использованных продуктов.
Детей приобщают к классической европейской сервировке, при которой нож держат в правой руке, а вилку — в левой (вилки используются уже в младшей группе, а ножи — в старшей и подготовительной). Белая скатерть, красивая и удобная посуда, широкие и плоские вилки, десертные ложки и ножи способствуют повышению аппетита. На столах должны быть салфетки, хлеб и столовая посуда без ничего лишнего (допустима стеклянная, фаянсовая или посуда из нержавеющей стали), небольшие солонки. Блюда подаются без длительных интервалов, пища не должна вызывать у них негативных эмоций, наоборот, провоцировать аппетит. Малышей приобщают к чистоте, потому на столах должен поддерживаться порядок. Детям старших групп разрешают негромко делиться впечатлениями во время еды, воспитатели могут научить их оригинально складывать салфетки. 

Рацион питания в детском саду

Сбалансированное меню для ДОУ разработано совместно Научно-исследовательским институтом питания РАМН, Cанэпиднадзором и Департаментом образования и содержит безопасные и здоровые диетические блюда, которые в первое время могут казаться детям лишенными яркого вкуса. Режим в ДОУ предполагает четырех-пятиразовое питание по условной структуре (в случае отсутствия какого-либо продукта или блюда его заменяют равнозначным по калорийности и энергетической ценности):
  • Завтрак — горячий напиток, бутерброд и горячее блюдо;
  • Обед — закуска, напиток, горячее и второе блюдо;
  • Полдник — кондитерское или хлебобулочное изделие, напиток;
  • Ужин — салат, горячий напиток и второе блюдо. 
Организация питания детей в детском саду предполагает включение в рацион всех основных групп продуктов с учетом территориальных и национальных особенностей:
  • мясо — предпочтительно нежирное (индейка, курица, телятина и говядина), сардельки и сосиски менее полезны, а потому их доля в рационе должна быть незначительной;
  • рыба — содержит полезные микроэлементы, рекомендовано использовать нежирные сорта (судак, хек, минтай, треска);
  • субпродукты (сердце, печень и язык) — являются источником железа, белка и витаминов, а потому служат добавкой ко вторым блюдам;
  • молочные и кисломолочные продукты — источник витамина В2 и легкоусвояемого кальция, фосфора, который обеспечивает рост;
  • фрукты и овощи — природные источники сахара и углеводов, микроэлементов и витаминов, пищевых волокон, клетчатки и пектина, способных оптимизировать работу органов пищеварения;
  • хлеб и макаронные изделия, растительные и животные жиры, крупы оптимизируют работу желудочно-кишечного тракта. 
В приложении к СанПиН 2.4.1.2660-10 перечислены пищевые продукты, запрещенные для включения в рацион групп детского сада, поскольку они могут оказывать раздражающее на слизистую желудка воздействие, провоцировать аллергические реакции, отравления и расстройства. 
Запрещены для использования в меню дошкольников следующие группы продуктов:
  1. Копчености — опасны для детского организма тем, что производятся путем использования специальных растворов, а не посредством копчения, что создает дополнительную нагрузку на организм. 
  2. Колбасные изделия и жареные сосиски — процесс обжарки и производства колбас включает использование консервантов и выделение трансжиров, опасных для пищеварительной системы ребенка.
  3. Жареные во фритюре изделия, чипсы.
  4. Газированные напитки и квас — содержат красители, консерванты и вкусовые добавки, которые создают дополнительную нагрузку на органы ЖКТ, увеличивают потребление сахара. 
  5. Кондитерские изделия, в том числе жевательные конфеты и шоколадные батончики, продукция с кремом или алкоголем, карамель — включают большое количество сахара и вкусовых добавок. 
  6. Консервированные продукты, включая продукцию с нарушением герметичности, деформацией тары или без этикеток, содержащую укус, грибы и блюда из них.  
  7. Мясо диких животных и птиц, в том числе прошедшее заморозку, непотрошенная птица, продукция из мясных обрезков, зельцы, ливерные и кровяные колбасы.
  8. Сало, маргарин, кулинарные и гидрогенизированные жиры.
  9. Пищевые продукты непромышленного изготовления — они не прошли соответствующую санитарную проверку, а потому не имеют документов, подтверждающих их безопасность и качество.
  10. Непастеризованное молоко и продукция из него, молочная продукция, изготовленная с использованием растительных жиров. 
  11. Острые соусы и приправы, горчица, уксус, хрен, майонез и аналоги.
  12. Продукты быстрого приготовления, полуфабрикаты, блюда на основе сухих пищевых концентратов. 

В справочной системе «Образование» представлена информация о том, как лучше составить сбалансированное меню для дошкольников

Не зря протоколы организации питания в детском саду содержат акты проверки качества продуктов и меню. В случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований, руководство ДОУ несет административную ответственность, вплоть до приостановления деятельности на срок до трех месяцев.

Организация питания в ДОУ

Контроль организации питания в ДОУ

Организация питания в детском саду проходит внешний и внутренний контроль. Первый осуществляет Роспортебнадзор, проверяя качество продуктов, соответствие нормам СанПина и рекомендованного рациона питания, а второй — администрация учреждения, медицинские работники и родительская общественность.
В течение года заведующий проводит как минимум две проверки организации питания в детском саду, инспектируя состояние и чистоту пищеблока, качество готовых блюд и используемых для этого ингредиентов, разнообразие меню. Качество питания в ДОУ проверяют также штатные медицинские работники и комиссия, состоящая из родителей воспитанников. Последним достаточно оформить заявление на имя заведующего детским садом, чтобы стать членом комиссии и иметь возможность проверять качество и ход приготовления блюд непосредственно в пищеблоке. 
Дополнительным элементом контроля может служить анкетирование и опрос родителей, проверку документации и соблюдения норм СанПина. Каждый тип получаемой продукции проверяется на наличие маркировки, санитарного паспорта транспортного средства, сертификата качества. Дополнительно ведется Журнал бракеража скоропортящихся продуктов, в котором заведующий хозяйством отмечает все характеристики продуктов, Журнал учета температуры холодильного оборудования и Журнал бракеража, в котором отмечаются суточные пробы блюд и качество готовой продукции.
На основании картотеки блюд оформляются технологические карты, в которых указывается не только рецептура блюда, но также масса нетто и брутто, энергетическая ценность, состав и технология приготовления. Картотеку блюд своим приказом утверждает руководитель (один экземпляр хранится у медсестры, а второй — в пищеблоке вместе с технологическими картами). Ежедневно проверяют:
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм и качество уборки пищеблока;
  • состояние посуды и оборудования, эффективность их очистки;
  • следование правилам кулинарной и технологической обработки продуктов;
  • наличие промаркированных разделочных досок, правильность хранения продуктов;
  • исправность электросетей, соблюдение охраны труда и правил личной гигиены. 
Регулирование вопросов организации питания в детском саду регламентировано перечнем нормативных документов, среди которых главенствующие места занимают:
  1. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, в котором закреплены обязанности образовательных организаций по предоставлению питания воспитанникам, учащимся.
  2. СанПиН 2.4.1.3049-13, регламентирующий нормы обустройства и содержания пищеблока, распорядок дня в детском саду, требования к технологической обработке пищевых продуктов.
  3. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, определяющий порядок профилактики пищевых отравлений, повышения факторов риска для детей в связи с несбалансированностью рациона.

Приказ Минздрава РФ № 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников ОУ» содержит подробные рекомендации по организации технологического процесса приготовления блюд для воспитанников ДОУ. Следование методическим рекомендациям из этого опорного документа позволяет решить ключевые задачи:

  • сформировать сбалансированное по всем пищевым показателям меню;
  • обеспечить высокое качество блюд и оптимальные вкусовые характеристики с сохранением исходной пищевой ценности;
  • разрабатывать рацион с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей;
  • принимать меры для предотвращения риска появления инфекционных и вирусных заболеваний среди воспитанников за счет витаминизации блюд. 
Приказом Минздрава РФ № 213н/178 руководствуются при осуществлении проверки состояния пищеблока, квалификации кухонных работников и поваров, следования нормам СанПина и охраны труда, правилам разработки сбалансированного меню и других аспектов контроля организации питания в детском саду
Помимо основных нормативных актов процедуру регулируют акты муниципального значения, отражающие региональную и территориальную специфику, которая находит отражение в особенностях рациона и меню. Заведующему детским садом особое внимание следует уделить контрактам на выполнение работ, поставки товаров, оказание аутсорсинговых услуг, ведению бракеражных журналов, составлению приказов об организации питания в детском саду, плана мероприятий по контролю, по работе бракеражной комиссии, обеспечения качества питания и прочих. 

Питание в детском саду: ответы на распространенные вопросы родителей

Несмотря на опасения мам и пап, в дошкольных образовательных учреждения проводятся систематические проверки, а потому в них строго соблюдаются правила организации питания в детских садах. Специалисты Института питания РАМН разрабатывают и утверждают принципы рационального питания дошкольников, которые учитывают потребности растущего организма и способствуют приобщению малышей к здоровому образу жизни, формированию правильных пищевых привычек. Обязательным условием этого является преемственность питания в семьях и детском саду. Поскольку для многих малышей рацион в ДОУ является непривычным и даже невкусным, родителям важно отказаться от вредных пищевых добавок, фастфуда, обилия сладостей в домашнем меню. Важно дополнять, а не повторять детсадовские блюда дома, стремиться вносить разнообразие в ассортимент блюд и используемых продуктов. Необходимо соблюдать рекомендованные интервалы приема пищи — 3,5-4 часа. 
Чтобы повысить уровень информированности родителей воспитанников относительно принципом организации питания детей, администрация ДОУ и педагоги проводят систематические консультации, используют информационные уголки и папки-передвижки. Среди наиболее распространенных вопросов, которые возникают у родителей, стоит отметить следующие.
  1. Кто отвечает за составление меню? Меню в ДОУ составляет медицинская организация. штатный медработник или сотрудник учреждения, а впоследствии оно проходит обязательное утверждение у руководителя. Допускается привлечение сторонней организации для выполнения работы по составлению меню по договору. 
  2. Как составляется меню для детей с аллергией? В ежедневное меню вносятся замены блюд для детей с диабетом или пищевой аллергией. Допускается составление индивидуального меню в свободной форме. Использование продуктов питания, принесенных из дома, недопустимо.
  3. Как проходит период пищевой адаптации? Психологические проблемы адаптации к меню детского сада легче преодолеваются в коллективе воспитанников. Чтобы ускорить этот процесс, родителям достаточно приблизить домашний рацион к сбалансированному, отказаться от пищевых добавок и приправ, газированных напитков, консервированных продуктов и сладостей. Желательно придерживаться режима питания дома, учить малыша пользоваться столовыми приборами, чтобы он не испытывал дискомфорта в саду. 
  4. Какая система безопасности питания предусмотрена в ДОУ? Все продукты, поступающие в пищеблок детского сада, проходят обязательную гигиеническую экспертизу и проверку на соответствие санитарно-химическим и санитарно-микробиологическим нормам.
  5. Как родители могут контролировать качество питания в детском саду? Проверить организацию питания в группе детского сада родители и законные представители детей могут в качестве члена бракеражной или общественной комиссии, в работе которой их информирует администрация учреждения. Комиссия осуществляет визуальный контроль за качеством продуктов и готовых блюд, соблюдения санитарных норм обработки и приготовления продукции, технологии приготовления блюд согласно технологической карте.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ДОО» — это эффективная реализация основной образовательной программы ДОО, создание развивающей предметно-пространственной среды, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.