Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Инклюзивное образование в ДОУ

  • 12 декабря 2018
  • 9326

В соответствии с актуальными статистическими данными в России насчитывается более 2 млн. детей дошкольного возраста с врожденными или приобретенными патологиями развития, проявлениями инвалидности, что обуславливает необходимость пересмотра традиционной воспитательной стратегии. Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС, которое долгое время оставалось экспериментальной педагогической стратегией, в условиях нового времени становится оптимальным способом организации учебно-воспитательного пространства в детских садах, гарантирующим возможность реализации ряда приоритетных целей:

  • обеспечение конституционного права граждан на получение качественного образования независимо от уровня психофизического развития;
  • создание безбарьерной развивающей среды, в условиях которой дошкольники с особыми образовательными потребностями могут уверенно социализироваться, а их сверстники с нормальными показателями здоровья — учиться толерантности, открытости, уважительному отношению к инвалидам;
  • оказание консультационно-практической помощи родителям, воспитывающим дошкольников с ОВЗ.

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС: от идеи к практике

Актуальность повсеместного внедрения инклюзии в дошкольную образовательную практику не вызывает сомнения. Реализация инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС соответствует содержанию Стандарта и гуманистическим принципам, создает оптимальные условия для оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Сразу отметим, что в последней редакции Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании» указано, что лица с ОВЗ – физические лица, имеющие недостатки физического и (или) психического развития, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Руководствуясь данным определением, к числу обучающихся с ОВЗ следует относить слабовидящих, слабослышащих, глухих, слепых, дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, функций опорно-двигательного аппарата, а также детей-инвалидов.

Практика внедрения инклюзии, хоть и не является новой (разрабатывалась Л.С. Выготским в 30-х годах прошлого века), но в условиях ее реализации в большинстве российских садов как экспериментальной площадки требует дополнительных пояснений. Инклюзия, которую буквально трактуют как практику «включенного образования», является организационной системой дошкольной образовательной практики, предусматривающей возможность совместного обучения дошкольников с показателями здоровья и стартовыми интеллектуальными возможностями в массовых детских садах. Вместе с тем эксперты системы образования сходятся во мнении, что инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС — нечто большее, чем просто совместное пребывание детей в едином учебно-воспитательном пространстве.

ДОУ

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ


Рекомендации экспертов по внедрению инклюзивного образования в детских садах читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

- Готов ли ваш детский сад к приему детей с ОВЗ и инвалидов

 (чек-лист для проверки)


Социализация детей с ОВЗ в инклюзивном детском саду

 (рекомендации экспертов)

Идея инклюзии в дошкольном образовании строиться на восьми базовых принципах, соблюдение которых является обязательным условием достижения поставленных педагогических целей:

  1. Ценность человека не зависит от его врожденных способностей и достижений.
  2. Каждая личность способна чувствовать и думать.
  3. Каждый имеет право быть услышанным и высказывать свои мысли, переживания, умозаключения.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Каждый нуждается в дружбе и поддержке со стороны ровесников, советах наставников.
  6. Прогресс всех обучающихся скорее определяется как то, что люди могут делать, чем то, что не могут.
  7. Разнообразие позволяет сделать все стороны человеческих взаимоотношений более полными.
  8. Подлинное образование может осуществляться только в рамках реальных взаимоотношений.

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС

Главным доводом в пользу необходимости повсеместного внедрения инклюзии в дошкольных образовательных учреждениях является сложно преодолимый «эффект оторванности», который стал основным показателем практики обучения детей с инвалидностью в специализированных учреждениях. Малыши, имеющие особые образовательные потребности, ежедневно сталкиваются со сложностями во многих практических и социальных ситуациях, не вызывающих абсолютно никаких сложностей у их сверстников. Как правило, такие дети растут замкнутыми, для них характерна низкая познавательная активность, отсутствие положительной мотивации, асоциальность. Развитие в условиях специального учреждения с одной стороны помогает преодолеть определенные патологии развития, с другой — все больше отделяет растущего индивидуума от социума, обуславливая возникновение сложностей с личностной и профессиональной самореализацией в будущем. Поэтому переход на инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС, который целесообразно реализовать на базе ранее накопленного педагогами специальных образовательных учреждений методического и практического опыта, является логичным шагом развития для каждого детского сада.

На данном этапе, в связи с устоявшимися административно-организационными формами, для развития инклюзии существуют такие варианты стартовых условий:

  1. ДОУ компенсирующего типа, в которые принимают детей с аналогичными показателями здоровья. Содержание развивающей предметно-пространственной среды, учебных и коррекционных занятий «затачивается» под возрастные и психофизиологические потребности воспитанников с учетом специфики патологий развития.
  2. ДОУ комбинированного типа — принимаются дети разного возраста и групп здоровья, создаются условия для обеспечения доступности среды, прорабатываются индивидуальные образовательные маршруты с учетом рекомендаций ПМПК.
  3. Детские сады со специализированными службами (физкультурно-оздоровительной, логопедической) — воспитательно-образовательный процесс ведется с дошкольниками разных категорий, предусмотрена возможность проектирования целевой развивающей среды и проведение коррекционных занятий в рамках мини-групп или индивидуально.
  4. Детские сады развивающего типа со специализированными группами кратковременного пребывания, в которых в ходе повседневной деятельности педагоги и узкопрофильные специалисты оказывают дошкольникам с ОВЗ коррекционно-развивающую помощь.
  5. ДОУ общеразвивающего типа с инклюзивными группами, деятельность которых пока не регламентируется нормативными документами. Вместе с тем создание инклюзивных групп является оптимальным организационным решением для большинства дошкольных образовательных учреждений ввиду необходимости проектировать интегративные условия для одновременного пребывания всех групп дошкольников без исключения.

Инклюзия в ДОУ — нормативы и требования по ФГОС

Сложность повсеместного внедрения инклюзии в ДОУ по ФГОС заключается в психологической неготовности большинства членов социума принять граждан с ограниченными возможностями здоровья, несовершенствах системы социальной поддержки, а также необходимости проведения ряда преобразований в детских садах, требующих материально-технических и организационных вложений. К числу таких мероприятий следует отнести:

  1. Проектирование безбарьерной развивающей среды, в условиях которой учебные пособия, игрушки, средства гигиены и ухода являются доступными для всех воспитанников без исключения.
  2. Обеспечение средств и условий, привлечение профильных специалистов для проведения коррекционных занятий.
  3. Включение в локальную систему профессионального методического развития материалов по работе с детьми, имеющими особые познавательные потребности.

Требования к основным показателям открытой предметно-развивающей среды регламентированы Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, закрепляющим перечень преобразований, которые должны быть внедрены в объектах образовательной инфраструктуры при поступлении в них детей с ОВЗ или инвалидностью. Основные тезисы нормативного акта отражены в таблице.

Требования к созданию безбарьерной образовательной среды

Группы детей с ОВЗ Требования по созданию безбарьерной среды, обуславливающие возможность реализации инклюзии в ДОУ по ФГОС
Дошкольники-колясочники

Вход в здание детского сада необходимо оборудовать специальным подъемным механизмом, перилами и наклонным пандусом.

Расширить дверные проемы внутренних помещений.

Обеспечить удобные переходы пешеходных дорожек в местах уклонов и бордюр.

Воспитанники с нарушениями двигательных функций

Переоборудовать пешеходные дорожки (наклон — не более 5градусов, ширина — не менее 1,6 м).

Оснастить тротуары площадками для отдыха (площадки должны быть расположены по отношению друг к другу на удаленности не более 6 метров).

Слабовидящие, слепые

Расширить прогулочные дорожки на участке до 3 м.

Установить по всей длине двухуровневое ограждение (перила на высоте 90 см и ограждение в виде перекладине на высоте 15 см), покрашенные в яркие или контрастные цвета.

При наличии стеклянных дверей ярко выделить открывающуюся часть.

Зонировать в общей раздевалке зону в стороне от проходов, оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды.

Оборудовать наружное искусственное освещение на всей территории прогулочного участка.

Слабослышащие, глухие Оборудовать помещения, используемые для проведения занятий, массовых мероприятий звукоусиливающей аппаратурой.

Реализация в ДОУ инклюзивного образования по ФГОС не может выполняться должным образом без снижения показателей наполняемости детских групп. Данная норма регламентирована положениями СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26. П. 1.12. Так, согласно данному нормативному акту дети с ОВЗ в ДОУ должны быть распределены по группам согласно следующему принципу:

  1. Количество ребят в младших дошкольных группах, в которые ведется прием воспитанников возрастом до 3 лет, не должно превышать 10 (в т. ч. не более трех детей с ОВЗ).
  2. Количество ребят в средних и старших группах:
  • не более 10 человек (в т. ч. не более трех глухих или трех слепых, или трех с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, или трех воспитанников с умственной отсталостью);
  • не более 15 человек (в т.ч. не более четырех слабовидящих или слабослышащих, или четырех ребят с тяжелыми нарушениями речевого аппарата или легкими формами умственной отсталости);
  • не более 17 детей (в т.ч. не более 5 воспитанниками с нарушениями психического здоровья).

Инклюзивное образование в детском саду может реализоваться и при условии формирования групп по такому принципу: две трети коллектива составляют воспитанники со стандартными показателями здоровья, одну треть — малыши с особыми потребностями.

Проведение коррекционно-развивающих занятий, позволяющих значительно повысить эффективность внедрения инклюзии в ДОУ по ФГОС, предусматривает необходимость вовлечения в воспитательный процесс специалистов, обладающих особыми знаниями. Данная кадровая проблема может быть решена посредством найма новых работников, квалификационный уровень которых позволяет обеспечить создание необходимых педагогических условий для детей с отклонениями в развитии, или профессиональном развитии заинтересованных сотрудников в рамках прохождения курсов по организации инклюзивного образования в условиях ДОУ. Следует заметить, что выбранные обучающие программы должны соответствовать предполагаемому варианту реализации «включенного образования», ожидаемым показателям включенности детей в учебно-воспитательный процесс (точечная, частичная или полная) и возрастной инклюзивной вертикали. Образовательный практикум, позволяющий достичь значимых показателей эффективности работы по данному направлению, может быть организован в рамках дистанционного обучения под контролем экспертов или посредством самообразования.

Инклюзивное образование в группах детского сада по ФГОС

В соответствии с данными актуальными мониторингами наиболее распространенной организационной моделью реализации идеи «включенного образования» в детских садах является создание инклюзивных групп, где предусмотрено совместное пребывание нескольких детей с отклонениями здоровья со сверстниками, имеющими нормальные показатели психофизического развития. Данное решение позволяет обеспечить выполнение базовых принципов инклюзивного образования и ФГОС ДО, создавая широкое поле для развития социальных связей, самостоятельности, формирования значимых практических и учебных навыков.

К ключевым задачам инклюзивной группы относятся:

  1. Создание единой общности, взаимоотношения внутри которой регулируются принципами взаимодоверия, уважения, толерантности, интересу к личности каждого члена группы.
  2. Формирование широкого круга коммуникативных умений, включающих способность к налаживанию контакта с другими детьми и людьми старшего возраста, а также культуры общения.
  3. Выработка положительного эмоционального настроя, исследовательского интереса и учебной мотивации.
  4. Воспитание готовности поддерживать друг другу, оказывая посильную помощь.
  5. Выработка способности определения текущих познавательных целей и поиска путей для их достижения с обязательным моделированием «ситуаций успеха».
  6. Привитие навыков коллективной работы с распределением ролей и готовности нести ответственность.
  7. Активизация навыков экспериментально-игровой деятельности, самообслуживания.

Конечно, в педагогической практике по внедрению инклюзии нередко находятся подтверждения того, что даже при условии точной разработки целей и строгому следованию к их реализации сохраняется большая вероятность получения низких результатов, если воспитанники проявляются психологическую неподготовленность к инклюзивному обучению в ДОУ в составе базовой группы. С целью предупреждения такой ситуации, которая может оказаться болезненной как для дошкольника, мотивация которого будет резко снижена в связи с первым неуспехом, так и его родителей и ответственного педагога, крайне важна первичная диагностика с обязательным определением уровня рекомендуемой вовлеченности воспитанника с ОВЗ в непосредственную образовательную деятельность. В данном контексте целесообразно рассматривать такие виды инклюзии:

  1. Точечная — дошкольник готов приобщаться к коллективным развивающим видам деятельности только в отдельных моментах: во время прогулок, игр или праздничных мероприятий.
  2. Частичная — воспитанник с особыми образовательными потребностями проявляет готовность к посещению инклюзивной группы в условиях неполного дня, что гарантирует возможность участия в коллективных и индивидуальных видах активности — непосредственно развивающей, физкультурной, изобразительной, музыкальной, исследовательской.
  3. Полная — ребенок посещает инклюзивную группу в штатном режиме, принимая участие во всех реализуемых видах деятельности.

Педагог, отслеживая индивидуальные интеллектуальные достижения, постепенно повышает сложность заданий, оказывая должный уровень помощи и поддержки, способствуя всесторонней социализации. По результатам первичной диагностики в детском саду инклюзивное образование по ФГОС может быть предложено всем детям дошкольного возраста — в составе инклюзивной группы или адаптационной группы кратковременного пребывания с последующим переходом в детский коллектив, сформированный согласно принципу интеграции. В случае, если ДОУ не располагает материально-техническими, кадровыми и финансовыми ресурсами для создания адаптационной ГКП, дошкольникам, которые по состоянию здоровья пока не могут быть зачислены в состав инклюзивной группы, можно предложить ее кратковременное посещение в присутствии родителей с постепенным наращиванием интенсивности группового взаимодействия и отслеживания прогресса.

Особенности организации образовательной деятельности в инклюзивной и адаптационной группах 

Показатели воспитательного процесса в условиях организации инклюзивного обучения в ДОУ Адаптационная группа кратковременного пребывания Инклюзивная группа
Присутствие родителей. Требуется. Не требуется.
НОД Педагог организует занятия для одного ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Педагог работает с группой, оказывая помощь при возникновении сложностей всем воспитанникам без исключения.
Уровень вовлеченности воспитателей и узкопрофильных специалистов. Всегда доступны для общения с родителями, систематически обеспечивают обратную связь. Параллельно взаимодействуют с несколькими детьми и родителями, не всегда готовы дать исчерпывающую консультацию.
Роль родителей. Максимально вовлечены в учебно-воспитательный процесс. Выступают в роли помощников и консультантов, оставляя за ребенком право на самостоятельность.
Основной адресат педагогической и коррекционной деятельности. Родитель (законный представитель семьи). Ребенок.
Степень самостоятельной активности дошкольника с ОВЗ. Развивающую деятельность постоянно инициирует педагог, дошкольник может быть вовлечен минимально. Большую часть времени ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Развивающая и обучающая деятельность организуется посредством смены ненаправленной и направленной работы, что гарантирует возможность для формирования инициативности.
Психологическая ситуация. Безопасно-пассивная, что обусловлено полной предсказуемостью событий и строгим контролем. Условно-безопасная: дошкольник с ОВЗ в рамках отдельных ситуаций может чувствовать свое отличие от сверстников, что вместе с тем является стимулом для дальнейшего обучения.

Для повышения показателей эффективности педагогической деятельности в условиях перехода на инклюзию в ДОУ по ФГОС крайне важно объяснить родителям детей с ОВЗ, что посещение адаптационной ГКП или инклюзивной группы в условиях неполного дня (или неполной недели) является полезной практикой, которая позволит малышу с минимальным психологическим риском привыкнуть к распорядку жизни детского сада, особенностям организации учебной, игровой и развлекательной деятельности, уверенной пройти первые сложности социализации и сформировать положительный настрой к развитию коммуникативного опыта. Не следует забывать, что резкая смена жизненных условий может спровоцировать общее ухудшение состояния ребенка с ОВЗ, привести к эмоциональной закрытости, отбросив таким образом достижения последних недель и даже месяцев.

Программа инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС

Успешная педагогическая работа с детьми, имеющих патологии развития, невозможна без опоры на методическое обеспечение, основной составляющей которого должна стать программа инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС. Разработка данного документа неизменно вызывает сложности ввиду открытых вопросов организационно-оформительского характера, ответы на наиболее распространенные из которых мы постараемся предоставить ниже.

Основная программа дошкольного образования, предусматривающая процесс реализации инклюзии, должна включать три раздела — целевой, содержательный и организационный, — в границах которых осуществляется моделирование целостного педагогического процесса, предусматривающее возрастные и индивидуальные познавательные потребности детей по ключевым направлениям развития. Непосредственно инклюзивная деятельность отражается в разделе «Содержание коррекционной работы» с представлением следующих содержательных блоков:

  1. Описание специальных условий, созданных для педагогической работы с детьми с ОВЗ.
  2. Механизмы адаптации программного содержания.
  3. Перечень специальных программ, методических разработок и дидактических пособий, использование которых предусмотрено в рамках реализации инклюзии.
  4. Ориентировочное содержание групповых и индивидуальных коррекционных занятий, для проведения которых будут привлекаться квалифицированные специалисты.

Детским садам, в которых открыты группы компенсирующей направленности, рекомендована разработка адаптированной программа инклюзивного образования в ДОУ, причем по ФГОС таких программных документов может быть несколько, с учетом групп здоровья воспитанников. При разработке адаптационных программ необходимо соблюдать баланс между требованиями стандарта и рекомендациями ПМПК, содержанием индивидуальных программ реабилитации и абилитации.

Для ДОУ, в которых параллельно с группами компенсирующего типа функционируют группы общеразвивающей и комбинированной направленности, целесообразна разработка основной образовательной программы с указанием в разделе «Содержание коррекционной работы» ссылки на адаптированные программные разработки.

При отсутствии в детском саду групп компенсирующей направленности, в условиях работы инклюзивных комбинированных групп необходимость в разработке адаптированной программы нет. Чтобы обеспечить соблюдение нормативов, в соответствующем разделе основной образовательной программы дошкольного образования необходимо представить систему коррекционной работы с дошкольниками, что будет соответствовать требованиям Стандарта (п. 2.11.2 ФГОС дошкольного образования).

Руководство развитием ДОО

Новые возможности для карьерного роста


Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов по теме поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО».

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Организация инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется необходимостью подбора педагогических методов и приемов, позволяющих закрепить имеющиеся навыки, привить новые знания и умения в пределах возможностей дошкольника, создать позитивное отношение к образовательной деятельности, и главное научить воспитанника с патологиями развития недостатками добиваться успехов. Методы инклюзивного обучения в ДОУ по ФГОС должны отвечать следующим требованиям:

  1. Соответствовать индивидуальным возможностям каждого воспитанника.
  2. Закреплять и поощрять маленькие успехи с целью выработки мотивации к обучению.
  3. Обеспечивать постановку интересных образовательных целей.
  4. Формировать навыки, необходимые для облегчения процесса образовательной деятельности.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах деятельности, способствующих всестороннему развитию детей с особыми образовательными потребностями в среде сверстников с отработкой механизмов социализации. К оптимальным формам организации инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС следует отнести:

  1. Индивидуальные занятия со специалистами — психологом, логопедом, дефектологом, инструктором ЛФК, кинезиотерапевтом — проводятся согласно индивидуальному образовательному маршруту, разработанному согласно рекомендациям ПМПК. Первоочередная задача взаимодействия с узкопрофильными специалистами — определение зоны ближайшего развития с ее последующим расширением.
  2. Свободные и целевые игры в специально оборудованных помещениях, во время прогулок. Специальная среда выстраивается с учетом психофизических возможностей детей с разработкой возможностей для преодоления препятствий. Совместную активность с другими детьми в микрогруппах по дополнительным развивающим программам — «Маленький исследователь», «Познаем мир», «Лекотека», программы физвоспитания.
  3. Фронтальные занятия — организуются с целью решения познавательных и социальных задач. Оптимальный метод работы — рассадка детей по контуру круга с ведением открытой беседы.
  4. Работу в составе детско-родительских групп — выполнение творческих заданий, конструирования, совместной игровой деятельности с целью поиска конструктивных способов поведения и создания «ситуаций успеха».
  5. Праздничные мероприятия, экскурсии, походы, необходимые для создания положительного настроя, открытия возможностей для эмоциональной разрядки.
  6. Прием пищи, дневной сон, обучение в организационных моментах — закрепление бытовых навыков, что способствует преодолению коммуникативных барьеров.

Организация инклюзивного образования в ДОУ

С учетом требований ФГОС об инклюзивном образовании в ДОУ специалисты рекомендуют выбирать педагогические методы с учетом особенностей возможностей здоровья воспитанников. Так, в группах, которые посещают слабовидящие дошкольники, следует применять следующие методы обучения:

  • наглядный, способствующий обогащению сенсорного опыта;
  • словесный с использованием наглядности (беседы с демонстрацией картинок, работа с учебниками);
  • репродуктивный объяснительно-иллюстрационный, предусматривающий самостоятельную работу дошкольников с картинками;
  • практический, позволяющий сформировать у слабовидящих малышей целостные представления об окружающем мире, отдельных объектах, отношения человека к жизни;
  • демонстрационный (проведение опытов);
  • нестандартные методы обучения (занятия-исследования, занятия-путешествия), которые способствуют повышению интереса к занятиям.

Образовательная деятельность слабослышащих детей должна строиться на применении таких методов обучения:

  • наглядного (демонстрация слайдов, учебных материалов, действий), служащих средством мотивации к общению;
  • наглядно-действенного (разыгрывание ситуаций на занятиях, подготовка постановок детского театра);
  • вербального, используемого с целью расширения активного словаря;
  • практического, направленного на совершенствование слухового восприятия (использование разнообразных форм речевой практики);
  • демонстрационного (проведение экскурсий, наблюдений, практических занятий на местности);
  • вспомогательных методов обучения (занятия по дактилологии, занятия с использованием звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов).

Подбор оптимальных методов и форм обучения детей с ОВЗ, способствующих получению такими воспитанниками качественного образования, остается прерогативой воспитателя. Включение в образовательный процесс занятий в монтессори-комнатах, сенсорных комнатах, бассейнах позволяет добиться положительной динамики и подготовить воспитанников группы здоровья к обучению в общеобразовательной школе.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.