Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе

2496

Актуальность планирования в педагогической работе

Обеспечение качества предоставления воспитательно-образовательных услуг является одним из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО, ДОУ) в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС). Но задачи дошкольного воспитания не могут быть выполнены без заблаговременного определения порядка совершения образовательных действий, иными словами — планирования. Особо актуальным вопрос грамотного построения последовательности использования разных видов и форм педагогической работы становится в условиях работы с детьми старшего дошкольного возраста, готовящихся перейти на новую ступень получения знаний. Поэтому планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе должно проводиться последовательно и продуманно, с учетом актуальных методических рекомендаций. 

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОО: основные положения

Программы по дошкольной педагогике, составленные отечественными экспертами, содержат множество рекомендаций по ведению работы по планированию. Реализация принципов ФГОС вносит ряд корректив в традиционные требования, но в целом планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе проводится по общепринятому образцу с обязательным соблюдением нижеперечисленных условий:

  1. На этапе составления плана воспитатель (старший воспитатель) обязан осуществить объективную оценку своей педагогической деятельности. 
  2. План должен содержать перечень целей и задач воспитательно-образовательной работы на определенный период, содержание которых должно соответствовать положениям примерной программы дошкольного образования. 
  3. При планировании педагогу следует четко сформулировать результаты деятельности, которые должны быть достигнуты к моменту окончания указанного периода. 

В план важно включать наиболее эффективные, оптимальные методы и приемы ведения педагогической работы, определяемые с учетом возрастных характеристик и индивидуальных инициатив дошкольников, состояния материально-технической базы группы и детского сада. 

Принципы планирования воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе представлены в таблице 1. 

Таблица
Скачать в .docx

Таблица 1

Принципы составления плана воспитательно-образовательной деятельности Содержание Цель реализации
Принцип развивающего образования Создание условий, необходимых для поступательного формирования знаний и умений дошкольника. Развитие каждого ребенка в группе.
Комплексно-тематический принцип построения педагогической деятельности Осуществление последовательного проектирования образовательной деятельности с учетом программных требований.  Обеспечение единства построения образовательного процесса в ДОО.
Принцип интеграции образовательных областей Корректировка содержания образовательной работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Всестороннее развитие воспитанников.
Принцип единства образовательных целей Обеспечение целостности реализации воспитательных, обучающих, развивающих задач. Формирование знаний, навыков и умений, соответствующих возрастным потребностям детей старшего дошкольного возраста.

Требования к содержанию планов воспитательно-образовательной работы

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе должно вестись в системе и в соответствии с положениями ФГОС дошкольного образования охватывать следующие области развития:

  • познавательную;
  • социально-коммуникативную;
  • речевую;
  • художественно-эстетическую;
  • физическую.

Для эффективного использования времени рекомендуется разделять этапы работы в группе на временные отрезки с целью отражения разных сторон педагогической деятельности. 

Планирование педагогической работы в подготовительной группе в утренние часы

Цель: приобщить детей к общему режиму жизни детского сада, организовать индивидуальную и групповую работу. 

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе в утренние часы обязательно должно предусматривать реализацию следующих режимных моментов:

  • гимнастика (проводится до завтрака);
  • игровая деятельность;
  • стимуляция познавательной активности дошкольников;
  • трудовая деятельность. 

Главное место в утренние часы следует отвести игровой деятельности. Воспитателю рекомендуется создать условия (организовать предметную игровую среду) для проведения творческих и сюжетно-ролевых спокойных игр, игровых развлечений, требующих малой подвижности (прокатывание мяча, хороводные игры). В плане следует отразить название и цель забавы, при наличии картотеки с играми — номер карточки. 

Стимуляцию познавательной активности детей в утренние часы рекомендуется осуществлять через организацию коротких бесед, посвященных знаниях о предметах и явлениях окружающего мира. Групповое общение можно сопроводить совместным рассматриванием заготовленных иллюстраций. Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе должно включать проведение бесед на общеразвивающие темы: о временах года, погодных явлениях, разнообразии животного мира, об особенностях родного края. 

Трудовая деятельность старших дошкольников предусматривает выполнение обязанностей по уходу за комнатными цветами, работу по созданию оптимальных условий жизни для животных из группового уголка живой природы. 

Приоритетные направления педагогической деятельности в первой половине дня — избирательные виды работы (рисование карандашами и красками, творчество с пластилином, конструирование) и индивидуальные занятия (в планах следует указывать имена и фамилии детей, с которыми воспитатель работает в индивидуальном порядке). 

Планирование прогулки

Требования по планированию воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе предусматривают проведение двух видов прогулок в утренние и вечерние часы. При планировании пребывания на природе следует учитывать особенности погодных условий.

Цель: обеспечение активной, содержательной, увлекательной деятельности дошкольников на свежем воздухе. 

Обязательные элементы прогулки:

  • подвижные игры;
  • наблюдение за природой;
  • трудовая деятельность. 

При организации подвижных игр на воздухе воспитатель должен не только создавать условия для групповой работы, но и сам принимать участие в игровой деятельности. В планах следует указывать название и цель подвижных игр, перечень используемой атрибутики. 

Планирование наблюдений в природе, обучение практическим навыкам следует осуществлять на месяц в соответствии с погодными условиями и выносить отдельным блоком в календарном плане. Порядок подготовки дошкольников к прогулке в документы не вносятся. 

Планирование деятельности в подготовительной группе во второй половине дня

Цель: организация условий для всестороннего развития детей. 

Вся вторая половина дня дошкольников традиционно посвящается игровой деятельности. При этом воспитатель подготовительной группы уже не показывает детям конкретные игровые действия, а создает условия для сюжетно-ролевых игр, масштабной общегрупповой игры.  

Также в послеобеденные часы следует отвести время на трудовую (уход за животными и растениями в уголке природы) и творческую деятельность (участие в работе кукольного театра, просмотр представлений). Главное отличие планирование работы в подготовительной группе — обеспечение взаимодействия с общеобразовательной организацией, которое чаще всего организуется в вечерние часы (посещение школы, тематическая игровая деятельность). 

Многие виды деятельности повторяются ежедневно, поэтому  оптимально  планировать их сразу на месяц, не вписывая их в ежедневный план работы (схема 1).

Схема 1

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе



 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 15 сентября 2017 г.
      • Типичные нарушения в кадровом документообороте ДОО
      • Вавилова А. А.
        старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее


      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;
      • подарок за регистрацию: видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль