Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Цели и задачи дошкольного образования по ФГОС

  • 16 ноября 2018
  • 207

Серьезные перемены в образовательной системе дошкольных заведений относятся к 2013 году. Тогда, в соответствии с обновленным Законом об образовании в РФ, ДО признали самостоятельной ступенью общеобразовательной системы государства. Через некоторое время приказом № 1155 Минобрнауки РФ был принят Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, который вступил в действие с 1.01.2014г.

Приобретение официального статуса потребовало от ДОУ выполнения одного из важнейших обязательств – следования целям дошкольного образования по ФГОСам. Закон не обязывает родителей оформлять малышей в дошкольные заведения, вместе с тем данная ступень теперь определена как первая. Это привело к тому, что правила разработки программ и планов в садах и подобных учреждениях претерпели значительные изменения.

Что такое ФГОС и для чего он нужен?

ФГОС - это нормативный документ, устанавливающий правила организации, проведения и оценки образовательного процесса на каждом уровне учебно-воспитательной деятельности. ФГОС применим во всех общеобразовательных заведениях, в том числе в ДОУ. На основании требований и целей ФГОС ДО специалисты составляют воспитательно-образовательные программы, а затем реализуют их.

Стандарт ДО создан, чтобы систематизировать процедуры и мероприятия образовательного направления. Документ позволяет равномерно распределить нагрузку, подготовить ребенка к переходу с одной образовательной ступени на другую. Следование целям ФГОС дошкольного образования и применение их в работе учреждения помогает грамотно планировать работу педагогов и воспитателей.

Стандарт помогает подготовить подробный план действий, в котором расписано как, чему и какими методами учить воспитанников детсадов. Кроме этого, на основании требований документа составляют графики аттестации и переаттестации сотрудников, повышения квалификации, организовывают работу методических объединений, определяют финансирование и потребности заведения.

На основании каких документов разработан ФГОС ДО?

Создание стандарта велось с учетом требований законодательных, нормативных и правовых источников, к которым относятся:

  • Конвенция о правах ребенка (ООН);
  • Закон об образовании Российской Федерации;
  • Типовое положение о ДОУ;
  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Основные принципы ФСП дошкольного образования

Важнейшее отличие актуального издания документа заключается в передовом подходе к педагогической деятельности. На смену задаче передать знания и закрепить их до необходимого уровня, пришла новая цель ФГОС дошкольного образования - сформировать гармонично развитую личность. Поэтому при составлении учебных программ, упор делают на психологическую составляющую формирования личности ребенка, учитывая следующие факторы:

  1. требования, регламентированные региональными стандартами и ФГОС;
  2. обеспеченность организации материально-техническими средствами;
  3. формы и методики педагогической деятельности, используемые в каждом конкретном учреждении;
  4. систему организации процесса воспитания и обучения;
  5. соцзаказ местности, где расположено заведение;
  6. вид учреждения;
  7. возрастные и личностные характеристики дошкольников.

Образовательно-воспитательные планы в дошкольных организациях составляют, выполняя условия, описанные в стандарте. Учитывая их, программы должны:

  • разрабатываться, не противореча законодательству, Конституции РФ, другим региональным требованиям;
  • обеспечивать поддержание и укрепление детского здоровья;
  • создавать условия для взаимодействия сотрудников ДОУ и родственниками дошкольника;
  • обеспечивать как психологическую, так и физическую подготовку воспитанников к школе;
  • гарантировать одинаковые условия для получения образования детям независимо от религиозной или этнической принадлежности, статуса и места проживания;
  • быть связанными с общешкольной программой.

Основные цели ФГОС ДО

Итак, назначением стандарта является формирование целостной всесторонне развитой и гармоничной личности. Планируется, что по окончании заведения первоклассник должен не только иметь определенный багаж знаний и опыта. Малыш должен комфортно и уверенно чувствовать себя в социуме, знать и применять правила поведения, быть самостоятельным, ответственным, проявлять инициативу и таланты.

По современным требованиям не так важно, чтобы ребенок, поступающий в первый класс, умел писать и читать. Важнее его психологическая готовность к предстоящему обучению в школе,  умение находить общий язык со сверстниками, быть усидчивым и внимательным.

К важным целям ФГОС ДО относятся:

  1. Повышение значимости и усиление роли дошкольного образования, что было достигнуто при утверждении и введении в действие документа для ДОУ.
  2. Обеспечение доступности первой ступени образования для каждого малыша;
  3. Определение общих для всех требований для реализации учебно-воспитательных программ.
  4. Обеспечение территориального единства образовательного уровня в дошкольных учреждениях Российской Федерации.

Целевая направленность учебной программы по ФГОС

ФГОС отменяет проведение текущих и обобщающих проверок знаний воспитанников в детских садах. Но психологическая готовность ребенка к поступлению в первый класс должна быть оценена. В соответствии с установленными назначениями стандарта, разрабатываемые планы имеют ряд целевых ориентиров, позволяющих определить степень готовности дошкольника перейти на следующий обязательный уровень:

  • отмечается позитивное восприятие ребенком себя и окружающей действительности, доброе отношение к объектам природы, детям и воспитателям, родственникам и другим взрослым;
  • воспитанник способен самостоятельно понять задание и выполнить его;
  • дошкольник проявляет решительность и инициативу в игровых мероприятиях, принимает участие и жизни группы, сада;
  • ребенок осознает, принимает и выполняет социально-культурные требования общества;
  • речь малыша построена в соответствии с возрастными требованиями и понятна всем;
  • воспитанник умеет самостоятельно выходить из сложных и конфликтных ситуаций;
  • уровень развития мелкой моторики и движений соответствуют возрастным характеристикам;
  • отмечается умение воспитанника нестандартно мыслить, анализировать и наблюдать;
  • определены креативные наклонности, таланты и предрасположенности;
  • дошкольник проявляет волевые качества.

Основные задачи стандарта для организаций дошкольного образования

Чтобы цели дошкольного образования были выполнены, документ предлагает установить следующие задачи:

  • формирование условий и разработка мероприятий поддерживающих и укрепляющих здоровье, иммунитет и эмоциональное состояние дошкольников;
  • создание единых возможностей и благоприятных условий для гармоничного прогрессивного совершенствования каждого воспитанника в дошкольный период независимо от статуса и вероисповедания семьи, национальности, языка, и прочих особенностей;
  • связь целей, задач, планов ДО с последующими ступенями образования;
  • помощь в определении творческих способностей и обучение навыкам общения с детьми и взрослыми;
  • создание системного комплекса, охватывающего воспитательный и образовательный процесс, на базе духовных, социально-культурных правил и норм поведения;
  • прививание детям общеизвестных ценностей, таких как здоровый образ жизни, социальные, эстетические и нравственные традиции и устои, проявление лидерских качеств, самостоятельности, отзывчивости, ответственности;
  • обеспечение разнообразия учебных программ с учетом особенностей развития, возраста и индивидуальных предпочтений детей;
  • организация психологической поддержки семьям воспитанников, повышение грамотности родителей в вопросах образования, гармоничного развития и совершенствования, поддержания здоровья малышей.

Понимание целей, ориентиров и задач ФГОС каждым сотрудником ДОУ, принимающим участие в развитии детей, позволяет планомерно двигаться к достижению самого главного результата – всесторонней подготовке ребенка к первому классу. Стандарт обеспечивает единообразие учебных программ с возможностью применения разных педагогических подходов обучения и воспитания.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.