Структура Программы дошкольного образования по ФГОС

212

Рассмотрим структуру Программы дошкольного образования: согласно ФГОС в ней есть целевой, содержательный и организационный разделы. В каких случаях структура Программы дошкольного образования по ФГОС должна содержать коррекционную и инклюзивную составляющую? Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений?

В каких случаях структура Программы дошкольного образования по ФГОС должна содержать коррекционную и инклюзивную составляющую?

“Коррекционная работа/ инклюзивное образование” (в зависимости от того, что необходимо организации) включается в ООП только в том случае, если в ДОУ есть такой контингент детей. 

Раньше, согласно федеральным государственным требованиям, коррекционная работа включалась абсолютно во все ООП ДОУ по ФГОС, даже если в детском саду не было ни одного ребенка с нарушениями (речи, слуха, зрения и пр.) Сейчас в ФГОС дошкольного образования нет требования обязательного включения раздела “Коррекционная работа/инклюзивное образование”в структуру Программы, он включается только если в образовательной организации есть дети с ОВЗ.

Безусловно, чтобы разработать структуру  и написать Программу по ФГОС, должны быть очень серьезные компетенции у педагогов ДОУ. Позволят работать над Программой и образовательный уровень педагога, и его опыт работы в образовательной организации, и те курсы повышения квалификации, которые организует Министерство образования и науки.

Обязательная часть в структуре Программ ДОУ по ФГОС

Рассмотрим подробнее структуру адаптированных основных образовательных программ в ДОУ по ФГОС. В чем заключаются некоторые улучшения условий в плане “писанины”? У педагогов очень много разнообразных бумаг, которые приходится писать для того, чтобы предоставлять разнообразным проверяющим органам.

ФГОС дошкольного образования предписывает, что при составлении структуры и написании основных образовательных Программ, в том числе адаптированных, можно в ее обязательной части (в Стандарте обязательная часть предусмотрена не менее 60%) сделать просто ссылку на ту примерную Программу, с учетом которой разрабатывается обязательная часть.

В качестве дополнительной документации приложить эту Программу, т.е. опубликованную книгу, на которой написано “Примерная образовательная Программа” (с названием). Таким образом, согласно  ФГОС  дошкольного образования, обязательную часть в структуре Программы прописывать подробно не придется - можно сделать просто ссылку.

Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений?

Говоря о части, формируемой участниками образовательных отношений (это 40% ООП), педагогам дается больше свободы, больше возможности реализовать себя. Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений? Это могут быть следующие Программы:

  • которые уже разработаны в этой организации ранее - предположим, ООП экологической направленности того или иного региона, где находится ДОУ;
  • этнокультурной направленности, если детский сад географически находится в регионе, где есть другие этносы, другие культуры, помимо русской культуры;
  • физического развития (по развитию навыков плавания), если в ДОУ есть, к примеру, бассейн;
  • можно привлечь парциальные программы в ДОУ по ФГОС как правомочный участник ООП, например, О.С.Ушаковой “Развитие речи”, С.Н.Николаевой “Юный эколог” - и сделать более насыщенной ту часть, которую разрабатывают участники образовательных отношений.

Конечно, было бы интересно посмотреть и собственные наработки педагогов. Согласно исследованиям, порядка 8-10% ДОУ работают в инновационном режиме, сами разрабатывают структуру собственных программ. Безусловно, это происходит под научным руководством российских исследователей и ученых, которые оказывают помощь этим образовательным организациям.

Этот инновационный режим позволяет управленцам и педагогам этих организаций уже сегодня выйти на реализацию ФГОС, не дожидаясь примерных Программ в реестре. Закон определяет использовать примерные Программы в формулировке “с учетом”, т.е. их можно учитывать, но ДОУ можно идти и по своим Программам, структура которых разрабатывалась в инновационном режиме в течение многих лет и наиболее приближены к содержанию и идеям ФГОС.

Организации, которые много лет работали в инновационном режиме и уже вышли на какие-то высокие уровни собственного развития, могли бы стать ресурсными центрами либо стажировочными площадками для продвижения ФГОС в РФ.

Они могли бы дать возможность педагогам, психологам и другим специалистам дошкольного образования в своих регионах получать знания о ФГОС: учиться работать по нему, составлять структуру Программы, повышать свою квалификацию, свой профессиональный рост и выходить на новый уровень. Помимо того, что этим также будут заниматься институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации, институты развития образования в регионах РФ. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль