Структура Программы дошкольного образования по ФГОС

290

Рассмотрим структуру Программы дошкольного образования: согласно ФГОС в ней есть целевой, содержательный и организационный разделы. В каких случаях структура Программы дошкольного образования по ФГОС должна содержать коррекционную и инклюзивную составляющую? Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений?

В каких случаях структура Программы дошкольного образования по ФГОС должна содержать коррекционную и инклюзивную составляющую?

“Коррекционная работа/ инклюзивное образование” (в зависимости от того, что необходимо организации) включается в ООП только в том случае, если в ДОУ есть такой контингент детей. 

Раньше, согласно федеральным государственным требованиям, коррекционная работа включалась абсолютно во все ООП ДОУ по ФГОС, даже если в детском саду не было ни одного ребенка с нарушениями (речи, слуха, зрения и пр.) Сейчас в ФГОС дошкольного образования нет требования обязательного включения раздела “Коррекционная работа/инклюзивное образование”в структуру Программы, он включается только если в образовательной организации есть дети с ОВЗ.

Безусловно, чтобы разработать структуру  и написать Программу по ФГОС, должны быть очень серьезные компетенции у педагогов ДОУ. Позволят работать над Программой и образовательный уровень педагога, и его опыт работы в образовательной организации, и те курсы повышения квалификации, которые организует Министерство образования и науки.

Обязательная часть в структуре Программ ДОУ по ФГОС

Рассмотрим подробнее структуру адаптированных основных образовательных программ в ДОУ по ФГОС. В чем заключаются некоторые улучшения условий в плане “писанины”? У педагогов очень много разнообразных бумаг, которые приходится писать для того, чтобы предоставлять разнообразным проверяющим органам.

ФГОС дошкольного образования предписывает, что при составлении структуры и написании основных образовательных Программ, в том числе адаптированных, можно в ее обязательной части (в Стандарте обязательная часть предусмотрена не менее 60%) сделать просто ссылку на ту примерную Программу, с учетом которой разрабатывается обязательная часть.

В качестве дополнительной документации приложить эту Программу, т.е. опубликованную книгу, на которой написано “Примерная образовательная Программа” (с названием). Таким образом, согласно  ФГОС  дошкольного образования, обязательную часть в структуре Программы прописывать подробно не придется - можно сделать просто ссылку.

Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений?

Говоря о части, формируемой участниками образовательных отношений (это 40% ООП), педагогам дается больше свободы, больше возможности реализовать себя. Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений? Это могут быть следующие Программы:

  • которые уже разработаны в этой организации ранее - предположим, ООП экологической направленности того или иного региона, где находится ДОУ;
  • этнокультурной направленности, если детский сад географически находится в регионе, где есть другие этносы, другие культуры, помимо русской культуры;
  • физического развития (по развитию навыков плавания), если в ДОУ есть, к примеру, бассейн;
  • можно привлечь парциальные программы в ДОУ по ФГОС как правомочный участник ООП, например, О.С.Ушаковой “Развитие речи”, С.Н.Николаевой “Юный эколог” - и сделать более насыщенной ту часть, которую разрабатывают участники образовательных отношений.

Конечно, было бы интересно посмотреть и собственные наработки педагогов. Согласно исследованиям, порядка 8-10% ДОУ работают в инновационном режиме, сами разрабатывают структуру собственных программ. Безусловно, это происходит под научным руководством российских исследователей и ученых, которые оказывают помощь этим образовательным организациям.

Этот инновационный режим позволяет управленцам и педагогам этих организаций уже сегодня выйти на реализацию ФГОС, не дожидаясь примерных Программ в реестре. Закон определяет использовать примерные Программы в формулировке “с учетом”, т.е. их можно учитывать, но ДОУ можно идти и по своим Программам, структура которых разрабатывалась в инновационном режиме в течение многих лет и наиболее приближены к содержанию и идеям ФГОС.

Организации, которые много лет работали в инновационном режиме и уже вышли на какие-то высокие уровни собственного развития, могли бы стать ресурсными центрами либо стажировочными площадками для продвижения ФГОС в РФ.

Они могли бы дать возможность педагогам, психологам и другим специалистам дошкольного образования в своих регионах получать знания о ФГОС: учиться работать по нему, составлять структуру Программы, повышать свою квалификацию, свой профессиональный рост и выходить на новый уровень. Помимо того, что этим также будут заниматься институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации, институты развития образования в регионах РФ. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль