text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Структура Программы дошкольного образования по ФГОС

  • 12 декабря 2013
  • 337

Рассмотрим структуру Программы дошкольного образования: согласно ФГОС в ней есть целевой, содержательный и организационный разделы. В каких случаях структура Программы дошкольного образования по ФГОС должна содержать коррекционную и инклюзивную составляющую? Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений?

В каких случаях структура Программы дошкольного образования по ФГОС должна содержать коррекционную и инклюзивную составляющую?

“Коррекционная работа/ инклюзивное образование” (в зависимости от того, что необходимо организации) включается в ООП только в том случае, если в ДОУ есть такой контингент детей. 

Раньше, согласно федеральным государственным требованиям, коррекционная работа включалась абсолютно во все ООП ДОУ по ФГОС, даже если в детском саду не было ни одного ребенка с нарушениями (речи, слуха, зрения и пр.) Сейчас в ФГОС дошкольного образования нет требования обязательного включения раздела “Коррекционная работа/инклюзивное образование”в структуру Программы, он включается только если в образовательной организации есть дети с ОВЗ.

Безусловно, чтобы разработать структуру  и написать Программу по ФГОС, должны быть очень серьезные компетенции у педагогов ДОУ. Позволят работать над Программой и образовательный уровень педагога, и его опыт работы в образовательной организации, и те курсы повышения квалификации, которые организует Министерство образования и науки.

Обязательная часть в структуре Программ ДОУ по ФГОС

Рассмотрим подробнее структуру адаптированных основных образовательных программ в ДОУ по ФГОС. В чем заключаются некоторые улучшения условий в плане “писанины”? У педагогов очень много разнообразных бумаг, которые приходится писать для того, чтобы предоставлять разнообразным проверяющим органам.

ФГОС дошкольного образования предписывает, что при составлении структуры и написании основных образовательных Программ, в том числе адаптированных, можно в ее обязательной части (в Стандарте обязательная часть предусмотрена не менее 60%) сделать просто ссылку на ту примерную Программу, с учетом которой разрабатывается обязательная часть.

В качестве дополнительной документации приложить эту Программу, т.е. опубликованную книгу, на которой написано “Примерная образовательная Программа” (с названием). Таким образом, согласно  ФГОС  дошкольного образования, обязательную часть в структуре Программы прописывать подробно не придется - можно сделать просто ссылку.

Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений?

Говоря о части, формируемой участниками образовательных отношений (это 40% ООП), педагогам дается больше свободы, больше возможности реализовать себя. Что может войти в часть структуры Программ ДОУ по ФГОС, формируемую участниками образовательных отношений? Это могут быть следующие Программы:

  • которые уже разработаны в этой организации ранее - предположим, ООП экологической направленности того или иного региона, где находится ДОУ;
  • этнокультурной направленности, если детский сад географически находится в регионе, где есть другие этносы, другие культуры, помимо русской культуры;
  • физического развития (по развитию навыков плавания), если в ДОУ есть, к примеру, бассейн;
  • можно привлечь парциальные программы в ДОУ по ФГОС как правомочный участник ООП, например, О.С.Ушаковой “Развитие речи”, С.Н.Николаевой “Юный эколог” - и сделать более насыщенной ту часть, которую разрабатывают участники образовательных отношений.

Конечно, было бы интересно посмотреть и собственные наработки педагогов. Согласно исследованиям, порядка 8-10% ДОУ работают в инновационном режиме, сами разрабатывают структуру собственных программ. Безусловно, это происходит под научным руководством российских исследователей и ученых, которые оказывают помощь этим образовательным организациям.

Этот инновационный режим позволяет управленцам и педагогам этих организаций уже сегодня выйти на реализацию ФГОС, не дожидаясь примерных Программ в реестре. Закон определяет использовать примерные Программы в формулировке “с учетом”, т.е. их можно учитывать, но ДОУ можно идти и по своим Программам, структура которых разрабатывалась в инновационном режиме в течение многих лет и наиболее приближены к содержанию и идеям ФГОС.

Организации, которые много лет работали в инновационном режиме и уже вышли на какие-то высокие уровни собственного развития, могли бы стать ресурсными центрами либо стажировочными площадками для продвижения ФГОС в РФ.

Они могли бы дать возможность педагогам, психологам и другим специалистам дошкольного образования в своих регионах получать знания о ФГОС: учиться работать по нему, составлять структуру Программы, повышать свою квалификацию, свой профессиональный рост и выходить на новый уровень. Помимо того, что этим также будут заниматься институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации, институты развития образования в регионах РФ. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.