Как использовать целевые ориентиры программы дошкольного образования в мониторинге?

51

На основании ст. 64 Закона “Об образовании” на заседаниях рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования было принято решение, что результаты освоения основных образовательных Программ (ООП) будут представлены в виде характеристики целевых ориентиров.

Характеристика целевых ориентиров дошкольного образования

Целевые ориентиры дошкольного образования разработаны как характеристики (не качества, как это было в федеральных государственных требованиях), а именно характеристики развития ребенка. Целевые ориентиры в Стандарте дошкольного образования даны на возраст 3 года и на возраст к завершению дошкольного образования (к семи-восьми годам).

Нигде в целевых ориентирах нет таких слов как “ребенок должен знать”, “ребенок должен уметь”. Сама специфика описания, характеристика целевых ориентиров дошкольного образования, сами слова, которыми они прописываются - они совершенно другие. Ребенок никому ничего не должен, педагоги это прекрасно понимают, особенно те, кто работает с группами с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в дошкольном возрасте подтягивать их под требования к результатам вообще немыслимо). Целевые ориентиры - это не жесткий результат.

Посмотрите в государственном Стандарте дошкольного воспитания и обучения, каким образом дана характеристика целевых ориентиров дошкольного образования: речь идет о положительном отношении к другим людям, к самому себе, о чувстве собственного достоинства, о взаимодействии со сверстниками, взрослыми, о совместных играх, о воображении и т.д.

Работая над характеристиками целевых ориентиров дошкольного образования, члены рабочей группы опирались на труды выдающихся великих педагогов и психологов, в т.ч. на учения Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Запорожца А.В., Леонтьева А.Н. Эти работы уже прошли испытание временем и дали замечательные образовательные результаты в период внедрения этих исследований в жизнь.

Игра - ведущая деятельность возраста - идет сквозь весь Стандарт. Обратите внимание, как можно работать с ребенком таким образом, чтобы он различал условную и реальную ситуацию. Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что сейчас дети часто не различают эти ситуации в силу того, что очень многие из них попадают в виртуальное пространство гораздо раньше, чем у них формируется понятие различения условной и реальной ситуации. Это очень серьезный посыл, поэтому и родителям, и педагогам нужно это иметь в виду.

Нельзя не сказать о такой характеристике целевых ориентиров дошкольного образования, как владение устной речью. Для детей с ОВЗ это очень важная, сложная ситуация, потому что все недостатки устной речи, если они не скорригированы в дошкольном возрасте, к сожалению, попадают в письменную речь. К огромному сожалению, в начальных классах средней школы наблюдается очень большое число детей с дисграфией, с дислексией, которые являются отсроченным результатом нескорректированного в дошкольном возрасте общего недоразвития речи. В связи с этим устной речи уделяется много места в Стандарте дошкольного образования.

В характеристике целевых ориентирах дошкольного образования достаточно подробно прописано, каким образом ребенок может использовать свою устную речь: для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделения звуков в словах (в аналитико-синтетической деятельности) и, безусловно, для предпосылок грамотности.

Моторика - исключительно важная ситуация для детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо мелкой и крупной моторики очень важна артикуляционная моторика для того, чтобы сформировать, поставить, автоматизировать звуки у ребенка.

Необходимо отметить, что ни слова о таких характеристиках целевых ориентиров, как чтение, письмо, а также счет в Стандарте дошкольного образования не говорится. Обучение чтению, письму, счету - это задачи школы. А предпосылки грамотности - это задача дошкольной организации. Учить ребенка - это задача учителя в первом классе школы.

Также к характеристике целевых ориентиров дошкольного образования относятся: подвижность, выносливость, волевые усилия, социальные нормы, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, любознательность и т.д.

Безусловно, жестко определить образовательную область, как всегда, педагогам трудно. Происходит интеграция образовательных областей одна в другую. Конечно, любознательный ребенок - это не только познавательная сфера, это и речевая сфера, и социально-коммуникативная сфера, т.е. все образовательные области так или иначе проникают одна в другую, имеют интегрированный характер.

Все перечисленные характеристики целевых ориентиров дошкольного образования являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень - для успешной адаптации к условиям жизни в школе. Важна не дрессура, не жесткая подготовка ребенка к школе, а его психологическая и эмоциональная подготовка с тем, чтобы ребенок был успешным в школьной практике, чтобы мог спокойно и без напряжения адаптироваться к школьной жизни, мог контактировать со своими сверстниками, у него были развиты навыки коммуникации - это очень и очень существенно.

Как использовать целевые ориентиры программы дошкольного образования в мониторинге?

На каких -то возрастных этапах ребенок может показывать задержку, на других этапах ребенок, наоборот, может развиваться ускоренно. Это связано с очень многими факторами, часто совсем не с детским садом, не с целевыми ориентирами образовательной Программы дошкольного образования - это связано и с биологическими, и с социальными факторами, и с особенностями здоровья ребенка, в том числе соматического, и с особенностями отношений родителей в семье, и с многими другими факторами.

И логопеды, и психологи, и воспитатели, и другие сотрудники дошкольных образовательных организаций должны соблюдать Стандарт ДО. Речь идет не о влиянии ФГОС, а как в ООП организации включена логопедическая и психологическая составляющие.

В Стандарте есть такие моменты, как педагогическая и психологическая диагностики. Нужно обратить внимание, что педагогическую диагностику проводит логопед, а психологическую - психолог. В Стандарте разведены эти два виды диагностики. Психолог проводит психологическую диагностику исключительно с согласия родителей. Педагогическая диагностика может не требовать согласия родителей.

Говоря про целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, акцентируем ваше внимание на следующее положение ст. 64 Закона “Об образовании”: освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией обучающихся.

Это очень важное положение, которое запрещает контрольные работы, тестирование, аттестации в любом виде в дошкольной образовательной организации. Еще раз обращаем внимание: никакие тестирования, никакие "ЕГЭ" для дошкольников, никакие контрольные работы, никакие контрольные мероприятия как в конце года, так и в середине года в виде промежуточных и итоговых аттестаций в дошкольной образовательной организации не допускаются. Это запрещено законом. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль