Требования Стандарта дошкольного образования

36

Рассмотрим требования Стандарта дошкольного образования к:

Требования Стандарта дошкольного образования к структуре Программы

Обратите внимание на содержание Программы и образовательных областей, которые есть в требованиях Стандарта дошкольного образования РФ. В отличие от федеральных государственных требований, где было десять образовательных областей, количество областей изменилось, и они изменились качественно.

Обратите внимание - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Проект федерального государственного Стандарта, который был вывешен на сайте Министерства образования и науки 14.06.2013 г. для общественного обсуждения, содержал четыре образовательные области. В том проекте познавательное развитие и речевое развитие относились к одной области и называлось познавательно-речевое развитие.

Благодаря активным участникам общественного обсуждения требований проекта Стандарта и обсуждениям профессионалов в области дошкольного образования, педагогической общественности эти две области стали разными - есть отдельное познавательное развитие и отдельное речевое развитие.

Это довольно серьезные, объемные образовательные области, которые содержательно имеют свое наполнение и взаимодополняют друг друга, но как области должны быть, конечно, разными. Особенно важна в требованиях Стандарта область речевого развития для самой многочисленной группы дошкольного образования детей с ОВЗ - это дети с нарушениями речи. Также это важно и для групп с общим недоразвитием речи, и для групп с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Выделение речевого развития в отдельную образовательную область очень полезно для развития, написания, разработки основных образовательных программ в ДОУ по ФГОС для детей с речевой патологией и другими патологиями в том числе.

Требования Стандарта дошкольного образования к условиям реализации Программы

Остановимся на требованиях Стандарта дошкольного образования к условиям реализации Программы, которые важны для управленцев, педагогов и психологов образовательных организаций.

Всего этих требований пять. Рассмотрим подробнее два требования:

  1. к кадровым условиям реализации Программы;
  2. к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Требование Стандарта дошкольного образования к кадровым условиям реализации ООП

Это самое трудное для исполнения требование Стандарта дошкольного образования. Содержания примерных Программ сложные, психологизированные. Для педагогов очень важно иметь образование, которое они могут получить либо в педагогических колледжах, либо в педагогических ВУЗах на уровне бакалавриата. Это необходимо для того, чтобы иметь достаточный багаж для реализации основных образовательных Программ.

Очень много требований Стандарта дошкольного образования к педагогу по:

  • организации положительного микроклимата в группе,
  • созданию условий для сотрудничества между детьми и взрослыми,
  • организации и поддержании игры,
  • предупреждению агрессивности в поведении детей,
  • научить детей быть отзывчивыми, добрыми, творческими, интеллектуально и физически развитыми,
  • уметь развивать внимание, память, мышление, речь, воображение.

Чтобы все эти задачи могли быть решены педагогами в рамках ООП, безусловно, педагогу необходимо образование. Требования Стандарта дошкольного образования к кадровым условиям достаточно серьезные и педагоги должны быть к этому готовы.

 2. Требования ФГОС ДО к предметно-пространственной среде ДОУ

Несколько слов скажем на эту тему. Безусловно, требование ФГОС к пространственно-предметной среде в ДОУ - что она должна носить развивающий характер. То, что наполняет группу детского сада, должно иметь определенный вес и также служить повышению эффективности освоения основной образовательной Программы.

К сожалению, сейчас наполнение предметно-пространственной среды идет спонтанно, без учета Программ. В регионах часто встречаются ситуации, когда один детский сад идет по Программе “от рождения до школы”, другой - по Программе “Развитие”, третий - по Программе “Радуга” и т.д., а предметно-пространственная среда у всех детских садов абсолютно одинаковая. Закупки идут в детские сады без учета особенностей Программы, без учета особенностей наполнения этой предметно-пространственной среды.

Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна соответствовать тем примерным Программам, с учетом которых ДОУ разрабатывает Программу, и в ней должна быть описана эта среда. Конечно, если это детский сад Монтессори или вальдорфской педагогики, в них предметно-пространственная среда принципиально абсолютно другая, чем в детском саду, который идет по Программе “От рождения до школы”.

Требования ФГОС дали импульс для того, чтобы предметно-пространственная среда в ДОУ играла определенную и довольно серьезную роль как в воспитании, образовании детей, так и в коррекции. Для коррекционной работы, безусловно, тоже нужна своя специфика, нужна своя предметно-пространственная среда. Разработчики примерных Программ тоже этой проблемой серьезно озабочены и разрабатывают раздел “Развивающая предметно-пространственная среда”.

ФГОС дошкольного образования: требования результатам

Ни в одном Стандарте, который на сегодняшний день разработан в РФ, требования к результатам не прописывались как требования к результатам в виде целевых ориентиров. Это сделано впервые именно в ФГОС дошкольного образования.

Это прописано исходя из ряда соображений:

  • с одной стороны, это связано с исполнением ст. 64 ФЗ “Об образовании”, где написано о том, что никакая аттестация (промежуточная и итоговая) не может проводиться в ДОУ - они запрещены;
  • с другой стороны, педагоги, психологи, логопеды, дефектологи прекрасно понимают, что в дошкольном возрасте развитие ребенка идет нелинейно и проходит свой достаточно сложный путь.

В связи с этим требовать по ФГОС от маленького ребенка показать какой-то результат освоения Программы дошкольного образования - занятие бесперспективное и даже вредное.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль