Требования Стандарта дошкольного образования

55

Рассмотрим требования Стандарта дошкольного образования к:

Требования Стандарта дошкольного образования к структуре Программы

Обратите внимание на содержание Программы и образовательных областей, которые есть в требованиях Стандарта дошкольного образования РФ. В отличие от федеральных государственных требований, где было десять образовательных областей, количество областей изменилось, и они изменились качественно.

Обратите внимание - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Проект федерального государственного Стандарта, который был вывешен на сайте Министерства образования и науки 14.06.2013 г. для общественного обсуждения, содержал четыре образовательные области. В том проекте познавательное развитие и речевое развитие относились к одной области и называлось познавательно-речевое развитие.

Благодаря активным участникам общественного обсуждения требований проекта Стандарта и обсуждениям профессионалов в области дошкольного образования, педагогической общественности эти две области стали разными - есть отдельное познавательное развитие и отдельное речевое развитие.

Это довольно серьезные, объемные образовательные области, которые содержательно имеют свое наполнение и взаимодополняют друг друга, но как области должны быть, конечно, разными. Особенно важна в требованиях Стандарта область речевого развития для самой многочисленной группы дошкольного образования детей с ОВЗ - это дети с нарушениями речи. Также это важно и для групп с общим недоразвитием речи, и для групп с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Выделение речевого развития в отдельную образовательную область очень полезно для развития, написания, разработки основных образовательных программ в ДОУ по ФГОС для детей с речевой патологией и другими патологиями в том числе.

Требования Стандарта дошкольного образования к условиям реализации Программы

Остановимся на требованиях Стандарта дошкольного образования к условиям реализации Программы, которые важны для управленцев, педагогов и психологов образовательных организаций.

Всего этих требований пять. Рассмотрим подробнее два требования:

  1. к кадровым условиям реализации Программы;
  2. к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Требование Стандарта дошкольного образования к кадровым условиям реализации ООП

Это самое трудное для исполнения требование Стандарта дошкольного образования. Содержания примерных Программ сложные, психологизированные. Для педагогов очень важно иметь образование, которое они могут получить либо в педагогических колледжах, либо в педагогических ВУЗах на уровне бакалавриата. Это необходимо для того, чтобы иметь достаточный багаж для реализации основных образовательных Программ.

Очень много требований Стандарта дошкольного образования к педагогу по:

  • организации положительного микроклимата в группе,
  • созданию условий для сотрудничества между детьми и взрослыми,
  • организации и поддержании игры,
  • предупреждению агрессивности в поведении детей,
  • научить детей быть отзывчивыми, добрыми, творческими, интеллектуально и физически развитыми,
  • уметь развивать внимание, память, мышление, речь, воображение.

Чтобы все эти задачи могли быть решены педагогами в рамках ООП, безусловно, педагогу необходимо образование. Требования Стандарта дошкольного образования к кадровым условиям достаточно серьезные и педагоги должны быть к этому готовы.

 2. Требования ФГОС ДО к предметно-пространственной среде ДОУ

Несколько слов скажем на эту тему. Безусловно, требование ФГОС к пространственно-предметной среде в ДОУ - что она должна носить развивающий характер. То, что наполняет группу детского сада, должно иметь определенный вес и также служить повышению эффективности освоения основной образовательной Программы.

К сожалению, сейчас наполнение предметно-пространственной среды идет спонтанно, без учета Программ. В регионах часто встречаются ситуации, когда один детский сад идет по Программе “от рождения до школы”, другой - по Программе “Развитие”, третий - по Программе “Радуга” и т.д., а предметно-пространственная среда у всех детских садов абсолютно одинаковая. Закупки идут в детские сады без учета особенностей Программы, без учета особенностей наполнения этой предметно-пространственной среды.

Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна соответствовать тем примерным Программам, с учетом которых ДОУ разрабатывает Программу, и в ней должна быть описана эта среда. Конечно, если это детский сад Монтессори или вальдорфской педагогики, в них предметно-пространственная среда принципиально абсолютно другая, чем в детском саду, который идет по Программе “От рождения до школы”.

Требования ФГОС дали импульс для того, чтобы предметно-пространственная среда в ДОУ играла определенную и довольно серьезную роль как в воспитании, образовании детей, так и в коррекции. Для коррекционной работы, безусловно, тоже нужна своя специфика, нужна своя предметно-пространственная среда. Разработчики примерных Программ тоже этой проблемой серьезно озабочены и разрабатывают раздел “Развивающая предметно-пространственная среда”.

ФГОС дошкольного образования: требования результатам

Ни в одном Стандарте, который на сегодняшний день разработан в РФ, требования к результатам не прописывались как требования к результатам в виде целевых ориентиров. Это сделано впервые именно в ФГОС дошкольного образования.

Это прописано исходя из ряда соображений:

  • с одной стороны, это связано с исполнением ст. 64 ФЗ “Об образовании”, где написано о том, что никакая аттестация (промежуточная и итоговая) не может проводиться в ДОУ - они запрещены;
  • с другой стороны, педагоги, психологи, логопеды, дефектологи прекрасно понимают, что в дошкольном возрасте развитие ребенка идет нелинейно и проходит свой достаточно сложный путь.

В связи с этим требовать по ФГОС от маленького ребенка показать какой-то результат освоения Программы дошкольного образования - занятие бесперспективное и даже вредное.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль