Принципы Стандарта дошкольного образования

87

Всего выделяют 9 принципов дошкольного образования. В определение Стандарта ДО вошли:

  • возможности развития личностного потенциала и способностей каждого дошкольника;
  • обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
  • приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчества;
  • реализация вариативных образовательных программ;
  • соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.

Из всего вышеизложенного определения акцентируем ваше внимание именно на том, что является детоцентристским принципом Стандарта, т.е. ребенок в центре всего процесса развития дошкольного образования в целом. Обратите внимание на проблемы, связанные:

  • с социализацией и индивидуализацией, которые в дошкольном образовании развиваются большими темпами;
  • на самоценность детства, а не тот период, которые многие понимают как просто подготовку к школе.

1. Принцип Стандарта дошкольного образования - полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития

Самоценность детства - принцип Стандарта дошкольного образования. Те, кто учился в педагогических колледжах (раннее - педучилищах) и на дошкольных факультетах педагогических ВУЗов, прекрасно помнят термин “амплификация”, который был введен А.В.Запорожцем и довольно долго и успешно использовался в дошкольной педагогике советского и постсоветского периода.

Амплификация - обогащение и максимальное развертывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив.

Этот принцип Стандарта дошкольного образования говорит о том, что дошкольное детство - это самый ценный этап. Это не просто подготовка дошкольника к школе. Это тот этап, на котором ребенок может проживать все этапы, как указано в принципах - и младенческий, и ранний, и дошкольный возраст - именно так, как дано ему природой.

Никаких мер подстегивания, т.е. ускорения развития, и никаких мер, напротив, замедления развития со стороны педагогов быть не должно - развитие должно идти по возрасту.

2. Принцип Стандарта - индивидуализация дошкольного образования

Помимо того, что принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает создание адаптированных образовательных Программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, этот принцип Стандарта также поддерживает и полноценное дошкольное образование для тех детей, которые испытывают те или иные трудности в освоении Программ.

Например, для дошкольников, которые приходят в детский сад и не знают русский язык - принцип индивидуализации позволяет для них создать некий индивидуальный образовательный маршрут и помочь в получении образования и первоначальных знаний русского языка.

3. Принцип Стандарта дошкольного образования - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

Безусловно, многие педагоги отстаивают принцип доминирования педагога над детьми, но в дошкольном возрасте все-таки содействие и сотрудничество - принцип Стандарта дошкольного образования - дает наилучший результат, чем школо-центрированная модель.

Конечно, когда мы говорим о ведущей деятельности возраста - об игре - вопросы содействия и сотрудничества выходят на первый план. При организации игры взрослый как непосредственный полноценный участник игры, который ведет за собой детей, может действительно организовать игровую деятельность и игру как таковую.

4. Принцип Стандарта дошкольного образования - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

Этот принцип неслучайно попал в Стандарт дошкольного образования. Сейчас есть огромное количество психологических исследований о том, что дети не только дошкольного, но и школьного возраста малоинициативные. Они не могут проявить сами интерес к тому или иному виду деятельности, все время ждут подсказки взрослого, что взрослый возьмет за руку и поведет их по жизни (может, не по жизни в целом, но хотя бы по их образовательному маршруту).

Т.е. это не случайная проблема - она носит глобальный мировой характер, поэтому развитие и поддержка инициативы детей попали в Стандарт не случайно.

5. Принцип Стандарта дошкольного образования - партнерство с семьей

Об этом принципе Стандарта дошкольного образования говорить излишне - семья очень серьезный наш помощник в воспитании и обучении детей.

6. Принцип Стандарта дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам

Реализация этого принципа Стандарта дошкольного образования осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, праздников. Очень важно в дошкольном возрасте помочь детям «увидеть» красоту родной природы, приобщить к культуре, традициям наших предков, к уважению и быту своих сограждан.

7. Принцип Стандарта дошкольного образования - формирование познавательных интересов и действий ребенка

Этот принцип Стандарта дошкольного образования охватывает следующие направления (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

8. Принцип Стандарта - возрастная адекватность дошкольного образования

Принцип Стандарта - возрастная адекватность дошкольного образования - это соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

9. Принцип Стандарта дошкольного образования - учет этнокультурной ситуации

Данный принцип Стандарта направлен на формирование качеств этнокультурной направленности дошкольников, при котором в дошкольном образовании применяют этноориентированные формы деятельности, направленные на повышение уровня осведомлённости и толерантности детей к культуре этносов.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль