text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Развитие речи в подготовительной группе

  • 7 мая 2018
  • 2250

Скачать книгу «Предметно-развивающая среда»
Скачать бесплатно в .pdf

Ключевой особенностью интеллектуального развития детей дошкольного возраста является формирование активного словаря и закрепление навыков общения, осуществляемого в рамках подготовки воспитанников к обучению в школе. Развитие речи в подготовительной группе осуществляется в ходе непосредственной образовательной деятельности, а также в режимных моментах, с целью реализации следующих задач:

  • развитие внимания и интереса к слову, речи окружающих и собственной речи, мотивация дошкольников к процессу обучения;
  • приобретение навыков оперирования звуками, слогами, словами, словосочетаниями и предложениями;
  • расширение представления детей об окружающем мире, явлениях и предметах;
  • приобретение полезных навыков общения;
  • формирование словесно-логического и наглядно-образного мышления, умения обосновывать и делать выводы;
  • развитие творческих способностей, памяти, вариативности мышления и воображения у детей.

Развитие речи в подготовительной группе ДОУ

Речевое развитие старших дошкольников формируется под влиянием взрослых, чем и обуславливается значительный уровень владения вербальными методами общения у детей, посещающих одну группу детского сада. Развитие речи в подготовительной группе ДОУ характеризуется необходимостью продолжения работы над формированием активного запаса малышей в условиях, когда их речь становится максимально логичной и точной, отличается образностью и эмоциональностью. Большинство воспитанников, готовящихся стать школьниками, успешно используют в беседе простые и сложные речевые конструкции разных типов и форм, в т.ч. с причастными и деепричастными оборотами, вместе с тем продолжая испытывать трудности с построением логичных, содержательных и связных высказываний, что подтверждают результаты социально-коммуникативной диагностики. Поэтому цель занятий по развитию речи в подготовительной группе сводится к обогащению пассивного и активного словаря дошкольников, развитию умений слушания и говорения, формированию грамматического строя речи, владения средствами построения связных высказываний.

Показатели речевого развития дошкольников в подготовительной группе

Норма Отклонения и нарушения
  • Словарный запас — около 4000 слов.
  • Четкое и правильное произношение звуков.
  • Использование при общении различных интонаций, адекватная постановка логических ударений.
  • Умение регулировать темп и громкость при общении.
  • Понимание разницы между высказываниями различного типа — повествовательными, вопросительными, побудительными.
  • Умение составлять монологические высказывания и поддерживать диалог.
  • Формирование образных высказываний с использованием эпитетов, сравнений, метафор.
  • Умение четко назвать свое имя и фамилию, возраст, имена и профессий родителей.
  • Сформированность способности к запоминанию стихов и пересказу коротких повествований. 
  • Словарный запас — менее 3500 слов.
  • Заикание, запинки при построении высказываний.
  • «Проглатывание» окончаний, скандирование отдельных слов.
  • Неспособность различать отдельные звуки.
  • Сложности с составлением связных высказываний, большие паузы между словами.
  • Неверное построение предложений, скудность лексического строя речи.
  • Неспособность использования интонации, постановка неправильных ударений.
  • Сложности с заучиванием стихов и выполнением пересказов.

Процесс проектирования НОД по развитию речи в подготовительной группе во многом зависят от групповых и индивидуальных особенностей малышей. Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно учитывать возраст и способности ребенка. В период от 6 до 7 лет дети уже могут активно взаимодействовать в группах, беседовать с взрослыми на отвлеченные темы: общение приобретает внеситуативный и познавательный характер. Дошкольники тщательнее обдумывают свою речь, они по аналогии придумывают новые слова, но малый речевой опыт приводит к ошибкам. Им удается безошибочно называть свойства и признаки предметов, постигать монологическую речь. Систематические занятия способствуют тому, что дети правильно согласуют прилагательные и существительные, однородные обстоятельства. 
 
В течение календарного года у воспитанников продолжает формироваться речевой слух, который позволяет отличать повышение и понижение громкости речи, улавливать средства выразительности, изменение темпа речи. У некоторых малышей все еще наблюдаются сложности с произношением шипящих и звука «р», которые преодолеваются посредством индивидуальной логопедической работы, выполнения тренировочных упражнений, предложеннных воспитателем или дефектологом ДОУ, в домашних условиях.

В шесть-семь лет дети вполне мотивированно осваивают лексику, поскольку слова они не только запоминают, но и осмысливают их звуковую структуру, экспериментируют с собственными названиями действий и предметов. Общаясь, дети осваивают не только лексику, но и грамматику. В построении предложений дошколята чаще используют синонимы и однородные члены, глаголы и существительные во множественном числе. Дети постепенно осваивают сравнительные степени прилагательных и наречий, знакомятся с причастиями, охотно описывают свои эмоции и развернуто отвечают на вопросы. При этом некоторые малыши могут испытывать сложности с пересказом событий, в которых они не принимали непосредственное участие. 

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

В период активной подготовки к школе для дошкольников все более значимой становится непосредственная образовательная деятельность, в ходе которой усваивается основной массив знаний и умений, совершенствуются ранее усвоенные навыки. В связи с этим педагогам дошкольного образования, стремящимся создать оптимальные образовательные условия для воспитанников, важно осуществлять систематическую разработку конспектов занятий по развитию речи в подготовительной группе, чтобы гарантировать последовательное повышение у детей способностей к коммуникации.

При проектировании конспектов целевых занятий по развитию речи важно уделять достаточно внимания аспектам учебной деятельности, отраженных в методических рекомендациях (см. таблицу). 

Приоритетные направления учебной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Рекомендации по реализации
Совершенствование звукопроизношения.

Дифференциация различных групп звуков в ходе выполнения игровых упражнений, тренингов.

Произношение скороговорок (коллективно и в индивидуальном порядке, тихо, громко, беззвучно, с различными типами интонаций) для тренировки голосового аппарата.

Изучение фонематической структуры слова. 

Деление слов на слоги, определение ударных слогов.

Выполнение звукового анализа слова.

Расширение знаний о лингвистических явлениях в ходе разгадывания тематических загадок, выполнения простейших заданий.

Обучение управлением интонацией.  Повторение различных высказываний с целью передачи различных побуждений (грустно, весело, радостно, жалобно и т.д.).
Развитие речевого ритма. 

Осознанное знакомство с рифмами (окончание ритмичных фраз за воспитателем).
Изучение стихотворных форм с заучиванием отдельных отрывков.

Закрепление и расширение активного словаря. Уточнение значений слов, сложных для понимания.
Изучение синонимов и антонимов, многозначных слов и фраз, имеющих прямой и переносный смысл.
Совершенствование навыков подбора наиболее точных определений при построении высказываний, умения понимать значение фразы с учетом контекста.
Изучение пословиц и поговорок для закрепления представлений об антонимах и синонимическом ряде.
Построение высказываний с несклоняемыми существительными.
Формотворческая лингвистическая активность: образование степени прилагательных, изменение значений слов посредством добавления суффиксов (например, злой-злющий), подбор однокоренных слов.
Построение высказываний разных типов (повествований, рассуждений, описаний). Систематическое построение высказываний по теме (рассказ об игрушке, событии, рассказ по картинке) согласно стандартной структуре (зачин, событие, завершение).
Знакомство с разнообразными типами связи между предложениями с учетом типа высказываний.
Расширение способностей понимания сюжетной составляющей, которое достигается за счет работы в группах с вариативным раздаточным материалом с последующим обсуждением результатов творческой активности.

Развитие речи в ДОУ по ФГОС

Переход на образовательные стандарты нового поколения обусловил необходимость пересмотра традиционных способов развития речи дошкольников в новом саду — интеллектуальной деятельности, имеющей первоочередное значение. Улучшенные принципы развития речи в ДОУ по ФГОС предусматривают формирование активного словаря воспитанников и привитие навыков общения в ходе практической деятельности, расширения знаний об окружающем мире, а также привитие потребности в общении как главного стимула для формирования вербальных компетенций.

Компоненты речевого развития согласно ФГОС ДО

Овладение речью как средством общения и культурного развития. Формирование речевых навыков на уровне, позволяющем воспитанникам свободно общаться со сверстниками и взрослыми, получать всю необходимую информацию.
Обогащение активного словаря.  Осуществляется силами педагогов и родителей в ходе обсуждения различных тем и ситуаций, расширения знаний об окружающем мире.
Развитие связной диалогической и монологической речи. Данный компонент основывается на расширении активного словаря и знаний о лингвистическом строе родного языка.
Активизация речевого творчества.  Создание условий для составления дошкольниками небольших рассказов, проб поэтического сочинительства.
Знакомство с книжной культурой. Актуализация ценности чтения, знакомства с различными жанрами. В идеале книга должна стать неотъемлемой частью дошкольного детства.
Формирование аналитическо-синтетической активности. Изучение основ звукоанализа и синтеза — залог спешного овладения грамотой и правильным произношением.
Развитие интонационной культуры и фонематического слуха. Усвоение системы ударений, формирование способностей к декламации.

Развитию навыков вербального общения у дошкольников сопутствует создание речевой развивающей среды, направленной на формирование активной познавательной позиции по отношению к окружающей действительности в целом и родному языку в частности. К факторам речевой среды важно относить не только предметное содержание группы, но и речь педагога, используемые воспитателем методы и приемы образовательной деятельности по данному направлению, применяемое специальное оборудование. Важнейшее значение в вопросах активизации речевой активности детей имеет речь воспитателя, которая должна отвечать целому ряду критериев — характеризоваться правильностью, логичностью, точностью, чистотой, выразительностью, уместностью, содержательностью.

С целью активизации речевой активности детей старшего дошкольного возраста целесообразно координировать педагогические усилия с родителями, которые в домашних условиях могут выполнять простые рекомендации, соответствующие принципам ФГОС:

  1. Развивать у ребенка челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективным в данном случае будет пережевывание грубой пищи, надувание щек, перекатывание воздуха во рту.
  2. Разговаривать с детьми и при них грамотной культурной речью.
  3. Ежедневно читать ребенку.
  4. Как можно чаще вести диалог с ребенком, просить его рассказывать вам о чем-либо.
  5. При беседе с ребенком все слова произносить четко и внятно, во фразах менять слова местами.
  6. Следить за правильным выполнением артикуляционной гимнастики (если у малыша есть проблемы с речью).
  7. Не принуждать ребенка заниматься, а попробовать внести в занятия элемент игры.
  8. Не перегружать ребенка в стремлении сделать из него идеал.
  9. Использовать музыкальные ритмы, постукивания, изменения интонации при общении с ребенком.
  10. Развивать мелкую моторику рук.
  11. Не ругать и не наказывать ребенка из-за проблем с речью.

Особенности организации занятий по развитию речи в подготовительной группе ДОУ

Традиционно занятия по развитию речи в подготовительной группе проводятся 1-2 раза в неделю. Поскольку детям в 6-7 лет свойственна невнимательность, повышенная эмоциональность и быстрое снижение работоспособности, изучение и повторение материала должно проходить в увлекательной форме, в ходе организации дидактических игр

Развитие речи в подготовительной группе

Чтобы заинтересовать детей старшего дошкольного возраста, следует поддерживать эмоционально положительную атмосферу на занятиях, хвалить воспитанников, быть тактичным и терпеливым, подбадривать малышей, помогать им, с доверием относиться к словам и фантазиям ребенка. Опытные воспитатели вносят в конспект по развитию речи в подготовительной группе особенности произношения, свойственные детям в четыре года. Малыши активно интересуются звуковой составляющей речи, пытаются изменять слова по шаблону, однако иногда это приводит к забавным формам, например, мама вытирает углы и «окны». В основном подобные ошибки появляются из-за неправильного согласования существительных и прилагательных среднего рода. Несклоняемые существительные могут вызывать сложности у детей.

Для монологической речи дошкольникам не хватает развернутости, потому иногда они говорят отдельно стоящими предложениями. Хорошая память позволяет запоминать большие стихотворения, повторять сказки, пересказывая их (при этом смысл некоторых слов он может не знать) в контексте занятий по пересказу для дошкольников. В произношении звуков наибольшие сложности появляются с шипящими, в то время как свистящие и такие сложные звуки, как «э», «ы» и «х» у них не вызывают проблем. 

Лучше усвоить материал и поддерживать внимание детей помогают следующие приемы:

  • чередование индивидуальных и хоровых ответов;
  • использование игровых ситуаций;
  • обоснование необходимости выполнения задания;
  • сочетание игровых приемов и упражнений;
  • мотивированная оценка ответов детей;
  • подготовка детей к восприятию ответов сверстников;
  • физкультурные паузы.

Воспитателю важно вызвать у детей доброжелательность, научить их внимательно слушать не только педагога, но друг друга. Составляя индивидуальные задания, необходимо принимать во внимание речевые навыки и знания ребенка. Речь воспитателя должна быть образной, эмоциональной и соответствующей нормам литературного языка. Только так ему удастся добиться максимальной эффективной занятий по развитию речи в подготовительной группе детского сада. 

Больше информации по теме представлено в следующих материалах:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.