text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент дошкольного образования" экспресс-курс

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Аналитический отчет воспитателя на первую категорию по ФГОС

  • 9 января 2018
  • 16214

Аналитический отчет воспитателя на первую категорию по ФГОС

Неотъемлемой составляющей работы успешного педагога в ДОУ является проведение оценки личностного профессионального развития, которая должна быть отражена в аналитическом отчете воспитателя. В статье рассказываем о правилах его написания, даем примеры для скачивания.

Неотъемлемой составляющей работы успешного педагога в ДОУ является проведение оценки личностного профессионального развития.

Оценить направленность и результативность педагогической практики за конкретный временной промежуток поможет составление аналитического отчета воспитателей на первую категорию, который в будущем может стать основой для подготовки аттестационных материалов.

Скачать образец аналитического отчета воспитателя
Скачать бесплатно в .docx

Формирование аналитической отчетной документации необходимо для решения ряда приоритетных задач:

  • подведения итогов воспитания детей конкретной возрастной группы;
  • определения круга наиболее эффективных методов и приемов педработы;
  • выделения приоритетных целей и задач деятельности на будущий календарный период;
  • контроля соблюдения принципов преемственности воспитания;
  • получения основы для формирования других документов по планированию.

Подготовка к составлению аналитического отчета воспитателя

Многие воспитатели, демонстрирующие высокие результаты профессиональной деятельности, сталкиваются с проблемами при написании отчетной документации на основе проведенного самоанализа. Вместе с тем аналитический отчет воспитателя на первую категорию может быть составлен грамотно за короткий промежуток времени при условии проведения подготовки, на этапе которой закладывается основа работы — определяется содержание и структура документа.

аттестация

Публичный доклад: что содержит и как написать?

 

Отвечает Татьяна Мерцалова, ведущий эксперт Института образования, Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ

Аналитические отчеты воспитателей на первую категорию

Составление годового аналитического отчета педагогом ДОУ не может быть успешным без использования следующих документов:

  • перспективного и календарного плана ведения воспитательной работы в группе;
  • перечня проведенных мероприятий и анализа их результативности;
  • данных мониторинга по освоению воспитанниками программного минимума, базовых умений и навыков;
  • информации о характере взаимодействия с родителями.

Педагогу важно понимать, что составленный образец отчетной документации будет оцениваться руководителем и старшим воспитателем ДОУ, представителями проверяющих ведомств не столько на предмет соответствия представленных данных общепринятой структуре, сколько как базовый инструмент профессионального самоанализа. Поэтому по возможности результаты педагогической работы в группе за год лучше представить с включением таблиц и диаграмм, а также отразить процесс реализации инновационных методик воспитания, прогресс в вопросах личных педагогических поисков.

Скачать образец аналитического отчета воспитателя
Скачать бесплатно в .docx

Таким образом, в контексте реализации ФГОС на основе результатов проведенного анализа следует оценить положительные и отрицательные стороны реализуемого образовательного комплекса, наметить условия для преодоления выявленных недостатков и проблем — на таких принципах базируется грамотное составление отчета.

Компетенции воспитателя

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Компетенции воспитателя". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Содержание аналитического отчета воспитателя на первую или высшую категорию

Составление содержательного, грамотно составленного отчета лучше начать с разработки плана изложения и просмотра образцов аналитических отчетов воспитателей на первую и высшую категорию. При изучении документов, заполненных отличниками образования, важно не упустить особенностей ведения педагогической практики, выделения личных целей и задач — данные, которые делают годовые сводки профессиональной активности по-настоящему ценными и позволяют подчеркнуть личные деловые качества. В остальном отчеты рекомендуется составлять по общепринятому плану, придерживаясь лаконичного стиля изложения материала.

Рекомендуемая структура аналитического отчета воспитателя

1. Краткая характеристика группы.

В данном пункте рекомендуется избегать общих фраз — следует указывать только строгие данные. Информацию об успехах развития и сложившихся отношениях между дошколятами лучше привести в последующих пунктах, подтвердив данные результатами проведенной педагогической диагностики и мониторинга образовательной среды соответственно.

2. Цели и задачи воспитательной работы на год.

Перечисление целей, которые были установлены на начало года, и задач, являющихся промежуточными этапами при достижении цели.

3. Характеристика образовательной среды в группе.

Как известно, личность ребенка формируется на основании трех факторов — наследственности, среды и характера воспитания. Всестороннее оценивание образовательной среды в группе, которое должно проводиться по нескольким критериям, позволяет выявить уровень соответствия условий пребывания возрастным потребностям.

Критерии анализа среды в группе Данные, необходимые для оценки групповой среды
Характеристика программно-методического сопровождения образовательного процесса. Перечень программных разработок, конспектов, сценариев, которыми воспитатель руководствовался в течение года при реализации воспитательного комплекса.
Мероприятия, направленные на создание безопасной среды. Рекомендуется представить данные о заболеваемости и фактах травматизма, а также короткое описание мероприятий, выполняемых с целью сохранения и укрепления здоровья дошколят.
Особенности использования образовательных технологий, подобранных в соответствии с возрастным фактором и индивидуальными характеристиками детей. В данном пункте следует указать перечень образовательных технологий, цели и результаты их использования.
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями реализуемой программы и положений ФГОС. Представить результаты, достигнутые вследствие корректировки предметно-развивающей среды в группе.
Перечень мероприятий развивающей направленности, праздников и торжественных дат, проведенных согласно календарному плану. Указать названия, формы и результаты мероприятий, проведенных в течение календарного года. Организованность и результативность событий рекомендуется отмечать оценками (низкая, средняя, высокая).
Результаты участия воспитанников группы в коллективных и индивидуальных конкурсах, творческих программах, смотрах, соревнованиях. Представить перечень мероприятий с указанием уровня, указать количество участников и победителей (лауреатов).

Также в рамках характеристики среды воспитания важно проанализировать сильные и слабые стороны педагогической деятельности, определить круг проблем и возможностей для дальнейшего развития детей. Применяемые принципы и методы обучения, соответствующие возрастным особенностям и позволяющий достичь высоких результатов, воспитатель может поставить себе в плюс при проведении и оформлении самоанализа. Вместе с тем формы работы, не позволяющие достичь образовательных результатов и научить детей чему-то новому, следует классифицировать как слабые стороны воспитательной деятельности, которые должны быть переосмыслены, доработаны или вовсе исключены.

4. Итоги результатов проведенной педагогической диагностики.

На основе данных, полученных в ходе проведения педагогической диагностики, педагогу ДОУ следует определить сильные и слабые показатели воспитанников по освоению обязательного программного минимума. На основе полученных данных разрабатывается коррекционный план для преодоления проблемных моментов и оказания посильной поддержки педагогически запущенным и неуспевающим дошколятам.

5. Подведение итогов по работе с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности.

К данной категории дошкольников должны быть причислены не только малыши с ОВЗ, но и дети, требующего дополнительного внимания и применения особого педагогического подхода. В условиях внедрения ФГОС реализация программных требований с учетом индивидуального фактора становится очень важной, поэтому современному воспитателю необходимо осваивать составление образовательных маршрутов для дошкольников и научиться оценивать эффективность их реализации по сравнению с традиционными методами воспитания.

Анализ работы с детским контингентом, имеющим особые образовательные потребности

Категории детей Короткая характеристика индивидуальных образовательных маршрутов Индивидуальный процесс, результативность педагогической работы
Дети с ОВЗ
«Трудные» воспитанники
Одаренные дети

6. Мониторинг результативности взаимодействия с семьями воспитанников.

Видение родителями воспитательного процесса неизменно индивидуально, поэтому современному педагогу ДОУ очень важно не просто поддерживать тесную связь с мамами и папами, а наладить надежные способы взаимодействия. Проведение мероприятий при участии родителей «для галочки» не просто утратило смысл — оно может стать причиной лишних временных затрат.

Аналитические отчеты воспитателей на первую категорию

Практика налаживания новых, нетипичных форм работы с родителями — проведение круглых столов, конференций, соревнований, общение в чатах — является более продуктивной. Это значит, что в рамках анализа взаимодействия с семьями педагогу следует не только перечислить формы общения и перечень реализованных мероприятий, но и выделить круг наиболее результативных и приоритетных методов совместной деятельности.

В данном разделе аналитического отчета воспитателя, составляемого для аттестации на 1 категорию, рекомендуется также представить данные об удовлетворенности родителей качеством реализуемого воспитателем образовательного комплекса. Для получения достоверной информации педработнику важно систематически использовать различные формы сбора данных. Оптимальным решением будет составление графика изменения уровня удовлетворенности представителей семей качеством образования в ДОУ в течение года (составляется на основании данных мониторинга, проводимых в начале, средине и конце года).

7. Анализ личного профессионального развития.

Для начала следует указать тему методической разработки, над которой велась работа в течение года, общие сроки выполнения проекта, перечень и полезность используемых источников (взяла за основу разработки, изучила, ознакомилась…). Только на основе списка изученных источников можно поверхностно оценить глубину проведенного педагогического поиска и сформированной личной методической копилки, к которой педагог ДОУ сможет обращаться при необходимости. Дополнительно следует указать, какие из изученных форм и методов работы были применены на практике, и что по итогу удалось достичь.

Отдельно стоит выделить образовательные технологии, применение которых позволило реализовать воспитательный комплекс на высоком уровне. Воспитателю важно понимать, что при реализации только одного проекта в течение года лучше зафиксировать факт освоения, а не использования проектной технологии. Фразы образца «…использованы элементы образовательных технологий…» также являются некорректными ввиду того, что любая технологическая разработка образовательного характера по сути является системой, все составляющие которой тесно связаны между собой. В случае вычленения из образовательной технологии отдельных элементов и их использования на практике лучше указать наименования применяемых педагогических приемов.

Информацию об уровне профессиональной активности за текущий год удобно представить в форме таблицы:

Виды профессиональной активности педагога ДОУ Что следует указать
Повышение квалификации. Указать тему работы, выполняемой в рамках курса повышения квалификации, название организации, на базе которой осуществлялась дополнительная профподготовка, количество часов и результативность курса (эта информация будет учитываться руководителем ДОУ при оценке деятельности организации дополнительного образования и принятии решения о необходимости поиска новых платформ для эффективного повышения квалификации сотрудников детского сада).
Оценка эффективности изучения методической и периодической литературы педагогического содержания. Представить перечень изученных источников и личное мнение о результативности их изучения.
Транслирование личного педагогического опыта. Представить формы (открытый показ, презентация, публикация, выступление) и темы трансляции педагогических наработок, указать, где и как проводились формы взаимодействия с другими воспитателями.
Участие в деятельности профобъединений. В данном разделе рекомендуется не только перечислить объединения, участие в которых осуществлялось в течение года (творческая или проектная группа, методическое объединение), но и результативность участия (короткое содержание разработок, сформированных в результате сотрудничества с педагогическим активом).
Ведение инновационной и экспериментальной педагогической практики. Перечислить направления нетрадиционной профдеятельности и результативность их реализации.
Участие в конкурсах профессионального мастерства. Представить перечень конкурсов с названиями и датами проведения, результаты участия.

 8. Подведение итогов и постановка целей, задач на следующий год.

Анализ личной профессиональной активности можно подытожить выделением положительных и отрицательных сторон работы в группе в течение года. Положительную динамику формирует практика успешного использования личного педагогического опыта, результативное применение экспериментальных методов и форм воспитания, расширение индивидуальной методической копилки. К проблемным сторонам работы, умение выделять которые является одним из главных признаков профессионализма, следует отнести виды активности, не принесшие ожидаемых результатов.

Далее на примере успехов и затруднений, зафиксированных по результатам минувшего года, определяют задачи на будущий учебный год. Например:

  • продолжение педагогической работы с воспитанниками по всем образовательным областям;
  • организация интенсивной деятельности по отдельной образовательной области;
  • совершенствование предметно-развивающей среды в группе;
  • преодоление сложностей в вопросах взаимодействия с родителями;
  • поиск новых методов транслирования педагогического опыта.

Воспитателям следует помнить: при составлении профессиональной самооценки и подготовке аналитического  плана очень важно представлять только объективные факты, отражающие реалии ведения педагогической практики (например, низкую эффективность работы методического объединения или отсутствие отдельных условий для ведения экспериментальной педагогической работы). Аналитический отчет воспитателя первоочередно является локальным документом, на основании которого администрация детского сада выделяет круг проблем и разрабатывает способы для их преодоления.

Аналитический отчет воспитателя на первую категорию: рекомендации и образец написания

Традиционно при написании аналитического отчета на первую категорию воспитатели стараются использовать образцы написания (см. вложения к статье), составленные отличниками образования и представленные в свободном доступе в виде примеров. Но при опоре на готовую основу важно помнить, что в отчетную документацию следует включить все виды деятельности, предусмотренные календарными планами, рабочими журналами и реализованные в течение года, а также определить степень эффективности различных видов профессиональной активности.

Аналитические отчеты воспитателей на первую категорию

Этого можно достичь только при проведении самостоятельной аналитической работы, которая в большинстве случаев основывается на сочетании нескольких видов анализа:

  1. Сравнительного, базирующегося на сопоставлении процессов, имеющих ряд сходных характеристик. Практики проведения сравнительного анализа необходимы при выделении наиболее эффективных методов и инструментов педагогической работы.
  2. Корреляционного — установлении взаимозависимости между отдельными предметами и явлениями (например, использовании новаторской педагогической методики и повышения интереса детей к отдельным образовательным областям).
  3. Критического, основанного на выявлении положительных и отрицательных сторон профессиональной деятельности.

Использование различных видов анализа по сути дает возможность выделить в отчете аналитическую и проектную часть, не совпадающие с типовой структурой документа. Аналитическую часть отчета формирует описание педагогического труда с представлением двух видов показателей:

  1. Процессуальных, к которым относится последовательное применение различных видов и приемов работы, реализация профессионального потенциала и другие показатели педагогической деятельности, не измеримые в количественных единицах.
  2. Результативных — основанных на данных мониторинга и качественных показателях освоения воспитанниками реализуемой программы.

Оба типа показателей при составлении аналитики являются важными, поэтому в аналитическом отчете следует органично сочетать описательные блоки с графиками и таблицами, наглядно демонстрирующими результативность труда.

Проектная часть отчетной документации формируется на основе переосмысления аналитических данных и выражается в перечне проблем и разработок по совершенствованию деятельности педагога ДОУ, реализуемой в рамках саморазвития, и творческому переосмыслению отдельных составляющих воспитательного комплекса.

Осознание важности сопоставления аналитических и проектных данных при написании аналитического отчета воспитателя определяет необходимость формирования структуры документа на основе причинно-следственных связей, объективной оценки результатов работы и поиска возможностей для дополнительного профессионального развития.  Приложение к отчету фактического материала — сводок, таблиц, свидетельств участия в конкурсах профессионального мастерства — способствует созданию базы материалов для будущей аттестации, что также является положительным моментом.

Скачать образец аналитического отчета воспитателя
Скачать бесплатно в .docx

Форма аналитического отчета для аттестации воспитателя детского сада

Написание воспитателями детского сада аналитического отчета в конце учебного года традиционно связано с необходимостью определения оптимальной формы представления информации. Порядок изложения данных не регламентирован, главное — соблюдать структуру документа, которая была представлена выше с пояснениями. В большинстве детских садов практикуется составление аналитических отчетов по утвержденной форме, которая при необходимости расширяется и пересматривается. Такой подход позволяет наиболее полно представить особенности ведения педагогической практики в конкретной образовательной организации и не упустить важные нюансы.

Важно понимать, что объем главного отчета воспитателя по работе за год не является основным показателем качества. Естественно, что у отличника образовательного процесса и педагогического работника, недавно начавшего профессиональную деятельность, объем отчета будет сильно отличаться. Основой содержания отчета должны стать результаты глубокого самоанализа, который из года в год проводят все воспитатели без исключения, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития педагогического таланта. На основании результатов аналитической деятельности, представленной в итоговой отчетной документации, старший воспитатель проецирует программу методической поддержки педработников ДОУ на год, а руководитель детского сада определяет уровень компетентности сотрудников и необходимость проведения кадровых замен.

Отличие аналитического отчета воспитателя детского сада от материалов для аттестации

В отечественной педагогической практике сложилось ошибочное мнение, что структура аналитического отчета практически полностью идентична материалам, которые воспитатель детского сада готовит для аттестации на первую, высшую категорию. Администрация многих ДОУ предлагает педработникам при составлении отчетной документации за год использовать схемы и алгоритмы, разработанные для успешной подготовки к аттестации. Такое решение не является в корне неверным, поскольку заблаговременная систематизация и обработка материала позволяет создать надежную методологическую основу, необходимую для аттестационного оценивания.

В то же время не стоит забывать, что задачи аналитической и аттестационной работ в корне разнятся:

  1. Для успешного прохождения аттестации воспитатель готовит материалы, демонстрирующие высокий уровень профессионального мастерства и подтверждающие притязания на заявленную категорию.
  2. Основой итогового отчета должен стать не перечень достижений, а анализ педагогических инициатив и их результативности. Без аналитики документ такого типа превратиться в простой доклад о достижениях.

Также не следует забывать, что аттестационные материалы готовятся один раз в пять лет, а практика составления аналитического отчета должна стать ежегодной, так как она является главным показателем профессионального роста педагога ДОУ. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.