text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Работа с родителями в детском саду

  • 28 января 2018
  • 2112

В условиях последовательной модернизации системы российского дошкольного образования неизменно актуальными остаются вопросы организации работы с родителями в детском саду. Стремительное изменение тенденций социально-экономической сферы обуславливает неоднозначность восприятия функций ДОУ представителями семей, и вместе с тем сохраняется процент взрослых, стремящихся самоустраниться от актуальных вопросов воспитания. Ввиду этого возникает необходимость в пересмотре и доработке стандартной практики взаимодействия родителей и детского сада, которая должна вестись сразу по нескольким направлениям:

  • усовершенствование методик работы воспитателей с представителями семей в ходе педагогических советов, заседаний МО;
  • повышение педагогической грамотности родителей;
  • обеспечение высокого уровня вовлеченности мам и пап в повседневную жизнь детского сада.

Правовые условия работы с родителями в ДОУ

Работа с родителями в детском саду

Ответственность за уровень воспитанности ребенка в соответствии с постулатами отечественной педагогической науки неизменно делилась между родителями и воспитателями. У многих мам и пап на момент начала контакта с профессиональными педагогами формируется собственное, часто ошибочное (ввиду несоответствия нормам возрастного развития) видение воспитательной практики. Поэтому педагогическому работнику, находящемуся в постоянном поиске оптимальных форм работы с родителями в детском саду, очень важно в полной мере владеть актуальными правовыми нормами, регламентирующими права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса.

  1. Согласно ст. 44 ФЗ «Об образовании», преимущественное право в вопросах обучения несовершеннолетних имеют родители, в обязанность которых входит привитие основ физического, интеллектуального и нравственного развития малышей. Самовольное отстранение мам и пап, законных представителей ребенка от воспитания несовершеннолетнего, проявляющееся, помимо прочего, в ярко выраженном нежелании налаживания контакта с педагогами ДОУ, в отдельных случаях может быть расценено как ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
  2. Педработники детского сада в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования» обязаны всесторонне взаимодействовать с семьями воспитанников ввиду необходимости организации педагогической деятельности не только согласно приоритетам национальной образовательной политики, но и запросам прямых потребителей образовательных услуг. Таким образом,  сотрудничество с родительской общественностью является не дополнительным направлением развития педагогического мастерства, а прямой обязанностью воспитателей. 
  3. Дополнительно права и обязанности педагогов ДОУ и родителей закреплены в ряде статей ФЗ «Об образовании», призывающих воспитателей и представителей семей стать «…равноправными и равноответственными…» участниками процесса обучения и воспитания самых маленьких граждан нашей страны.

И все же при организации работы с родителями в детском саду современным педагогам важно действовать первоочередно в интересах ребенка, принимая во внимание особенности семейных традиций, личные убеждения взрослых по отдельному кругу вопросов, уровень занятости, материальной обеспеченности и другие факторы, обуславливающие характер взаимодействия. Успешному воспитателю важно научиться находить индивидуальные пути налаживания сотрудничества с представителями семей воспитанников, чтобы обеспечить условия для комфортной профессиональной деятельности и гарантировать созвучность воспитательных методик, реализуемых дома и в ДОУ.

Организация комплекса работы с родителями в ДОУ

Успешное взаимодействие педагога дошкольного образования с представителями семей основывается на уверенном владении методиками организации работы с родителями ДОУ, которые должны систематически обсуждаться на педагогических советах, заседаниях методобъединений, дорабатываться и усовершенствоваться в ходе реализации экспериментальных проектов. В современном детском саде при содействии и по инициативе представителей административного состава следует разработать комплекс мероприятий, направленный на формирование последовательного и плодотворного сотрудничества педработников и родителей малышей с целью обеспечения оптимальных условий воспитания каждого ребенка.

Содержание системы взаимодействия с родителями воспитанников, актуальной для всех воспитателей ДОУ,  должно быть отражено в локальном документе с целью накопления педагогического опыта. Комплекс организационной деятельности удобнее планировать по содержательным блокам, например:

  1. Информационная и аналитическая деятельность, основанная на сборе данных и составления кратких характеристик семьи, что способствует реализации дифференцированного подхода.
  2. Просветительская работа, которая проводится с целью повышения педагогической компетентности семей, налаживания точечных контактов с представителями родительской общественности.
  3. Продуктивная активность, направленная на обеспечение условий для предметного вовлечения мам и пап в комплекс образовательных инициатив ДОУ, повышение уровня мотивации и заинтересованности взрослых в вопросах взаимодействия с воспитателями.
  4. Формирование способов взаимодействия с родительской общественностью на постоянной основе через создание клубов по интересам, профильных комитетов.
  5. Организация продуктивного сотрудничества воспитателей и родителей является цикличной. Ежегодно определяются основные направления деятельности педработников по налаживанию связей с мамами и папами, бабушками и дедушками воспитанников, после чего осуществляется составление сетки мероприятий соответствующей направленности для каждой группы и ДОУ, разрабатываются проекты индивидуальной работы с семьями. После реализации комплекса поставленных задач необходимо осуществление аналитической функции — оценки достигнутого, выявление проблем и ошибок, а также путей их преодоления, причем данные действия следует выполнять как в индивидуальном, так и групповом порядке.

Пример реализации комплекса работы с родителями в ДОУ

Направления деятельности педагогов по организации сотрудничества с семьями воспитанников Содержание реализуемых мер
Сбор информации

После приема ребенка в детский сад воспитатель группы проводит анкетирование родителей, направленное на выявление общих сведений о составе семьи, занятости мам и пап, их вовлеченности в процесс обучения малыша, психологическом климате, особенностях семейного воспитания, а также сформированности заказа на услуги дошкольного образования. 

Анкетирование — наиболее простое организационное решение, которое помогает составить первичный план индивидуальной работы, определить оптимальные способы налаживания контакта с каждым из родителей.

Аналитическая деятельность

Анализ данных является важной частью проведения информационной работы, поэтому после первичного сбора данных о семьях необходимо:

  • реализовать систематический контроль состояния здоровья ребенка, протекания периода адаптации;
  • отметить индивидуальные особенности развития воспитанников;
  • внедрить меры, направленные на выявление детской одаренности.

На основе информации, полученной в ходе аналитической деятельности, корректируется план взаимодействия с семьей каждого ребенка и родительской общественностью в целом, при необходимости — ставятся на контроль отдельные вопросы (профилактические меры, организуемые для членов семей «группы риска», повышение уровня педагогической компетентности родителей).

Просветительская работа

Познавательное развитие должно быть систематическим и двусторонним: представителей семей важно просвещать по вопросам актуальных педагогических тенденций, особенностей работы ДОУ и группы, воспитателей — информировать о методах реализации и результатах успешных педагогических экспериментов, направленных на организацию сопровождения семей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.

Дополнительно просветительская работа ведется в группах с детьми через составление родословных, обсуждение семейных традиций.

При поддержке руководителя детского сада проводится систематическое освещение мер, реализуемых в рамках взаимодействия с семьями, на локальном сайте учреждения, в периодических городских изданиях.

Организационно-методическая деятельность Продуктивная активность — основа целевого взаимодействия, в которой должны быть задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса:
  • педагоги ДОУ, выступающие инициаторами проведения мероприятий с семьями, ответственные за подготовку и ход различных видов активности;
  • родители, повышающие уровень педагогической компетентности и понимания потребностей ребенка в ходе оказания посильной помощи воспитателю в организации досуговых форм активности малышей, активно участвующие в групповых и общесадовских собраниях, конференциях, торжествах;
  • дети, вовлеченность которых в совместную с родителями деятельность осуществляется в ходе проведения культурно-массовых мероприятий, конкурсов, выставок.
Налаживание сотрудничества на постоянной основе Улучшение условий обучения и воспитания детей остается базовой задачей сотрудничества родительской общественности и ДОУ, которая реализуется через:
  • проведение ежеквартальных собраний с представителями семей по группам;
  • работу родительского комитета;
  • налаживание механизма оказания мамами и папами посильной помощи воспитателю в усовершенствовании групповой среды;
  • повышение уровня вовлеченности родителей в решение хозяйственных вопросов группы.  

В ходе организации целостного комплекса мер, содержание которых логично менять в соответствии с особенностями специфики функционирования детского сада, характера сотрудничества педагогического коллектива с родительской общественностью, можно ожидать достижения следующих результатов:

  1. Создание единой стратегии воспитания ребенка, принципов которой придерживаются воспитатели ДОУ и члены семьи ребенка.
  2. Изменение характера общения воспитателей с родителями — переход от решения бытовых повседневных задач к обсуждению вопросов непосредственного обучения ребенка и точечной реализации педагогических тенденций.
  3. Увеличение уровня вовлеченности представителей семей в жизнь ДОУ, рост посещаемости родительских собраний.
  4. Налаживание тесного взаимодействия потребителей образовательных услуг через честное выражение уровня удовлетворенности работой воспитателей групп и педагогического коллектива детского сада в целом.
  5. Проявление со стороны мам и пап осознанного отношение к воспитанию ребенка — понимание возрастных и индивидуальных образовательных потребностей, справедливый анализ детских успехов и неудач, готовность обращения к воспитателям детского сада, профильным специалистам (логопеду, психологу) за помощью для достижения положительной динамики развития.

Традиционные формы работы с родителями в ДОУ

Грамотное проектирование сотрудничества с представителями семей не может быть осуществлено без использования различных форм педагогического воздействия. Каждый воспитатель вправе самостоятельно выбирать систему организации взаимодействия, ориентируясь на личный профессиональный опыт, существующий круг проблем, подготовленность родительского контингента к активному восприятию информации и другие факторы.

Педагогические формы работы с родителями в ДОУ — виды деятельности, содержание которых обусловлено целями и особенностями поставленных задач — в современной педагогической науке принято разделять на традиционные и новаторские — перспективные. Для достижения положительной динамики взаимодействия современному педагогу важно вести систематическую поисковую работу, нацеленную на выявление наиболее эффективных методов сотрудничества с мамами и папами воспитанников.

Тип взаимодействия с родителями  Формы работы
Индивидуальные Педагогические беседы, консультации.
Организация консилиума со специалистами ДОУ — логопедом, педагогом-психологом, медицинским работником.
Визиты домой.
Семейные Подготовка к выставкам, творческим показам, костюмированным праздникам.
Работа в детско-родительских группах.
Групповые собрания родителей для преодоления проблемной педагогической ситуации.
Групповые Тематические родительские собрания.
Организация круглых столов, конференций.
Проведение открытых занятий.
Вечера вопросов и ответов с представителями администрации ДОУ, профильными специалистами.
Проведение совместных мероприятий учебно-развлекательной направленности — праздников, творческих вечеров, конкурсов талантов, выставок детских работ.
Экскурсии по знаковым местам города.
Работа родительского университета.
Установка закрытых ящиков, предназначенных для сбора предложений и пожеланий представителей семей.
Наглядно-информационные Выставки детских работ.
Собрание папок-передвижек.
Подготовка тематических стендов, стенгазет, информационных бюллетеней.
Подготовка и демонстрация презентаций, видеозаписей, посвященных организации режимных моментов, непосредственной образовательной деятельности, игровой активности и творчества воспитанников.

Инновационные формы работы с родителями в детском саду

Для установления партнерских отношений с представителями семей целесообразно практиковать нетрадиционную работу с родителями в детском саду — применять креативные формы взаимодействия, способствующие консолидации усилий в вопросах развития и воспитания детей, созданию условий для продуктивного общения на актуальные педагогические темы.

Работа с родителями в детском саду

Среди инновационных форм взаимодействия представителей семей и воспитателей важно выделить следующие:

  1. Информационно-аналитические, позволяющие выявить дополнительную информацию о семьях, необходимую для грамотного построения учебно-воспитательного процесса. Это социологические срезы, опросы, психологические тренинги и игры, которые могут проводиться воспитателем самостоятельно в группах или при содействии педагога-психолога.
  2. Познавательные, реализуемые с целью повышения педагогической компетентности родителей воспитанников, формирования знаний о возрастных потребностях дошкольников.

К таким формам работы следует отнести:

  • тематические семинары, форумы, на которых могут выступать приглашенные специалисты — отличники дошкольного образования, методисты, детские психологи, логопеды;
  • устные журналы — встречи, посвященные рассмотрению наиболее значимой в данный промежуток времени педагогической теме;
  • студии и практикумы — собрания, где проблемная ситуация рассматривается в нескольких разрезах — теоретическом и практическом;
  • брифинги — встречи, проводимые с целью разработки стратегии по вопросам улучшения воспитательно-образовательного процесса;
  • часы творчества — открытые занятия, позволяющие оценить представителям семей педагогические инициативы воспитателя.

3. Информационные — просветительские виды активности, способствующие созданию условий для максимального включения родителей в особенности воспитательной тактики. Это создание просветительских проспектов, анонсов мероприятий, мини-музеев, методических библиотек.

Структура и содержание инновационных форм сотрудничества с семьей должна расширяться новыми педагогическими решениями, при реализации которых важно придерживаться простых рекомендаций. Многие мамы и папы воспринимают воспитателей исключительно в формальном ключе, и этот стереотип можно преодолеть исключительно при общении в неформальной, дружеской обстановке, основанной на идее совместного поиска. При общении на равных родители с удовольствием рассказывают о традициях семейного воспитания, делятся проблемами педагогического характера и прислушиваются к рекомендациям квалифицированных специалистов.

Во многих детских садах России с целью налаживания продуктивного сотрудничества с представителями семей уже функционируют родительские клубы, на базе которых реализуются многочисленные инновационные формы взаимодействия. Как показывает практика, заседания родительского клуба охотно посещают многие взрослые — не только активисты, но и ранее проявлявшие пассивную позицию в вопросах сотрудничества ДОУ, — но положительной динамики по данному направлению деятельности можно достигнуть только при условии обсуждения актуальных педагогических вопросов, поиска практических методов преодоления проблемных ситуаций.

План работы с родителями в группе ДОУ на год

Для эффективного налаживания сотрудничества с семьями воспитателю важно организовать систематическую продуктивную деятельность, которая может осуществляться систематически только при условии составления плана работы с родителями в детском саду — базового отчетного документа. Такой план может быть формальностью, но при условии предварительного проектирования сотрудничества с представителями семей, осуществляемого с учетом реалий, воспитатель имеет возможность получить структурный документ, своеобразную шпаргалку, ориентация на которую будет способствовать достижению поставленных целей.

План работы с родителями в детском саду

При составлении плана взаимодействия с семьями следует учитывать:

  1. Актуальный уровень педагогической компетентности представителей семей, их готовности идти на контакт (по результатам предыдущего года).
  2. Количество новеньких в группе — фактор, обуславливающий особенности адаптационного периода в начале года.
  3. Сезонные факторы, праздничные даты.
  4. Круг тем и вопросов, волнующих заботливых родителей — улучшение групповой инфраструктуры, предметно-развивающей среды, содержание образовательного комплекса, реализуемого и в рамках кружковой работы.

Базовый документ планирования составляется помесячно, в общепринятой табличной форме с указанием названия и направленности мероприятий  (примеры доступы для скачивания в конце статьи). Для удобства рекомендуется указывать и цели видов активности — это позволит точечно контролировать потребность проведения мероприятия с учетом текущей ситуации, при необходимости — разрабатывать альтернативные формы взаимодействия взамен утративших актуальность.

Работа с родителями в детском саду с учетом рекомендаций ФГОС ДО

С переходом на принципы стандарта дошкольного образования, основанного на утверждении индивидуального подхода к обучению и воспитанию малышей через игру, воспитатели стремятся строить работу с родителями в группах ДОУ по ФГОС. Исключительно пересмотра существующих форм сотрудничества в данном случае недостаточно — педагогам дошкольного образования важно переформатировать принципы взаимодействия с родительской общественностью, что станет основой для усовершенствования учебно-воспитательного процесса и улучшения условий труда педработников.

В ходе личных бесед, консультаций, собраний важно донести до родителей, что в соответствии с новой государственной образовательной политикой происходит постепенный отказ от жесткой учебно-дисциплинарной модели обучения дошкольников. С целью обеспечения максимально комфортных условий для развития будущего поколения и выполнения условий ФГОС ДО важно реализовать:

  1. Передачу инициативы в игровой, поисковой, познавательной, продуктивной деятельности от воспитателя, родителя к ребенку. Приоритет ставится на партнерские отношения взрослых и дошкольников, что должно быть учтено при проектировании стратегии воспитания не только в детском саду, но и семьях.
  2. Понимание родителями возрастных критериев развития (и соответственно — функций ДОУ в лице педагогов), достижение которых реализуется в ходе освоения программного минимума в рекомендательном, а не обязательном порядке. Совместная педагогическая работа воспитателей и родителей должна быть нацелена на формирование у ребенка открытости, эмоциональности, веры в свои силы, готовности к фантазированию и экспериментированию, активному общению со сверстниками и педагогами, пониманию правил поведения и социальных норм, способности контролировать свои действия и нести за них ответственность.

С целью реализации стратегических принципов ФГОС ДО новое значение приобретает индивидуальная работа с родителями в детском саду — форма взаимодействия, которую можно реализовывать не только в ходе традиционных бесед и консультаций, но и выполнения комплекса действий, направленного на повышение уровня педагогической компетенций мам и пап, преодоления существующих проблем. В случае отсутствия продуктивного контакта, частого возникновения проблемных ситуаций педагогу дошкольного образования в рамках реализации принципов новой образовательной стратегии целесообразно вести психолого-педагогическое наблюдение, собрать сведения о характере отношений в семье, видениях взрослыми задач воспитания в ходе наблюдений и анкетирования. После предварительного анализа можно приступать к налаживанию точек взаимодействия через совместное выполнение продуктивных заданий, поиск общих целей, поддержку образовательных инициатив семьи.

Подготовка презентации «Работа с родителями в детском саду» для аттестации

В рамках подготовки педагогов дошкольного образования к плановому аттестационному оцениванию обязательно осуществляется подготовка части презентации, посвященной учету работы с родителями в детском саду. Чтобы не испытывать трудности с данной частью презентационного материала, воспитателям рекомендуется последовательно фиксировать результаты, которых удалось достигнуть в ходе плодотворного сотрудничества, собирать методические наработки, создавать групповые фотоальбомы.

Работа с родителями в детском саду

В рамках подготовки к аттестации при содействии администрации детского сада родителей просят дать оценку профессиональной деятельности воспитателя группы в ходе анонимного заполнения анкет. Количество и содержание вопросов разрабатывается с учетом особенностей ведения воспитательно-образовательной работы в детском саду, квалификации и опыта педработника, сложившегося характера общения. В ходе анкетирования следует обязательно выявить:

  1. Удовлетворенность родителей характером общения воспитателя с ребенком.
  2. Механизм получения родителями анонсов мероприятий, проводимых в группе и в детском саду.
  3. Оценку представителями семей возможности присутствовать на групповых мероприятиях, оказывать влияние на ход воспитательной деятельности, участвовать в жизни дошкольного учреждения.
  4. Примеры анкет для родителей, позволяющие определить уровень удовлетворенности сотрудничеством и порядком предоставления образовательных услуг, представлен во вложении.

При разработке тем или папки для аттестации, посвященных проекту работы с родителями в детском саду, от воспитателя ожидается реализация не только блока практической и прикладной деятельности, реализуемой через систематическое проведение консультаций индивидуального и группового характера, предоставление тематических рекомендаций мамам и папам по актуальным вопросам воспитания, но и аналитическая деятельность. Современному педагогу ДОУ важно понимать причины различного подхода родителей к вопросам обучения ребенка и разрабатывать эффективные пути преодоления возникающих проблем, что позволит выполнить ценный педагогический поиск, необходимый для успешного прохождения аттестации.

Принципы работы воспитателя с родителями в детском саду

Независимо от поставленных целей и задач, сложившегося характера сотрудничества, актуального для конкретного временного промежутка, работу воспитателя с родителями в детском саду следует подчинять важным психолого-педагогическим принципам, которые позволят достигнуть положительной динамики и усилят авторитет современного педагога, готового к открытому диалогу.

  1. Доброжелательный стиль общения — основа продуктивного контакта. Авторитарность, требования, проявления недовольства со стороны педработника могут нивелировать любые методические разработки и стать причиной длительного конфликта. При возникновении непонимания, проявления агрессии со стороны семей воспитателю важно найти компромиссный вариант, при необходимости — обратиться за помощью к представителям административного состава ДОУ.
  2. Индивидуальный подход, строящийся на понимании психологии собеседника, должен проявляться не только в проведении личных бесед, но и выявлении актуальных для конкретной семьи педагогических проблем, оказания посильной помощи по их преодолению.
  3. Ориентация на сотрудничество, а не наставничество: ввиду того, что современные мамы и папы проявляют повышенный интерес к вопросам педагогики, стараются сформировать собственные принципы воспитания и последовательно реализовывать их, навязывание со стороны педработников определенных моделей обучения может быть воспринято с непониманием, в отличие от проявления искренней заинтересованности успехами ребенка.
  4. Ставка на качество, а не количество. К каждому мероприятию, организуемому в рамках сотрудничества с родителями, следует тщательно готовиться, чтобы сохранить высокий уровень заинтересованности и доверия. Посещение многочисленных встреч в ДОУ, не несущих серьезной информационной нагрузки, родители могут посчитать пустой тратой времени.
  5. Динамичность в условиях активно меняющейся социальной действительности является главным критерием современного детского сада,  воспитателям следует помнить об этом. Не ждать идеального времени для реализации всего задуманного, а оперативно реагировать на запросы потребителей образовательных услуг, вести живой диалог с семьями — это будет способствовать профессиональному росту и позволит воспитывать и обучать детей в атмосфере тесного сотрудничества с родителями.

Больше информации по теме организации сотрудничества с родителями воспитанников в детском саду представлено в этих материалах:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.