Практикум для педагогов ДОУ “Карусель”

56

Практикум (от греч. praktikos - деятельный) - это особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-нибудь предмета (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова).

Практикум для педагогов ДОУ как методическое мероприятие – это групповая форма работы, основанная на применении имеющихся знаний на практике.

Виды практических занятий: тренинг, деловая игра, педагогический ринг и т. д.

Практикум для педагогов ДОУ состоит, как правило, из следующих этапов:

  • организационный (введение участников в проблему, обоснование ее актуальности, постановка цели, необходимый инструктаж);
  • основной (практическая работа);
  • заключительный (подведение итогов).

Практикум для педагогов ДОУ «Карусель» представляет собой проведение практических занятий продолжительностью 30–40 минут с несколькими группами по очереди. Это позволяет за короткое время организовать практическую деятельность по нескольким направлениям. Практикум для педагогов ДОУ проводится с небольшими группами - по 12-15 человек. У каждой группы могут быть свои отличительные бейджи определенного цвета, а также название, например, «синие» – первая группа, «зеленые» - вторая, «желтые» – третья группа. Сколько групп педагогов, столько и практических занятий, чтобы педагоги поочередно побывали на всех.

Данный практикум для педагогов ДОУ педагогам-мастерам  (методистам, имеющим знания и опыт по заявленным темам) приходится проводить трижды. Но, как показала практика, группы всегда различаются и по составу и по качеству работы в них.  В этом и состоит ценность практикума для педагогов ДОУ «Карусель» - педагоги погружаются в творческую атмосферу, активно участвуют в работе, как с педагогом-мастером, так и со своими коллегами. Это позволяет им за короткое время приобрести практические знания по разным темам и совершенствовать навыки сотрудничества.

При подготовке практикума для педагогов ДОУ «Карусель» следует продумывать содержание практических занятий (они должны быть непохожими и интересными), определять их продолжительность с учетом времени, необходимого для коммуникационных переходов, выбирать место проведения, оборудование.

Коммуникативные переходы – это активная деятельность участников практикума для педагогов ДОУ, которая заключается, например, в разминках (полоса препятствий, задания двигательного характера и т. п.) после практического занятия статического характера и повышенной умственной деятельности.  Они помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Научно-практическая конференция «Инновационные аспекты организации работы ДОО в соответствии с новыми требованиями законодательства» проводится несколько дней.  Поэтому практические занятия практикума для педагогов ДОУ «Карусель» распределены по уровню сложности:

  • первый день – начальный уровень сложности (I-й);
  • второй день – повышенный уровень сложности (II-й).

Основная задача в рамках практикума для воспитателей детского сада «Карусель» – продемонстрировать старшим воспитателям преимущества данной формы методической работы с кадрами, позволяющей за короткое время погрузить педагогов в различные проблемные ситуации, дать знания, которые они смогут применить в работе с дошкольниками. В условиях детского сада ведущими практических занятий могут быть старший воспитатель, специалисты и опытные воспитатели.

В приложениях дана программа проведения практикума «Карусель», а также практические занятия “Коммуникативный тренинг в детском саду для детей и взрослых”.

Практикум для педагогов ДОУ “Карусель” в рамках научно-практической конференции «Инновационные аспекты организации работы ДОО в соответствии с новыми требованиями законодательства»

Первый день: 14.00-16.30

Все участники делятся на три группы: синие, зеленые, желтые. У каждой группы могут быть отличительные бейджи определенного цвета. Практикум для педагогов ДОУ проводится одновременно (трижды) по всем направлениям:

  • 14.00–14.40 – группы 1, 2, 3 участвуют в практикуме по трем направлениям;
  • 14.40–14.50 – коммуникативные переходы;
  • 14.50–15.30 – группы 1, 2, 3 участвуют в практикуме по трем направлениям;
  • 15.30–15.40 – коммуникативные переходы;
  • 15.40–16.20 – группы 1, 2, 3 участвуют в практикуме для педагогов ДОУ по трем направлениям.

Маршруты групп

Синие – 1

Зеленые – 2

Желтые – 3

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Коммуникативный тренинг»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Коммуникативный тренинг»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Коммуникативный тренинг»

Второй день: 14.00-16.30

  • 14.00–14.40 – группы 1, 2, 3 участвуют в практикуме по трем направлениям;
  • 14.40–14.50 – коммуникативные переходы;
  • 14.50–15.30 – группы 1,2,3 участвуют в практикуме по трем направлениям;
  • 15.30–15.40 – коммуникативные переходы;
  • 15.40–16.20 – группы 1,2,3 участвуют в практикуме для педагогов ДОУ по трем направлениям.

Маршруты групп

Синие – 1

Зеленые – 2

Желтые – 3

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Коммуникативный тренинг»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Коммуникативный тренинг»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Образовательные

проекты в ДОО:

от теории к практике»

«Роль информационно-коммуникационных технологий в создании имиджа современной дошкольной образовательной организации»

«Коммуникативный тренинг»

Коммуникативный тренинг в детском саду  для детей и взрослых

Игровые коммуникативные упражнения позволят отработать на тренинге в детском саду различные позиции: «лидер» и «ведомый». Все участники коммуникативного тренинга почувствуют радость общения и на практике отработают азы партнерского взаимодействия.

Тренинг в детском саду имеет два уровня:

  • начальный уровень (I) – работа в парах и тройках, отработка простейших навыков партнерского взаимодействия;
  • повышенный уровень (II) – групповая работа в «команде», элементы творческих заданий.

Ряд упражнений имеют разные уровни сложности, поэтому их можно выполнять с постепенным усложнением от первого ко второму уровню. Подбор упражнений для тренинга в детском саду первого уровня: «Ладошки», «Гипноз», «Марионетки», «Оркестр». Для второго уровня рекомендуется повторить упражнения первого уровня, затем предложить участникам усложненный вариант упражнений и ввести новые групповые упражнения: «Колокол», «Передай сигнал», «Подари улыбку». Завершить тренинг в детском саду рекомендуется групповым упражнением «Оркестр» с постоянной сменой лидера (дирижера).

Упражнение «Ладошки»

Цель: использование тактильных ощущений для характеристики того или иного человека.

Ход упражнения:

I-й уровень. Участникам тренинга в детском саду предлагается встать по парам. Ладони одного партнера развернуть так, чтобы можно было положить на них руки другому участнику. Едва касаясь ладонями, пара совершает перемещения в пространстве.

II-й уровень. Участникам тренинга в детском саду предлагается закрыть глаза и продолжать перемещения. Необходимо внимательно следить, чтобы участники проявляли партнерское взаимодействие и учитывались желания двух участников.

III-й уровень. Партнерские пары расстаются на время, закрывают глаза и, осторожно перемещаясь в пространстве, подходят к участникам тренинга в детском саду и кладут свои ладони на ладони другого. В случае если партнеры нашли друг друга – они открывают глаза.

Обсуждение по кругу, что каждый почувствовал при этом.

Упражнение «Гипноз»

Цели: развитие партнерского взаимодействия, отработка лидерских качеств.

Ход упражнения:

I-й уровень. Участникам тренинга в детском саду предлагается встать по парам. В паре выбирается лидер – «гипнотизер». Расстояние между партнерами 1,5-2 м. Не нарушая расстояние между собой, необходимо перемещаться в пространстве, глядя друг другу в глаза. Ведущим является «гипнотизер», который отвечает за все движения по пространству. Далее идет смена лидера и упражнение повторяется.

II-й уровень. Пара не договаривается о конкретном лидере, происходит попеременная смена лидера.

Упражнение «Марионетки»

Цель: Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

Ход упражнения:

I-й уровень. Участники тренинга в детском саду становятся по парам и перемещают друг друга с помощью воображаемых веревочек.

II-й уровень. Участникам тренинга в детском саду предлагается одному из пары остаться в пространстве – это будет группа «марионеток», другому войти в группу «кукловодов». По команде «кукловоды» подходят к любому из «марионеток» и перемещают его. Время для перемещения ограничено. «Кукловоды» должны поработать с максимальным количеством «марионеток».

III-й уровень. Участникам тренинга в детском саду предлагается выполнить ряд заданий: встать в круг, присесть на стулья, выстроится в ряд и т.д.

Необходимое условие для всех уровней: «кукловоды» могут работать с одной «марионеткой» только 5-10 сек, а далее необходимо перейти к другой «марионетке».

Упражнение «Гусеница»

Цель: развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Ход упражнения:

Участники тренинга в детском саду встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

  • подняться и сойти со стула;
  • проползти под столами;
  • обогнуть «широкое озеро»;
  • пробраться через «дремучий лес»;
  • прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения участники тренинга в детском саду не должны отцепляться от партнера.

Упражнение «Колокол»

Цели: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Ход упражнения:

Участники тренинга в детском саду становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого и маленького. Маленький круг внутри большого круга.

Упражнение «Передай сигнал»

Цели: сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

Ход упражнения:

Участники тренинга в детском саду становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона».

(Повторяется несколько раз.)



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль