Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

23364

В отечественной возрастной психологии, в которой принят деятельностный подход, возрастные периоды трактуются как смена ведущей деятельности и представлении о социальной ситуации развития. Исходя из определения социальной ситуации развития по Выготскому как «особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу», необходимо понимать относительный характер социального портрета дошкольника.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оценка качества образования»


Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, будут влиять и на представление о том, каким общество и государство «видит» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией России дошкольное образование.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Управление образовательной организацией

  • продолжительность – 120 часов (срок обучения 3 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Согласно принятому ФГОС дошкольного образования результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы ДОУ включают в себя:

  • промежуточную оценку как описание динамики формирования интегративных качеств дошкольников каждой возрастной группы по освоению ими программы ФГОС ДО;
  • итоговую оценку при выпуске ребенка из ДОУ в школу, которая включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

Система мониторинга образовательных технологий по ФГОС в ДОУ обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа и критериально-ориентированного тестирования и др.

В системе мониторинга сочетаются:

  • низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.);
  • высоко формализованные методы (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.).

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Сочетание обоих типов используемых методов диагностики обеспечивают максимальную объективность и точность получаемых данных.

Скачать показатели мониторинга системы образования, которые предоставляет ДОО
Скачать таблицу в .docx

Периодичность мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС осуществляется, как правило, два раза в год (август – май). Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление воспитанников и не нарушать ход реализации образовательных технологий по ФГОС в ДОУ. Необходимо учитывать, что в младших группах детского сада будет целесообразнее использование диагностики нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни, разработанную К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной.

Мониторинг достижения итоговых результатов освоения детьми основной образовательной программы в ДОУ проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Этот мониторинг проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника составляется педагогическим коллективом ДОУ и тесно связан с содержанием основной общеобразовательной программы учреждения, скорректированной исходя из материально-технического, кадрового обеспечения работы ДОУ, особенностей каждого учреждения с обязательным следованием требований нормативных документов.

Таблицы мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

В Приложении представлены образцы таблиц по каждой возрастной группе. Они дают возможность представить, насколько успешно реализуются технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС, в удобном для работы виде: структурирование информации помогает обобщить и увидеть результативность проводимой работы для каждого ребенка, скорректировав ее для получения оптимального результата. Это достигается путем использования общепринятых критериев и уровневым подходом к оценке личности и достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности ребенка».

Таблицы мониторинга интегративных качеств и результатов результатов образовательных технологий по ФГОС в ДОУ заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительной диагностики.

Технология работы с таблицами включает два этапа.

  • Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом выводится итоговый показатель по каждому дошкольнику. Этот показатель используется для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей, для планирования работы по введению технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС.
  • Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель используется для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в т.ч. цветомузыкального развития детей в ДОУ) и облегчает учет общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и результатов освоения детьми ООП ДОУ по ФГОС.

Двухступенчатая система мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС позволяет своевременно увидеть дошкольников с проблемами в развитии личности, выявить трудности в формировании определенных интегративных качеств и результатов освоения программы ФГОС ДО в каждой конкретной группе, осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.

Использование результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание»,, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Наличие математической обработки результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого дошкольника.

Образцы таблиц мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС представлены в Приложениях.

Приложение 1. Результаты мониторинга детского развития в первой младшей группе
Скачать в .pdf

Приложение 2. Результаты мониторинга детского развития во второй младшей группе
Скачать в .pdf

Приложение 3. Результаты мониторинга детского развития в средней группе
Скачать в .pdf

Приложение 4. Результаты мониторинга детского развития в старшей группе
Скачать в .pdf

Приложение 5. Диагностика нервно-психического развития детей II группы раннего возраста
Скачать в .pdf

По итогам мониторинга для каждого дошкольника можно разработать индивидуальный образовательный маршрут, определить цели и задачи реализации образовательных технологий по ФГОС в ДОУ по формированию интегративных качеств, умений и навыков дошкольника по тем разделам ООП, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. При осуществлении повторного мониторинга образовательного процесса в конце учебного года заполняется последняя графа, описываются достижения дошкольника в отслеживаемый период времени в результате проводимой с детьми педагогической работы.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов. Структурированное и формализованное представление результатов позволяет корректировать направления работы с дошкольниками и максимально эффективно планировать использование всех имеющихся в ДОУ ресурсы.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль