text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

  • 24 сентября 2016
  • 31126

В отечественной возрастной психологии, в которой принят деятельностный подход, возрастные периоды трактуются как смена ведущей деятельности и представлении о социальной ситуации развития. Исходя из определения социальной ситуации развития по Выготскому как «особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу», необходимо понимать относительный характер социального портрета дошкольника.

Скачать книгу «Оценка качества образования»
Скачать бесплатно в .pdf

Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, будут влиять и на представление о том, каким общество и государство «видит» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией России дошкольное образование.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Управление образовательной организацией

  • продолжительность – 120 часов (срок обучения 3 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 июня 2018 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Согласно принятому ФГОС дошкольного образования результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы ДОУ включают в себя:

  • промежуточную оценку как описание динамики формирования интегративных качеств дошкольников каждой возрастной группы по освоению ими программы ФГОС ДО;
  • итоговую оценку при выпуске ребенка из ДОУ в школу, которая включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

Система мониторинга образовательных технологий по ФГОС в ДОУ обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа и критериально-ориентированного тестирования и др.

В системе мониторинга сочетаются:

  • низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.);
  • высоко формализованные методы (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.).
Компетенции воспитателя

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Компетенции воспитателя". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Сочетание обоих типов используемых методов диагностики обеспечивают максимальную объективность и точность получаемых данных.

Скачать показатели мониторинга системы образования, которые предоставляет ДОО
Скачать таблицу в .docx

Периодичность мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС осуществляется, как правило, два раза в год (август – май). Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление воспитанников и не нарушать ход реализации образовательных технологий по ФГОС в ДОУ. Необходимо учитывать, что в младших группах детского сада будет целесообразнее использование диагностики нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни, разработанную К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной.

Мониторинг достижения итоговых результатов освоения детьми основной образовательной программы в ДОУ проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Этот мониторинг проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника составляется педагогическим коллективом ДОУ и тесно связан с содержанием основной общеобразовательной программы учреждения, скорректированной исходя из материально-технического, кадрового обеспечения работы ДОУ, особенностей каждого учреждения с обязательным следованием требований нормативных документов.

Практико-ориентированный подход

Как разработать образовательную программу дошкольного образования?

 

Отвечает Оксана Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС)

Таблицы мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

В Приложении представлены образцы таблиц по каждой возрастной группе. Они дают возможность представить, насколько успешно реализуются технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС, в удобном для работы виде: структурирование информации помогает обобщить и увидеть результативность проводимой работы для каждого ребенка, скорректировав ее для получения оптимального результата. Это достигается путем использования общепринятых критериев и уровневым подходом к оценке личности и достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности ребенка».

Таблицы мониторинга интегративных качеств и результатов результатов образовательных технологий по ФГОС в ДОУ заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительной диагностики.

Технология работы с таблицами включает два этапа.

  • Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом выводится итоговый показатель по каждому дошкольнику. Этот показатель используется для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей, для планирования работы по введению технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС.
  • Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель используется для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в т.ч. цветомузыкального развития детей в ДОУ) и облегчает учет общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и результатов освоения детьми ООП ДОУ по ФГОС.

Двухступенчатая система мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС позволяет своевременно увидеть дошкольников с проблемами в развитии личности, выявить трудности в формировании определенных интегративных качеств и результатов освоения программы ФГОС ДО в каждой конкретной группе, осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.

Использование результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание»,, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Наличие математической обработки результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого дошкольника.

Образцы таблиц мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС представлены в Приложениях.

Приложение 1. Результаты мониторинга детского развития в первой младшей группе
Скачать в .pdf

Приложение 2. Результаты мониторинга детского развития во второй младшей группе
Скачать в .pdf

Приложение 3. Результаты мониторинга детского развития в средней группе
Скачать в .pdf

Приложение 4. Результаты мониторинга детского развития в старшей группе
Скачать в .pdf

Приложение 5. Диагностика нервно-психического развития детей II группы раннего возраста
Скачать в .pdf

По итогам мониторинга для каждого дошкольника можно разработать индивидуальный образовательный маршрут, определить цели и задачи реализации образовательных технологий по ФГОС в ДОУ по формированию интегративных качеств, умений и навыков дошкольника по тем разделам ООП, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. При осуществлении повторного мониторинга образовательного процесса в конце учебного года заполняется последняя графа, описываются достижения дошкольника в отслеживаемый период времени в результате проводимой с детьми педагогической работы.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов. Структурированное и формализованное представление результатов позволяет корректировать направления работы с дошкольниками и максимально эффективно планировать использование всех имеющихся в ДОУ ресурсы.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.