Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

14585

В отечественной возрастной психологии, в которой принят деятельностный подход, возрастные периоды трактуются как смена ведущей деятельности и представлении о социальной ситуации развития. Исходя из определения социальной ситуации развития по Выготскому как «особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу», необходимо понимать относительный характер социального портрета дошкольника.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оценка качества образования»


Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, будут влиять и на представление о том, каким общество и государство «видит» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией России дошкольное образование.

Согласно принятому ФГОС дошкольного образования результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы ДОУ включают в себя:

  • промежуточную оценку как описание динамики формирования интегративных качеств дошкольников каждой возрастной группы по освоению ими программы ФГОС ДО;
  • итоговую оценку при выпуске ребенка из ДОУ в школу, которая включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.

Система мониторинга образовательных технологий по ФГОС в ДОУ обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа и критериально-ориентированного тестирования и др.

В системе мониторинга сочетаются:

  • низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.);
  • высоко формализованные методы (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.).

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Сочетание обоих типов используемых методов диагностики обеспечивают максимальную объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС осуществляется, как правило, два раза в год (август – май). Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление воспитанников и не нарушать ход реализации образовательных технологий по ФГОС в ДОУ. Необходимо учитывать, что в младших группах детского сада будет целесообразнее использование диагностики нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни, разработанную К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной.

Мониторинг достижения итоговых результатов освоения детьми основной образовательной программы в ДОУ проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Этот мониторинг проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника составляется педагогическим коллективом ДОУ и тесно связан с содержанием основной общеобразовательной программы учреждения, скорректированной исходя из материально-технического, кадрового обеспечения работы ДОУ, особенностей каждого учреждения с обязательным следованием требований нормативных документов.

Таблицы мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

В Приложении представлены образцы таблиц по каждой возрастной группе. Они дают возможность представить, насколько успешно реализуются технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС, в удобном для работы виде: структурирование информации помогает обобщить и увидеть результативность проводимой работы для каждого ребенка, скорректировав ее для получения оптимального результата. Это достигается путем использования общепринятых критериев и уровневым подходом к оценке личности и достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности ребенка».

Таблицы мониторинга интегративных качеств и результатов результатов образовательных технологий по ФГОС в ДОУ заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительной диагностики.

Технология работы с таблицами включает два этапа.

  • Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом выводится итоговый показатель по каждому дошкольнику. Этот показатель используется для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей, для планирования работы по введению технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС.
  • Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель используется для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в т.ч. цветомузыкального развития детей в ДОУ) и облегчает учет общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и результатов освоения детьми ООП ДОУ по ФГОС.

Двухступенчатая система мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС позволяет своевременно увидеть дошкольников с проблемами в развитии личности, выявить трудности в формировании определенных интегративных качеств и результатов освоения программы ФГОС ДО в каждой конкретной группе, осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.

Использование результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание»,, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Наличие математической обработки результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого дошкольника.

Образцы таблиц мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС представлены в Приложениях.

1. Результаты мониторинга детского развития в первой младшей группе
Скачать в .pdf

2. Результаты мониторинга детского развития во второй младшей группе
Скачать в .pdf

3. Результаты мониторинга детского развития в средней группе
Скачать в .pdf

4. Результаты мониторинга детского развития в старшей группе
Скачать в .pdf

5. Диагностика нервно-психического развития детей II группы раннего возраста
Скачать в .pdf

По итогам мониторинга для каждого дошкольника можно разработать индивидуальный образовательный маршрут, определить цели и задачи реализации образовательных технологий по ФГОС в ДОУ по формированию интегративных качеств, умений и навыков дошкольника по тем разделам ООП, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. При осуществлении повторного мониторинга образовательного процесса в конце учебного года заполняется последняя графа, описываются достижения дошкольника в отслеживаемый период времени в результате проводимой с детьми педагогической работы.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов. Структурированное и формализованное представление результатов позволяет корректировать направления работы с дошкольниками и максимально эффективно планировать использование всех имеющихся в ДОУ ресурсы.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Документ №1.pdf
  • Документ №2.pdf
  • Документ №3.pdf
  • Документ №4.pdf
  • Документ №5.pdf
  • Документ №6.pdf



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль