text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

  • 1 октября 2018
  • 32931

Для выбора оптимального курса развития образовательной системы требуется объективная и разносторонняя информация, получить которую позволяют мониторинговые процедуры, составляющие целостное представление о системе работы с детьми за выбранный период времени, количественных и качественных изменениях, которые происходят в системе образования.

Мониторинг в ДОУ предполагает систему сбора и обработки информации, отражающей уровень развития детей в интеллектуально, физической, социальной и личностной сфере, готовность дошколят к школе. Мониторинговые процедуры используются в роли инструмента контроля эффективности и качества образовательного процесса в детском саду. С их помощью можно:
  • отследить и проанализировать динамику развития и детей, их образовательные достижения;
  • систематически отслеживать результативность педагогической системы, планируя ее работу и прогнозируя результаты;
  • ставить оперативные и перспективные цели, определяя связи между участниками образовательного процесса. 
Мониторинг является регулярной и систематической процедурой сбора информации и оценки качества оказания образовательных услуг в детском саду. 

Скачать книгу «Оценка качества образования»
Скачать бесплатно в .pdf

Комплексный и мониторинг в детском саду по ФГОС по областям предполагает аналитическую работу, направленную на установление взаимосвязи между структурными элементами,  качеством постановки образовательного процесса, поиском и преодолением затруднений. Оценивается состояние развивающей среды и разнообразие видов деятельности детей, взаимоотношения воспитанников и уровень их физического/психического здоровья, сформированность личных качеств и отношением к себе и окружающим. 
ФГОС дошкольного образования регламентирует потребность в анализе образовательных результатов воспитанников, включающем:
  • промежуточное оценивание степени освоения программы — опирается на особенности развития интегративных качеств;
  • итоговое оценивание, осуществляемое при завершении этапа дошкольного образования и переходе в школу. 

Система мониторинга в старшей группе или младшей предполагает анализ полученных промежуточных и итоговых результатов с последующей оценкой динамики развития дошколят. 

Мониторинг позволяет диагностировать личностные, интеллектуальные и физические качества воспитанников посредством экспертных оценок, наблюдений, бесед, использования тестирования и методик нетестового типа. К ключевым методам диагностики педагогического процесса в ДОУ по ФГОС относят игровые задания и создание проблемных ситуаций, социометрию, наблюдение и опросы (интервью), экспериментирование (лабораторное, психолого-педагогическое и естественное), анализ результатов детского труда, проектирование, собеседования с родителями воспитанников и педагогами, контрольно-оценочные занятия, анкетирования.

Теоретические основы оказания первой помощи пострадавшим

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебный курс «Компетенции воспитателя»

За прохождение курса — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Сочетание всех типов используемых методов диагностики обеспечивают максимальную объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг образовательного процесса в детском саду

Система мониторинга в ДОУ прошла непростой путь становления. Понятие мониторинга прочно вошло в педагогическую практику только после внедрения федеральных государственных требований в состав образовательной программы, закрепивших потребность в диагностике в младших, средних, старших и подготовительных группах. Но и на этом этапе педагоги столкнулись с отсутствием разработанной методологии и инструментария мониторинговых процедур. К счастью, в достаточно сжатые сроки были представлены действенные методики мониторинга освоения образовательной программы и оценки личностных качеств авторства:

  • Афонькина Ю.А;
  • Веракса Н.Е. и Веракса А.Н.;
  • Верещагина Н.В.;
  • Калачева Л.Д. и прочих. 
Первоначально сложилось остро негативное восприятие мониторинга в педагогической среде, вызвавшее формальный подход к выполнению процедуры и заполнению итоговых таблиц, а также непонимание потребности в диагностике. Таким образом, диагностика по Вераксе по ФГОС или иные мониторинговые процедуры не отражали истинную картину результативности образовательного процесса, поскольку полученные данные не были связаны с системой работы в детском саду (коррекцией ошибок, планированием, взаимодействием с семьями воспитанников). К сожалению, не все педработники знают, чем отличается мониторинг от диагностики в ДОУ, ведь эти процедуры являются во многом схожими. 
Опыт ведущих дошкольных учреждений доказал эффективность следующего алгоритма проведения мониторинга:
  1. определение и обоснование объектов мониторинга;
  2. поиск подходящих методов оценки;
  3. планирование и реализация мониторинговых процедур;
  4. анализ, систематизация и структурирование собранных сведений;
  5. оценка и интерпретация данных;
  6. соотнесение с результатами прошлых исследования;
  7. прогнозирование возможных изменений;
  8. принятие управленческих решений. 
Мониторингом в детском саду занимается аналитико-диагностическая группа, в которую входят воспитатели, музыкальные руководители, физруки, медицинский работник, педагог-психолог, преподаватель ИЗО, заместитель заведующей по УВР. На основании полученных сведений экспертная группа делает вывод по диагностике в средней группе, старшей или младшей. Служба мониторинга качества образования опирается на работу пяти ключевых специалистов:
  • заведующий ДОУ — руководит оценочными процедурами, проводит социологический мониторинг, контролирует кадровое обеспечение процесса, собирает данные для формирования госзаказа;
  • заместитель по АХЧ — проводит оценку материально-технического оснащения;
  • заместитель по воспитательно-методической работе — курирует педагогическую диагностику, соотносит результаты образовательного процесса федеральным требованиям;
  • медицинская сестра — выполняет медико-валеологический контроль, проверяя состояние здоровья детей и их основных функциональных систем, уровень физического развития;
  • педагог-психолог — ответственен за социально-психологический мониторинг, оценивая личностное и когнитивное развитие воспитанников, отслеживает характер взаимоотношений между дошкольниками.

Цели и задачи мониторинга в ДОУ

Педагогическая диагностика или мониторинг в ДОУ необходимы для определения содержания индивидуально-групповой работы с детьми и лежим в основе перспективного планирования. Мониторинг сводится к диагностике индивидуальных достижений воспитанников в процессе освоения программы. Такие показатели гуманистической образовательной модели, как умения, знания, навыки и способы творческой деятельности рассматриваются с позиции средств, которые способствуют развитию личностных качеств и ценностных ориентаций ребенка. 

Мониторинг по ФГОС в младшей, средней, старшей и подготовительной группе проводится в целях развития учреждения, выявления результатов его деятельности и определения их соответствия нормативным требованиям. Он тесно связан с исследовательской и аналитической работой, определением и устранением затруднений. 
Мониторинг ставит целью:
  • определение и анализ уровня достижений в художественно-эстетическом, познавательно-речевом, социально-личностном и физическом развитии в соответствии с нормативными показателями;
  • контроль динамики развития личностных качеств и последующего психолого-педагогического сопровождения детей. 

Схема мониторинга в ДОУ

Задачи мониторинга в ДОУ:
  • определение уровня развития интегративных качеств воспитанников детского сада, актуальных на момент диагностики на каждом возрастном этапе;
  • оценка степени освоения образовательной программы и стартовой готовности к школьному обучению (для воспитанников подготовительных групп); 
  • обозначение личностные достижения дошколят и на основании их разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения. 
Посредством мониторинга как во 2 младшей группе, так и в старшей по ФГОС для достижения комплексного подхода к оцениванию результатов можно изучить качество:
  • образовательной деятельности — то, как дети осваивают образовательную программу, какие достижения и качества демонстрируют, насколько они готовы к школе и в какой мере родители воспитанников удовлетворены качеством оказываемых в детском саду услуг;
  • учебного процесса — как в учреждении организована образовательная и самостоятельная деятельность, налажено взаимодействие с родителями;
  • условий в ДОУ — как в детском саду обустроена развивающая среда, каков кадровый потенциал. 
Оценочные процедуры опираются на принципы динамичности, прогностичности, непрерывности, научности, коллегиальности и междисциплинарности, а потому предполагают систематический сбор информации, унифицированный формат сбора данных, обеспечение оперативной обратной связи. 

Периодичность проведения мониторинга в детском саду 

Дошкольные учреждения самостоятельно определяют сроки проведения мониторинговых процедур. Мониторинг «От рождения до школы» по ФГОС, как и диагностика степени освоения других программ проводится дважды в год (чаще всего в августе и мае), что позволяет оценить динамику развития воспитанников и их личностных достижений. 

Специалисты рекомендуют:
  • в младших группах параллельно с педагогической диагностикой проводить мониторинг нервно-психического развития детей, предложенную Пантюхиной Г.В. и Печорой К.Л.;
  • в средних группах целесообразнее проводить диагностику не один-два раза в год, а после освоения каждой темы, благодаря чему удастся не просто констатировать итоговый результат, но и проанализировать процесс освоения программы детьми на каждом ее этапе;
  • мониторинг в подготовительной группе проводится ежегодно при выпуске воспитанников, включая оценку интегративных свойств детей. Воспитатель составляет портрет выпускника детского сада, опираясь на основную образовательную программу, особенности образовательного процесса в учреждении, кадровое обеспечение. 

Использование результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание»,, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Наличие математической обработки результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого дошкольника.

Образцы таблиц мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС представлены в Приложениях.

Отчет по мониторингу в ДОУ включает оценку интегративных качеств воспитанников, отражая  их физически и культурно-гигиенические навыки, эмоциональную отзывчивость, активность и любознательность, коммуникабельность, способность планировать и управлять своим поведением, умение решать личностные и интеллектуальные задачи, владение предпосылками универсальных учебных действий, первичными представлениями о мире, государстве, природе. 

По итогам мониторинга для каждого дошкольника можно разработать индивидуальный образовательный маршрут, определить цели и задачи реализации образовательных технологий по ФГОС в ДОУ по формированию интегративных качеств, умений и навыков дошкольника по тем разделам ООП, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. При осуществлении повторного мониторинга образовательного процесса в конце учебного года заполняется последняя графа, описываются достижения дошкольника в отслеживаемый период времени в результате проводимой с детьми педагогической работы.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов. Структурированное и формализованное представление результатов позволяет корректировать направления работы с дошкольниками и максимально эффективно планировать использование всех имеющихся в ДОУ ресурсы.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников дошкольного образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (скачать в pdf).

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Здравствуйте, Гость!
Вам предоставлен неограниченный доступ к журналу "Справочник старшего воспитателя"
23
 : 
56
 : 
45

После активации Вы сможете читать экспертные статьи, скачивать образцы документов и использовать полезные сервисы

Темы сентября

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.