Реализация системно-деятельного подхода в образовании

167

Современные технологии и особенности образовательной деятельности позволяют создать оптимальные условия для развития детей. При этом учащиеся привыкают к тому чтобы самим добывать и применять полученные знания на практике. Такой подход приучает детей получать знания не в готовом виде, а в результате активной работы с окружающей средой.

Именно такой способ может обеспечить ученику необходимый бесценный опыт при реализации системно-деятельного подхода, что и позволяет успешно проходить обучение на последующих этапах развития. Если рассматривать стандарты ФГОС для дошкольного образования, в них предусмотрено обучение по программе соответствующей их возрасту, личностным особенностям.

Для каждого воспитанника подразумевается индивидуальная программа развития в независимости от того, является ли учащийся одарённым или у него есть проблемы со здоровьем. Организация учебной деятельности профессиональной образовательной организации ДОУ, в данном случае помогает обеспечить развитие творческого потенциала, образовательного сотрудничества, а также раскрыть познавательные ресурсы детей.

Основная цель которую преследует дошкольное учебное учреждение состоит в том чтобы повлиять на развитие личности ребёнка, сделать её жизнедеятельной, участвующей в сознательном обучении.

Реализация системно-деятельного подхода предполагает:

  • Умение детей ставить цели - например, разведать почему на цветочной поляне исчезли ромашки и т. п.
  • Возможность учащихся решать поставленные педагогом задачи - например, найти способ уберечь лесные цветы от уничтожения: поставить специальные знаки для туристов, чтобы они не рвали их или вырастить саженцы цветов в домашних условиях и пересадить их на поляне в лесу.
  • Особенности данной образовательной деятельности таковы, что дети должны уметь отвечать за качество выполняемого задания.

Чтобы реализовать подобный образовательный подход нужно учитывать некоторые принципы.

Организация деятельности профессиональной образовательной организации: принципы реализации

  1. Принцип субъективности - состоит в определённом воспитании детей, где обучающийся должен научиться самостоятельно планировать действия и выстраивать собственный алгоритм решения проблемы, оценивать собственные шаги и результат работы.
  2. Принцип учёта предрасположенности к видам деятельности, а также их смена при реализации системно-деятельного подхода выражается в том, что в процессе игровых тренингов дети пробуют себя в ролях строителей, спасателей, директоров и т. д. При этом они стараются решить потенциальные проблемы которые могут возникнуть в работе связанной с их профессией, например: как построить дом для трёх поросят, если в лесу нет кирпича или как переплыть реку если лодки нет.
  3. Вышеуказанные особенности образовательной деятельности предполагают также соблюдение принципа преодоления личного пространства детей для совместного обучения со взрослыми. В данном случае дети узнают всё новое только от преподавателя, поэтому нет ничего удивительного в том, что есть необходимость сближения ребёнка и учителя (воспитателя).
  4. Принцип результата проделанной работы - при правильной организации деятельности профессиональной образовательной организации, педагог помогает детям увидеть результаты работы которую они выполняют, в дальнейшем это помогает использовать полученные знания в повседневности (например: если построенный плот не выдержал, значит он неверно сделан или материалы были не слишком прочные и т. д.).
  5. Реализация системно-деятельного подхода предполагает также принцип мотивированности детей - согласно критериям данного принципа у каждого обучающегося ребёнка должен быть веский мотив, конечная цель, чтобы его действия не были бессмысленными для него самого. Например, детей часто мотивируют спасением сказочных персонажей, якобы именно для этого они отправляются в путешествие, строят замок и т. д. В данном случае особенности образовательной деятельности сводятся к мотиву, который соответствует развитию детей в дошкольном возрасте.
  6. Принцип рефлексии - предполагает не просто подведение итогов. В большинстве случаев педагог должен задавать детям проблемные вопросы, например: “Зачем мы сегодня с вами строили плот?” или “В каких жизненных ситуациях может пригодиться такое умение?”. Верная организация деятельности профессиональной образовательной организации позволяет детям, отвечая на подобные вопросы учиться анализировать (чтобы знать что получилось сделать, а что требует доработки).
  7. Принцип нравственного воспитания - педагог просит детей оказать помощь кому-либо, это приучает их к отзывчивости, доброте и толерантности. Кроме того при реализации системно-деятельного подхода, дети учатся работать вместе, находить общий язык с одноклассниками (не перебивать при общении, слушать друг друга при работе в парах).
  8. Принцип сотрудничества - дети должны чувствовать себя не учениками а сотрудниками, частью общей команды и педагог должен умело организовать такую работу. Например: предложить детям вместе придумать как можно доехать в царство Снежной Королевы.
  9. Особенности подобной образовательной деятельности предполагают также соответствие принципу активности детей - то есть преподаватель должен их стимулировать к тому чтобы делать самостоятельные выводы, правильно применять полученную информацию и запоминать только самое необходимое. Для этого обычно детям задают наводящие вопросы, например: “Артём, а как ты считаешь, на чём лучше поехать в царство Снежной Королевы?”.
Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль