Групповые формы методической работы в ДОУ под руководством старшего воспитателя

488

На сегодняшний день существуют несколько форм методической работы в ДОУ с кадрами. Для того, чтобы определить наиболее эффективную, старшему воспитателю следует провести анкетирование педагогов. Анкеты помогут узнать, какие затруднения возникают у педагогов во время работы и спланировать вид совместной консультационной деятельности с воспитателями.

Групповые формы методической работы с воспитателями в ДОУ

Групповые консультации – это самая распространённая форма методической поддержки педагогов. Как правило, консультации на протяжении учебного года организовываются ежемесячно. При таком подходе в год выходит где-то девять консультаций, однако, их количество можно увеличить в зависимости от запросов воспитателей. 

Семинары-практикумы – наиболее результативная форма работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ. На таких мероприятиях тема рассматривается сразу в двух формах: в теории и на практике. На консультации педагоги могут получить лишь основные указания и разобрать теоретические вопросы, а на семинаре у них есть возможность, действовать,  разрабатывать, составлять, например, конспект необычной тематической прогулки и таким образом пополнять методический кабинет.

Например, можно провести семинар-практикум по знакомству детей с народными промыслами. Во время семинара-практикума воспитатели не просто читают, что такое дымковская игрушка, как она зародилась, но и узнают, в каком возрасте  следует знакомить дошкольников с этой темой, на что обратить внимание, какие методы и приёмы в работе применить с детьми. Затем воспитатели сами пишут конспекты или сценарий, или лепят и расписывают, изучают приёмы дымковской игрушки. Для эффективной работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ следует использовать семинар-практикум ежегодно в годовом плане.

Семинары делятся на постоянно действующие, - для этого старший воспитатель может взять тему, актуальную в следующем году, и краткосрочные (из одного или двух занятий по определённой теме). В каждое из занятий обязательно нужно включать теорию вопроса и практику. Результаты семинара влияют на перспективное планирование по каждой возрастной группе. 

Ещё одна результативная форма работы с воспитателями в ДОУ - круглые столы. Подготовка к круглому столу проходит в два этапа:

  • выбор темы, которая будет обсуждаться, подготовка литературы, подборка, которую могут почитать педагоги, участвующие в этом круглом столе; 
  • формулировка вопросов - во время обсуждения на круглом столе целесообразно использовать не более трёх-пяти вопросов к обсуждению. Ведущий круглого стола должен отслеживать, чтобы обсуждение основной проблемы вместилось в три-пять вопросов, не уходило в побочные вопросы и было чётко ограничено по времени.

Практикумы могут входить как в состав семинара, так и быть самостоятельной формой методической работы в ДОУ. Например, можно провести практикум перед Новым годом, собрав воспитателей и предложив им практикум по изготовлению ёлочных игрушек из бумаги и других материалов. Во время практикума воспитатели сами учатся делать игрушки, а старший воспитатель комментирует, какие игрушки – для младших детей, какие могут сделать дети постарше, какие – вместе со взрослыми, с родителями. 

Наконец, методические объединения. Эта форма методической работы чаще используется за пределами ДОУ, когда участвуют три, пять детских садов или муниципальные методические объединения, или городские методические объединения. Планируя годовой план или проект годового плана, старший воспитатель должен изучить, какие методические объединения в городе, в районе, в области будут проходить в следующем учебном году и для какой категории. Затем, посоветовавшись с руководителем, старшему воспитателю необходимо определить, кого от коллектива следует направить на это методическое объединение (городское, муниципальное, районное или областное). Воспитатель, побывав на методическом объединении, сможет не только обогатиться знаниями, но и привезти материалы для того, чтобы распространить их в коллективе. Это отличает методические объединения как форму работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ от консультаций, где каждый воспитатель может зафиксировать какое-то предложение исключительно для себя и уйти с консультации.

Для методического объединения надо обязательно готовить пакет практических документов. Материалы методических объединений обычно пополняются, хранятся в методическом кабинете и являются важной составляющей качества дошкольного образования и организации педагогического процесса.

Ещё одна форма методической работы в ДОУ, которая указывается в годовом плане, - выставки. Для неё могут быть задействованы рисунки детей, организованы мини-выставки и мини-музеи, и так далее. В качестве примера можно взять процесс организации выставок в музеях, в библиотеках, в больших организациях, у которых эта форма – ведущая, основная. Целесообразно провести выставку в несколько этапов: торжественное открытие, сама выставка, закрытие и награждение с приглашением гостей. 

Две объединённые формы методической работы в ДОУ – это мастер-классы и открытые занятия. В течение каждого учебного года раз в квартал должно быть спланировано открытое мероприятие. Для воспитателей это могут быть мастер-классы и открытые просмотры, для родителей – дни открытых дверей, для вновь поступающих в детский сад – тоже дни открытых дверей - самые разные формы.

Не менее эффективной формой работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ являются творческие микроруппы. Старшие воспитатели, имеющие большой опыт работы в педагогическом коллективе, используют эту форму. Творческие микро-группы в количестве трёх – семи человек вместе нарабатывают интересный материал. 

Особенности деловой игры как формы методической работы в ДОУ

Деловая игра может быть как самостоятельной формой методической работы в ДОУ по какой-то определённой теме, так и результативной, контрольной формой проверки знаний воспитателей в форме деловой игры. Например, если по определенной теме были проведены семинар, консультации и открытый урок, тогда, чтобы проверить знания педагогов, не устраивая им экзамен и собеседование, можно провести деловую игру, на которой они продемонстрируют знания. Деловая игра может использоваться и при проведении педсовета, в таком случае весь педсовет или отдельная его часть выстраивается в форме деловой игры.

В деловой игре – две основные цели. Одна цель связана с конкретной теорией вопроса по заданной теме, а вторая цель - сплотить коллектив, выделить какие-то качества, или объединить людей в единых подходах к реализации методик. 

Выбрав тему для деловой игры, нужно составить сценарий, продумать, как разместить воспитателей, какую работу они выполнят до начала деловой игры, с каким багажом знаний они придут.  При необходимости можно разделить их на подргуппы.

Какую бы форму системы методической работы в ДОУ ни выбрал старший воспитатель, основным критерием будет являться эффективность, профессиональная компетентность педагогов, которая отслеживается, по результатам работы. Подготовив и проведя ту или иную форму работы с педагогом, старший воспитатель должен ответить себе на вопрос: "Получил ли я удовлетворение от того, что я сегодня делал вместе с педагогами?" Ответ на этот вопрос подскажет, что стоит учесть в будущем.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль