Работа старшего воспитателя с педагогическим опытом в ДОУ

329

В деятельности старшего воспитателя важное место занимает работа с педагогическим опытом. Педагогический опыт помогает в совершенствовании образовательного процесса. Он является источником новых идей, подходов, технологий к организации педагогического процесса. Система работы старшего воспитателя в области педагогического опыта ДОУ складывается из выявления и создания опыта, а также представления его и распространения в работу других педагогов. 

Педагогический опыт играет огромное значение в деятельности методиста ДОУ любого ранга. При этом следует учитывать, что не каждый опыт работников ДОУ можно назвать передовым и педагогическим. Он должен отвечать пяти основным критериям. 

Основные требования к педагогическому опыту в ДОУ

Первое требование – высокая результативность. Если старший воспитатель решает использовать педагогический опыт, представленный в журнале или книге, то ему стоит обратить внимание на то, какая результативность у этого опыта. Старшему воспитателю необходимо изучить, какие действия стал предпринимать коллектив после проводимых методик, какие действия сформировались у дошкольников. Нужно определить, что воспитанники ДОУ не знали и не умели до применения методики, и что знают и умеют после применения методик. 

Второе – научная обоснованность педагогического опыта ДОУ. Опыт не рождается сам по себе, он является результатом взаимодействия науки (педагогической, психологической и др.) и практики. Эти два пространства – наука и практика, должны быть согласованы друг с другом. Наука не может изобрести методы и приёмы в тиши кабинета с закрытыми окнами и дверями. Для этого существуют базовые учреждения, где специалисты должны опробовать свою идею, научное изыскание на практике в базовом дошкольном учреждении, на экспериментальной площадке. На практике первичная идея трансформируется: отсекается лишнее, выясняется, что не нужно, что недоступно или невозможно. Научная обоснованность предполагает, что каждый воспитатель, рассказывая о своём опыте, должен знать, на каких научных основах он это делает, где что об этом говорится в педагогике, психологии или в смежных науках.

Третье требование – это творческая новизна передового педагогического опыта ДОУ. Этот критерий является относительным, поэтому его делят на три стадии. Первая – это опыт новаторства. Вторая стадия – новизна – заключается в том, что материал, который взяли для использования в работе ДОУ, получает дополнительные методы и приёмы.  Третья стадия – добросовестная работа грамотного воспитателя детского сада, педагога. Добросовестное исполнение своих обязанностей обеспечивает высокую результативность при применении определенной методики.

Четвёртое требование – актуальность педагогического опыта ДОУ. Актуальность диктуется временем. Например, такая форма, как педагогические проекты с детьми, с родителями, проектная деятельность, актуальна сегодня. Именно под эти формы пишутся книги, под них разрабатывают соответствующие практики.

Пятое требование – сокращение затрат времени на достижение результатов. 

Если педагогический опыт ДОУ отвечает всем пяти критериям, тогда в задачу старшего воспитателя входит включить его в годовой план. Чтобы включить его в годовой план, старшему воспитателю нужно проработать годовую задачу. В годовую задачу входит решение проблемы на уровне педагогического коллектива дошкольного учреждения. У кого-то из воспитателей по этой проблеме может быть более высокий результат. Следовательно, первый шаг старшего воспитателя - выявить, какие у воспитателей наиболее результативные методы, приёмы в работе по данной проблеме. Педагогический опыт работы воспитателя ДОУ по данной проблеме необходимо изучить и представить на всеобщее обозрение, на коллектив в форме открытого показа или отчёта на педсовете. В изучение входит создание целостной педагогической системы или опыта отдельного педагога под руководством старшего воспитателя.

Совместная деятельность старшего воспитателя ДОУ и педагога с наиболее высокими результатами по конкретной проблеме заключается в совместном изучении литературы, составлении сценариев режимных моментов, применение их на практике. Педагогический опыт внутри ДОУ может быть обобщён в трёх формах:

  • в форме рассказа (выступление на педсовете);
  • в форме показа (открытый показ);
  • в форме доклада или описания, который можно послать в журнал или в периодическую печать.

Презентация педагогического опыта в ДОУ наиболее удачно проходит в форме выступления на педсовете или в форме рассказа на консультации. Также может быть использована форма показа: мастер-класс, открытый показ и т.д. 

Этапы работы с передовым педагогическим опытом в ДОУ 

Первый – владение информацией и проведение действенного анализа идей, замыслов, технологий, которые существуют в практике. 

Второй - преодоление валового подхода к выявлению педагогического опыта в ДОУ. Искать и выявлять в работе педагогов необходимо только самое ценное. Добросовестная работа, результативная работа – это обязанность каждого воспитателя. Старший воспитатель должен организовать проблемное поле поиска опыта по актуальным вопросам. 

Третий – осуществление действенного обобщения на основе сопоставления опыта, накопленного в разных местах и организация адресного распространения и внедрения. Производить данные действия следует дифференцированно, основываясь на сильных и слабых сторонах каждого воспитателя.

Следуя этим этапам работы с педагогическим опытом в ДОУ, старший воспитатель сможет обеспечить его эффективную реализацию в дошкольном учреждении и использовать его в качестве оперативной формы разрешения назревших в практике противоречий и быстрого реагирования на запросы и изменяющийся педагогический процесс.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль